Тесты по творчеству М.Ю.Лермонтова
методическая разработка по литературе по теме

Тесты охватывают большой материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольный тест по творчеству М.Ю.Лермонтова.

По «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

1. Назовите век, в котором происходят события поэмы.

1) 14век                                         3) 17 век

2) 16 век                                        4) 15 век

2. Кто стоит на пиру позади царя?

1) стольники                                3) сводники

2) охранники                               4) собачники

3. Что Кирибеевич попросил у царя?

1) женить его                               3) дать надел земли

2) дать должность при царе       4) отпустить сражаться с басурманами

4. Каково имя старой работницы в семье Калашниковых?

1) Елисеевна                                3) Евгеньевна

2) Еремеевна                                4) Елизаровна

5. Кому перед боем не поклонился Калашников?

1) жене                                         3) богу

2) царю                                         4) сопернику

6. Какая вещь Алены Дмитриевны оказалась у Кирибеевича?

1) кольцо                                     3) серьга

3) фата                                         4) кулон

7. Какого цвета традиционно была рубаха палача?

1) белого                                     3) красного

2) черного                                   4) не носил рубахи

8. Где происходят события в первой части поэмы?

1) в доме купца                          3) в Коломенском

2) в Кремле                                 4) в Белом доме

9. Чего больше всего боялась Алена Дмитриевна?

1) царского суда                         3) людской молвы

2) немилости мужа                     4) лютой смерти

10. Какая дорога не проходила возле могилы купца Калашникова?

1) Владимирская                       3) Суздальская

2) Киевская                                4) Рижская

11. Кто из родственников Алены Дмитриевны был рядом с ней?

1) отец                                       3) старший брат

2) младший брат                       4) сестра

12. С кем гусляры сравнивают царя?

1) с соколом                             3) с кречетом

2) с ястребом                            4) с вороном

13. Какой перстень вручил царь Кирибеевичу?

1) с яхонтом                           3) с яшмой

2) с алмазом                           4) с жемчугом

14. Куда уходила из дома Алена Дмитриевна в злополучный вечер?

1) в лавку                         3) в гости

2) в церковь                     4) на свидание

15. Что сделал Калашников перед поединком?

1) надел рукавицы          3) надел кольчугу

2) снял рукавицы            4) снял шапку

16. Какие товары в своей лавке предлагал купец Калашников?

1) еду                               3) кондитерские

3) шелковые                    4) контробандные

17. Из какой семьи родом Кирибеевич?

1) Сигизмунда                3) Малюты Скуратова

2) Бориса Годунова        4) Василия Шуйского

18. Что удивило купца Калашникова, когда он вернулся домой?

1) отсутствие еды         3) присутствие жены

2) присутствие гостя     4) отсутствие жены

19. Сколько ударов нанесли друг другу противники в бою?

1) 3             2) 5            3) 2                4) много

20. Какой крест поставили на могиле Калашникова?

1) кленовый                   3) дубовый

2) осиновый                   4) еловый

По стихотворению «Когда волнуется желтеющая нива…»

21. В данном стихотворении поэт признается в том, что:

1) созерцание природы улучшает настроение

2) наблюдая за природой, он обретает согласие и гармонию в своей душе

3) окружающая его природа равнодушно взирает на его страдания.

22. Строки:

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива….-

содержат:

1) сравнение

2) олицетворение

23. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» написано Лермонтовым в 1837 году, когда он находился под арестом. После чего был сослан на Кавказ. Причина ареста:

1) участие в бунте студентов против преподавателей университета

2) написание и распространение стихотворения «Смерть поэта»

3) нарушение воинской дисциплины в лейб-гвардии гусарском полку.

24. В этом стихотворении Лермонтов выражает:

1) приверженность православию, самодержавию и народности

2) уважение к воинской славе

3) любовь к Родине

 

ТЕСТ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ».

  1. Эпиграф к поэме взят из:

А) былин

Б) Библии

В) древнерусских летописей

Г) стихотворения Горация

2. В чем заключается смысл эпиграфа?

А) восстание против судьбы, против Бога

Б) раскаяние, безнадежное смирение

В) зищита права человека на свободу

3. Определите жанр произведения.

А) баллада

Б) элегия

В0 поэма-исповедь

Г) притча

4. Какие рифмы использовал автор в поэме?

А) женские рифмы

Б) мужские рифмы

В) и те и другие

5. К какому литературному направлению можно отнести поэму?

А) сентиментализм

Б) реализм

В) романтизм

Г) классицизм

6. Что можно назвать символом свободы в поэме?

