Открытый урок в 10 классе «Литературный суд над главным героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгением Базаровым».
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Магомедова Мадина Гаджиевна

Цели урока: создать условия для творческого осмысления учащимися романа «Отцы и дети»; развивать умения нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности, поступков и поведения людей; развивать умения самостоятельной работы с текстом в соответствии с заданными параметрами ( судебное заседание); формировать умения давать нравственный анализ и оценку жизни литературных персонажей; формировать умение аргументировать свою позицию, уважать мнение противоположной стороны, находить консенсус; воспитывать желание и интерес к проблемам русской классической литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-sud.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 10 классе

«Литературный суд над главным героем романа
И. С. Тургенева
«Отцы и дети»
Евгением Базаровым».

Цели урока: создать условия для творческого осмысления учащимися романа «Отцы и дети»; развивать умения нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности, поступков и поведения людей; развивать умения самостоятельной работы с текстом в соответствии с заданными параметрами ( судебное заседание); формировать умения давать нравственный анализ и оценку жизни литературных персонажей; формировать умение аргументировать свою позицию, уважать мнение противоположной стороны, находить консенсус; воспитывать желание и интерес к проблемам русской классической литературы.

Задачи: способствовать закреплению литературного материала, формировать через литературное произведение способность к самостоятельному мышлению, навыков общения в процессе овладения знаниями через игровую ситуацию; стимулировать творческую активность учащихся.

Оформление: в зале в центре стоит стол для судьи и секретаря, с правой стороны – стол для прокурора и адвоката, слева – стол для обвиняемого. На столе судьи находится ноутбук, на котором демонстрируются фрагменты фильмов, представленные обвинением. В стороне стоят кафедра, стулья для свидетелей со стороны обвинения и защиты, с другой стороны находятся присяжные заседатели (все остальные студенты группы).

Оборудование: ноутбук, мантия для судьи, судейский молоток, таблички с именами.

Действующие лица: 

Е. Базаров

Судья

Прокурор

Адвокат

Свидетели со стороны обвинения:

П.П.Кирсанов

А.Кирсанов

А.С.Одинцова

Свидетели со стороны защиты:

Федосья Николаевна.

Виктор Ситников

Секретарь

Остальные студенты – присяжные заседатели

Х о д  м е р о п р и я т и я

Организационный момент

Вступительное слово учителя. 9 ноября – 2018 году исполнилось 200-лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Данная дата признана одной из самых значимых в календаре России на 2018 год, и это не спроста он был избран 1879 году почетным доктором Оксфордского университета, а 1878 на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом университета.

 – Сегодня мы проводим заключительный урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Урок – непростой. Это урок - литературный суд над героем произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгением Базаровым.. Ребята, как вы думаете что мы будем выяснять на литературном суде, какова наша цель?

 Наша цель – выяснить, кто он: победитель или проигравший…

 

Известные журналисты и литературоведы Петр Вайль и Александр Генис сказали, что «Отцы и дети» - едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе»  

– Появление романа И.С.Тургенева “Отцы и дети” вызвало огромный успех среди всех слоев русского читающего общества. Книга была обсуждена всеми – от революционных кругов до правительственной верхушки и крайних реакционеров. Журнальная критика своей изумительной противоречивостью по отношению к главному герою вводила читателя в недоумение. Наша задача – во время импровизированного процесса сформировать собственную точку зрения на роль и значение образа Базарова, о котором сам И.С. Тургенев сказал, что «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, честная –и все-таки обреченная на гибель…Я хотел сделать из него лицо трагическое…»

Итак я хочу представить участников литературного суда:

Состав суда : судья Исрапилова Фатима

Прокурор-Асадулаева Мадина

Адвокат- Абутаева Садия

Секретарь- Гаджиева Муслимат

Базаров Евгений Васильевич ----Алиев Ахвердилав.

Свидетели: Одинцова Анна Сергеевна – Ума

Кирсанов Павел Петрович –Магомедов Магомед

Аркадий Николаевич Кирсанов- Магомедов Таймудар

Федосья Николаевна----- Гитиномагомедовна Айшат

Ситников-----------------Алигаджиев Магомед

Критик -------------------Исрапилов Гамзат

Истец, Катиева.

