Методическая разработка урока музыки в 6 классе "Старинной песни мир" на примере творчества Франца Шуберта.. Баллада "Лесной Царь"
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Форат Юлия Викторовна

ГБОУ СОШ № 29 с углубленным изучением французского языка и права

 Василеостровского района Санкт - Петербурга

 учитель музыки Форат Юлия Викторовна

Разработка урока "Старинной песни мир"( на примере творчества Ф.Шуберта)

Баллада " Лесной Царь"

 

Цели:   

     развитие эмоциональной сферы учащихся

     воспитание  эстетического вкуса

     передача духовного опыта поколений

Задачи:

Раскрыть понятие жанра Романтизм

 жанра баллада

жанра баркарола

жанра серенада

 углубить знания о творчестве Ф.Шуберта

углубить знания о связи музыкальной образности с жанром произведения

продолжать работу над чистотай интонации при пении,

над цепным дыханием,

учить выполнять правильную музыкальную фразировку

Технологии:

элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения

информационные технологии

Тип урока:

комбинированный

Музыкальный материал:

Ф.Шуберт баллада " Лесной царь", "Вечерняя серенада", "Баркарола"

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, фортепиано 

Ход урока

Организационный момент:

Приветствие. Настрой на активную работу, внимательное слушание музыки.

 

Первый блок -теоретический

Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре.Романтизм явился своеобразной реакцией на Просвещение с его культом разума. Его возникновение было обусловлено разными причинами. Важнейшая из них – разочарование в итогах Великой французской революции, не оправдавшей возлагавшихся на нее надежд.Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства идостойна только отрицания. Мечта – это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства – никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.

Шуберт Франц (1797—1828), австрийский композитор.

Родился 31 января 1797 г. в Лихтентале близ Вены в семье школьного учителя. Отец и старшие братья обучили Франца игре на скрипке и фортепиано.

Благодаря красивому голосу с 1808 по 1812 г. он был певчим Венской придворной капеллы, одновременно обучаясь в конвикте (хоровое училище-интернат). Здесь наставником Шуберта по композиции был до 1816 г. А. Сальери.

С 1814 г. Шуберт учительствовал в школе отца, правда, не чувствуя особой склонности к этому. В 1818 г. он оставил преподавание и всецело занялся творчеством. Уже за время своей недолгой работы в школе Шуберт создал около 250 песен, среди которых шедевр мировой вокальной лирики «Лесной царь» (1814 г.; на стихи И. В. Гёте).

Вокруг композитора объединились единомышленники, поклонники и пропагандисты его творчества. Именно благодаря их усилиям к Шуберту пришли слава и признание. Сам же он отличался жизненной непрактичностью.

Основой творчества Шуберта стала песня. Всего им написано более 600 произведений этого жанра. Среди них вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (1823 г.; на стихи В. Мюллера) -— простая и трогательная история любви скромного подмастерья и дочери хозяина мельницы. Это один из первых вокальных циклов в истории музыки.

В 1823 г. Шуберт стал почётным членом Штирийского и Линцкого музыкальных союзов. В 1827 г. им был написан ещё один вокальный цикл на стихи Мюллера — «Зимний путь». Уже посмертно, в 1829 г., вышел последний вокальный сборник композитора — «Лебединая песня».

Кроме вокальных сочинений Шуберт много писал для фортепиано: 23 сонаты (из них 6 незавершённых), фантазия «Скиталец» (1822 г.), «Экспромты», «Музыкальные моменты» и др. В период с 1814 по 1828 г. написаны 7 месс и «Немецкий реквием» (1818 г.) — основные сочинения Шуберта для солистов, хора и оркестра.

Для камерного ансамбля композитор создал 16 струнных квартетов, 2 струнных и 2 фортепианных трио и др. Он писал также оперы («Альфонсо и Эстрелла», 1822 г.; «Фьера-брас», 1823 г.).

Умер 19 ноября 1828 г. в Вене.

