Презентация к уроку литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 

Скачать:


Подписи к слайдам:

6
Набережная канала Грибоедова,
д.
99
По одной из версий, в этом доме проходили беседы Родиона Раскольникова и Порфирия Петровича, героев романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».
Это здание бывшей Казанской полицейской части. Существует и другая версия
.
Садовая улица, дом 58
Это здание бывшей Спасской полицейской части (так называемый съезжий дом) на Садовой улице, где по одной из версий Порфирий Петрович допрашивал Родиона Раскольникова. По другой версии это происходило в здании Казанской полицейской части.
Петербург в романе
Ф.М
.
Достоевского

«Преступление и наказание»
МБОУ школа №39
Учитель
Земятченская
М.Л.
Сенная
всегда была многолюдна, грязна, славилась низкопробными заведениями, трактирами и кабаками. Этот район считался самым злачным местом Петербурга, его чревом . Здесь было сосредоточено множество публичных домов, ночлежек, притонов с дурной
репутацией.
2
Районы, примыкавшие
к Сенной площади
, традиционно были населены городской беднотой. Так, например, здания на участке между современными Московским

проспектом, улицей Ефимова и набережной реки Фонтанки назывались 
Вяземской лаврой
 и были одними из самых страшных трущоб в городе.
Любопытный факт — если встать на углу Гражданской и Столярного, возле дома Раскольникова, то в какую бы сторону Вы не посмотрели — взглядом упрётесь в стены домов, т.е. невольно создаётся ощущение безысходности, отсутствия выхода — этакое мрачновато-мистическое состояние.
7
Дом Раскольникова
 или 
дом
Иохима
 — дом в Санкт-Петербурге, в котором, по мнению исследователей творчества Фёдора Михайловича Достоевского, жил главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников.  

Дом расположен по адресам 
Гражданская ул.
, 19
 и 
Столярный пер.
, 5
.
5
Набережная канала Грибоедова, дом 104
Именно в этом доме жила героиня романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» старуха-процентщица Алёна Ивановна. В этом дом совершил своё знаменитое преступление Родион Романович Раскольников.
Двор дома старухи-процентщицы
Неизвестный художник
«У питейного дома»
Действие романа происходит в 1865 году. Это был самый разгар эпохи реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелкие служащие попали под сокращение, гибли в первую очередь самые слабые. А водка стояла очень дешево. Люди просто спивались! Нам известно, что первоначальное название романа ,,Пьяненькие” и что Мармеладов должен был стать центральным героем. Но перед Раскольниковым он отступает.
Почему
автор выдвигает на первый план Раскольникова
?
Потому что сложившаяся жизнь Петербурга приводит не только к пьянству, но и к преступлению.
В 1867 году Достоевский на полях «Преступления и наказания» раскрыл многие сокращения, используемые в романе. Выяснилось, что С-й переулок – это Столярный, где жил Достоевский, К-н мост –
Кокушкин
мост через Екатерининский канал, Т-в мост – Тучков мост и т. д.


Подписи к слайдам:

6
Работа над эпизодом «Смерть Мармеладова» (ч. 2, гл. 7)
Автор показывает жизнь, переживания, страдания, мучения ещё одного героя. Это Семён Мармеладов.
Найти и зачитать эпизод, когда Мармеладов попадает под коляску.
Вопросы:
1. Как получилось, что он попал под  пролетку?
2. Какое впечатление произвел на толпу этот трагический случай?
3. Как отреагировал Раскольников на случившееся?
4.  Почему он принял живейшее участие в похоронах Мармеладова?
Набережная канала Грибоедова, дом 73
Это дом, в котором по одной из версий жила героиня романа Фёдора Михайловича Достоевского Сонечка Мармеладова. Дом имеет характерный "безобразный" тупой угол — один из отличительных признаков дома Сони Мармеладовой
Дом
угловой, находится в конце Малой Мещанской улицы, где 
жил
 сам Достоевский во время написания романа «Преступление и наказание» и выходит на "канаву". Екатерининский
канал
Петербурга можно по праву считать одним из действующих лиц «Петербурга Достоевского». Правда, в романе «Преступлении и наказание» канал, не отличавшийся чистотой, называется так, как называли его в народе – просто «канавой».

