Главные вкладки

    Урок литературы 6 класс по теме "Характеры и поступки героев романа А.С. Пушкина "Дубровский"
    план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

    урок по литературе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_literature_6_klass.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Уроки по литературе в 6 классе

    Характеры и поступки героев романа А.С. Пушкина «Дубровский»

    Учитель Щурова Л.В.

    НОУ «Школа-интернат № 12» ОАО «РЖД» г. Пермь

    Типы уроков:

    Виды уроков: изучение нового, беседа по прочитанному, 

    Цель:  знакомство  с романом Пушкина; формирование навыков работы в группе    

    Ход урока.  

    1.Вступительное слово учителя
    Работа А.С.Пушкина над романом «Дубровский» начата 21 октября 1832 года. В основу сюжета был положен эпизод, сообщенный Пушкину его другом П.В.Нащокиным. Он рассказал про одного «белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский(как и назывался сначала роман),который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского в остроге.
    Пушкин в это время обдумывал план исторического романа об удальце Шванвич
    - дворянине, который вступил на службу к Пугачеву, и он нашел в рассказе Нащокина сюжет о герое такого же типа, подсказанный самой жизнью.
    Н.Г.Чернышевский писал об этом романе: «Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времен в начале повести «Дубровский».

    2.Беседа по роману

    - С какими героями знакомит нас 1-я глава? Кого можно считать большим барином старых времен?  Похожи ли эти герои?                                                                                             

     Обратимся к тексту. 

    - Что говорит автор об их сходстве и различии?
    Запись в тетрадях: 

    Общее между Троекуровым и Дубровским: ровесники, рождены в одном сословии, воспитаны одинаково, сходствовали отчасти и в характерах и наклонностях.
    - Запомним это слово
    отчасти.

    Найдем в тексте авторские характеристики этих героев.
     (Троекуров: «Выказывал пороки человека необразованного, привык давать волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума, надменный... с людьми самого высшего звания, с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».
     Дубровский: нетерпеливость и решительность характера, беден и независим», горд - отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира)
    Выводы: 

    Чего же больше: сходства или различий в характерах этих героев? (Различий.)
    В русской литературе мы часто встречаемся с говорящими и значимыми именами героев.

    Заглянем в Словарь русских личных имен: Кирилл (гр.) - господин, владыка, повелитель; Петр (гр.) - скала, утес, камень; Андрей (гр.) - мужественный, храбрый; Гавриил (др. - евр.) - сильный муж, муж Божий или крепость.
    - Можно ли считать имена пушкинских героев значимыми?
    - А теперь вернемся к роману, одинакова ли судьба этих героев? Что об этом говорит Пушкин? (В некотором
     отношении и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели.)   -  И опять оговорка. Попробуем разобраться. Что узнали из романа о том, как герои относятся к любви, семье, детям?

    -  Каковы взаимоотношения Кирила Петровича и Маши? (гл. 8) (С дочерью он своенравен, любит до безумия, угождает ее прихотям и в то же время суров и жесток. Никогда не мог добиться ее доверенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли.)

      Отец и дочь не знают и не понимают друг друга, гармонии и мира в этой семье нет, воспитанием дочери Кирила Петрович не занимался.
     В этой же главе Пушкин рассказывает о Саше, брате Маши, которого он признал сыном, хотя «множество босых ребятишек, как две капли похожих на Кирила Петровича, бегали перед его окнами и считались дворовыми.
     -  Как это характеризует Троекурова? (Безнравственный, жестокий человек, не способный на чистые, благородные чувства.)
    - Итак, Кирила Петрович хотя и женился по любви, но, овдовев, слишком быстро утешился.
     - А как потерю жены перенес Андрей Гаврилович? Откроем 6-ю главу, где Пушкин рассказывает о горе молодого Дубровского. На какие детали обращает наше внимание автор? (В доме Дубровских висит портрет жены Андрея Гавриловича, хранятся письма, которые были написаны ею во время Турецкого похода. Здесь свято хранят память о любви.)
     -  Какие чувства испытывает Владимир при чтении писем матери? («Владимир зачитался и позабыл все на свете, погрузясь душою в мир
    семейственного счастья...»)
     - Где еще в романе встречалось нам это слово - семейственное? (гл. З) (Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста - со всем тем он романически был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь...»)
    - Похожи ли эти семьи? (Оговорка автора - «в некотором отношении» - верна, судьбы отчасти похожи, но семьи разные. Дубровских в полном смысле этого слова можно назвать семьей, они понимают друг друга, любят, у них есть святыни, которые они берегут.)


