Методическая разработка Литературно-гимнастической композиции "Об этом нельзя словами"
методическая разработка (11 класс)

МЕДИКОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА

О событиях в Багеровском противотанковом рве в Керчи нельзя молчать – это как Бабий яр в Киеве или Пискаревское кладбище в Петербурге. Он являет собой завещание потомкам – не допустить повторения страшной трагедии времен ВОВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

композиции, посвященной 75-летию Победы в ВОВ

Тема: «Память жива»

Возраст: 14-18 лет

Форма организации деятельности: воспитательное мероприятие в рамках реализации проекта «Память жива»

Цель: формирование у воспитанников патриотизма как чувства уважения, гордости и ответственности перед своей страной

Задачи:

- вовлечение воспитанников в коллективную, творческую деятельность

- изучение истории страны, города

- воспитание гражданскую позицию воспитанников

Методы:  наглядный, групповая работа, использование ИКТ

Основные понятия: Родина, патриот, долг, ответственность, героизм.

Оборудование и ТСО: средства ИКТ, музыкальное оборудование

Подготовительная работа: изучение исторических материалов,  подбор  музыкальных  материалов, оформление слайд видео-презентации, составление сценария мероприятия

Литературно-гимнастическая композиция

(c элементами гимнастических пирамид, каждая пирамида усиливает и подчёркивает образ и настроение того или иного эпизода)

«Об этом нельзя словами»

по стихотворению И. Сельвинского «Я это видел»

Актеры, одетые в черные одежды перемещаются в броуновском движении с восклицаниями «Вы это видели?», «Вы это слышали?»

С начало музыкального акцента актеры застывают в разных мизансценах и только эхом произносят окончания фраз,  сказанных актером в военной форме

Музыкальный акцент «Как страшно об этом писать»

На сцене писатель-фронтовик

Можно не слушать народных сказаний,
Не верить газетным столбцам,
Но я это видел. Своими глазами.
Понимаете? Видел. Сам.

Актеры в рапиде начинают шагать на месте, демонстрируя безысходность, и постепенно опускаются на землю

Вот тут дорога. А там вон — взгорье.
Меж нами
вот этак —
ров.
Актеры (все). (медленно поднимают головы с болью утраты)

Из этого рва поднимается горе.
Горе без берегов
.

Гимнастическая пирамида

Нет! Об этом нельзя словами…
Тут надо рычать! Рыдать!
Семь тысяч расстрелянных в мерзлой яме,
Заржавленной, как руда.

С усилением музыкального акцента актеры эхом произносят окончания фраз,  сказанных актером писателем-фронтовиком

Гимнастическая пирамида

Лежат, сидят, всползают на бруствер.
У каждого жест. Удивительно свой!
Зима в мертвеце заморозила чувство,
С которым смерть принимал живой
,

И трупы бредят, грозят, ненавидят…
Как митинг, шумит эта мертвая тишь.
В каком бы их ни свалило виде —
Глазами, оскалом, шеей, плечами
Они пререкаются с палачами,
Они восклицают:
 (все) «Не победишь!»

Как страшно об этом писать. Как жутко.

Но надо. (все) Надо! (все) Пиши!
Фашизму теперь не отделаться шуткой:
Ты вымерил низость фашистской души,
Ты осознал во всей ее фальши
«Сентиментальность» пруссацких грез,
Так пусть же
сквозь их
голубые
вальсы
Торчит материнская эта горсть.

Иди ж! Заклейми! Ты стоишь перед бойней,
Ты за руку их поймал — уличи!
Ты видишь, как пулею бронебойной
Дробили нас палачи,
Так загреми же, как Дант, как Овидий,
Пусть зарыдает природа сама,
Если
все это
сам ты
видел
И не сошел с ума.

Гимнастическая пирамида

Но молча стою я над страшной могилой.
Что слова? Истлели слова.
Было время — писал я о милой,
О щелканье соловья.

Казалось бы, что в этой теме такого?
(все) Правда? А между тем
Попробуй найти настоящее слово
Даже для этих тем.

А тут? Да ведь тут же нервы, как луки,
Но строчки… глуше вареных вязиг.
Нет, товарищи: этой муки
Не выразит язык.

Он слишком привычен, поэтому бледен.
Слишком изящен, поэтому скуп,
К неумолимой грамматике сведен
Каждый крик, слетающий с губ.

Гимнастическая пирамида

Здесь нужно бы… Нужно созвать бы вече,
Из всех племен от древка до древка
И взять от каждого все человечье,
Все, прорвавшееся сквозь века,-
Вопли, хрипы, вздохи и стоны,
Эхо нашествий, погромов, резни…
Не это ль
наречье
муки бездонной
Словам искомым сродни?

Гимнастическая пирамида

Но есть у нас и такая речь,
Которая всяких слов горячее:
Врагов осыпает проклятьем картечь.
Глаголом пророков гремят батареи.
Вы слышите трубы на рубежах?
Смятение… Крики… Бледнеют громилы.
Бегут! Но некуда им убежать
От вашей кровавой могилы.

Ослабьте же мышцы. Прикройте веки.
Травою взойдите у этих высот.
Кто вас увидел, отныне навеки
Все ваши раны в душе унесет.

Ров… Поэмой ли скажешь о нем?
Семь тысяч трупов.
Семиты… Славяне…
Да! Об этом нельзя словами.
Огнем! Только огнем!

Музыкальный акцент «Как страшно об этом писать» усиливается


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Некоторые нетрадиционные виды работы со словами из словаря "

В этой статье представлены виды работы по запоминанию слов из словаря: это шифровка, дешифровка различными символами....

Методическая разработка урока. "Страшно на этом свете, господа!" ( по рассказу В.П.Астафьева "Заматерелое зло")

Анализ художественного произведения как одна из форм успешной подготовки к ЕГЭ (на примере рассказа В.П.Астафьева "Заматерелое зло". Дана презентация к уроку....

Методическая разработка урока по теме:"Лексическое значение слова"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Лексика. Лексическое значение слова", 6 класс...

Методическая разработка урока: "Способы объяснения лексического значения слова"

Интегрированный урок (русский, английский языки, литература) для 5 класса. Урок строится на основе анализа стихотворения «Дом, который построил Джек» на русском и английском языках.Учащиеся работают в...

Методическая разработка «МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО, МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»

Методическая разработка  «МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ  НАШЕ БОГАТСТВО,  МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»Видео:Что такое толерантность? Краткая история терпимости lhttps://ww...