Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Урок литературы 10 класс
план-конспект урока по литературе

Бордовская Светлана Вячеславовна

Урок литературы 10 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 10 классе.

Тема: Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: знакомство обучающихся с образом Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Планируемые результаты:

познакомиться с романом Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»; научиться внимательно читать произведение; научиться замечать художественные детали; проанализировать человека как результат воздействия внешней среды; раскрыть характер главного героя через описание его внешности и интерьера; научить понимать симпатии автора к героям; развить умение самостоятельно анализировать художественное произведение.

коммуникативные: формирование действий по ведению учебного диалога, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы; уметь учитывать позицию другого человека; устанавливать и сравнивать разные мнения на один вопрос, а после – формулировать вывод и принимать решения; отстаивать свою точку зрения с помощью аргументов, не враждебным для оппонентов образом;

регулятивные: развитие логического мышления и умения отстаивать свою точку зрения; выбирать эффективные методы достижения целей, оценивать свои решения по результату и по способу действия; развивать навыки групповой работы; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и редактировать способы действия на пути к реализации целей.

познавательные: устанавливать в ходе анализа художественного текста причинно-следственные связи; учить основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; уметь определить тему и идею текста; выделять главное и второстепенное в художественном произведении; рассказать об образе Петербурга в русской литературе; сопоставить описания Петербурга А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, Н. А, Некрасовым; выполнить исследовательскую работу в группах на тему «Петербург Достоевского»; участвовать в аналитической беседе.

коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; актуализировать знания о Петербурге в русской литературе XIX века; определять особенности города «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание», средства его изображения; подходить к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; развивать умения внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения.

Технологии: критического мышления

Формы работы: индивидуальная, самостоятельная, групповая.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство, МХК

Виды используемых ЭОР: презентация «Гравюры на дереве Николая Кофанова», презентация «Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебная доска, раздаточный материал, иллюстративный материал, тексты романа Ф.М. Достоевского.

       

                                                                               

На доске:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено- белый,

Сказка, холод и гранит...

А.С. Пушкин

Все обман, всё мечты, все не то, чем кажется...

Н.В. Гоголь

Петербург- самый отвлеченный и умышленный город на всем земном шаре.

Ф.М.Достоевский

Ход урока:

-Для чего и для кого творят писатели? Для потомков, для будущего.

- Сегодня на уроке мы попытаемся вслушаться и услышать, открыть  одного из великих писателей русской литературы - Ф.М.Достоевского.

Читая Достоевского, мы видим странный мир, в котором царит страх. Страх болезней, страх завтрашнего дня, страх друг друга. Здесь нет места  добродетели, всем  правят  деньги. Все лучшее в человеке превратилось в худшее. Мечтающие о подвиге- творят преступление, тоскующие по идеалу- падают в грязь. Бессовестность и наглость считаются умом и умением жить, совесть и скромность- глупостью…

-О каком это  мире? (Это мир, показанный Достоевским в романе «Преступление и наказание» (о Петербурге)

У юного, красивого, умного студента Родиона Раскольникова жизнь, казалось бы, только начинается, но начинается она именно в этом мире, в этом городе. Но вместо счастливой жизни - преступление и тяжкое наказание.

-Говорят, что характер человека, его мысли  определяет его судьбу. Применимо ли это к Раскольникову? (Родион Раскольников - это человек, в котором уживались и добро, и зло. А корень дурных дел - в мыслях, как говорил великий мыслитель.)

- Время основного действия в романе 2 недели.

Создаётся впечатление, что Раскольников мечется по городу. Он избегает, сторонится людей, но в то же время стремится на улицы, в людные места. Почему?

(Возможно, Раскольников ищет подтверждения своей теории. Добро в нём борется со злом, он стремится в город, чтобы принять решение. И город помогает это решение принять. Но, увы, не в пользу добра… Получается, что город подтолкнул Раскольникова к преступлению, стал его соучастником)

Чтение учителем отрывка из «Петербургской летописи»

...он встал злой и сердитый, как раздраженная светская дева, пожелтевшая со злости на вчерашний бал. Он был сердит с ног до головы. Дурно ль он выспался, разлилась ли в нем в ночь желчь в несоразмерном количестве, простудился ль он и захватил себе насморк, проигрался ль он с вечера как мальчишка в картишки до того, что пришлось на утро вставать с совершенно пустыми карманами, с досадой на дурных, балованных жен, на ленивцев- грубиянов детей, на небритую суровую ораву прислужников, на жидов- кредиторов, на негодяев советников, наветников и разных других наушников- трудно сказать;

- О каком герое написал эти строки Ф.М. Достоевский? (о Петербурге)

-Вот мы и подошли к теме нашего урока.