Остальные присяжные заседатели

  Задачи участников судебного разбирательства:

  • вникнуть во все обстоятельства дела;
  • определить степень вины или невиновности подсудимого;
  • вынести справедливый обвинительный или оправдательный приговор.

А основным правилом для судебного разбирательства станут слова афинского архонта (высшее должностное лицо в Афинах) Солона :(слайд)

“Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон”.

Кто является символом правосудия?

 древние греки изобразили богиню правосудия Фемиду с весами и повязкой на глазах.

Что обозначают эти изображения?

– Повязка – символ беспристрастия, как вы понимаете это слово?
весы – взвесить все за и против,
меч – кара, наказание за преступление.

Учитель. – Итак, начинаем. Участники судебного процесса ознакомлены с сюжетом и текстом судебного разбирательства

Итак приступим…

Литературный суд.

Секретарь: Дамы и господа! Сегодня мы собрались на открытое заседание суда. Прошу всех встать. Суд идет.

Звучит торжественная музыка в зал входят Судья, Прокурор и Адвокат.

Судья: Прошу садиться. (После того, как все сели) Сегодня слушается дело по обвинению Базарова Евгения Васильевича в нигилизме (обращаясь к секретарю): Все ли участники процесса, вызванные для рассмотрения этого дела, явились?

Секретарь: Все лица, вызванные для участия в судебном разбирательстве, явились.

Судья Обвинение по данному делу поддерживает Прокурор. Защиту по данному делу поддерживает Адвокат. Начинаем судебное следствие. Граждане, судьи!

Истец, Катиева , суд предоставляет вам слово для чтения заявления.

Я имею намеренье говорить от имени моего поколения. Я моложе вас, Евгений Васильевич на сто с лишним лет. Я склоняю голову перед вашей гордостью, бунтующим сердцем, перед вашей неповторимой твердостью.

Перечитав самые сильные страницы тургеневской книги. Я задумалась о «жизни бесконечной», о влиянии природы. Посмотрите в окно Евгений Васильевич, природа дышит предчувствием неповторимой красоты, благозвучия и гармонии. Вас это коробит?

Но помните, вы же горевали в березовой роще, даже держали в руках красные розы!!!! Помните?

Помните, Вы как-то согрешили против своих убеждений, не устояв перед чарами Анны Сергеевны Одинцовой? Жаль, что встретилась с Вами эта женщина. Мой современник вынужден считаться с женщиной, ведь она и в космос летала, и детей воспитывает, и коров доит, и землю обрабатывает, и заводы строит, и детей лечит.

Да, мы обвиняем Вас, мы осуждаем Вас за такие взгляды на жизнь.

 Судья: Слово предоставляется обвинителю - Прокурору.

Прокурор: Евгений Васильевич Базаров, представитель молодого поколения, медик, самоуверенный до дерзости, проникнутый самыми дикими понятиями. Он обвиняется в том, что в своих суждениях плохо отзывается об аристократии; отвергает религию, искусство, любовь, насаждает свои взгляды другим людям, он – нигилист.

Применимо ли это утверждение к Евгению Базарову? Да!

Базаров признает безусловное отрицание как разрушение. На упрек Николая Петровича Кирсанова: “Нельзя же только отрицать, нужно и строить”, – он возражает: “Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить”. В чем же, по нашему мнению, состоит безнравственность взглядов Базарова?

Во-первых, он отрицает всё романтическое, эмоциональное, все индивидуальное, тем самым отказывая в праве человеку на собственное мнение. Примером этого отрицания может послужить разговор с Аркадием, когда Базаров предлагает ему изменить читательские интересы отца, предложив прочесть труды ученых-физиологов.

Во-вторых, Базаров отрицает красоту, в частности, он не признает красоты природы. Для него “природа лишь мастерская”. Мы считаем, что такое утверждение слишком жестокое по отношению к природе, красота которой вдохновляла на создание прекрасных шедевров многих поэтов, писателей, художников, даже научных открытий не было бы без природы.

