Конспект урока "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Цель урока - выявить особенности изображения Петербурга Ф.М.Достоевским, раскрыть роль города в романе и его влияние на судьбы героев.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»"
Цели урока:
- Образовательные: проанализировать страницы романа, посвящённые описанию города, для того чтобы составить представление о своеобразии Петербурга Достоевского и его роли в судьбах персонажей.
- Развивающие:
- развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, работать с текстом художественного произведения;
- учить выделять главное, сравнивать, систематизировать, обоснованно доказывать своё мнение.
- Воспитательные:
- воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека;
- формировать правильные нравственные критерии оценки людей и их поступков.
Тип урока:
комбинированный
Оборудование урока:
- роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
- аудиозапись поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»;
- видеофильм «Преступление и наказание» Л. Кулиджанова;
- аудиозапись музыкального произведения: Бетховен «Лунная соната»; видеофильм о достопримечательностях Санкт – Петербурга; мультимедийный проектор.
Организационный момент
1. Проверка готовности класса к занятию, объявление темы и задач урока. Оформление тетрадей. Запись темы урока и эпиграфа.
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит…
А.С.Пушкин
2.Постановка цели урока:
Сегодня на уроке мы увидим, каким представлял Петербург Пушкин, Гоголь, Жуковский. Пройдемся по его улицам, заглянем во дворы и подворотни. Посмотрим на страницы романа Достоевского «Преступление и наказание» и попытаемся понять, что из себя представляет Петербург Достоевского, как он влияет на людей, которые в нём живут, доказать, что Петербург в романе не только фон, на котором разворачивается действие, но и одновременно действующее лицо, которое подталкивает героя к преступлению.
3. Создание проблемной ситуации.
К образу Петербурга, северной столицы России, обращались многие русские писатели. Некоторые из их произведений вам знакомы. Попробуем вспомнить имена авторов, посвятивших Петербургу свои бессмертные строки.
“…Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица-красавица нашей столицы!.. здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости , куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург… Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга…всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянья Петербурга! Как чисто подметены его тротуар , и, боже, сколько ног оставило на нем следы свои!..
С самого раннего утра … Невский проспект пуст… По улицам плетется нужный народ… В двенадцать часов на Невский проспект делают набеги гувернеры всех наций… Но чем ближе к двум часам…Все, что вы ни встретите на Невском проспекте, все исполнено приличия…
В три часа – новая перемена. На Невском проспекте вдруг настает весна: он весь покрывается чиновниками в зеленых вицмундирах…
Но как только сумерки упадут на дома и улицы,.. тогда Невский проспект начинает шевелиться и оживает. Тогда настает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет…
О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!.. все дышит обманом. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект,..” (повесть “Невский проспект”.)
О Петербург, проклятый Петербург
Здесь, право, нельзя иметь души!
Здешняя жизнь давит меня и душит!... (В.А. Жуковский)
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,.. (“Медный всадник”.)
– Каков Петербург у каждого писателя? Какую роль сыграл город в судьбе героев известных вам произведений?
4. Работа по теме урока
Слово учителя:
Достоевский знал Петербург не понаслышке. Он много лет жил в этом городе: сначала учась в инженерном училище, потом вернувшись в столицу после каторги. Скудное материальное положение и бродячий дух писателя заставлял его часто менять квартиры в так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, где люди «так и кишат». Он ежедневно ходил по тем тёмным переулкам, где бродит его герой, по Сенной, в двух шагах от которой находился Столярный переулок, состоявший их 16 домов, в которых находилось во времена Достоевского 18 питейных заведений. И писатель не раз просыпался по ночам от пьяных ночных криков их посетителей.
5. Работа с текстом романа.
– Каким мы видим Петербург при чтении первых страниц романа?
“На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу...”
– Какие чувства у вас вызывает этот город? Какие чувства он вызвал у главного героя?
(Бедные “серединные” улицы Петербурга Достоевского грязны, всюду извёстка, кирпич, пыль. Стоит страшная жара, духота, вонь из распивочных. Здесь можно задохнуться. Возникает какое-то чувство тесноты, усиливают это чувство непрерывно попадающиеся пьяные, кучи мусора, кирпичи. Хочется вырваться отсюда.)
- Для чего использует Достоевский столь подробное описание города? Только ли в качестве характеристики действия?
Чаще всего описание города используют в качестве характеристики обстановки действия, но Достоевский вносит дополнительное значение, а какое – мы узнаем, выполнив следующее задание.
- Вспомним средства создания образа города (пейзаж, сцены уличной жизни, интерьеры)
Работа в группах.
1группа: дайте характеристику пейзажам в романе (часть1: гл.1;часть2: гл.1; часть2: гл.2;часть2: гл.6; часть4: гл.5-6.)
Вывод: пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Улицы города, где люди кишат, вызывают в его душе чувство глубочайшего омерзения.
2 группа: сопоставьте сцены уличной жизни (часть1: гл.1; часть2: гл.2; часть2: гл.6;часть 5: гл.5.)
Вывод: сцены уличной жизни приводят к мнению о том, что люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, насмешки. От встреч с этими людьми у Раскольникова остается ощущение чего – то грязного, жалкого, безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство сострадания к «униженным и оскорбленным».
3 группа: составьте описания интерьеров (часть1:гл.3 -каморка Раскольникова; часть1: глава 2 -описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть1: глава2 и часть2: глава 7-угол Мармеладовых; часть4: глава 3 -трактир, где исповедуется Свидригайлов; часть4: глава4- комната Сони.)
Вывод: интерьер «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье. Это скорее темные, сырые «гробы». Эти трущобы создают атмосферу духоты, безысходности и обездоленности. Неприглядная картина, как будто это другой город.
- Какую роль сыграл Петербург в судьбах героев романа?
Петербург - своеобразный герой романа, глубоко враждебный и неприятный всему здоровому, жестокий и антигуманный. Атмосфера Петербурга - атмосфера тупика и безысходности. Судьбы людей ломаются им: люди продают себя и своих близких, как в случае с Соней Мармеладовой; покупают себе жену из бедных, чтобы потом над нею поиздеваться, как об этом мечтает Лужин; издеваются над детьми, как Свидригайлов. Только в таком городе могла родиться теория Раскольникова.
- Каким изобразил Петербург Достоевский?
Вывод: пейзажные картины Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры «углов» создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, рождает безысходность, толкает на скандалы и преступления. У Достоевского – это город контрастов: «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего», это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности, это город – убийца, и город – призрак, и город – тупик. Но у Достоевского есть мечта о счастливом городе, о нем думает главный герой Раскольников. Но это – мечта, а город – это ужас и безумие.
Домашнее задание: написать сочинение - миниатюра: «Как изображает Достоевский столицу Российской империи?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронные материалы к уроку "Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".
Презентация может быть использована на нескольких уроках.Она позволяет рассмотреть разные аспекты образа города ....

Конспект урока литературы в 10 классе на тему "Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского " ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"
Содержание урока расширит представления учащихся о неразрешимости противоречивых и тупиковых ситуаций , в которые попадают герои романа , когда эта неразрешимость зависит от ...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"...
Конспект урока литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Конспект урока литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"...

Изображение Петербурга в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Разработка урока по теме "Петербург Достоевского...
Конспект урока литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Урок проводится после образовательного путешествия, учащиеся делятся своими впечатлениями, демонстрируются две презентации , созданные самостоятельно.Учащиеся составляют план работы по данной те...

«Петербург в романе «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского
Цель урока: воссоздать образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление инаказание», показать роль этого образа Петербурга и жизненных тупиков героев ...