Сегодня  будем говорить о Петербурге.  Этот город играет важную роль в развитии литературы, искусства, науки, языка. Ведь не случайно в имени города соединились 3 языка:

Санкт (Santa- святой) (лат.)

Петр   (Peter- камень, скала) (греч.) бург    (Burg- замок, крепость) (нем.)

  • Петербург- это действующее лицо русской литературы. Попробуйте сформулировать цель нашего урока (воссоздать образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

-Петербург отразился в творчестве А. Кантемира, В. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А. Радищева, А.С Пушкина, Н.В Гоголя. Петербург был воспет поэтами XVII - XIX в. Давайте заглянем в Петербург   А.С.   Пушкина и Н.В. Гоголя.

-В   каких   произведениях   А.С.   Пушкина   говорится   о Петербурге?

(А.С.  Пушкин  изобразил  Петербург в романе  «Е.Онегин»  и  в  поэме  «Медный

всадник».)

- Обратите  внимание  на запись, сделанную на доске:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено- белый,

Сказка, холод и гранит.

-А. С. Пушкин изобразил Петербург как город русской славы и ,в то же время, как город социальных контрастов.

Лирически описал его строения, сумраки белых ночей. И поэт чувствовал, что Петербург не однозначен.

  • А теперь отравимся в Петербург Н.В. Гоголя.

(чтение отрывка из повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»( со слов «Нет ничего лучше Невского проспекта…» до слов «Сколько вытерпит он перемен в течение одних суток!»)

- Каким изобразил Н.В. Гоголь Петербург?

(У Гоголя Петербург  с двойным лицом: за бросающейся в глаза  красотой скрыта убогая жизнь. За внешним блеском столицы писатель все отчетливее различал бездушие и бесчеловечность города, губящего живую душу « маленького» человека.

Петербург- это не стройная громада, а куча «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, холодных северных ночей, блеска и бесцветности»)

- Обратите внимание на ещё  одну  запись на доске:

Все обман, все мечты, все не то, чем кажется

-«Каков же Петербург Достоевского? Какое влияние оказал на судьбы героев романа “Преступление и наказание”? – эти вопросы станут сегодня нашими путеводителями по страницам романа Ф.М.Достоевского “ Преступление и наказание”.

У Ф.М.Достоевского свой Петербург. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляли его часто менять квартиры,на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, лишенных всякой архитектуры, где люди «так и кишат». Давайте проследим за ними, будем мыслить, рассуждать и делать свои выводы.

- Средства создания образа города – это и пейзаж, и сцены уличной жизни, и интерьеры.
Чтобы полностью восстановить образ города,  вы выполняли групповые задания

(задания для групповой работы: воспроизведение примеров из текста по ходу озвучивания групповых кластеров)

1-я группа: Дать характеристику пейзажам в романе

ч. 1, гл. 1 - «Колорит городского дня».

ч. 2, гл. 2 - «Великолепная панорама».

ч. 2, гл. 6 - «Великолепный Петербург».

ч. 6, гл. 6 - «Грозовой вечер».

2-я группа: Сопоставьте сцены уличной жизни

ч. 1, гл. 1 - «Пьяный в телеге».

ч. 2, гл. 2 - «Удар бича и подаяние».

ч. 2, гл. 6 - «Шарманщик и толпа женщин у трактира».

ч. 2, гл. 6 – «Сцена на мосту. Утопленница»

ч. 5, гл.5.- сумасшествие Катерины Ивановны

3-я группа: Составить описания интерьеров

ч. 1, гл. 3 – «Каморка Раскольникова».

часть1, гл. 2 -описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова;

часть 1 глава2 - угол Мармеладовых;

часть2 глава 7 – угол Мармеладовых;

часть 4 глава 4 – комната Сони.)

