Урок литературы, посвященный году Испании в России на тему "Дон Кихот - вечная книга, вечный герой"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Учащиеся приготовили сообщения о Мигеле де Сервантесе, об истории создания романа, выразительно читали отрывки, пересказывали эпизоды, рассказывающие о приключениях Дон Кихота. Подводя итоги урока, дети нашли общие черты между характерами автора и героя, обнаружили трагекомический характер Дон Кихота, узнали, что Нобелевским комитетом роман Сервантеса признан «книгой всех времен и народов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл don_kihot.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Дон Кихот» - вечная книга, вечный герой.

Цели:

  1. прививать интерес к изучению мировой литературы, формировать культурные и эстетические качества личности, воспитывая внимательного, вдумчивого читателя.
  2. помочь ученикам понять, почему роман Сервантеса «Дон Кихот» - книга на все времена;
  3. развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и литературоведческого анализа.

Ход урока.

I.Актуализация. Сообщение темы, цели урока.

  • Для чего человек читает?
  • Можно ли по книгам научиться жить?
  • А может ли книга изменить жизнь человека?

В 2002 году, подводя итоги ушедшего тысячелетия, Нобелевский комитет собрал авторитетное жюри, в которое вошли сто известных писателей из пятидесяти четырёх стран мира. Их попросили определить лучшее произведение мировой литературы. «Книгой всех времён и народов» был назван «Дон Кихот». Сегодня мы познакомимся с романом, с главным героем его, конечно же, с автором произведения.

II.Комментированное чтение глав романа.

Откроем книгу Сервантеса: «В некоем селе ламанчском, название которого у меня нет охоты припомнить, не так давно жил один из тех идальго, чьё имущество заключается в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче и борзой собаке… Возраст нашего идальго приближался к пятидесяти годам; был он крепкого сложения, телом сухопар, лицом худощав, любитель вставать спозаранку и заядлый охотник».  Так начинается роман.

Во времена Сервантеса были популярны рыцарские романы. Что такое рыцарский роман, и какой идеал героя он предлагает? Рыцарский роман прославляет «рыцаря без страха и упрёка». Рыцарь верен королю и христианской вере, своей родине и Прекрасной Даме. Он мужественный, стойкий человек, побеждает врагов и с честью погибает. Великого Роланда («Песнь о Роланде») недаром напоминает и Дон Кихот как одного из славных рыцарей. Роланд - верный сторонник Карла Великого, даже умирая, он выбирает такую позу, чтобы она говорила о его верности и мужестве. У него, как у всех знаменитых рыцарей, есть конь, меч, щит. Своё оружие и коня он никому не желает оставлять после смерти, его меч даже обладает собственным именем – Дюрандаль. В рыцарских романах герои часто сражаются с персонажами, словно пришедшими в роман из сказок и легенд – с волшебниками, великанами и драконами.

К рыцарским добродетелям относится умение владеть мечом, копьём, плавать, верховая езда, игра в шашки и сочинение стихов в честь Прекрасной Дамы. В кодекс рыцарской чести входят мужество, верность, стойкость, благочестие, щедрость.

  • Похож ли Дон Кихот (Алонсо Кихада) на рыцаря? (Герой стар, некрасив, неуклюж, нелеп.)

Прочитаем другой отрывок: «Надобно знать, что вышеупомянутый идальго в часы досуга отдавался чтению рыцарских романов с таким жаром и увлечением, что почти забросил не только охоту, но даже свое хозяйство…Одним словом, идальго наш с головой ушел в чтение, и сидел он над книгами с утра до ночи и с ночи до утра…Воображение его было поглощено всем тем, о чем он читал в книгах: чародейством, распрями, битвами, вызовами на поединок, ранениями, объяснениями в любви и разной невероятной чепухой…В голову ему пришла мысль, какая еще не приходила не приходила ни одному безумцу не свете, а именно: он почел как для собственной славы, так и для пользы отечества сделаться странствующим рыцарем».