В-третьих, мы считаем, что Базаров очень неуважительно относился к женщинам. А как можно не уважать того, кто дарит нам жизнь!

В-четвертых, Базарова можно обвинить в пренебрежительном отношении к людям. Он убежден, что по одному человеку можно судить обо всех людях, он режет лягушек, так как считает, что в конечном итоге человек та же лягушка.

5. Базаров отрицает разумность авторитетов, он может доверять только тому, что видит, слышит, обоняет. Но ведь это слишком ограниченный жизненный круг.

7. Базаров отрицает все исторические ценности, весь опыт прошлого. Но мы знаем и другое утверждение, что “все новое – это хорошо забытое старое”. Как же можно строить новое, не зная, что уже было найдено ценного до нас?

8. Мы считаем, что у Базарова только один принцип – брать только для себя, ничего не давая взамен – принцип эгоиста. Он смотрит на людей сверху вниз, ни в ком не нуждается, никого не боится, никого не любит, никого не щадит.

Итак, мы считаем, что взгляды Базарова нельзя назвать нравственными, что его жизненные установки были вредны для молодого поколения, так как привлекали своей экстравагантностью, и что в современном обществе ему так же не нашлось бы места.

Судья: Адвокат, согласны ли вы с предъявленным обвинением?

Адвокат: С предъявленным обвинением мой подзащитный согласен частично.

Уважаемые судьи, прокурор! Мы намерены опровергнуть некоторые обвинения, выдвинутые против господина Базарова. Мы считаем, что нравственный выбор Базарова можно объяснить, что некоторые качества характера героя необходимы человеку в современном мире.

Начнем с того, что Евгений Базаров не избалован жизнью. Базаров – выходец из небогатой семьи: сын уездного лекаря. С детских лет ему приходилось добиваться всего своим собственным трудом, поэтому он лишен сентиментальности, немного жестковат в общении, но он во всем привык полагаться только на свои собственные силы. Мы отмечаем данное качество, как положительное.

Обвинение утверждает, что герой все отрицает, и это плохо. Но почему он так поступает? Отчасти в этом виноваты условия жизни. Да, он отрицает, но ведь многое признаёт, а признаёт он только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами. Всё остальное он не принимает, так как не убедился ещё сам, так ли это на самом деле, что пытаются ему доказать.

Итак, какие же качества личности Базарова мы отмечаем как ценные для общества – это способность к практическому действию, привычка к труду и потребность в нем, решительность характера, внутренняя уверенность в себе, психологическая устойчивость.

Базарова обвинили в неуважительном отношении к людям. Почему же он так груб и резок с окружающими? Вспомним, зачем Базаров приехал с Аркадием? Работать. И большую часть времени он действительно ходил по окрестностям, занимался научными исследованиями. Базаров – человек немногословный, он не любит ни спорить, ни вообще высказываться, а его постоянно вызывают на спор. Как же ему все время сдерживать себя и не вступать в разговор?

Базаров не совсем лишен человеческих чувств, но он их скрывает. Особенно явно его чувства проявляются в разговоре с Павлом Петровичем Кирсановым. Все это доказывает, что он скрывает свои чувства.

Базарова обвинили, что он – законченный эгоист, а ведь вся его жизнь доказывает обратное, что он был способен на глубокие чувства, на раздумья

Судья: Спасибо. Для допроса по предъявленному обвинению приглашается Базаров Евгений Васильевич. Вы должны говорить правду. Согласны ли Вы давать показания?

Базаров: Я согласен давать показания.

Судья: Подтверждаете ли Вы, что являетесь нигилистом?

Базаров: Подтверждаю.

Прокурор: Ваша честь, разрешите допросить Базарова?

Судья: Разрешаю.

Прокурор: Разъясните, пожалуйста, суду, кто такие нигилисты.

Базаров:  Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем. Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта. Да, поди, побробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!  Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои. Природа не храм, а матерская, и человек в ней работник.