              На следующих 2-х уроках класс делится на группы, работающие над заранее полученными вопросами:

    1-я группа - Взаимоотношения помещиков и слуг;

    2-я группа - Возникновение и развитие ссоры (завязка романа);

    3-я группа - Молодой Дубровский. Роль пейзажа в романе;

     4-я группа - Сюжет и фабула романа;

    5-я группа - О чем же роман А.С.Пушкина? Почему роман не закончен?
    Работа 1-й группы.
      - Как автор характеризует дворовых Троекурова? (гл. 1) («они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство».)
      - Как ведут себя люди Кирила Петровича после ссоры хозяина с Дубровским? (Покровские мужики воруют лес Андрея Гавриловича.)
    Вывод: хозяин и его холопы очень похожи: тщеславны, грубы, своенравны.
    - Что узнали об отношениях Дубровских и их слуг из разговора Владимира с Антоном? (гл. З) («у него (Троекурова. ...) и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет. Нет, дай Бог долго здравствовать Андрею Гавриловичу, а коли уж Бог его приберет, так не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем».)
     
    Учитель: В этой же главе, при встрече старика Дубровского с сыном, Орина Егоровна журит барина. Обратите внимание, как она, крепостная, к нему обращается:«Зачем ты встал с постели» - говорила ему Егоровна, - на ногах не стоишь, а туда же норовишь, куда и люди».
     - Если опустить слова автора и оставить только прямую речь, как выдумаете, кто мог бы сказать эти слова? (Только близкий человек, человек любящий, относящийся к Андрею Гавриловичу по-матерински.)
    Вывод: между хозяевами и слугами царят добрые, человеческие, семейственные отношения.  .  Работа 2-й группы.
          (Слабым ученикам можно прёдложить пересказ сцен »Троекуров и Шабашкин» и «Суд».)
     - Как возникла ссора между помещиками? Каково душевное состояние Андрея Гавриловича при осмотре псарни? (гл. 10) («Дубровский молчал и хмурился... он не мог удержаться от некоторой зависти
     при виде сего великолепного заведения».)
     - А что такое »зависть»?

    Словарная работа. Обратимся к словарю В.И.Даля: «Зависть - досада по чужом добре или благе». И в той же словарной статье приведена поговорка: «Лихоманка и зависть - Иродовы сестры».
     - Хорошее ли это свойство характера - зависть?
     - Что отвечает Дубровский Кирилу Петровичу на его вопрос? («...псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам».)
    - Обидел ли он этими словами Троекурова? (Нет, реакции не последовало.)
    -  А мог ли обидеть его «тщеславных» холопов? (Мог. И тут же последовал ответ псаря Парамошки: «...иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку...»)
    -  Холоп ответил дворянину не прост как равному, а дерзко.      Подумаем, только ли ответ Парамона оскорбил Андрея Гавриловича? (Не только, сразу после слов псаря раздался смех, смеялись все: и Троекуров, и его гости, и, видимо, слуги.)
    Его не просто унизили, оскорбили, задета дворянская честь, а мы знаем, что Дубровский - человек гордый, независимый.
    -  Принимает ли близко к сердцу этот инцидент Троекуров? (Нет, он даже не заметил, что Дубровский уехал.)
     -  Как дальше развиваются события? (Троекуров дважды посылает за Дубровским, получает отказ и письмо с требованием выдать ему Парамошку для наказания.)
     -  Как себя чувствует Троекуров на охоте? (Охота не удалась, обед не удался, Кирила Петрович прибил повара, разбранил гостей.)
                 Пушкин тонко передает психологическое состояние героя. Задумаемся над вопросами: что было бы, если бы и охота удалась, и обед удался? Как поступил бы тогда этот взбалмошный, своенравный человек? Поехал бы полями Дубровского? Или приехал бы сам к нему мириться?
     - Как показал автор Троекурова после охоты? («Андрей Гаврилович не возвращался в Покровское - Кирила Петрович без него
    скучал, и досада его громко изливалась в самых оскорбительных выражениях, которые, благодаря усердию тамошних дворян, доходили до Дубровского исправленные и дополненные».)
     -  Кто же помог, чтобы вражда разгорелась еще пуще? (Соседи, доносившие все в искаженном виде, сплетни тоже сыграли свою роль.) 
    -  Как решил отомстить Троекуров Дубровскому за наказание покровских мужиков, воровавших лес в кистеневской роще? (Отнять имение)
    Пересказ сцен »Троекуров и Шабашкин», »Суд».    

     - Чего хотел добиться Троекуров, отняв Кистеневку у Дубровского? (Сломить гордость Андрея Гавриловича.)
    -  Удалось ли ему это? Почему его торжество было отравлено? (Такого исхода - сумасшествия Дубровского - он не ожидал.)
     -  Что узнали о состоянии Кирила Петровича из 4-й главы? (Совесть его роптала, он не был корыстолюбив, победа не радовала сердце.)
    -  Почему, описывая ссору помещиков, Пушкин так много внимания уделяет Троекурову? (Кирила Петрович - натура неуравновешенная, властолюбивая вспыльчивая, но и отходчивая, поэтому Пушкин так подробно описывает все движения души, поступки этого героя; Дубровский же, гордый и независимый, никогда не смог бы простить оскорбления, поэтому он показан статично. Пушкин этим эпизодом еще раз показал правильность той характеристики героев, которую дал вначале романа.)
    Работа 3-й группы. 
    -  Какие черты характера Владимира Дубровского проявляются в Петербурге, а какие - в Кистеневке? (Как и все молодые люди дворянского сословия, он ведет светский образ жизни, мало думает о будущем. Смерть отца заставила его повзрослеть. Когда приехал в Кистеневку, Троекуров, косвенно виновный в смерти Андрея Гавриловича, Владимир держался независимо и решительно, чем очень напомнил старшего Дубровского.)
     - С какой целью дает автор в 5-й главе описание осеннего пейзажа? (Пушкин хочет показать, как повзрослел Владимир; пейзаж наводит на философские размышления. В рощу Владимир попадает в тот момент, когда им владело чувство духовного бездорожья, одиночества, в котором он оказался после смерти отца. Пейзаж дается в неразрывной связи с чувствами и мыслями героя о быстротечности жизни: жизнь течет, и ручей течет. Не случаен именно осенний пейзаж, ведь   осень - символ увядания и умирания жизни. Смерть отца и осенние опадающие листья символизируют конец жизни                                                                                                                       - - Как Владимир стал разбойником? Что побудило его сжечь родовую усадьбу? (гл. 6) (Портрет матери, ее письма - все это снято и дорого Владимиру, как и его отцу; он не мог позволить, чтобы враг его семейства надругался над этим.)
     - Каков Дубровский в роли предводителя разбойников? Показывает ли Пушкин, как Владимир руководит бунтовщиками? (Нет.)
                                                      

    -  О каких эпизодах из разбойничьей жизни Дубровского узнали и от кого? (От Анны Савишны Глобовой. Ей он является как генерал, который возвращает деньги, украденные ее приказчиком.)
     - В роли кого появляется Дубровский в доме Троекурова? (В роли учителя дефоржа, сумевшего заставить себя уважать, смелого и решительного, не побоявшегося остаться наедине с разъяренным медведем.)
    -  Когда мы узнаем, что дефорж - это Владимир Дубровский? (В 10-й главе, когда он отомстил Антону Пафнутьичу за лжесвидетельство в пользу Троекурова.)

     Работа 4-й группы.

     -  Зачем же Пушкин в 8—10-й главах отказался от последовательного изложения событий? (Чтобы заинтриговать читателя.)
    - Сравним, как в романе изложены события и как «было на самом деле«.
    В романе: гл. 8- Дефорж и медведь; гл. 9 - обед у Троекурова; гл. 10 —-Спицын и Дефорж; гл, 11 - встреча Дубровского с Дефоржем.            

    Хронологическая последовательность: встреча Дубровского с Дефоржем - гл. 11; Дефорж и медведь - гл. 8; обед у Троекурова - гл. 9; Спицын и Дефорж - гл. 10.
              Иногда писатели нарушают последовательность изложения событий и делают это намеренно, причины бывают разные, до сих пор, говоря о произведении, о событиях, описываемых в нем, мы использовали такой термин, как
    сюжет..

    Сегодня мы знакомимся с новым термином - фабула.       

    Чем же они отличаются?  

    Словарная работа.  Поможет нам «Краткий словарь литературоведческих терминов под ред. Л.И.Тимофеева и С.В.Тураева« (М., 1978): «Фабула — от лат. сказание, рассказ, предание. Может употребляться в том же смысле, что и сюжет. Иногда под сюжетом понимают хронологическую последовательность событий, а под фабулой - тот порядок, в котором о них повествуется».
              Итак, история дворянина Островского, рассказанная А.С.Пушкину его другом П.В.Нащокиным, явилась фабулой, на основе которой строился сюжет романа «Дубровский«. Фабула, таким образом, средство достижения авторской цели. В 11 главе А.С.Пушкин рассказывает о встрече на почтовой станции Владимира и француза Дефоржа.

    Работа 5-й группы.
    -  Почему Владимир Дубровский отказался от мести? (гл. 12) («Я ему простил... Я понял, что дом, где обитаете вы, священен, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию».)
    - Как вы понимаете слова: «Пора читателя познакомить с
    настоящим героем нашей повести» (гл. 3) и слова из главы 8: «Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирила Петровича... есть героиня нашей повести? (Настоящими героями повести А.С.Пушкин назвал Владимира и Машу, значит, эта повесть - о любви.)
    - Любил ли Владимир Машу? Если любил, то когда возникло это чувство? (гл. 3, 12, 15)
    - Как относится Маша к Дубровскому? (гл. 8, 12, 14) (гл. 8: «Маша в него влюбилась»; гл. 12: «Может быть, она еще не была влюблена, но при первом случайном препятствии или внезапном гонении судьбы пламя страсти должно было вспыхнугь в ее сердце»; гл. 14:
    «Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным... брак пугал ее как плаха, как могила... «Нет, нет, - повторяла она в отчаянии, - лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского»».)
     Обращаем внимание на следующий ряд слов:


           умереть - монастырь - за Дубровского.

    - Разве так думают о любимом?
            И еще одна цитата из 16-й главы: «Главное для нее: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для нее раем в сравнении со жребием, ей уготованным«.
              Брак с Верейским для Маши равнозначен плахе, могиле; в безысходной ситуации она из двух зол выбирает меньшее - решается обратиться за помощью к Дубровскому.
    -  Почему Маша после венчания отказывается от предложения Владимира? Только ли потому, что (как мы поняли) не испытывает к нему таких же чувств? (гл. 18) («Я дала клятву». Чувство долга, чести берет верх.)
     - Прежде чем мы ответим на последний вопрос, найдите в тексте главы 18 начало эпизода, когда Владимир появляется перед Верейским и Машей. (Чтение со слов: «Вдруг раздались крики погони...»)
     -  Почему Пушкин называет Владимира «маскированным разбойником»? (Он появляется перед Машей в полумаске, это еще одна роль, роль благородного спасителя.)
     -  В каком произведении Александра Сергеевича мы встречались
    с мотивом маскарада, переодевания? (В повести «Барышня-крестьянка».)

    Вывод:  На протяжении всего романа, в какой бы роли Владимир Дубровский ни выступал, он всегда великодушен, благороден, отважен, верен принципам чести.
               Работа над романом не завершена Пушкиным. Если 1 том был написан за две недели, то остальные главы писались с интервалами в 7—10 дней, а 15 января 1833 года Александр Сергеевич прерывает работу над романом. В черновиках писателя сохранился план III тома: «Жизнь М.К. Смерть кн. Вер. Вдова. Англичанин. Свидание»)
    - Почему же Пушкин не оставил своего героя во главе взбунтовавшихся крестьян? Почему Дубровский расстается со своими сообщниками» и советует им сменит ремесло? (Пушкинский герой мог выступать лишь в
    роли атамана разбойников, пока в этом был смысл: сначала- месть за оскорбление и гибель отца, затем - благородное служение всем, несправедливо обиженным и обманутым, и конечно же — спасение любимой девушки от ненавистного брака.)
     Словарная работа.  Давайте еще раз заглянем в «Словарь русских личных имен». Что значит имя Владимир? (Владимир — владеющий миром.)
                 И опять значение имени помогает нам понять характер и поступки героя. Владимир Дубровский по своему характеру, принципам не вписывается в круг разбойников. Пушкин не показывает своего героя как единомышленника бунтующих крестьян. А прочитан роман «Капитанская дочка», мы поймем и отношение Пушкина к бунту.
                   Благородство, честность и великодушие дворянина Дубровского несовместимы с той средой, в которую он попадает, и с той ролью, которая выпала на его долю.

    Домашнее задание: для домашнего сочинения учащимся предлагаются следующие темы: «Отцы и дети в романе», «Значимые имена героев романа», «Смысл названия романа», «Дубровский» - роман о любви», «Пейзаж в романе А.С.Пушкина».

     

     

     

     

     

     


     



     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок, 6 класс С.Тока "Шаагай" (отрывок из романа "Слово арата")

    Ознакомление учащихся посредством игры (инсценирования эпизодов) с историей дореволюционной Тувы, с бытом и традициями тувинского народа, с образом жизни бедных и богатых людей того времени....

    конспект урока литературы "Руслан и Людмила. Знакомство с героями"

    Вступительный урок по изучению поэмы А. С. Пушкина "Руслан и Людмила"...

    Презентация к уроку литературы "Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев"

    Презентация подготовлена к уроку литературы в 5 классе по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"  "Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев". В неё включен кроссворд по рассказу ...

    Конспект урока литературы в 9 классах “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике».

    Тема: “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений...

    Дистанционный урок литературы. Даниэль Дефо. "Робинзон Крузо" - книга о силе человеческого духа. Характер главного героя и его поступки. 5 класс

    Материал для самоподготовки пятиклассников по теме в условиях дистанционного обучения. Определен объем необходимой информации для обзорного или углубленного знакомства с романом....

    Открытый урок в 10 классе «Литературный суд над главным героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгением Базаровым».

    Цели урока: создать условия для творческого осмысления учащимися романа «Отцы и дети»; развивать умения нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности, поступков и поведения ...