  • Почему Дон Кихот решает в преклонном возрасте стать рыцарем?
  • Что необходимо сделать рыцарю, чтобы иметь право называться странствующим рыцарем и совершать подвиги? (Необходимо пройти обряд посвящения).

 Прочитаем еще один кусочек из романа: «Дон Кихот, быстро покончив со своим скудным ужином, подозвал хозяина, пал на колени и сказал:

- Просьба, с которой я к вам обращаюсь, состоит в том, чтобы завтра утром вы посвятили меня в рыцари.

Хозяин, будучи изрядным шельмой, решил потакать всем прихотям гостя, дабы весело провести ночь…Владелец замка сбегал за книгой, где он записывал, сколько овса и соломы выдано погонщикам, подошел к Дон Кихоту, велел преклонить ему колена, сделал вид, что читает священную молитву, и тут же изо всех сил треснул его по затылку, а затем, бормоча себе под нос что-то вроде молитвы, славно огрел рыцаря по спине его же собственным мечом».

  • Каким показан Дон Кихот в этой сцене? ( Герой здесь показан как единственный человек, всерьёз воспринимающий рыцарство,  верящий в необходимость защиты Добра и Справедливости. Он искренен, доверчив, трогателен в своей беззащитности перед злыми издевательствами хозяина).
  • Какие подвиги он совершает?

Обратимся к следующему эпизоду из романа: «Только успел Дон Кихот немного отъехать, как вдруг справа, из чащи леса, до него донеслись тихие жалобы, точно кто-то стонал.

Проехав несколько шагов по лесу, увидел он лошадь, привязанную к дубу, а рядом, к другому дубу, привязан был голый по пояс мальчуган лет 15, и вот этот мальчуган и стонал, и стонал не зря, ибо некий дюжий селянин стегал его ремнем, сопровождая каждый удар попреками и нравоучениями. Увидев, что здесь происходит, Дон Кихот грозно воскликнул:

-Неучтивый рыцарь! Как вам не стыдно нападать на тех, кто не в силах себя защитить! Садитесь на коня, возьмите копье, и я вам докажу всю низость вашего поступка.

-Сеньор, я наказываю мальчишку, моего слугу, который пасет отару моих овец: из-за этого ротозея я каждый день недосчитываюсь овцы.

- Мерзкий грубиян! Отвязывай его, диво!

Селянин молча отвязал своего слугу. Тогда Дон Кихот спросил мальчика, сколько ему должен хозяин. Тот ответил, что за 9 месяцев по 7 реалов за каждый. Дон Кихот сказал, чтобы хозяин раскошелился, если ему дорога жизнь.

-Беда в том, сеньор, что я не взял с собой денег, придется Андресу пойти со мной, и дома я уплачу все.

-Чтобы я с ним пошел? – воскликнул мальчуган. –Час от часу не легче! Нет, сеньор, ни за что на свете! Если я останусь с ним наедине, то он с меня кожу сдерет.

-Он этого не сделает,- возразил Дон Кихот, - я ему прикажу, и он не посмеет меня ослушаться.»

  • - Каким показан Дон Кихот в этой сцене? (Герой защищает пастушка Андреса, он милосердный, отзывчивый к чужому горю. Он верит в обещание хозяина не обижать мальчика, это подчёркивает наивность Дон Кихота, его веру в лучшие начала в человеке.)

«Тут глазам их открылось не то 30, не то 40 ветряных мельниц, и как скоро Дон Кихот увидел их, то обратился к своему оруженосцу:

-Посмотри, друг Санчо Панса: вон там виднеются 30, если не больше, чудовищных великанов, - я намерен вступить с ними в бой и перебить их всех до единого.

-Где вы видите великанов? – спросил Санчо. – Помилуйте, сеньор, это вовсе не великаны, а ветряные мельницы.

Дон Кихот дал Росинанту шпоры. Заградившись щитом и пустив коня в галоп, вонзил рыцарь копье в крыло ближайшей мельницы; но в это время ветер с такой силой повернул крыло, что от копья остались одно щепки, а крыло, подхватив и всадника, сбросило Дон Кихота на землю.»