Прокурор: Но ведь вы не будете отрицать, что с латинского nihil, ничего, следовательно, это слово означает человека, который ничего не признаёт  и ничего не уважает?

Базаров:  Нигилист – это человек, который относится с критической точки зрения. Вот и всё.

Адвокат: Давайте уточним. Цель нигилизма – критика, а не разрушение.

Базаров:  Совершенно верно. - Вся моя жизнь, была проникнута горячим стремлением бороться во имя изменения общественного строя России. Мой нигилизм, отрицавший авторитеты родился в эпоху ломки общественного сознания. Я его связываю с утверждением материалистического миросозерцания, с развитием науки. У меня было единственное стремление, ничего не брать на веру, все проверять жизнью. Именно поэтому я решил «ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой истины». И конечная цель у меня – принесение возможно большей пользы человечеству. Среди молодёжи демократической распространилось убеждение, что только знание способно вести к истинному прогрессу, что искусство лишь тормозит движение вперед. Вероятно, я заблуждался. Судить вам, живущим в будущем.

Судья: Если у вас больше нечего добавить – прошу садиться.

Прокурор: Ваша честь, позвольте перейти к допросу потерпевших?

Судья: Вызывается Кирсанов Павел Петрович.

Прокурор: П.П., как вы познакомились с подсудимым?

П.П.К.: Этого человека пригласил к нам мой племянник – Аркадий.

Прокурор: Что вы можете сказать о Базарове?

П.П.К.: Я сразу отметил его неряшливый вид при нашей первой встрече, и даже руку ему не подал. О том, что представляет собой господин Б. можно судить по записи нашего с ним разговора.

Прокурор: Господин судья, разрешите представить суду запись разговора с Е.Б. Этот развовор свидетельствует, что о личности обвиняемого.

Судья: Секретарь, включите, пожалуйста, запись.

Включается запись разговора Е.Б. с П.П.(демонстрируется фрагмент фильма «Отцы и дети» (сцена разговорова Базаров и Кирсановых 07.58 -09.21)

Судья: Суд примет во внимание эту запись. Свидетель, у вас все?

П.П.К.: Нет. Хочу отметить, что в дальнейшем я только утвердился в своем мнении, и когда увидел, что он пытается поцеловать женщину помимо ее воли, имя ее я не хочу называть, вызвал Б. на дуэль.

Адвокат: Прошу заметить, что данная дуэль не входит в перечень обвинений господина Б. Обращаю внимание присяжных заседателей на тот факт, что П.П. так ненавидел моего подзащитного, что даже отказался от медицинской помощи во время приступа. Он промучился до утра, но не прибёг к искусству господина  Б. В связи с этим,  позвольте задать вопрос свидетелю. П.П., а почему вы не обратились за медицинской помощью к Б.?

П.П.К.: Мне помнится, что господин Б. сам говорил, что не верит в медицину.

Адвокат: Что случилось на дуэли?

П.П.К.: Я выстрелил и промахнулся. Господин Б., напротив, попал в меня с первого раза.

Адвокат: И что же сделал мой подзащитный?

П.П.К.: Он отказался от 2 выстрела и оказал мне первую помощь.

Адвокат: Господин судья, я обращаю ваше внимание на благородство поступка Б.

Прокурор: Прошу обратить внимание, что обвиняемый сам и спровоцировал эту дуэль.

Судья: Отложите свои высказывания до прений.

Прокурор: К этому свидетелю вопросов больше не имею.

Судья: Спасибо. Для допроса по предъявленному обвинению приглашается потерпевший – Аркадий Николаевич Кирсанов. Всё верно? (Поднимается А.К. и становится за кафедру).

Аркадий: Всё так, ваша честь.

Прокурор: Господин Кирсанов, расскажите о ваших взаимоотношениях с подсудимым.

Аркадий: Я познакомился с Е.Б. во время учёбы в университете. Сначала он мне показался человеком знающим, уверенным, идущим в ногу со временем. Мне стало казаться, что нигилизм – это новое дыхание времени, что только он способен изменить мир к лучшему.

Прокурор: Таким образом, можно ли сказать, что вы попали под влияние подсудимого?