Баллада "Лесной Царь"  

Баллада - жанр, встречающийся в литературе и музыке. Само слово "баллада" в разные эпохи и у разных композиторов означало не одно и то же. Как одна из форм народно-поэтического творчества, своими корнями баллада уходит в далёкое средневековье.Баллада - развёрнутое эпическое полотно, в котором объективное повествование о давно прошедшем свободно переходит в драматический показ событий; в то же время эпичность и драматизм не исключают личного авторского отношения, лирических отступлений. Это переплетение эпического, драматического и лирического открывает широкий простор творческой фантазии.     С конца XVIII века распространяется романтизм - новое художественное течение, пришедшее на смену классицизму. Термин «романтизм» имеет отношение к понятию «романс», которое ассоциировалось со сферой причудливого и фантастического. «Романтическими» считались такие произведения музыкального искусства (а также литературы и живописи), где фантазия, воображение, непосредственная живость в обрисовке эмоциональных состояний преобладают над уравновешенностью и сдержанностью, т.е. достоинствами присущими прежде всего искусству классицизма. Ко всему этому с конца XVIII и особенно в XIX веке резко возрастает интерес к фольклору. Неудивительно, что именно в это время баллада становится одним из самых любимых жанров, ведь в ней есть всё, что может привлечь поэтов и музыкантов романтического направления - старинное предание в основе, повышенная эмоциональность.Лесной царь" Шуберта остаётся самым совершенным его созданием в этом новом жанре романтической музыки и одним из самых ярких примеров данного жанра вообще.

    Почти неправдоподобными кажутся факты, приводимые друзьями и биографами композитора. Йозеф Шпаун пишет о том, как создавалась баллада "Лесной царь": "Однажды в послеобеденное время мы с Майрхофером зашли к Шуберту, который тогда жил с отцом на Химмельпфортгрунде. Мы застали Шуберта очень возбуждённым, громко читающим из книги "Лесного царя". Он несколько раз прошёлся с книгой взад и вперёд, внезапно он сел, и через самое короткое время, так быстро, как только можно записать, прекрасная баллада уже была занесена на бумагу". (Шпаун Йозеф, Воспоминания о Шуберте).     Особый успех Шуберту принесла баллада "Лесной царь". Наряду с другими песнями и ансамблями баллада публично впервые была исполнена на большой академии, состоявшейся весной 1821 года в венском театре Кернтнертон. По этому поводу венская газета "Summler" писала: "Эта баллада, исполненная 7 марта знаменитым певцом придворной оперы г-ном Фоглем на концерте, устроенном благородными дамами с благотворительной целью, настолько понравилась своей музыкой, что её пришлось по общему требованию повторить. Это произведение исполнялось уже раньше в лучших домах, где музицируют, и повсюду на долю шубертовского произведения выпадал заслуженный, т. е. самый шумный успех".   

 
    Реальные лица - повествователь, отец, ребёнок - объединены близостью интонационного строя. Но в соответствии с текстом, в музыку баллады всякий раз привносятся новые штрихи, которые оттеняют индивидуальные черты, состояние каждого персонажа. Драматическим репликам реальных персонажей противопоставлена манящая, завлекающая сладость речей лесного царя. Обратите внимание, в третий раз, когда попытки завлечь ребёнка сменяют угрозы, развитие достигает максимального напряжения и динамизированная реприза перерастает в кульминационную вершину всего произведения (прослушивание музыки). Суровый лаконизм заключительной фразы, произносимой повествователем, ещё резче подчёркивает трагизм ситуации. Сгущённую фантастичность картины "Лесного царя", мрачную ночь, бешенную скачку коня, бредовые идеи умирающего ребёнка Шуберт облекает в реальные образы действительного мира, отчего драматизм происходящего становится более ощутимым, остро впечатляющим.    "Лесной царь" - это свободная композиция, музыкальное строение которой подчинено развёртыванию сюжета. 
 

 

ЛЕСНОЙ ЦАРЬ


Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» —
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой».—
«О нет, то белеет туман над водой».

«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».

«Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит».—
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».

«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».

«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей».—
«О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».

«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».—
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».

Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.

 

Чтение по ролям. Рассказчик, Отец, Младенец, Лесной Царь. 

Вопрос классу: Какой музыкой можно охарактеризовать этих героев?

 Прослушивание Баллады.

