Урок литературы в 6 классе по роману Сервантеса "Дон Кихот". "Вечные образы романа".
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему

Это 2-ой урок по данному произведению. 1-ый был посвящен работе с текстом (чтению и анализу ключевых эпизодов романа, раскрывающих характеры главных героев и идею романа).

На дом было дано следующее задание: 1. Выучить определения понятий "пародия" и "афоризм". 2. Написать мини-сочинение по типу рассуждение "Толкование одного из афоризмов Сервантеса". 

3. Найти и выразительно прочитать одно из стихотворений о Дон Кихоте авторов: Ю.Друниной,С.Я.Маршака, В.Мережковского. 

Урок построен по принципу сопоставления двух главных персонажей: Дон Кихота и его оруженосца. В итоге учащиеся должны ответить на вопросы:

1. Можно ли назвать героев романа Сервантеса "вечными героями"? 2. В каких произведениях продолжаются традиции "Дон Кихота"?

3. Нужны ли подобные герои в наше время?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл migel_de_servantes_saavedra._don_kihot.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИГЕЛЬ ДЕ СЕРВАНТЕС СААВЕДРА «ДОН КИХОТ» «ВЕЛИЧАЙШАЯ КНИГА ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ»

Слайд 2

В чем особенность образов Дон Кихота и Санчо Пансы ? Можно ли эти образы назвать «вечными»? Чему учат нас герои романа? Нужны ли такие герои в наше время? Авторы каких произведений обращались к традициям романа Сервантеса «Дон Кихот»? Вопросы к уроку

Слайд 3

РАБОТА С ТЕРМИНАМИ ПАРОДИЯ - вид творчества, в котором автор представляет в комическом виде серьезные черты чужих произведений различных жанров.

Слайд 4

Что пародирует Сервантес в романе «Дон Кихот»? Предмет пародии – рыцарские романы, сюжеты и герои которых оторваны от реальной жизни.

Слайд 5

«…иного желания не было, кроме того, чтобы внушить людям отвращение к вымышленным и нелепым историям, о писываемым в рыцарских романах».

Слайд 6

Почему мы не смеемся над главным героем? - Какие чувства вызывает в нас Рыцарь Печального образа? - Роман-пародия превращается в очень серьезное, печальное и глубокое произведение. Сервантес поместил своего героя-рыцаря в нерыцарские времена. В итоге мы смеемся над этими временами.

Слайд 7

Жизненные идеалы Р ыцаря П ечального О браза . «Ради своей собственной славы, ради пользы родной страны, он, Дон Кихана , должен вооружиться, сесть на коня и отправиться по свету искать приключений, защищать обиженных, наказывать злых, восстанавливать попранную справедливость». «…всякое промедление – великий грех перед человечеством : сколько оскорбленных ждут отмщения, сколько обездоленных ждут защиты, сколько угнетенных ждут освобождения!».

Слайд 8

Душевные качества и заповеди Дон Кихота: ДОБРОТА ЖАЖДА СПРАВЕДЛИВОСТИ БЕСКОРЫСТИЕ ХРАБРОСТЬ ДОВЕРЧИВАЯ ОТКРЫТОСТЬ ИСКРЕННОСТЬ ЩЕДРОСТЬ БЛАГОРОДСТВО ЧЕСТЬ ЗАЩИТА СЛАБЫХ СЛУЖЕНИЕ ОБИЖЕННЫМ

Слайд 9

Смех читателей сменяется сочувствием к герою, перерастающим в восхищение мужеством и бесстрашием Дон Кихота.

Слайд 10

Всего грустнее в грустной сей истории, Что мы смеемся, а герой-то прав, Провозглашая славные теории Борьбы с насильем и защиты прав. Но мир его относит к категории Безумцев, ничего не разобрав; Весьма печальный вывод получился Для тех, кто размышлять не разучился. Д.Байрон «Дон Жуан»

Слайд 11

Образ верного слуги Санчо Пансы

Слайд 12

Это образ не глупого простолюдина, преследующего свою корысть, выгоду, а верного и преданного слуги, готового пойти на все ради своего господина, служа ему верой и правдой.

Слайд 13

Советы Дон Кихота своему оруженосцу перед вступлением того на пост губернатора : Будучи мудрым, ты избежишь ошибок… - …говори с гордостью и признайся не краснея, что ты из крестьян, ибо никому не придет в голову тебя этим стыдить, коль скоро ты сам этого не стыдишься. Не руководствуйся законом личного произвола. Всячески старайся обнаружить истину , что бы тебе ни сулил и ни преподносил богач и как бы ни рыдал и ни молил бедняк. Если тебе когда-нибудь случится разбирать тяжбу недруга твоего, то гони от себя всякую мысль о причиненной тебе обиде.

Слайд 14

«…поступать надо в пользу добра».

