Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова
тест по литературе (9 класс) на тему

Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова для учащихся 9 - 11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon test.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Тест

М.Ю. Лермонтов

 

Задание 1

Михаил Юрьевич Лермонтов жил:

  1. 1814-1841
  2. 1824-1849
  3. 1812-1837

Задание 2

Определите темы лирики М. Ю. Лермонтова по группам названий стихотворений:

  1. «Письмо»,  «Чаша жизни», Монолог», «Ангел», «К»
  2. «Монолог», «Кладбище», «Исповедь», «Смерть», «Земля и небо».
  3. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк»
  4. «Новгород», «Жалобы турка», «Парус», «Желание», «Прощай, немытая Россия», «Кинжал»
  5. «Родина», «Бородино», «Прощай, немытая Россия»
  6. «И скучно и грустно», «Утёс», «На севере диком», «Узник», «Сосед» ,»Соседка», «Пленный рыцарь».
  7.  «Я к вам пишу», «Кавказ»

  • тема поэта и поэзии
  • любовная лирика
  • мотив богоборчества
  • тема родины
  • тема природы
  • философская лирика
  • вольнолюбивая лирика          

                                   

Задание 3

Определите размер стихосложения:

                               

   И гордый Демон не отстанет,

                                  Пока живу я, от меня,

                                  И ум мой озарять он станет

                                  Лучом чудесного огня.

                                  Покажет образ совершенства

                                  И  вдруг отнимет навсегда.

                                  И, дав предчувствия блаженства,

                                  Не даст мне счастье никогда.

                                   

                                  1  Ямб

                                  2 Хорей

                                  3 Дактиль

                                  4 Амфибрахий

                                  5 Анапест

                                                 

Задание 4

Укажите количество стоп в стихе:

                «Сижу за решёткой в темнице сырой...»

                1 2 стопы

                2 3 стопы

                                                         

                                                             

Задание 5

Определите период творчества поэта, к которому относятся указанные стихотворения и поэмы Лермонтова:

             1 «Мцыри»,  «Демон», «Что толку жить»

             2 «Молитва», «Памяти А.И, Одоевского», «Завещание»

  • романтический
  • реалистический

                                 

Задание 6

Найдите метафоры и сравнения в приведённых строках:

             1 « В пространстве  брошенных светил»

             2 «Под ним Казбек, как грань алмаза»

  • метафора
  • сравнение

Задание  7

Гипербола - это:

  1. Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном преуменьшении, эмоционально воздействующим на читателя.
  2. Изображения неодушевлённых или абстрактных предметов, при котором они  наделяются свойствами живых существ.
  3. Один из тропов, художественное преувеличение, усиливающее какие- либо качества  или результаты поступков и  эмоционально воздействующее на читателя.

Задание 8

Подчеркните гиперболы, использованные в тексте:

             « Я тот, чей взор надежду губит,

              Я тот, кого никто не любит

              Я бич рабов моих земных,

              Я царь познанья и свободы.

              Я враг небес. Я зло природы.

              И, видишь,- я у  ног твоих!

              Тебе принёс  я в умиленье

              Молитву тихую любви,            

              Земное первое мученье

              И слёзы первые мои»

Задание 9

Кульминацией поэмы «Демон» является:

  1. Убийство жениха Тамары
  2. Смятенье и муки Тамары, попытки найти спасение в монастыре
  3. Борьба Тамары со своим влечением к Демону.
  4. Исповедь Демона и его клятва, покорившая Тамару

                                                 

Задание 10

По идейному содержанию произведений Лермонтова  определите их названия:

  1. Возвеличивание человека в его стремлениях к свободе, к неограниченному познанию мира, поиск «вечного обновления», «вечного возрождения», «история души» главного героя - могучей личности с нереализованными возможностями.
  2. Протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине.
  3. Защита чести, права и достоинства человека, призыв к свободе двух противоборствующих сил.

  • «Песня про купца Калашникова...»
  • «Мцыри»
  • «Демон»

Задание 11

К какому идейно - эстетическому направлению в литературе принадлежит роман «Герой нашего времени»:

  1. Романтизм
  2. Критический реализм
  3. Сентиментализм
  4. Просветительский реализм
  5. Классицизм

Задание 12

Тема художественного произведения-это...

  1. Характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и определённым образом преображённые в системе данного художественного мира.
  2. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, предусмотренной композицией данного произведения.
  3. Главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная в нём     писателем.

           

Задание 13

Определите идею романа «Герой нашего времени»:

  1. Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.
  2. Осуждение типической личности дворянского круга и породившей её социальной среды.

 

Задание 14

О нём сказано: «ни в чём не видит для себя закона, кроме самого себя».

  1. Печорин
  2. Онегин
  3. Доктор Вернер
  4. Грушницкий

Задание 15

В чём трагедия  Печорина:

  1. В конфликте его с окружающими.
  2. В неудовлетворённости окружающей действительностью и свойственным ему   индивидуализмом и скептицизмом. В ясном понимании из своей противоречивости «между глубокостью натуры и жалкостью действий» (В.Г. Белинский)
  3. В безразличии ко всему, что его окружает; людям, событиям.
  4. В эгоистичности.

Задание 16

Определите, кому принадлежат приведённые характеристики:

  1. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный.
  2. Эталон идеальных фразёров, не способных « ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалёкий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным самомнением.
  3. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный.
  4. Непосредственная, стихийно-страстная, Странная, жертвенно любящая.
  5. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.
  • Грушницкий
  • княжна Мери
  • Максим Максимыч
  • доктор Вернер
  • Бэла

     

Задание 17

О ком из героев романа идёт речь:

 

 «Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут- а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился, ставнями стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один, бывало, по целым часам слова не добьёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так надорвёшь от смеха... Да-с, с  большими был странностями»

  1. Грушницкий
  2. Печорин
  3. Максим Максимыч
  4. Доктор Вернер

                                               

Задание 18

                           Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его напряжённость, усилить впечатление странности, противоречивости и трагичности характера героя его  показать ярче загубленные возможности его редкой натуры, хронология событий романа нарушена. Восстановите хронологическую последовательность событий  «Героя нашего времени»

  1. Бэла
  2. «Максим Максимыч»
  3. Предисловие к журналу Печорина
  4. «Тамань»
  5. Окончание журнала Печорина
  6. «Княжна Мери»
  7. «Фаталист»

Задание 19

Определите принадлежность портрета героя:

   «... Был человек замечательный по многим причинам. Он   был  скептик и материалист... а вместе с этим поэт, и не шутку - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого...         Он был мал ростом, и худ, слаб, как ребёнок... Его маленькие  чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в наши мысли. В его одежде были вкус и опрятность, его худощавые маленькие руки красовались в светло- жёлтых перчатках».

  1.  Грушницкий
  2. Печорин
  3. Вернер
  4. Максим Максимыч

Задание 20

Психологичность пейзажа романа предваряет состояние героев, события, итог.

Какому событию предшествует данный пейзаж:

   «Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились  вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошёл к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась: там  внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и  временем, ожидали, ожидали своей добычи»

  1. Дуэль Печорина и Грушницкого
  2. Похищение Карагеза
  3. Гибель Бэлы
  4. Выстрел Вулича

                     

Ответы к тесту

№ Задания

Ответы

1

1

2

  • тема поэта и поэзии-3
  • любовная лирика -1
  • мотив богоборчества-2
  • тема родины-5
  • тема природы-7
  • философская лирика-6
  • вольнолюбивая лирика -4        

3

1

4

2

5

  • романтический-1
  • реалистический-2

6

  • метафора-1
  • сравнение-2

7

3

8

-

9

4

10

  • «Песня про купца Калашникова...»-3
  • «Мцыри»-2
  • «Демон»-1

11

2

12

3

13

1

14

1

15

2

16

  • Грушницкий-2
  • княжна Мери-5
  • Максим Максимыч-1
  • доктор Вернер-3
  • Бэла-4

17

2

18

  • Бэла-1
  • «Максим Максимыч»-2
  • Предисловие к журналу Печорина-3
  • «Тамань»-4
  • Окончание журнала Печорина-5
  • «Княжна Мери»-6
  • «Фаталист»-7

19

3

20

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина

Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина...

Тесты по творчеству М.Ю.Лермонтова

Тесты охватывают большой материал...

Контрольный тест по творчеству М.Ю.Лермонтова (7-8 класс)

Тест посвящен биографии М.Ю.Лермонтова и поэме "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" . Тест разбит на 3 части: в первой  задания с вариантами(часть А)...

Тест по творчеству М.Ю.Лермонтова

Презентация содержит тестовые вопросы и ответы к ним. Проводится на обобщающем уроке литературы по творчеству писателя в 9 классе....

Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова (9 класс)

Тест состоит из 3 частей: тестовая часть, ответы по тексту, развернутый ответ на вопрос в форме сочинения-рассуждения. В тест  включены вопросы  по биографии поэта  и роману "Герой наше...

Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова, 6 класс

Тест по произведению М.Ю. Лермонтова  включает в себя задания типа А, В и С....

Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова

Данный тест поможет учителям литературы проверить знания учащихся....