Задание: Определить и записать в творческих тетрадях эмоциональный настрой каждого из действующих лиц.

 

Прослушивание и анализ ответов. 

                                                                                                                                        Песни  Франца Шуберта

  В поисках сюжетов для своих песен Шуберт обращался к стихам многих поэтов (около 100), очень различных по масштабам дарования – от таких гениев, как Гете, Шиллер, Гейне, до поэтов-любителей из своего ближайшего окружения (Франц Шобер, Майрхофер). Наиболее стойкой была привязанность к Гете, на тексты которого Шуберт написал около 70 песен. С юных лет восхищала композитора и поэзия Шиллера (более 50). Позже Шуберт «открыл» для себя поэтов-романти­ков – Рельштаба («Серенада»), Шлегеля, Вильгельма Мюллера и Гейне.

Серенада

Серенада (фр. serenade, от итал. serenata, от sera — вечер) — музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь. В истории музыки существует несколько трактовок этого понятия.

 

В самом старом значении серенада — песня, исполненная для возлюбленной, обычно в вечернее или ночное время и часто под её окном.Знаменитая «Серенада» Франца Шуберта — это один из безусловных шедевров музыкальной драматургии ХIХ века. Характерные шубертовские философско-лирические интонации звучат здесь особенно пронзительно и многопланово.Чувство, не находящее приюта, мука, переходящая в полёт...Уверенная проза графики и чувственные поэтические акварельные полутона... Мелодия, волнующая душу уже почти два столетия и современная форма...

Прослушивание " Вечерней серенады" 

Вопрос классу: Какими прилагательными можно охарактеризовать  это музыкальное произведение?

Прослушивание ответов и их анализ. Выписать ответы на доску.

Сегодня мы познакомимся с еще одним вокальным произведением Ф.Шуберта " Баркарола"

Баркарола - народная песня венецианских гондольеров. ( барка-лодка,т.е. баркарола- песня, исполняемая в лодке, на воде)

Плавность, имитация мягкого покачивания плывущей лодки, восхищение красотой окружающего мира- все это мы можем слышать в это чудесной песне.

Прослушивание.

Поробуем сделать зарисовку своих впечатлений от этой музыки в творческие тетради.

Повторное прослушивание. Показ рисунков.

Второй блок - вокальная работа.

 

                              Разучивание Баркаролы.

 Пение по фразам.

Соединение фраз.

Обратить внимание на дыхание. Перед .." О, КАК НА СЕРДЦЕ.." берем необходимый запас дыхания. Вдох активный.

На словах "...РОЗОВЫМ БЛЕСКОМ..."  используем прием " Цепное дыхание"

 В завершение урока сделаем обобщение, ответим на вопросы:

1.Что такое Романтизм в музыке?

2. Что такое баллада?

3.Что такое баркарола?

4.Сколько песен написал Ф. Шуберт?

 5. Кто автор литератуного текста " Лесной Царь"?

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме "Вторая жизнь песни".

Цели: -повысить познавательный интерес учащихся к миру народной музыки -подчеркнуть жизненную основу всех искусств -развитие памяти Задачи:  -показать  связь русской народной песни...

Методическая разработка урока музыки для 5-7 классов по теме "Песни-герои военных лет"

В современном мире существует проблема незнания достояния и культурного наследия страны. Учащиеся практически не имеют представления о композиторах и поэтах, написавших композиции, поднимающие военный...

Методическая разработка урока музыки в 6 классе по теме: "Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов"

Данная методическая разработка урока будет полезна в работе учителям музыки.Разработка урока составлена с учетом требований ФГОС.В разработку урока включены познавательные и игровые моменты, что позво...

Методическая разработка по музыке на тему: "Композиторы эпохи романтизма во Франции"

В презентации представлена краткая характеристика эпохи романтизма. Даны биографии передовых композиторов Франции указанной эпохи. Приведен разбор оперы Ж.Бизе "Кармен" с музыкальными аудио ...

Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения

Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...

Методическая разработка урока музыки в 6 классе на тему «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»

Данная методическая разработка урока будет полезна в работе учителям Музыки.Разработка урока составлена с учетом требований ФГОС.В разработку урока включены познавательные и игровые моменты....