конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»
видеоурок по литературе (5 класс) по теме

Мероприятие, посвященно 200-летию со дня создания Царскосельского  лицея, «…Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc381 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

Цели:

  1. ознакомление с историей Царскосельского лицея, с выпускниками первого набора в Лицей, с Историей Школы в годы присвоения статуса Лицей.
  2. развитие творческих способностей учащихся;
  3. воспитание любви и уважения к родным местам, школе.

Формирование компетенций:

  1. Информационной
  2. Коммуникативной (социальной)
  3. Проектной (решение проблем)

Оборудование: Интернет, SKYPE, фломастеры, мелки, карандаши цветные, бумага А3, аудио, видео фрагменты, портреты выпускников лицея.

Опережающие задания: подготовить свой собственный распорядок школьного дня.

        

Используемые на занятии технологии: проектные, тьюторские, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, ТРИЗ-технологии.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Наш классный час — это история одного класса. Класс как класс — тридцать человек; мальчишки как мальчишки, проучившиеся вместе с двенадцати до восемнадцати лет. Речь пойдет  о друзьях, об одноклассниках...

Конечно, каждая эпоха имеет свой неповторимый голос и стиль, но какая разница, в конце концов, в каком веке были молоды одноклассники! Сто, двести лет назад! Горели ли у них в классной комнате электрические лампочки или свечи…

Устремляясь в прошлое, мы как будто соединяем длинной цепью сегодня и их далекое - соединяем и по цепи сразу бежит ток, и огромного исторического расстояния как не бывало, и мы уже в компании тех ребят, а они с нами...

Звучит мелодия из фильма "1814" DJ Gruv

Голос аудиозаписи:

1: Начало XIX века.

2: Царскосельский лицей.

3: Такая далекая и в то же время такая близкая, знакомая эпоха.

4: Эпоха новых идей и открытий.

5: Эпоха больших перемен.

1: Двести лет назад 19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие Лицея

2: Для обучения был набран класс из тридцати обыкновенных мальчишек.

3: Таких же, как мы. Вот, например, наш Никита похож на Антона Дельвига:

1: А Вадик на Кюхельбекера

2: А Владик – на Горчакова.

3: Среди нас даже есть свой Пушкин – Саша Шуньков.

Учитель. А давайте, ребята, представим, что мы и есть те самые мальчишки, пришедшие в только что открывшийся Лицей.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ МЕРОПРИЯТИЯ

Сегодня, ребята, мы познакомимся с историей Царскосельского лицея, выпускниками лицея, поговорим о жизни лицеистов, сравним с жизнью современных мальчишек и девчонок. А проведем мы  наше мероприятие в форме защиты созданных Вами страниц фотоальбома «...Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1 СТРАНИЦА – ИСТОРИЯ ЛИЦЕЯ, НАСТАВНИКИ

Российский император Александр I ( 1777 – 1825)

«Он взял Париж, он основал лицей»

 ВИДЕОФРАГМЕНТ (1 минута 36 секунд)

http://www.youtube.com/watch?v=UVFwDQWKxMo&feature=related 

 

Под влиянием идей Лагарпа (воспитателя Александра) возникла идея воспитывать младших братьев будущего императора – Николая и Михаила, совместно с детьми – представителями знатных дворянских фамилий. Так возник план создания в России учебного заведения по типу европейских   школ – Царскосельского Лицея.   В   августе 1810 года Александр утвердил «Постановление о Лицее», на котором император написал резолюцию: «Быть по сему. Александр».

 

Это постановление было обнародовано в январе 1811 года. К началу сентября 1811 года все в лицее было готово для приема первых его воспитанников, коими станут 30 мальчиков.

Пожалуй, самой яркой характеристикой Лицея был его девиз – «Для Общей Пользы».

РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОРКУМЕНТАМИ

(постановление, герб)

ВИДЕОСЮЖЕТ (50 сек.) http://www.tsarselo.ru/content/21/read389.html

СЦЕНКА

Горчаков Давайте, друзья-лицеисты, расскажем о наших справедливых и мудрых наставниках.

Горчаков Директор лицея Василий Фёдорович Малиновский - это замечательный  человек, образованный, умный, мечтающий о реформах в стране, существенных переменах, в которых примут участие лицеисты. Хотя у Василия Федоровича генеральский чин — действительный статский советник, он не стыдится своих предков — разночинцев! Он конфликтует с Аракчеевым, поощряет других педагогов углубленно заниматься наукой. ВИВАТ!!!

