План-конспект урока по русскому языку "Знакомство с причастием" 7 класс
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

На уроке формируются первичные знания о причастии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_znakomstvo_sprichastiem_7_klass_2.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Автор урока: Тонкова Лариса Петровна

План-конспект урока по русскому языку

Тема: Знакомство с причастием

Класс: 7
Длительность: 45 минут
ФГОС 


1. Цели и задачи урока

Цель: 

  • Формирование первичных знаний о причастии как части речи, его морфологических признаках и синтаксической роли.

Задачи: 

  • Познавательные: познакомить учащихся с определением причастия, его грамматическими признаками и ролью в предложении.
  • Развивающие: развивать умение анализировать языковые явления, сравнивать причастие с другими частями речи.
  • Воспитательные: формировать интерес к изучению русского языка, умение работать в группе, развивать самостоятельность.

Методы: 

  • Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, работа в парах и индивидуальная.

2. Ход занятия

1. Организационный момент (2 минуты)

  • Приветствие, проверка готовности к уроку.
  • Краткое сообщение темы и цели урока:
    Сегодня мы познакомимся с новой частью речи — причастием, узнаем, как оно образуется и как используется в речи.

2. Актуализация знаний (5 минут)

Вопросы для обсуждения:

  • Какие части речи вы уже знаете?
  • Чем отличаются имена прилагательные от глаголов?
  • Приведите примеры прилагательных и глаголов.

Задание:
Выписать по 2 примера прилагательных и глаголов из предложенных учителем предложений.


3. Объяснение нового материала (10 минут)

Педагог: 

  • Дает определение причастия:
    Причастие — это особая форма глагола, которая обозначает признак по действию и отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
  • Приводит примеры:
    Читающий ученик, написанное письмо.
  • Объясняет, что причастия бывают действительные и страдательные, настоящего и прошедшего времени.
  • Сравнивает причастие с прилагательным и глаголом по таблице (устно).

Вопросы для проверки понимания:

  • На какие вопросы отвечает причастие?
  • Чем причастие похоже на прилагательное? А на глагол?
  • Приведите пример причастия.

4. Первичное закрепление (8 минут)

Задание (работа в парах):
Найдите причастия в предложениях и определите, от каких глаголов они образованы:

  1. По дороге шли поющие дети.
  2. В саду лежали опавшие листья.
  3. Прочитанная книга понравилась всем.

Вопросы:

  • Как определить, от какого глагола образовано причастие?
  • Какое действие обозначает причастие в каждом случае?

5. Самостоятельное выполнение типовых заданий (10 минут)

Индивидуальная работа:

Задание:
Выпишите из короткого текста (предлагается учителем) 3-4 причастия, укажите их род, число, время, от какого глагола образованы.

Проверка:
Часть работ зачитывается вслух, проводится короткое обсуждение.


6. Итоговый контроль знаний (5 минут)

Форма контроля:
Мини-тест (устно или письменно):

  • Дайте определение причастия.
  • Приведите 2 примера причастий.
  • Определите, к какой части речи относятся слова: читающий, написанный, бегущий.

7. Рефлексия (3 минуты)

Вопросы для обсуждения:

  • Что нового вы узнали сегодня?
  • Что показалось самым интересным?
  • Какие вопросы остались?

Форма:
Учащиеся могут высказаться устно или заполнить короткий лист самооценки (например, «Сегодня на уроке я…»).


3. Дополнительные задания

На уроке (по желанию):

  • Придумайте и запишите 2 предложения с причастиями.

Домашнее задание:

  1. Прочитать параграф учебника о причастии.
  2. Найти в тексте из учебника 5 причастий, выписать их, указать глагол-основу.
  3. Составить 3 предложения с разными причастиями.

4. Ожидаемые результаты

  • Учащиеся знают определение причастия, его признаки, умеют находить причастия в тексте.
  • Могут отличать причастие от других частей речи.
  • Умеют образовывать причастия от глаголов.

5. Итоги урока

  • Подведены итоги: что изучили, чему научились.
  • Ученики ответили на итоговые вопросы, выполнили типовые задания.
  • Учитель отмечает активных учащихся, разъясняет трудные моменты.

6. Рефлексия

  • Анализируются достижения и трудности.
  • Ученики оценивают свою работу на уроке.

Учитель отмечает успехи класса и называет направления для дальнейшей работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных

Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

План- конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе "Синтаксис. Пунктуация".

Обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация»....