часть 6, глава 3 -трактир, где исповедуется Свидригайлов ;

Анализ эпизодов романа

а) пейзаж в романе (работа с учащимися 1 группы)

- Что такое пейзаж? (вид изображения какой-нибудь местности)

- Какая атмосфера царит на улицах города? Подтвердите свои ответы цитатами. Описание улиц:

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу... Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».

Описание летнего Петербурга,  Сенная площадь:

«Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников»

«На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы - разносчики и полуразвалившиеся извозчики».

«Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха...»

«Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат»…

Описание берега Невы:

«небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора, в котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение».

- Выявите закономерности в этих описаниях-пейзажах. (Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа)

Вывод: Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Прекрасный простор Невы так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц. Герой задыхается в этом городе, мире.

б) сцены уличной жизни (работа с учащимися 2 группы)

- Какие сцены уличной жизни вас особенно потрясли?

Ч.1, гл.1 – пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьми

Ч.1, гл.4 – встреча с пьяной девочкой - подростком

ч.2, гл.6 – шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на …ском мосту

Что показывают эти сцены? (город униженных и оскорблённых, где царит насилие над слабым)

Вывод: От встреч с людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного. На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.

в) интерьер в романе (работа с учащимися 3 группы)

- Что мы видим внутри домов?

Ч.1, гл.3 – каморка Раскольникова  «Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу... Перед софой стоял маленький столик».

Ч.1, гл.2 – кабак, где Раскольников встретился с Мармеладовым   «за стойкой находился мальчишка лет четырнадцати, и был другой мальчишка моложе, который подавал, если что спрашивали. Стояли крошенные огурцы, черные сухари и резанная кусочками рыба; все это очень дурно пахло. Было душно, так что даже было нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным…»

Ч.1, гл.2 – “проходной угол” Мармеладовых «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье...»

Ч.4, гл.4 – комната- “сарай” Сони- Какие детали повторяются? (неправильные формы, бедность и убогость обстановки, нищета)

- Что общего между обликом комнат и людьми, в них живущими? (жилища так же убоги и бедны, как и сами люди)

Вывод: Изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

Подведём итог.

  1. Как Ф.М. Достоевский рисует образ Петербурга?(обилием внешних деталей, подробностями городской жизни, сценами уличной толкотни, жалкими интерьерами).
  2. Время действия романа? Случайно ли это?( 1860-е годы, начало июля, достоверность изображаемых событий, жара приводит к путанице мыслей в голове Раскольникова).
  3. Как входит изображение Петербурга в роман?( самыми неприглядными картинами: Сенная площадь, Столярный переулок, жара, вонь).  Пейзажи Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры углов - создают общее впечатление   города,   который   враждебен   человеку:   теснит,   давит   его,   создает атмосферу безысходности, толкает на преступление. Петербург Достоевского- это город униженных и оскорбленных.

-Какой же Петербург у Достоевского?

Н. Рубцов

-Трущобный двор. Фигура на углу.

Мерещится, что это Достоевский.

И желтый свет в окне без занавески

Горит, но не рассеивает мглу.

Гранитным громом грянуло с небес!

В трущобный двор ворвался ветер резкий,

И видел я, как вздрогнул Достоевский,

Как тяжело ссутулился, исчез…

Не может быть, чтоб это был не он!

Как без него представить эти тени,

И желтый свет, и грязные ступени,

И гром, и стены с четырех сторон…

-Современное стихотворение Николая Рубцова. А сколько в нем завораживающей тайны прошлого века, что до сих пор хранят «петербургские трущобы»! И вряд ли кто смог красочнее донести бы до нас жизнь этих трущоб, как Ф.М. Достоевский.

Создание кластера

- Петербург Достоевского – город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.

- Петербург Достоевского – город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

- Петербург Достоевского – это город одиночества

- Петербург Достоевского – это город разврата и порока

- Петербург Достоевского – “город, в котором невозможно быть”.

Петербург Достоевского - это не царственные площади и великолепные набережные, а Петербург под¬валов и чердаков — это город  «униженных и оскорбленных».