  • Приносят ли подвиги героя пользу и добро? (Они бессмысленны в том мире и в то время, а спасение мальчика оборачивается новыми побоями в силу того, что люди, в которых верит герой, слишком злы и непорядочны. Поэтому пастушок и обвиняет своего спасителя. Герой живет в своем мире).

 Духовник герцога советует Дон Кихоту вернуться домой, не смешить людей, жить обычной жизнью. На это он отвечает: «Я – рыцарь и, коли будет на то воля Всевышнего, рыцарем и умру».

  • Безумен ли Дон Кихот, как считают многие персонажи романа? (Дон Кихот живет в своём особом мире, по своим законам, живет искренними порывами, желанием помогать. Окружающие не понимают и не ценят этого. Мир враждебен по отношению к герою. Рыцарские подвиги никому не нужны. Между миром людей и Дон Кихотом – конфликт). 
  • Может ли конфликт разрешиться? (Только в том случае, если Дон Кихот станет таким же, как все. Но это невозможно, так как герой верен себе).
  • Какими положительными качествами обладает главный герой романа? (Он человек дела; он добр (заступается за пастушка); он активный: сам ищет приключения).
  • - Почему люди не ценят эти качества героя? (Дон Кихот ведёт себя не как все. Он фантазёр: верит в волшебные ветряные мельницы, принимая их за великанов. В душе он остаётся ребёнком, доверчивым, искренним и ранимым, а мир живёт по рациональным, «взрослым» законам).
  • Можно ли сказать, что Дон Кихот совершил подвиг? (Да. Ведь это подвиг: зная о своём одиночестве, сражаться за идею Добра. Вечная борьба за эту идею и делает роман и героя Сервантеса бессмертным).

III. Слово учащихся о Сервантесе.

1 ученица: Величайший из испанских писателей Мигель де Сервантес Сааведра родился в Алкала-де-Энарес (пров. Мадрид). Его отец, идальго Родриго де Сервантес, был скромным хирургом, мать — донья Леонор де Кортина; их многочисленная семья постоянно жила в бедности, не оставлявшей будущего писателя на протяжении всей его горестной жизни. Очень мало известно о ранних этапах его жизни. В поисках клиентуры отцу Сервантеса вместе с семьёй приходилось переезжать из города в город. Десятилетний Мигель был определён в колледж иезуитов, где учился в грамматических и гуманитарных классах, затем он стал посещать мадридскую городскую школу и, по-видимому, брать частные уроки.

Семья находилась в крайне стеснённых обстоятельствах, и Сервантес отправился в 1568 году в чужие края в поисках службы и заработка. Начинается полная приключений и опасностей жизнь скитальца-солдата, пленника, беглеца. Некоторое время Сервантес находится в свите папского нунция, затем попадает в регулярную армию, расквартированную в итальянских городах.

Сервантес принимает участие в битве с турецким флотом при Лепанто (1571), где проявляет незаурядное мужество и получает три огнестрельные раны. С этих пор его левая рука навсегда осталась неподвижной. После госпиталя он не оставляет армию, участвует в сражениях, служит в Северной Африке, в Италии и, наконец, в 1575 году отправляется морем на родину. И надо же такому случиться: галеру, на которой он плыл, захватили пираты. Корабль был отведён в Алжир, а пленники проданы в рабство.

Пять лет страданий и борьбы не сломили мужество и стойкость Сервантеса: трижды он пытается организовать групповые побеги и каждый раз после неудачи выдаёт себя за основного и единственного виновника, спасая тем самым жизни товарищей.

2 ученица: Положение Сервантеса осложнялось тем, что при нём нашлись письма крупнейших военачальников, адресованные королю Испании Филиппу II, в которых его рекомендовали с самой лучшей стороны. В расчёте на богатый выкуп пленника содержали в особо тяжких условиях.

Наконец, в 1580 году после долгих переговоров необходимая для выкупа сумма была собрана и Сервантес смог вернуться на родину.

События, связанные с возвращением в Испанию, и пребывание в плену впоследствии дали начало сюжетам многих произведений Сервантеса и отразились в эпизодах «Дон Кихота».