Адвокат: Заявляю протест, так как прокурор задаёт наводящие вопросы.

Судья: Протест принимается. Переформулируйте вопрос.

Прокурор: Итак, вы находились в зависимости от идей нигилизма. Что же повлияло на изменение ваших взглядов?

Аркадий: Мы приехали к нам в имение. Всё было хорошо. Однако первым толчком стал спор между Евгением и моим дядюшкой – Павлом Кирсановым.

Судья: О споре мы уже допросили свидетеля. Продолжайте.

Аркадий: А еще раньше Базаров сказал мне: "Я видел, он (Николай Петрович) читал Пушкина.. . Скажи ему, чтобы он бросил эту ерунду". Мне это не понравилось, но под влиянием Е.Б. я пытался даже отобрать у отца его любимый томик Пушкина, заменить его немецкой брошюрой, но потом понял, что нельзя навязывать свои вкусы другим! Окончательным поводом к разрыву послужило мое желание жениться на Екатерине Сергеевне. Вероятно, поэтому Евгений решил порвать со мной взаимоотношения. О чем я сожалею.

Прокурор: Господин судья, разрешите представить суду запись разговора с Е.Б. Этот развовор свидетельствует, что отрицание семейных ценностей повлияли на взаимоотношение друзей.

Судья: Секретарь, включите, пожалуйста, запись.

Включается запись разговора Е.Б. с А.К. .(демонстрируется фрагмент фильма «Отцы и дети»- сцена прощания Е.Б. с А.К. -5.03мин.).1.16.00------1.17.22.

Судья: Суд примет во внимание эту запись.

Прокурор: Позвольте вызвать свидетеля обвинения Одинцову Анну Сергеевну.

Судья: Для дачи показаний вызывается свидетель обвинения Одинцова Анна Сергеевна(Поднимается Одинцова и становится за кафедру).

Прокурор: Какие отношения связывают вас с Е.В.Б.?

Анна: Одно время мне казалось, что нас связывает нечто большее, чем простое знакомство или дружба. Но, видимо, я ошиблась.

Прокурор: Анна Сергеевна, если не ошибаюсь, Вы утверждали, что сами похожи на Базарова?

Анна: Да, я теперь понимаю, почему мы сошлись с Базаровым: ведь и он такой же, как я. А Базаров считал меня спокойным, изнеженным, избалованным существом. Он просто не верил мне, моим словам. Базаров много говорил со мной, спорил, высказывался, раздражался, когда я с ним в чем-то была не согласна, и, наконец, он привязался ко мне какой-то мучительной страстью. В его рассуждениях о любви я поняла, что ее совсем не существует. Отношения наши кончаются тем, что я взываю о счастье, о любви и можно сказать вытаскиваю у него признание в любви. Но из его слов я заключила, что этот человек, как бы ни любил, не пожертвует во имя любви своей гордостью.

Возможно, это и отпугнуло меня.

Ну вот и все, что я смогу сказать вам, господа судьи.

Судья: Считаете ли Вы Базарова виновным?

Анна: Нет, не считаю! Я горжусь тем, что могу назвать его своим другом……Позвольте мне предоставить суду запись нашего разговора с Е.Б., из которого видно, что я невольно стала причиной того, что он изменил своим принципам, стал мучиться из-за меня.

Судья: Секретарь, включите, пожалуйста, запись.

Включается запись разговора Е.Б. с А.С. .(демонстрируется фрагмент фильма «Отцы и дети» - сцена объяснения в любви Б. – 1.54 мин.)47.04-48.15

Судья: Суд примет во внимание эту запись. Свидетель, у вас все? Спасибо!

Опрошены все свидетели обвинения. В зал приглашается свидетель защиты Федосья Николаевна.). Адвокат, прошу вас, задавайте вопросы.

Адвокат: Ф.Н., расскажите, как относился к вам мой подзащитный?

Ф.Н. Господин Б. был очень добр ко мне. Когда мне или Мите нездоровилось, он помогал нам как врач.

Адвокат: Что же ещё вы можете рассказать о моём подзащитном?

Ф.Н. Он был добр к простым людям. Больше мне нечего сказать.

Прокурор: Свидетель, что говорил господин Б.о семье Кирсановых?

Ф.Н. Мне больше ничего неизвестно.

Адвокат: Прошу обратить внимание присяжных заседателей, что мой подзащитный не был таким уж циником, как его представляет обвинение. От чистого сердца помогал простым людям.

Судья: Суд примет это во внимание. Приглашается свидетель Виктор Ситников.

Адвокат: Господин Ситников, как вы относитесь к мировоззрению моего подзащитного?

Ситников: Я – его ученик. Я ему обязан моим перерождением. Поверите ли, что, когда при мне Е.В. в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг!

Адвокат: Придерживаетесь ли вы подобных взглядов в настоящее время?

Ситников: Да, безусловно.

Судья: Есть ли вопросы у прокурора? (Все говорят отрицательно). Заслушаны все свидетели. Приступаем к прениям. Слово для обвинения предоставляется прокурору.

Прокурор: Ваша честь, уважаемые присяжные заседатели. Перед нами человек, который обвиняется в разрушительном воздействии крамольных идей на души молодых людей нашего времени. Что нам предлагает подсудимый? Разрушение и отрицание! Созидать и создавать он не желает, да и, скорее всего, не умеет. Мы должны помнить, что наш мир не совершенен, но отрицание «старого мира» не подразумевает его полное разрушение, а ведь именно к этому стремится господин Б. Он, влюблённый в своё дело учёный-испытатель, представляет природу как «скопище отчуждённых и мёртвых предметов». Пустота и безобразие – вот что стоит за господином Б.  Я надеюсь, что господа присяжные заседатели вынесут верное решение о виновности подсудимого. У меня всё. Спасибо за внимание.

Судья: Слово предоставляется Адвокату.

Адвокат: Ваша честь, уважаемые присяжные заседатели. Мой подзащитный молод. Кто из нас не совершал ошибки молодости? Да, его взгляды на жизнь расходятся с общепринятыми, но это его точка зрения. Заставлял ли кого-нибудь господин Б. придерживаться его образа жизни? Принуждал ли насильно? Ответ однозначный – нет. Но разве у его «учеников» нет собственного мнения? Они не могут мыслить самостоятельно? И господин А.Кирсанов, и господин Ситников добровольно восприняли взгляды моего подзащитного. Прошу обратить внимание и на тот факт, что господин Б.добр, мягок с простыми людьми. Прежде чем вынести обвинительный вердикт, подумайте, а только ли мой подзащитный виновен? Почему А.Кирсанов на словах всегда соглашается с Б., хотя в душе этого согласия не имел? Почему госпожа Одинцова не обвиняется в неумении любить, а моему подзащитному ставят это в вину? Я надеюсь, что присяжные примут верное решение и оправдают господина Базарова.

Судья: Заключительное слово предоставляется Базарову.

Базаров: Мой дед землю пахал, я сын лекаря, прошел суровую школу, потом учился в университете на гроши, увлекался разными науками, хорошо знал ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказываю в медицинской помощи людям. Но я, как и многие другие молодые люди, имею право на свое мнение. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен и - баста. Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете. Нужны ли нигилисты или нет – не вам решать. Ведь и вы считаете себя не бесполезными. Да, я не всегда был прав, и в этом признаюсь, я отрицал любовь, а сам влюбился, как мальчишка. Но это жизнь, я признаю это. И в этом моя сила. До тех пор, пока существует молодость, будут те, кто меня поддержит!!!

Секретарь: Слово предоставляется критику Страхову Н.Н.  

- “Напрасные обвинения! …Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом”.

- Его речь отличается простотой, меткостью, насмешливостью и совершенно русским складом. …он всех легче сближается с народом, всех лучше умеет держать себя с ним.

- “…первое сильное лицо, первый сильный характер…”.

- “Живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии, в каждом движении Базарова”.

- “Базаров человек вполне живой…Он отрицается от жизни, а между тем живет глубоко и сильно”.

- “… к нему обращено столько привязанностей, сколько не сосредоточивает на себе ни одно из действующих лиц романа… мать и отец вспоминают и молятся о нем с бесконечной и невыразимой нежностью; …Катя и Аркадий чокаются “в память Базарова”.

- “Базаров головою выше всех других лиц…”.

- “…любовь (Базарова и Одинцовой) вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец как будто вырываются бесконечно жалобные гимны, …неотразимо хватающие за душу”.

Судья: Мы выслушали мнение защиты и обвинения. Виновен или не виновен господин Б. должны решить присяжные заседатели.

Секретарь: пока Присяжные заседают: слово предоставляется главному критику романа Мадине Гаджиевне.

– Вы знаете, что роман Тургенева после его появления в печати, был оценен неоднозначно. Со второй половины 30-х годов XX века точки зрения на роман несколько изменились в соответствии с новыми историческими условиями. Поколения, сменяющие друг друга, все равно имели друг с другом какую-то связь. Но развитие шло путем отрицания предшественников. Новое поколение – “дети”, выступали со своей культурой, своим запасом идей и нравственных понятий. Нельзя отбрасывать все культурное наследие предшественников, ведь преемственность поколений – объективный закон, в соответствии с которым складывается история человечества.

Заданная Тургеневым в заглавии романа проблема осознается как общечеловеческая: это момент перехода от одного состояния общества к другому. Конкретно-исторический смысл его всякий раз иной (как, например, сейчас в нашем обществе), но сама ситуация остается по-прежнему одной и той же, ибо вся история человечества состоит из смены “отцов” и “детей”, освоения младшими поколениями наследия старших.

Секретарь: Прошу присяжных заседателей встать, а председателя зачитать вердикт.

Судья: На основании вердикта присяжных я вынесу обвинительный или оправдательный приговор.

1) От героя Тургенева – Евгения Базарова – требовалось большое мужество, ум, уверенность в собственных силах, чтобы открыто провозгласить свой разрыв с миром Кирсановых. И Тургенев прав, когда доказывал, что Базаров – это герой того времени.

2) Тургенев выразил в романе свое убеждение в том, что историю двигает вперед не одно поколение, что и внутри одного поколения встречаются разные по убеждениям люди.

3) В романе показано, что кроме Базарова есть еще и Аркадий – представитель другого направления молодежи, которое не может ограничиваться разрушением культурных ценностей, доставшихся им по наследству.

4) Действительно, в судьбах Базарова и Павла Петровича больше общего, чем различного. Ведь оба они в равной степени горды, страстны, в жизненных притязаниях бескомпромиссны. Оба не поняты и одиноки даже среди близких людей. Оба обречены на горький удел бессемейных бобылей.

5) Стремления обоих к полноте жизни были разрушены и окончились довременным крестом и смертью: серый деревянный крест на могиле Базарова, и крестом ,«горько стиснув губы», осеняет себя доживающий свои дни за границей П.П.Кирсанов

Секретарь: 

- Прошу всех встать. Оглашается приговор суда.

Судья. 

- Суд решил:

- оправдать Евгения Базарова за отсутствием всякого рода преступления;

- признать тип литературного героя нужным современному читателю;

- утвердить “высокое предназначение Базарова и его героической судьбы для жизни бесконечной”;

- взять на вооружение жизни каждого молодого человека нравственные уроки, преподнесенные Базаровым:

1) самоограничение и самоотдачу героя;

2) страстность и убежденность натуры борца;

3) единство слова и дела;

4) презрение к фразерству;

5) работоспособность, стремление к знаниям, поклонение уму;

6) проявление мужества, сильной воли в трагические моменты жизни.

Итак, наш импровизированный суд над героем Евгением Базаровым закончен.

Давайте вернёмся к цели нашего урока:

- Для чего же жил Евгений Базаров?

- Кто же он: победитель или проигравший?

Ответы учащихся:

1) ( Проигравший)

(Потому что герой в конце романа остался совершенно один: от него отвернулась любимая женщина, его друг перестал разделять его идеи и пошёл по своему жизненному пути, общество тоже не приняло ни его, ни его идеи, и автор заканчивает роман смертью героя)

2) (Победитель)

- Почему же тогда роман закончился смертью героя?