Петербург в романе
Ф.М
.
Достоевского

«Преступление и наказание»
МБОУ школа №39
Учитель
Земятченская
М.Л.
Работа над эпизодом «Комната-сарай Сони» (ч. 4, гл. 4)

12
Работа
с текстом.
Зачитать отрывок из романа.
Вопросы к обучающимся:
1. Где живёт Соня? Что можно увидеть примечательного в комнате?
2. Каково освещение в комнате?
3. Что поразило Раскольникова, когда он впервые увидел комнату Сони? 
4
. Что даёт право назвать Сонину комнату «сараем»?
5. Как в этом «сарае» смогла сохранить свою чистую душу Соня?
6. Как чувствует себя человек, когда живёт так убого?
7. Какие мысли родятся у Сони  под низким потолком сарая?
8. Как живется человеку в каморке, клетушке, сарае, углу?
(тупой
угол – безысходность, тупик.)
Вывод:

Петербург
– город контрастов. Пышность и серость. Богатство и нищета сочетаются в этом городе. Петербург – главный герой произведения, символ страшного мира, где обездоленному, слабому нет спасения.
Петербург
– город многих преступлений: и уголовных и моральных; преступлений сильных над слабыми, но и слабых над собой.
Город – фон, монстр, чудовище, город одиночества, «город, в котором невозможно быть».

Меня называют психологом, я лишь реалист в высшем смысле
.

Ф.М
.
Достоевский
Катерина Ивановна Мармеладова
7
«Преступление и наказание». Часть 5, глава 5. Катерина Ивановна на Канаве. Художник Д.
Шмаринов
. 1936
Расскажите, подтвердив текстом, историю героини
Найдите описание ее внешности
Часть
I,
гл. 2
Тема урока:
Петербург Достоевского в романе
«
Преступление и наказание»
Соня Мармеладова
Как выглядит героиня?
Часть

II,
гл.
7
Девушка на бульваре

Расскажите о встрече Раскольникова с девушкой на бульваре
Часть
I
, гл. 4.
Как характеризуют Раскольникова слова: «Бедная девочка…»
Жанр романа
«Преступление и наказание»
Социально-бытовой;
детективный
;
любовный
;
психологический
;
философский
;
религиозный
;
?
предупреждение
8
Екатерина
Ивановна криклива, шумна, бывает несправедлива, но внутренне трагична из-за стремления соблюсти приличия: «Уездили клячу! Надорвала-а-
сь

16
Вывод

Лейтмотив – основная мысль, многократного повторяющегося в тексте через описание городского, пейзажа, которая указывает на то, что героям не хватает воздуха.
 
,,
Воздуху человеку надобно
”, – говорят они неоднократно.
 
Пейзаж
в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие ,,Серединные улицы Петербурга, где люди ,,как и климат”, вызывают в душе Раскольникова, чувство глубочайшего
омерзения

Всё вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления. Словом, Петербург – город монстр, город-чудовище, город-хищник.
14
Работа над эпизодом «Шарманщик и
 
толпа женщин у распивочной» ( ч. 2, гл. 6)
Художественный пересказ текста. 
Вопросы
:
                                   
1. Где Раскольников встретил шарманщика? Каков его облик?
2. Здесь же Раскольников увидел девушку. Какую нелепость в одежде девушки подчёркивает автор? С какой целью? 
3. Зачем Достоевский показывает толпу женщин у распивочной? С какой целью они здесь собрались? Каков их возраст? Внешний вид?
4. Зачем Раскольников даёт им деньги?
Работа над эпизодом «сцена на мосту. Утопленница»
 
(ч. 2, гл. 6)
Художественный пересказ эпизода. 
Еще одна женская судьба. Раскольников случайно на мосту встретил ту, которая пришла сюда, чтобы наложить на себя руки.  
Вопросы
:
1.  
 
Что привлекает внимание в облике женщины?
2.   Какова была реакция Раскольникова на то, что женщина бросилась с моста?
3.   Каковы причины, заставившие совершить такой дикий поступок?
Соня Мармеладова
Найдите в тексте рассказ о судьбе Сони
Часть
I,
гл. 2
Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие.
И что же! Результат тот, что даже
в
этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу.
Л. Толстой
4
15
1
.
 Каков преобладающий цвет в изображении Петербурга? Почему?
2.
 Можем ли мы сказать, что Петербург – главный герой романа?
3.
 Какую роль играет город в судьбе Родиона Раскольникова?
4.
 Как влияет этот Петербург на Раскольникова? 
5.
 Какие еще черты говорят о противоречиях Петербурга Достоевского? 
6.
 Какие запахи сопровождают повсюду героев, живущих в «серединных» улицах Петербурга?
7.
  Какими звуками «наполнен» Петербург»? Что слышим мы на улицах города?
8.
 Каким предстает перед нами Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»?
 