Страшная жизнь людей пробуждает у читателей сочувствие, возмущение, мысль о том, что так жить человек не должен. Герои романа бессильны разрешить противоречия и ситуации, в которые ставит их жизнь.

Петербург Достоевского – это город, который толкает человека на преступление, и таким человеком является бедный студент Родион Раскольников

Петербург Достоевского -  это город контрастов: «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего»; это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это  город-убийца,  город-тупик; это город ужаса и безумия. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.

-Но не только писатели, но и художники умело изображают Петербург. Хотелось бы обратить ваше внимание на  гравюры на дереве Николая Кофанова, которые служат иллюстрациями к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Измайловский мост

Исаакиевская площадь                                                            Дом Раскольникова

Петропавловская крепость

                                                                                   Церковь Спаса на Сенной площади

Дом старухи-процентщицы

  • Как вы думаете, удалось ли художнику передать образ Петербурга Достоевского? Какими средствами это было достигнуто? ( цветовая гамма, затянутое тучами небо, редкие проблески солнца, давящие громады домов, пустынность улиц, огромные мистические тени).

Рефлексия (в группах)

Составьте «шпаргалку» по тему: «Петербург Достоевского». Инструкция

1) «шпаргалка» оформляется на листе бумаги форматом А4;

2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3)  на листе может быть не больше 10 слов (фраз, предложений или словосочетаний), пяти условных знаков, стрелок или линий).

Домашнее задание: 

 1.Перечитайте четвертую главу пятой части романа «Преступление и наказание» и выполните задания (на выбор)

  • Ответьте на вопросы: «Почему Раскольников признается Соне в преступлении?», «Как и когда происходит признание?»
  • Выпишите цитаты из текста, отвечающие на вопрос: «Что говорит Раскольников Соне о мотивах преступления?»

(Цитаты: «…ну да, чтоб ограбить…»; «…если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь… счастлив был!»; «вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…»; «ну, вот и я решил. Завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать н обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета…ина новую независимую дорогу стать… »; «и теперь я знаю , Соня, что крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав…»; «и не деньги , главное, нужны мне были , Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как и все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею… »)

 

2. Проанализируйте эпизод «Раскольников и Соня читают Евангелие» (глава 4, часть 4), опираясь на вопросы:

  • О чем просит Раскольников Соню? Почему именно это место из Евангелия? Какой особый смысл оно имеет?
  • Почему Соня не хочет ему читать?
  • Почему Раскольников уверен, что чувства ее при чтении этого отрывка из Евангелия составляли настоящую тайну?
  • В каком состоянии читает Соня? С кем мысленно сравнивает Раскольникова?
  • Как объясняет Раскольников цель своего прихода к Соне?
  • Почему теперь уже Соня считает, что Раскольников сумасшедший?
  • Что непонятное и страшное говорит он ей?
  • Что обещал открыть, если придет завтра?
  • Почему говорит о «власти над муравейником»?
  • Как связан этот эпизод со всем романом и как помогает понять его?

 

                                                                                                           Приложение 1

                         «Шпаргалка» по тему: «Петербург Достоевского»

Инструкция:

1) «шпаргалка» оформляется на листе бумаги форматом А4;

2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3)  на листе может быть не больше 10 слов (фраз, предложений или словосочетаний), пяти условных знаков, стрелок или линий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные материалы к уроку "Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Презентация может быть использована на нескольких уроках.Она позволяет рассмотреть  разные аспекты образа города ....

Конспект урока литературы в 10 классе на тему "Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского " ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"

Содержание урока     расширит представления учащихся о неразрешимости  противоречивых и тупиковых ситуаций , в которые попадают герои романа , когда эта неразрешимость зависит  от ...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"...

Конспект урока литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Конспект урока литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского  "Преступление и наказание"...

Конспект урока литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Урок проводится после образовательного путешествия, учащиеся делятся своими впечатлениями, демонстрируются  две презентации , созданные самостоятельно.Учащиеся составляют план работы по данной те...

«Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»

Цель урока: познакомиться с романом Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; научиться внимательно читать произведение; научиться замечать художественные детали; проанализировать челов...

Конспект урока "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Цель урока - выявить особенности изображения Петербурга Ф.М.Достоевским, раскрыть роль города в романе и его влияние на судьбы героев....