Урок по балладе Жуковского "Лесной царь"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Калюх Ирина Павловна

Расширить представление о личности Жуковского. Знакомство с балладой. Сопоставление с балладой Гёте. Сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_ballade_zhukovskogo_lesnoy_car.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

ВАСИЛИИ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ.

« ЛЕСНОЙ ЦАРЬ » (из И.В. Гете)

Особенности балладного сюжета. Роль диалога.

Слайд 1 (заставка)

 ЦЕЛЬ УРОКА:  

  • Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству Жуковского - переводчика, автора баллад.
  • Раскрыть своеобразие художественного мира Жуковского: тончайший психологизм, «мелодия чувств», неудовлетворенность действительностью, утверждение ценностей человеческой жизни. Формировать представление о балладе как лиро - эпическом жанре, о сюжете, о диалоге и его роли в создании художественного образа и раскрытии конфликта между персонажами.
  • Развивать память, мышление, воображение, устную речь учащихся.
  • Воспитывать любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.

 Слайд 2 (2 эпиграфа)

 Переводчик в прозе есть раб,

Переводчик в стихах - соперник.

 В.А. Жуковский

 

В балладе ... главное не событие, а ощущение,

которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя...

В.Г. Белинский

 

Ход  урока

  1. Вступительное  слово        

Слайд 3    (портрет)

     Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль.

     Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи.

     Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»... Поистине как голубь чист и цел он духом был...» (Ф.И. Тютчев)

      Это - Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами Жуковский - автор баллад.

  1. Проверка домашнего задания    

Слайд 4    (заставка)

Экспресс-тест  по статье учебника

  1. Жанр баллады

Слайд   5 (жанр баллады)

   Что такое баллада? Это небольшое лирическое стихотворение, имеющее сюжет, который чаще всего описывает таинственные драматические события. 

Слайд  6  (черты баллады)

    Песня - баллада есть в русском устном народном творчестве. Но сегодня речь пойдёт о балладе немецкого поэта И.В. Гёте, которую на русский язык перевёл поэт В.А. Жуковский. Называется эта баллада « Лесной царь».

    Сегодня нам предстоит познакомиться с её содержанием, поговорить об особенностях балладного сюжета и о роли диалога в произведении.

IV.  Особенности балладного сюжета.   Роль диалога.

    Читая и анализируя балладу «Лесной царь», нам предстоит убедиться в правоте Жуковского, который однажды сказал: «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах - соперник». Эти слова взяты  первым эпиграфом к уроку.

     Наблюдая за развитием сюжета, мы должны будем определить его особенности. И мне кажется, что в какой - то мере нам в этом поможет мысль В. Г. Белинского о том, что «В балладе главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит...».

Справка:

Слайд  7  (Гёте)

     И.В. Гёте (1749 - 1832) - великий немецкий поэт и мыслитель. Многие из его баллад, например «Лесной царь», написаны на основе народных преданий.

Слайд  8  (предыстория)

     Баллада Гёте называется «Erlkonig» - «Король эрлов». Слово «Erlkonig» впервые употребил Гердер, старший современник Гёте. Он взял это слово из датской баллады, оно означало главу таинственных существ, странных окололюдских духов, которые являются путнику из тьмы и несут неминучую гибель. Эрлы – эльфы, делающие смертельный укол в спину. Предчувствие беды нас не обмануло.

Слайд 9

      Почему же Жуковский назвал свой перевод «Лесной царь»? Один из исследователей мифологии в начале прошлого века описал наших леших как неких родственников прекрасных британских эльфов: «Это обитатели и хранители лесов особливого свойства. Когда идут по лесу, то равны с лесом, когда идут по траве, то равны с травою, а иногда являются они людям в образе человеческом». Леший – хозяин леса и его обитателей. На Севере и в Сибири существуют легенды, что всеми Лешими правит Лесной царь. Вот о таком герое и баллада Жуковского.

1.   Знакомство с балладой (аудиозапись на фоне музыки)

Слайд 10

2.  Работа по тексту баллады

Слайд 11

      В балладе как будто бы встретились известные вам три начала   литературы: эпическое (повествование о событиях), лирическое  (стихотворная форма, выражение чувств) и драматическое   (диалогическая речь).

     Повествовательный элемент заключается в    сюжете. Сюжет легко пересказать.

  • Попробуйте это сделать по строфам.

Слайд 12 (1)

1 – холодная ночь, в пути запоздалый ездок с сыном, сын испуганный. Продрогший приникший к отцу-старику.

Слайд   13  (2,   3)

2 – малютке кажется, что лесной царь в тёмной короне, с густой бородой глянул, сверкнул ему в глаза.

3 -  лесной царь, обращаясь к младенцу, обещает ему чертоги (дворцы) из золота. Цветы и струи из бирюзы и жемчуга.

Слайд   14  (4,    5)

4 -  сын рассказывает отцу об обещании царя, на что старик отвечает, что мальчик увидел колыхнувшиеся от ветра листы.

5 -  лесной царь рисует весёлые картины жизни в его дубраве, когда его дочери будут играть с младенцем, летать.

Слайд  15  (6,   7)

6 -  испуганный младенец сообщает отцу, что дочери царя кивают ему из тёмных ветвей, отец же успокаивает его, говоря, что это тёмные ветлы.

7 -  пленённый красотой младенца, лесной царь убеждён, что он будет его.

Слайд  16  (8)

8 -  отец оробел, он не скачет – летит; но младенец уже мёртв.

  • А чем эта баллада напоминает драматическое произведение?
  • Если читать по ролям, то сколько человек потребуется?

Слайд 17

Полилог – (от греч. polys – многочисленный и logos – речь) – разговор, беседа между многими лицами.

  • Кто герои баллады?

(Ездок-отец, ребёнок, Лесной царь).