(Потому что Россия не была ещё готова к переменам и сила дворянства ещё действовала в обществе и Базаровым ещё не было в нём места)

     Не о борьбе Базарова говорит автор, а о примирении, не о лопухе, который, по словам Базарова, вырастет на его могиле, а о вечной жизни. Тут и нравственное оправдание героя и сожаление о нем как о замечательном человеке.

Учитель:

  1. - Ваши мнения, как и мнения критиков и читателей 19 века, тоже расходятся. Всё верно, так и должно было произойти. О роли Базарова спорили в 19 веке, в 20 и в 21 – они тоже продолжаются. Потому что у каждого есть своя точка зрения. Это очень хорошо. И пусть каждый из вас выскажет её в своём сочинении по роману на одну из предложенных тем.

IV. Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение на предложенные темы (по выбору)

Написать сочинение-рассуждение на предложенные темы (по выбору)

1. «Бунтующее сердце» (Образ Базарова).

2. Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?

3. «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг?» Согласен ли я с этим высказыванием Писарева Д.И. ?

4. Женские образы в романе.

5. Смысл названия романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

В заключении я хочу сказать, что в русской литературе очень много произведений, в названии которых заложена антитеза, противопоставление: «Преступление и наказание», «Война и мир», «Таланты и поклонники», «Волки и овцы».

     - Можно ли этот ряд продолжить романом «Отцы и дети»?

  Нет, не антитеза, не конфликт романа отражен в его названии, а неразрывность этих понятий. Отцы и дети - это цикл. Дети становятся отцами, и все повторяется, таков закон жизни. Стремление новых поколений к новому и отрицание опыта отцов неизбежно и свойственно человечеству. Но отрицая опыт отцов и дедов, отвергая их «принципы», дети в свою очередь встают перед теми же проблемами. И это тоже закон жизни. Нести свой крест и не роптать – таков закон каждого поколения и человечества в целом.

     Поэтому в конце романа, исполненном лиризма, мы слышим взволнованный, проникновенный голос автора: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрывалось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: Не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы, они говорят о вечном примирении и жизни бесконечной.»

 (слайд)

Мы живем в Дагестане, где по закону гор мы чтим старших, помним все то ценное, которое оставили нам предки. Ваш кабинет посвящен творчеству великого поэта Расулу Гамзатову, может, кто-то знает из его творчества, где он говорит о почитании старших.

Чтение отрывка из книги «Конституция горца» (четвертая статья) это завещание, которое оставил нам Р. Гамзатов, мы должны помнить и следовать ему. На этом наш урок завершен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Нигилизм и его последствия" по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Данный урок является конечныи результатом исследования краткосрочного учебного проекта по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". Цель урока- презентовать готовый исследовательский продукт....

Бинарный урок по ОБЖ и литературе "Выживание главного героя на необитаемом острове в произведении Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»

Бинарный урок по литературе и ОБЖ в 5 классе позволит обсудить книгу Д. Дефо "Робинзон Крузо", выявить знание текста обучающимися, определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжит...

Урок-диспут по теме: «Вечные темы в романе И.С. Тургенева «отцы и дети»

Урок-диспут – поиск школьниками самостоятельного решения проблемы в споре, через сопоставление различных точек зрения....

Урок литературы по теме «Конфликт поколений» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Урок литературы  по теме «Конфликт поколений» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)...

Методическая разработка урока по литературе в 8 классе "Литературный суд над полковником-героем рассказа Л.Н.Толстого "После бала" "

Методическая разработка урока соответствует структуре ФГОС. Содержит нетрадиционную форму проведения урока- суда....

Открытый урок по ОУП.01 Русский язык "Главные и второстепенные члены предложения"

В рамках декады цикловой комиссии РиИя, 28.04.2022, Дятлова Д.А. провела открытый урок с группой 1-6 по учебному предмету ОУП.01 «Русский язык » на тему «Главные и второстепенные чле...