А) степь

Б) Кавказ

В) барса

Г) девушку-грузинку

7. Выделите черты романтизма в поэме «Мцыри».

А) бурная, неистовая природа

Б) гибель героя

В) герой одинок и не понят миром

Г) введение сна героя в сюжет поэмы

Д) мотив борьбы, мятежа

8. Какова роль описаний природы в поэме

А) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе

Б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу

Г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета

9. Какой момент в сюжете поэмы является центральным?

А) побег из монастыря

Б) встречу с грузинкой

В) бой с барсом

Г) гибель Мцыри

10. В чем заключается основная идея произведения?

А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения

Б) тоска по воле

В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти

Г) призыв к борьбе с любым проявлениям деспотизма

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».

1 вариант.

1. Рассказчики в романе:

А) Максим Максимыч, странствующий офицер, Печорин.

Б) Максим Максимыч, Печорин.

2. Композиция романа:

А) последовательная

Б) сложная , с нарушенной хронологией

В) рамочная.

3. Печорин и Максим Максимыч:

А) близки духовно, потому что обращение способствовало раскрытию характеров двух офицеров

Б) отдалились друг от друга, так как Максим Максимыч не простил Печорину смерть Бэлы

В) духовно разобщены: их разделяют возраст, социальный статус и жизненные цели.

4. Действие повести «Бэла» происходит:

А) в Пятигорске

Б) В Крыму

В) на Кавказе.

5. Максим Максимыч:

А) человек, которому чужды благородство, смелость, преданность.

Б) офицер, которого в жизни не волнует ничего, кроме службы, четкого выполнения должностных обязанностей.

В) добрый, отзывчивый, благородный человек.

6. Поступки Печорина в повести «Бэла», его помыслы и поведение.

А) трагические

Б) романтические

В) комические.

7. «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу», - пишет Лермонтов о героине романа:

А) княжне Мери

Б) Вере

В) Бэле.

8. Печорин отказывается встретиться с Максимом Максимычем спустя пять лет, потому что:

А) они чужие люди, которых не связывает ничего, кроме давней службы

Б) торопиться уехать по служебному поручению

В) старый солдат мог напомнить Печорину то, о чем он не хочет вспоминать.

9. В предложении: «Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо…» - автор прибегает

А) к гиперболе

Б) к сравнению

В к аллегории.

10. Для Печорина характерны:

А) склонность к самоанализу, самопознанию

Б) надменность, презрительность.

В) легкомысленность, бесцельность.

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».

2 вариант.

1. Поведение Печорина в повести «Тамань» объясняется:

А) его молодостью, любознательностью, неопытностью.

Б) желанием узнать правду, как живут люди, что их волнует, каковы мотивы их поступков

В) страхом за свою жизнь.

2. В предложении: «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие…» - автор использовал:

А) метафору

 Б) гиперболу

В) сравнение.

3. Повесть, входящая в состав «Журнала Печорина» и представляющая собой дневниковые записи Печорина:

А) «Бэла»

Б) «Княжна Мери»

В) «Тамань»

4. «Двойник» Печорина в романе, духовно и интеллектуально близкий ему, эгоист и скептик:

А) Грушницкий

Б) Вернер

В) Вера.

5. Полюбив Печорина, княжна Мери изменилась, а именно:

А) стала  избегать общения с людьми, боясь вновь пережить трагедию.

Б) стала еще более кокетливой, надменной, без сожаления разбивала сердца поклонников.

В) стала самостоятельной, уверенной в себе, нежной и доброй.

6. «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» - так раскрыл свою душу Печорин:

А) перед княжной Мери

Б) перед доктором Вернером

В) перед Максим Максимычем.

7. Персонаж повести «Княжна Мери», которому Печорин сказал о себе: «Я сделался нравственным калекой; одна половина души моей не существовала … тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого…» , - это:

А) Вера

Б) Вернер

В) княжна Мери.

8. Качество Грушницкого:

А) невежество

Б) грубость

В) подлость

9.   В монологе, обращенном к Максиму Максимычу, Печорин говорит о двух причинах своего несчастного характера:

А) одиночество и плохие приятели

Б) его испортили женщины и книги

В) Бог создал его таким, повлияло общество, воспитание.

10. Печорин признавался, что давно уже живет не сердцем, а головою. Перед возможной смертью(перед дуэлью с Грушницким) он думал:

А) о своих родных

Б) о себе

В) о любимой женщине.                      

         

Лирика М.Ю.Лермонтова.

1 вариант.

