План-конспект урока по русскому языку "Знакомство с причастием" 7 класс
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)
На уроке формируются первичные знания о причастии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор урока: Тонкова Лариса Петровна
План-конспект урока по русскому языку
Тема: Знакомство с причастием
Класс: 7
Длительность: 45 минут
ФГОС
1. Цели и задачи урока
Цель:
- Формирование первичных знаний о причастии как части речи, его морфологических признаках и синтаксической роли.
Задачи:
- Познавательные: познакомить учащихся с определением причастия, его грамматическими признаками и ролью в предложении.
- Развивающие: развивать умение анализировать языковые явления, сравнивать причастие с другими частями речи.
- Воспитательные: формировать интерес к изучению русского языка, умение работать в группе, развивать самостоятельность.
Методы:
- Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, работа в парах и индивидуальная.
2. Ход занятия
1. Организационный момент (2 минуты)
- Приветствие, проверка готовности к уроку.
- Краткое сообщение темы и цели урока:
Сегодня мы познакомимся с новой частью речи — причастием, узнаем, как оно образуется и как используется в речи.
2. Актуализация знаний (5 минут)
Вопросы для обсуждения:
- Какие части речи вы уже знаете?
- Чем отличаются имена прилагательные от глаголов?
- Приведите примеры прилагательных и глаголов.
Задание:
Выписать по 2 примера прилагательных и глаголов из предложенных учителем предложений.
3. Объяснение нового материала (10 минут)
Педагог:
- Дает определение причастия:
Причастие — это особая форма глагола, которая обозначает признак по действию и отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». - Приводит примеры:
Читающий ученик, написанное письмо. - Объясняет, что причастия бывают действительные и страдательные, настоящего и прошедшего времени.
- Сравнивает причастие с прилагательным и глаголом по таблице (устно).
Вопросы для проверки понимания:
- На какие вопросы отвечает причастие?
- Чем причастие похоже на прилагательное? А на глагол?
- Приведите пример причастия.
4. Первичное закрепление (8 минут)
Задание (работа в парах):
Найдите причастия в предложениях и определите, от каких глаголов они образованы:
- По дороге шли поющие дети.
- В саду лежали опавшие листья.
- Прочитанная книга понравилась всем.
Вопросы:
- Как определить, от какого глагола образовано причастие?
- Какое действие обозначает причастие в каждом случае?
5. Самостоятельное выполнение типовых заданий (10 минут)
Индивидуальная работа:
Задание:
Выпишите из короткого текста (предлагается учителем) 3-4 причастия, укажите их род, число, время, от какого глагола образованы.
Проверка:
Часть работ зачитывается вслух, проводится короткое обсуждение.
6. Итоговый контроль знаний (5 минут)
Форма контроля:
Мини-тест (устно или письменно):
- Дайте определение причастия.
- Приведите 2 примера причастий.
- Определите, к какой части речи относятся слова: читающий, написанный, бегущий.
7. Рефлексия (3 минуты)
Вопросы для обсуждения:
- Что нового вы узнали сегодня?
- Что показалось самым интересным?
- Какие вопросы остались?
Форма:
Учащиеся могут высказаться устно или заполнить короткий лист самооценки (например, «Сегодня на уроке я…»).
3. Дополнительные задания
На уроке (по желанию):
- Придумайте и запишите 2 предложения с причастиями.
Домашнее задание:
- Прочитать параграф учебника о причастии.
- Найти в тексте из учебника 5 причастий, выписать их, указать глагол-основу.
- Составить 3 предложения с разными причастиями.
4. Ожидаемые результаты
- Учащиеся знают определение причастия, его признаки, умеют находить причастия в тексте.
- Могут отличать причастие от других частей речи.
- Умеют образовывать причастия от глаголов.
5. Итоги урока
- Подведены итоги: что изучили, чему научились.
- Ученики ответили на итоговые вопросы, выполнили типовые задания.
- Учитель отмечает активных учащихся, разъясняет трудные моменты.
6. Рефлексия
- Анализируются достижения и трудности.
- Ученики оценивают свою работу на уроке.
Учитель отмечает успехи класса и называет направления для дальнейшей работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"
Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».
Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.
План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...
План - конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных"
Урок построен в форме путешествия, где отражена разноуровневая работа с детьми....

План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных
Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

План- конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе "Синтаксис. Пунктуация".
Обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация»....