(по клику – на слайде 17)  

       В балладе есть диалог, который, как и в драматическом произведении является основным средством создания художественного мира. Диалог в балладе принимает вид спора, тем самым способствует раскрытию конфликта между персонажами, отчетливо проявляя их характеры, цели взгляды и убеждения. Кроме того, именно диалог помогает определить тему и идею произведения. Жуковский показывает яростную борьбу между добром и злом и доказывает мысль о том, что человек - высшая ценность мира.

Слайд 18  (картинки)

  • Видит ли Лесного царя отец?

(Нет, взрослые менее доверчивы; они слепы)

  • Почему видение является только сыну?

(Тайный мир невидимого грозит в первую очередь детской невинной душе; Дети невинны, чисты и доверчивы)

  • Каким нам представляется Лесной царь?

  • Какое трагическое событие положено в основу сюжета?              

(Смерть мальчика).

  • Почему побеждает Лесной царь и что это означает для ребёнка?

(Отец не верит сыну, не вникает в его страхи… И Лесной царь завладевает душой ребёнка).

  • Почему ребёнок назван сначала «сын молодой», затем – «дитя», «малютка», «младенец»?

(Мысль о вечном обновлении души: чтобы родиться, надо умереть; ребёнок идёт на убыль)

   

     Труднее всего обнаружить лирическое начало, которое создается всем  строем стихотворения, всем его содержанием. Уже в первых строках   баллады как будто слышится топот коня, уносящего ездока с сыном   от беды. Это предчувствие беды создает у нас тревожное настроение.   Тревога сменяется гнетущим страхом за судьбу ребенка, которого   невозможно спасти. Таков неумолимый рок.

  • В какое время происходит действие?

(Ночь; господство тьмы: «под хладною мглой», «в ночной глубине», «тёмные ветви»). 

   

      По словарю «свет» - это лучистая энергия, которая делает мир видимым, а «тьма» - это отсутствие света, мрак. И эта ночь, и туман, и мгла – это символы враждебных человеку сил. (Проследить по тексту борьбу света и тьмы: хоть и «белеет», но это белеет «туман», а «при месяце» - будут ребёнка «усыплять»… Всё указывает на гибель).

     Слово «тёмный» в XIX веке имело ещё одно значение, кроме нам привычного, - «слепой, заблуждающийся».

  • К какому герою мы можем это отнести?  

(Отец слеп…)   

V.  Обобщение

     У Гёте  ребёнок погибает от Лесного царя. Гуманист Жуковский не мог допустить, чтобы ребёнку от прикосновений лесного царя было больно (у Гёте именно так), ему только душно. И к отцу Жуковский добрее, чем немецкий поэт. Сын умирает от страха, т.е. естественной смертью. Отцу от этого менее горестно.

VI.   Литература и музыка

Слайд 19 (музыка)

       Австрийский композитор Франц Шуберт, современник И. В. Гёте,  создал музыкальное произведение на слова баллады «Лесной царь». Современники Шуберта дали яркую оценку музыки баллады: «Мелодия захватывает своей глубокой правдивостью, характеризуя внутреннее содержание действия, смену переживаний отца, ребёнка и Лесного царя».

    Его  сочинение  вы слушали вместе с балладой Жуковского.

(по клику – Ramshtain)

    Я надеюсь, вы не только ощутили, как нарастает чувство тревоги, но и поняли, что в балладе «главное всё-таки не событие, а ощущение, которое оно вызывает». В этом В.Г. Белинский прав.

Слайд 20 (Цветаева)

         Жуковский вдохнул в эту балладу наш, русский дух. Марина Цветаева об этом писала так: «У Жуковского мы видим старика, величественного, «в тёмной короне, с густой бородой...». Нам от него, как от всякой царственности, вопреки всему всё - таки спокойно. У Гёте - неопределённое -  неопределимое! – неизвестное».

Слайд 21 (памятник на могиле Жуковского)

      Я надеюсь, вам теперь понятно, что имел в виду Жуковский, когда называл переводчика в стихах соперником. Каждый раз, переводя стихотворения немецких или английских поэтов, Жуковский создавал своё оригинальное, неповторимое произведение. И, как мне кажется, выигрывал поединок.

VII.  Домашнее  задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе по программе Е.Д. Критской. Тема "Баллада "Лесной царь" Ф.Шуберта"

Урок позволяет углубить знания о творчестве Ф. Шуберта. Учащиеся знакомятся с одной из жемчужин вокальной лирики в мире баллад - балладой "Лесной царь"...

Методическая разработка урока музыки в 6 классе "Старинной песни мир" на примере творчества Франца Шуберта.. Баллада "Лесной Царь"

ГБОУ СОШ № 29 с углубленным изучением французского языка и права Василеостровского района Санкт - Петербурга учитель музыки Форат Юлия ВикторовнаРазработка урока "Старинной песни мир"( на пр...

Урок музыки в 6 классе. Баллада "Лесной царь"

Данная презентация посвящена изучению баллады "Лесной царь" на уроке музыки в 6-ом классе....

Презентация к уроку музыки в 6 классе на тему: " Старинной песни мир. Баллада " Лесной царь"

Данная презентация является дополнением к уроку музыки  в  6 классе на тему " Старинной песни мир. Баллада " Лесной царь."  Данная презентация направлена на раскрытие межпредметных связ...

Урок по теме: "Жуковский- переводчик и создатель оригинальной поэмы на примере баллады "Лесной царь"".

Урок  литературы с немецким языком. Чтение баллады  И.В. Гете и  В.А. Жуковского. Сравнение  перевода и оригинала....

Открытый урок по теме: "Ф. Шуберт баллада "Лесной царь"

Урок-погружение в 6 классе по теме: Ф. Шуберт "Лесной царь"...