Подписи к слайдам:

Переулки Петербурга
Найдите в тексте описание улиц, домов, трактиров столицы
Часть
I,
гл. 1, 2
Петербург в романе
Ф.М
.
Достоевского

«Преступление и наказание»
МБОУ школа №39
Учитель
Земятченская
М.Л.
Родион Романович Раскольников
2
Найдите в тексте описание внешности и состояния героя
Часть
I,
гл.1,3
Семен Захарович Мармеладов
7
«Преступление и наказание».
Ч.
1,
гл.2
. Мармеладов в распивочной.
Художник
Д.
Шмаринов
Найдите в тексте описание
героя.
Расскажите, подтвердив текстом, историю
героя.
Мармеладов внешне смешон, «забавник», но внутренне трагичен; ему «некуда больно идти
».
Работа над эпизодом
 
«Вид  из окна Раскольникова» (ч. 5, гл. 5)

5
1
. Зачем автор романа вторично ведет нас в каморку Раскольникова?
2. Какая деталь комнаты особо заостряется Достоевским? (
Желтые обои
.)
3. Какой вид открывается из окна Раскольникова?
4. Какие детали интерьера комнаты подчеркивает одиночество героя?
5. Зачем на подоконнике стоит одинокий цветок герани?
Вид из каморки Раскольникова
Работа над эпизодом «Каморка Раскольникова» (ч. 1, гл. 3)

3
Найти
в тексте и зачитать описание каморки Родиона Раскольникова.
Вопросы
:
1. Какие синонимы названия комнатки, где живет нищий студент, использует Достоевский? («
Каморка», «клетушка», «гроб
»).
2.   Что говорит о бедности, убогости убранства его комнатки?
3.   Могут ли здесь родиться здоровые мечты? Почему?
4.   Можно ли, живя в таких условиях, чувствовать себя человеком?
5.   Может ли герой изменить образ жизни?
Раскольников
.
Иллюстрация
 Д.
Шмаринова
4
«Преступление и наказание».
Двор
Раскольникова.
Художник
И. Глазунов
«Преступление и наказание».
Лестница
в доме Раскольникова.
Художник Д.
Шмаринов
. 1936


Подписи к слайдам:

Город полусумасшедших
В творчестве молодого Достоевского Петербург как бы охватывает собой все художественное пространство и, соответственно, получает право представлять собой Россию. В итоговом произведении — «Братьях Карамазовых» — Петербург воплощает в себе скорее болезнь России, ее «страхи и ужасы» (выражение Гоголя), — соответственно «выздоровление» мыслится как преодоление Россией в себе петербургского
начала.
6
Петербург в романе
Ф.М
.
Достоевского

«Преступление и наказание»
МБОУ школа №39
Учитель
Земятченская
М.Л.

Меня называют психологом, я лишь реалист в высшем смысле
.

Ф.М
.
Достоевский
Санкт-Петербург -
не только город дворцов и особняков. Совсем рядом живет "другой Петербург" - Петербург перекрестков и переулков, узких каналов и живописных мостов, доходных домов и дворов-"колодцев". Великий Достоевский сделал город самостоятельным героем своих книг, создав феномен "Петербурга Достоевского".
7
Петербург Раскольникова. Художник Д.
Шмаринов
Эпиграфы к уроку:
О Петербург, проклятый Петербург!
Здесь, право, нельзя иметь души!
Здешняя жизнь давит меня и душит.


В.А.Жуковский



Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено – бледный,
Сказка, холод и гранит…


А.С.
Пушкин
ПРОБЛЕМА
Действительно
ли, что Петербург Достоевского – «город, в котором невозможно быть?»
Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие.
И что же! Результат тот, что даже
в
этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу.
Л. Толстой
3
Тема урока:
Петербург Достоевского в романе
«Преступление и наказание»
Цель
Показать особенности изображения Петербурга Достоевским в
романе
«
Преступление и наказание» как
одну из важнейших причин
конфликта между Раскольниковым и миром им отрицаемым.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы .11 класс."Е.Замятин.Роман"Мы"

Презентация содержит текстовой и фотографический материал к уроку литературы по творчеству Е.Замятина .Состоит из слайдов по биографии и слайдов по изучению романа "Мы"...

Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""

В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....

Презентация к уроку литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Знакомство с героями.

Эту презентацию можно использовать на первом уроке при изучении романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин". В нгей прекрасный иллюстративный материал  материал для знакомства с главными героями....

Презентация к уроку литературы на тему "Петербург Ф.М.Достоевского"

Работу подготовила ученица 10Б класса Бульдяева Олеся. (2013г.) Презентация сделана ученицей после экскурсии в Санкт-Петербург. Особое внимание было обращено на литературные места  города. Большо...

Презентация к уроку литературы «Я» или «Мы»? (по роману Е. Замятина «Мы»)

Презентация к уроку литературы «Я» или «Мы»? (по роману Е. Замятина «Мы»)...

Презентация к уроку литературы 11 класс "Виктор Гюго. Роман "Отверженные"

Презентация к уроку литературы 11 класс "Виктор Гюго. Роман "Отверженные"...