Слайд 15

- Спасибо, братцы! Вам весело – вы смеетесь. Худо, когда губернатора встречают слезами. Когда губернатор сидит на осле, это весело. А вот когда осла сажают в губернаторы, тут уж не посмеешься. (Эпизод встречи подданными своего нового губернатора Санчо Пансы , въезжающего в город на осле, из к/ф «Дон Кихот»)

Слайд 16

Какие качества роднят Санчо Пансу и Дон Кихота? ДОБРОДУШИЕ ЖЕЛАНИЕ ПОМОЧЬ ЛЮДЯМ ПОСТУПИТЬ ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ ОТКРЫТОСТЬ

Слайд 17

Сервантес был гуманистом. Он любил людей независимо о т их происхождения и положения в обществе. Идеи гуманизма провозглашают и его герои.

Слайд 18

Гуманизм От лат. humanitas – «человечность», humanus – «человечный», homo – «человек». Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Слайд 19

АФОРИЗМ КРАТКОЕ, ТОЧНОЕ,ЁМКОЕ ИЗРЕЧЕНИЕ, ИМЕЮЩЕЕ ГЛУБОКИЙ СМЫСЛ.

Слайд 20

АФОРИЗМЫ СЕРВАНТЕСА В НЕСЧАСТЬЕ СУДЬБА ВСЕГДА ОСТАВЛЯЕТ ДВЕРЦУ ДЛЯ ВЫХОДА. ПРАВДА ИНОЙ РАЗ ГНЁТСЯ, НО НИКОГДА НЕ ЛОМАЕТСЯ И ВСПЛЫВАЕТ ПОВЕРХ ЛЖИ, КАК МАСЛО ПОВЕРХ ВОДЫ. ЛУЧШЕ КРАСКА НА ЛИЦЕ, ЧЕМ ПЯТНО НА СЕРДЦЕ .

Слайд 21

В чем особенность образов Дон Кихота и Санчо Пансы ? Можно ли эти образы назвать «вечными»? Чему учат нас герои романа? Нужны ли такие герои в наше время? Авторы каких произведений обращались к традициям романа Сервантеса «Дон Кихот»? Вопросы к уроку

Слайд 22

«Все взоры обратились на… довольно простую вдову, всеми любимую за добрый и веселый нрав. Все с любопытством приготовились услышать её рассказ. …тому три недели послала я приказчика на почту с деньгами для моего Ванюши. Сына я… не в состоянии баловать,.. однако… о фицеру гвардии нужно содержать себя приличным образом, и Я с Ванюшей делюсь своими доходишками… ...вечером мой приказчик возвращается , бледен, оборван и пеш… …вдруг въезжает ко мне на двор коляска… …он (приказчик) явился; только увидел генерала, так и остолбенел… …Деньги нашли; генерал у меня отобедал, потом тотчас уехал и увёз с собою приказчика. Приказчика моего нашли на другой день в лесу, привязанного к дубу и ободранного как липку.»

Слайд 23

Господь упаси и избави: у него (?) часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерёт. Нет, дай бог долго здравствовать А.Г., а коли уж бог его приберёт, так не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем… А.С.Пушкин «Дубровский» Т. 1 гл.3. Т.2гл.9

Слайд 24

Кто говорит, что умер Дон-Кихот? Вы этому, пожалуйста, не верьте: Он не подвластен времени и смерти, Он в новый собирается поход. Пусть жизнь его невзгодами полна - Он носит раны, словно ордена! А ветряные мельницы скрипят, У Санчо Пансы равнодушный взгляд - Ему-то совершенно не с руки Большие, как медали, синяки. И знает он, что испокон веков На благородстве ловят чудаков…

Слайд 25

Что прежде, чем кого-нибудь спасёшь, Разбойничий получишь в спину нож... К тому ж спокойней дома, чем в седле. Но рыцари остались на земле! Кто говорит, что умер Дон-Кихот? Он в новый собирается поход! Кто говорит, что умер Дон-Кихот? Юлия Друнина

Слайд 26

Дон-Кихот Пора в постель, но спать нам неохота. Как хорошо читать по вечерам! Мы в первый раз открыли Дон-Кихота, Блуждаем по долинам и горам. Нас ветер обдает испанской пылью, Мы слышим, как со скрипом в вышине Ворочаются мельничные крылья... С.Я.Маршак

Слайд 29

Памятник возле Национальной библиотеки Испании в Мадриде Сервантесу и его героям .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией

Урок литературы в  8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...

Урок литературы. Пасхальные мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1866-2016 К 150-летию написания романа

К 150-летию написания романа. Евагельские мотивы в осмыслении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»....

Урок литературы "Л.Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе", 10 класс

Конспект урока литературы "Л.Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе", 10 классЦели урока: на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческо...