конспект урока литературы "Руслан и Людмила. Знакомство с героями"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Касатова Марина Александровна

Вступительный урок по изучению поэмы А. С. Пушкина "Руслан и Людмила" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ruslan_i_lyudmila._znakomstvo_s_geroyami.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Поэма Пушкина  «Руслан и Людмила».

Знакомство с героями поэмы.

1.Вступительное слово учителя. История создания поэмы, своеобразие сказочного сюжета.

Поэма начата в лицейские годы, а закончена 26 марта 1820 года. Пролог был написан позже в 1824-1825г.

Вокруг поэмы возникло немало споров. Автора обвиняли в простонародности и излишней волльности.

Многие сразу же отметили такие достоинства поэмы, как национально-историческое содержание, образ русского богатыря, побеждающего деспотическую, злую силу Черномора, красочность картин, живость повествования, красоту и изящество стиля, звучность стиха – все это выделяет поэму из всей тогдашней литературы.

Жуковский признал победу молодого поэта и подарил ему свой портрет со знаменательной надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».

Читаем Посвящение из полного текста поэмы.

Посвящение – надпись в начале произведения, указывающая, кому автор его посвятил. Выясняем, что поэма посвящена молодым современникам Пушкина ( самому автору на момент окончания поэмы всего 21 год), прекрасным девушкам-красавицам. Учитель подчеркивает, что в Посвящении прямо названа тема поэмы – любовь и верность.

Читаем Пролог к поэме.

Пролог – вводная часть худ. Произведения.

В какой мир перенесли нас пушкинские строки?

Итак, мир русской литературной сказки.

Каких героев мы увидели здесь?

Выполнения задания 20, 21 из Рабочей тетради.(стр. 13)

Поэма – поэтический жанр большого объема.

Исследователи поэмы считают, что Пушкин в «Руслане и Людмиле» не перелагал никакой сказки. Не найден такой сюжет, которым воспользовался бы Пушкин. Поэма написана в духе тех народных сказок, которые слышал или читал Пушкин. Но источниками для нее служили не только народные сказки и былины, но и литературные произведения, отечественные и западные, связанные с традицией волшебно-рыцарского повествования.

2. Беседа с учащимися по Песне первой.

  1. Поэма открывается картиной пира у кн. Владимира. По какому поводу дан пир?

(Он выдает младшую дочь Людмилу замуж за князя Руслана).

Комментарий учителя: Князь Владимир-Солнышко, о котором идет речь, Владимир 1, Владимир Святой – это Владимир Святославович, великий князь Киевский, правил с 980 по 1015 год. Главной заслугой его перед Отечеством стало принятие Русью христианства в 988г.

  1. Кому не весело на свадебном пиру и по какой причине?

(«С пасмурным челом» мы встречаем трех витязей: Рогдая, Фарлафа, Ратмира; они соперники Руслана, каждый из них тоже мечтал жениться на Людмиле, и теперь они « в душе несчастные таят Любви и ненависти яд»)

  1. Кто такой Рогдай? Ответьте на вопрос словами поэмы.

« воитель смелый, Мечом раздвинувший пределы Богатых киевских полей»

4. Кто такой Фарлаф? Ответьте на вопрос словами поэмы.

“крикун надменный, В пирах никем не побежденный, Но воин скромный средь мечей”

5. Кто такой Ратмир ? Ответьте на вопрос словами поэмы

“полный страстной думы… Младой хазарский князь”

6. Какие чувства объединяют их всех?

Любовь к Людмиле и ненависть к Руслану, более удачливому сопернику, грусть, уныние.

“Все трое бледны и угрюмы, и пир веселый им не в пир”.

7. Докажите словами поэмы, что Руслан действительно счастлив.

“Страстью пылкой утомленный, Не ест, не пьет Руслан влюбленный; На друга милого глядит, Вздыхает, сердится, горит И, щипля ус от нетерпенья, Считает каждые мгновенья.”

“И светел радостный жених”, “Жених в восторге, в упоенье…”

8. С каким чувством автор поэмы рассказывает нам о Руслане, о веселом пире?

Автор радуется вместе со своими героями, торжествует с ними, празднует.”Вы слышите ль влюбленный шепот, и поцелуев сладкий звук, и Прерывающийся ропот Последней робости?..” К кому при этом обращается Пушкин? К нам, читателям. Для чего эти вопросы? Требуется ли на них ответ? Эти вопросы не требуют ответа. Это риторические вопросы, это один из способов украсить речь. Такой прием заставляет нас, читателей, перенестись туда, где развиваются события поэмы, постараться увидеть, почувствовать самим то, о чем говорит автор.

Но вот Людмила исчезает? Ее нет. Какие чувства испытывает Руслан?

Ужас, страх,горе, отчаяние. “Встает испуганный жених, С лица катится пот остылый; Трепеща, хладною рукой Он вопрошает мрак немой… О горе: нет подруги милой! Хватает воздух он пустой;” “Руслан уныньем как убит, Мысль о потерянной невесте Его терзает и мертвит”, “Руслан томился молчаливо И смысл и память потеряв”.

9. О чем просит витязей кн. Владимир? Какую награду он обещает?

Он просит найти Людмилу и тому, кто это сделает, обещает отдать ее в жены.

Выполнить его желание вызлались Руслан, Рогдай, Фарлаф и Ратмир.

10. С какими чувствами отправляются соперники Руслана в это путешествие.

Они рады, предвкушают победу.Фарлаф думает о кровавых битвах, Ратмир мечтает о любви, о Людмиле, страшнее и непонятнее всех Рогдай: его терзает страх, ревность, беспокойство. Читатель невольно начинает переживать за судьбу Руслана, когда читает: “И часто взор его(Рогдая) ужасный На князя мрачно устремлен.”

11.В пещере Руслан встречает старца, который в дальнейшем именуется финн. Что предсказывает финн Руслану?

“Но зла промчится быстрый миг” – горести недолговечны. Руслан узнает, что он встретится с похитителем Людмилы волшебником Черномором и одолеет его.”  ..злодей погибнет от руки твоей”.

12. Финн рассказывает Руслану историю своей любви к Наине. Перескажите ее кратко.

В молодости, когда он пас стада, финн увидел красавицу Наину и влюбился в нее. Через полгода он признался ей в своем чувстве, но гордая наина ответила”Пастух, я не люблю тебя”. Финн решил заслужить внимание Наины, завоевав воинскую славу. Десять лет с дружиной таких же смельчаков он плавал по северным морям, заслужил  славу, как доблестный воин. Вернувшись, он положил к ногам своей красавицы богатые дары, но она снова промолвила “Герой, я не люблю тебя”. И тогда финн решил привлечь Наину чарами, колдовством. Много лет провел он в лесах, обучаясь колдовству и магии. И заклинания сделали свое дело: в один прекрасный день перед ним действительно явилась Наина. Но к этому времени прошло уже 40 лет с момента их встречи, и сейчас Наине 70.Она пылате к нему любовью, а он с ужасом смотрит, что сделали годы с ее красотой. Он убегает от Наины и с тех пор живет один.

Но Наина стала колдуньей, финн предостерегает Руслана, что она возненавидит и его.

Словарная работа.

Задание №11 в Рабочей тетради.

Балдахин – украшенный навес на столбиках, например, над троном или кроватью.

Булат – старинная узорчатая твердая сталь для клинков; стальной клинок (стар.)

Витязь – В Древней Руси : отважный, доблестный воин.

Воитель – ( разг. Устар) человек задорный с воинственным характером.

Волынка –  1)народный духовой музыкальный инструмент из нескольких трубок, вделанных в кожаный мешок или пузырь, через который вдувается воздух.2)медлительность в работе, намеренное ее затягивание, канительное дело.

Дань – в старину подать с населения или налог, взимаемый победителем с побежденного народа.

Перен. То должное, что нужно воздать кому-либо, неизбежная уступка.

Доспехи – воинское снаряжение ( латы, кольчуги)

Зерцало –  церковнослав зеркало, употребл иносказательно.; старинный воинский доспех, род лат.

Козни – злые, коварные умыслы.

Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец.

Колчан – кобура для стрел.

Кубок --  большой, массивный сосуд в виде чаши, бокала.

Курильница – сосуд для куренья, для окуривания покоев пахучими смолками и духами.

Куща –  шатер, палатка, беседка, навес, временная лачуга в лесу или безлюдье.

Латы – в старину металические доспехи, броня, защищающая от холодного оружия.

Наперсник – (устар) любимец, пользующийся особым доверием.

Перл(перлы) – устар. Жемчуг, жемчужины. Перен. О чем-то выдающемся, прекрасном, замечательном.

Перст – ( устар) палец руки.

Риза – облачение, одежда священника, фигурная металлическая накладка на иконах, оставляющая открытыми только изображение лица и рук.

Рок – то же, что судьба, в знач. Несчастливая.

Сбруя – принадлежность для упряжки лошади.

Сеча – то же, что сражение.

Хан – монарх, феодальный владетельный князь у некоторых тюркских и монгольских народов.

Чело – то же, что лоб

Яхонт – старинное название рубина и сапфира.

Выполняются задания 12, 13.

Опрос наизусть пролог к поэме.

Домашнее задание:

прочитать 2, 3 песни поэмы. В Рабочей тетради выполнить задание 24, 25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия."

Урок литературы в 9Б классе. 14 октября 2014 года.Рекомендуется как вводный урок по комедии....

Конспект урока с использованием ЭОР "Знакомство с компьютером"

Цель: формирование у  обучающихся знаний об  устройстве компьютера,  выяснение сходства компьютера и человека, объяснение сути принципа фон Неймана.Задачи:    - обучающие:...

Конспект урока по английскому языку: знакомство с новыми буквосочетаниями и теми звуками, которые они передают oo [ʊ], ck [k], ch [tʃ] и гласной Aa [ӕ].

Знакомство детей с новыми буквосочетаниями и теми звуками, которые они передают oo [ʊ], ck [k], ch [tʃ] и гласной Aa [ӕ]....

Конспект урока по ручному труду «Знакомство с природным материалом - ракушки»

Урок проводится в 9 классе и предназачен для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Конспект урока по русскому языку "Знакомство с однородными членами предложения" 5 класс коррекционная школа

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега МихайловичаПредмет: русский язык.Тема: Знакомство с однородными членами предложения...

План-конспект урока "Марий талешке кече" ( День национального героя)

Урок 6 классыште эртаралтын. Классыште 9 йоча улеш. Тунемме уровень шотышто ончалаш гын, йоча- влак турло улыт.  Класс примерный общеобразовательный программе 1-11 класслан энертен тунемеш. Урокы...

План-конспект урока "Марий талешке кече" ( День национального героя)

Урок 6 классыште эртаралтын. Классыште 9 йоча улеш. Тунемме уровень шотышто ончалаш гын, йоча- влак турло улыт.  Класс примерный общеобразовательный программе 1-11 класслан энертен тунемеш. Урокы...