1. Тема стихотворения «Смерть поэта»:

А) судьба поэта

Б) трагедия поколения

В) назначение поэта и его роль в обществе.

2. Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта» открыто не называет имени убийцы Пушкина:

…Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы;

Не мог  понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!..

Понятно, что автор имеет в виду:

А)Николая I

Б) Ж.Ш.Дантеса

В) К.К.Данзаса.

3. Поэт убежден, что:

А) виновников смерти Пушкина накажет законный  суд, потому что он верит в справедливость

Б) убийцы Пушкина никогда не будут отвечать за содеянное преступление

В) высший, Божий суд накажет виновников гибели Пушкина.

4. Тема стихотворения «Поэт»:

А) история воинской славы кинжала

Б) характеристика современному поэту общества

В) миссия поэта.

5. В строке: «Твой стих, как Божий дух, носился над толпою…» - автор прибегает:

А) к сравнению

Б) к метафоре

В) к антитезе.

6. Эпитет из стихотворения «Родина», с помощью которого поэт охарактеризовал свою любовь к родине

А) странная

Б) нежная

В) печальная.

7. Любовь к Родине, которую выражает поэт в стихотворении, является:

А) обязательным для каждого жителя России чувством

Б) результатом религиозного воспитания гражданина России

В) естественным чувством человека, преданного родине.

8. В своих стихах «Родина» и «Когда волнуется желтеющая нива…» Лермонтов выражает:

А) приверженность православию, самодержавию и народности.

Б) уважение к воинской славе.

В) любовь к родине.

9. У Лермонтова пророк – поэт:

А) проповедует, невзирая на презрение и непонимание

Б) смиренно терпит ненависть людей, осуждающих его гордость

В) страдает от непонимания людей и их презрение к нему.

Лирика М.Ю. Лермонтова.

2 вариант.

1. Стихотворение «Смерть поэта» отличает:

А) наличие постоянных эпитетов

Б) наличие славянизмов

В) изменение ритма.

2. Лермонтов вспоминает героя произведения Пушкина, чью судьбу, а именно гибель на дуэли, повторил поэт:

И он убит – и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой…

Этот персонаж:

А) Пугачев

Б) Дубровский

В) Ленский.

3. Утверждение Лермонтова, что кинжал «игрушкой золотой…блещет на стене», означает:

А) оружие украшает стены дома

Б) оружие, как и поэзия, с которой сопоставляет автор кинжал, потеряли свою прежнюю силу

В) в мирное время оружие не нужно.

4. Строки:

…Наш ветхий мир привык

Морщины прятать под румяны…-

Содержат:

А0 метафору

Б) сравнение

В) гиперболу.

5. Обращение: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк» - Лермонтов адресует:

А) поэту-лирику

Б) поэту-гражданину

В) поэту-пророку.

6. Строки:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез…-

Из стихотворения Лермонтова:

А) «Родина»

Б) «Когда волнуется желтеющая нива…»

В) «Прощай немытая Россия…»

7. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» поэт признается в том, что:

А) созерцание природы улучшает настроение

Б) наблюдая за природой, он обретает согласие и гармонию в своей душе

В) окружающая его природа равнодушно взирает на его настроение.

8. Произведение Лермонтова, в котором выявлен  конфликт между гражданским сознанием и истинной любовью человека к своему отечеству («Люблю – за что, не знаю сам»);

А) «Прощай немытая Россия…»

Б) «Родина»

В) «Когда волнуется желтеющая нива..».

9. Строка: «И ненавидим мы, и любим мы случайно…»- содержит:

А) антитезу

Б) аллегорию

В) олицетворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина

Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина...

Контрольный тест по творчеству М.Ю.Лермонтова (7-8 класс)

Тест посвящен биографии М.Ю.Лермонтова и поэме "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" . Тест разбит на 3 части: в первой  задания с вариантами(часть А)...

Тест по творчеству М.Ю.Лермонтова

Презентация содержит тестовые вопросы и ответы к ним. Проводится на обобщающем уроке литературы по творчеству писателя в 9 классе....

Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова (9 класс)

Тест состоит из 3 частей: тестовая часть, ответы по тексту, развернутый ответ на вопрос в форме сочинения-рассуждения. В тест  включены вопросы  по биографии поэта  и роману "Герой наше...

Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова, 6 класс

Тест по произведению М.Ю. Лермонтова  включает в себя задания типа А, В и С....

Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова

Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова для учащихся 9 - 11 классов....

Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова

Данный тест поможет учителям литературы проверить знания учащихся....