«Родная природа и мир народной фантазии в лирике А. С. Пушкина».
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Показать любовь поэта к родной природе, глубокую человечность и задушевность его отношений с близкими; дать представление о стихотворной строфе, дополнить знания об эпите­те и авторском отношении к нему; продолжить обучение вырази­тельному чтению.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnaya_priroda_v_stih._pushkina_5_klass.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Родная природа и мир народной фантазии в лирике А. С. Пушкина».

Цели урока: показать любовь поэта к родной природе, глубокую человечность и задушевность его отношений с близкими; дать представление о стихотворной строфе, дополнить знания об эпитете и авторском отношении к нему; продолжить обучение выразительному чтению.

План урока. 

1. Проверка знаний.

2. Природа в лирике А. С. Пушкина.

3. Пушкин и няня.

Ход урока

1.Проверка изученного.

При проверке знаний, проводимой в устной форме, учитель акцентирует внимание на фактах биографии поэта, позволяющих показать его отношение к родной природе.

Вопросы для проверки домашнего задания:

- Что нам известно о детстве великого поэта?

- Кто были родители Александра Пушкина?

- Кто, кроме родителей, оказывал существенное влияние на воспитание Пушкина?

- Где прошла значительная часть детства поэта?

2.Изучение нового материала. 

-Перенесемся в мир пушкинской поэзии, прослушайте стихотворения "Зимний вечер", "Зимняя дорога", "Бесы".

-Проанализируем прослушанные стихотворения.

- Что вызывает радость поэта в картинах русской ЗИМЫ?

-Какими чувствами проникнуты эти стихотворения?

В какое время суток происходит действие этих стихов?

Почему вечер и ночь вызывали печаль у поэта?

- Каким мы представляем себе Пушкина-человека, читая эти стихотворения?

3. Словарная работа

-Вспомним понятия строфа и эпитет

Строфа - часть стихотворения, объединенная в единое целое ритмом, рифмой, содержанием.

Эпитет - троп, слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее

его качества, свойства.

4. Анализ стихотворений.

- Найдите строфы в любом из прочитанных вами стихотворений. Докажите, что выбранные вами отрывки являются строфами.

- Какие эпитеты использует поэт для описания зимнего вечера, ночи, бури?

- Учебник не содержит иллюстраций. Какие картины "навевают" вам использованные Пушкиным эпитеты? Нарисуйте эти картины.

Чтение  стихотворения "Няне". Далее следует работа с текстом по вопросам:

- Каким вы видите поэта в этом стихотворении?

- Какие чувства объединяют поэта и его няню?

- Какие чувства, на ваш взгляд, выразил поэт в этом стихотворении?

- Стихотворение состоит из 12 строчек, но не поделено поэтом на строфы. Почему?

 5. Итог урока.

-Что понравилось сегодня на уроке?

-Что нового узнали на уроке?

-Как автор относится к родной природе, своим близким?

Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений, принести тексты сказок А. С. Пушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе по теме "Природа в лирике А.С.Пушкина"

На данном уроке учащиеся совершают заочную экскурсию по заповедным Пушкинским местам, знакомятся с красотой пейзажей этих мест, которые оказали огромное влияние на поэта. Красоту русской природы ...

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

методическая разработка "Тема природы в лирике А.С.Пушкина"

Особенности лирики Пушкина, его стихи о природе в разные периоды жизни...

Природа в лирике А.С.Пушкина

Сценарий внеклассного мероприятия...

«Единство красоты природы и красоты души в лирике А.С.Пушкина».

"Красота природы  красота души в лирике А.С.Пушкина" (конспект урока)...

Конспект урока по теме " Природа в лирике А. С. Пушкина"

Конспект урока по теме "Природа в лирике А.С .Пушкина"...