На родине судьба раненого героя и мученика никого не интересовала. Семья находилась в тяжелейшем положении, снова надо было изыскивать средства к существованию. Сервантес начинает служить в качестве комиссара по заготовкам продовольствия, а затем правительственным сборщиком недоимок. В результате столкновения с финансовыми властями и допущенных небрежностей в отчётах он попадает на несколько месяцев в тюрьму.

Определённую известность начало приносить ему литературное творчество. В 1605 году появляется первая книга «Дон Кихота», вторая была написана десять лет спустя.

Всю жизнь писателя мучили нищета и неопределённость будущего. 23 апреля 1616 года он скончался в нужде, угнетаемый заботами и страхом за будущее близких. «Я умираю в надежде на скорую и радостную встречу в ином мире», - писал он за несколько дней до своей смерти.

Надо заметить, что два великих писателя, Шекспир и Сервантес, скончались 23 апреля 1616 года. Наверное, это не просто совпадение: произведения их получили бессмертие.

IV. Особенности характера Сервантеса.

Лучший из биографов Сервантеса, Шаль, характеризовал его так: «Поэту, ветреному и мечтательному, недоставало житейского уменья, и он не извлек пользы ни из своих военных кампаний, ни из своих произведений. Это была душа бескорыстная, неспособная добывать себе славу или рассчитывать на успех, поочередно очарованная или негодующая, неодолимо отдававшаяся всем своим порывам… Его видели то наивно влюбленным во все прекрасное, великодушное и благородное, предающимся романическим грезам или любовным мечтаниям, пылким на поле битвы, то погруженным в глубокое размышление, то беззаботно веселым… Из трудностей жизни он выходит с честью, полным великодушной и благородной деятельности, удивительным и наивным пророком, героическим в своих бедствиях и добрым в своей гениальности».

  • Сопоставьте автора и его героя.

V.Заключительное слово учителя.

В прошлом году Испания и весь мир отметили четырёхсотлетие первой публикации романа Сервантеса. 23 апреля, в день смерти Сервантеса, во многих странах, в том числе и в России, в переполненных залах множество людей, сменяя друг друга, двое суток беспрерывно читали на разных языках эту трагикомическую эпопею от первой строчки пролога: «Досужий читатель! Ты и без клятвы можешь поверить, как хотелось бы мне, чтобы эта книга, плод моего разумения…» — до завершающей авторской росписи-вздоха «Vale». Никакая другая книга не читается хором всем миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения недели русского языка «Великое русское слово», посвященной Году культуры в России

Приобщение  учащихся, педагогов к истории развития русского языка и осознанию его  как культурного феномена и языка русской нации....

Классный час в 5 классе, посвященный Году культуры в России

Это мой первый классный час, первый разговор с моими новыми подопечными - 5 А классом....

Классный час посвященный ГОДУ КУЛЬТУРЫ в России

Россия является многонациональным государством. В Российской федерации помимо русских, составляющих более 80 процентов населения, проживает еще около 180 других народов. В историческом плане доминируе...

Сценарий общешкольного мероприятия, посвященного году кино в России "Фильм, фильм, фильм..."

Цель: знакомство с историей возникновения советского кино, со спецификой и жанрами киноискусства; развитие зрительской активности, художественного вкуса; формирование навыков киновосприятия и стр...

Урок литературы в 6 классе по роману Сервантеса "Дон Кихот". "Вечные образы романа".

Это 2-ой урок по данному произведению. 1-ый был посвящен работе с текстом (чтению и анализу ключевых эпизодов романа, раскрывающих характеры главных героев и идею романа).На дом было дано следующее за...

Урок Мужества, посвященный дню воинской славы России "День неизвестного солдата" 3 декабря 2017 года 7 кл

Цель:Ø воспитание чувства любви к Родине,Ø уважения к героическому прошлому и настоящему нашей страны,Ø популяризация поискового движения.Ø  вспомнить о великой Победе, о героических подвигах сов...

Технологическая карта урока по Литературе, посвященного Году литературы

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;определить содержательные рамки урока...