Кюхельбекер Александр-Петрович Куницын — адъюнкт,   профессор   нравственных наук.

Куницыну   дань   сердца…

Он создал нас, он воспитал

наш пламень.

Поставлен им краеугольный

Камень,

Им чистая лампада

Возжена.

Виват!

Малиновский А я считаю лучшим преподавателем Де Будри!

Человек, имеющий честь быть родным братом знаменитого вождя французской революции Жана Поля Марата, не может быть плохим  наставником. Виват!

Пущин Словесники Николай Федорович Кошанский и Александр Иванович Галич! Хотя в поэзии они предпочитают высокий штиль и ставят поэта Пушкина на шестнадцатое место, сразу после воспитанника Матюшкина...

(Все смеются)

…но их уроки латинского и русского языков считаю недурными. Виват!

(Лицеисты уходят)

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Лицей в Царском Селе был первым Лицеем в России.

Когда-то в древних Афинах существовала легендарная школа, основанная философом Аристотелем, называвшаяся Ликеем или Лицеем. Русский Царскосельский Лицей – это элитное учебное заведение, стремившееся быть подобным образцу высокой античности, проникнутое духом романтизма и свободной мысли. Лицей дал России множество великих имен. Он был основан в 1810 году в Царском Селе и открыт 19 октября 1811 года. Инициатива создания привилегированного вуза принадлежала министру народного просвещения А.К. Разумовскому и заместителю министра юстиции М.М. Сперанскому.

Создатели Лицея обращались не только к идеалу античности, но и к русским традициям: не случайно среди попечителей учебного заведения числился выдающийся историк Н.М. Карамзин.
     "Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной", - гласил первый пункт лицейского устава. Автор проекта создания Лицея М.М.Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы Лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России - вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения. Не случайно в новой программной речи, обращенной к воспитанникам в день торжественного открытия, адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницы говорил об обязанностях гражданина и война, о любви к Отечеству и долге перед ним. На всю жизнь запомнились мальчикам слова: "Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями".

    Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением. Распорядок жизни здесь был строго регламентирован.  Лицей помещался в Царском Селе во флигеле Екатерининского дворца. Здание Лицея простых, строгих форм, традиционных для русского классицизма, образует вместе с церковным флигелем Большого (Екатерининского) дворца единый архитектурный ансамбль, необычный и по своему композиционному построению и своеобразной красоте. Строил здание при Екатерине II архитектор Илья Неелов.

      За 33 года существования Царскосельского Лицея его окончили 286 чел., в том числе 234 по гражданской части, 50 по военной, 2 по флотской. Многие из них пополнили ряды чиновной знати Российской империи, становились министрами, дипломатами, сенаторами, членами Государственного совета (князь Горчаков, будущий министр иностранных дел, Н. Корсаков и другие). Чиновной карьере предпочли научную деятельность К. С. Веселовский, Я. К. Грот, Н. Я. Данилевский и др. Историческую славу Лицею принесли прежде всего выпускники 1817 - А. А. Дельвиг, декабристы В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин. Великий русский поэт Александр Пушкин в подлинном смысле прославил Лицей на весь мир.
     Попечителями Лицея были император Александр I, великие русские поэты Державин и Жуковский, выдающийся русский историк Карамзин, М.М. Сперанский, министр народного просвещения А.К. Разумовский, директор Департамента народного просвещения И.И. Мартынов. Александр I утвердил постановление о Лицее (от 12 августа 1810г.), что уравнивало его в правах и преимуществах с российскими университетами.

     И в последующие годы внимание императора и высших сановников к Лицею не ослабевало. Император Николай I 6 ноября 1843 г. Подписал Указ «О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений». Это означало перевод вуза под непосредственный надзор монарха, перемещение его из Царского Села в Санкт_Петербург (в здание Александровского сиротского дома) и переименование в Императорский Александровский лицей. Начались существенные преобразования в организационной, кадровой и учебно-воспитательной сферах, которые превратили Лицей в элитный вуз мирового класса.

НАСТАВНИКИ

Директора

Василий Федорович Малиновский (1765-23.III.1814) — выпускник Московского университета, дипломат, литератор, первый директор Царскосельского лицея (1811-1814). Автор одного из первых проектов отмены крепостного права (1802). Сторонник промышленного и культурного развития России, государственных преобразований М.М. Сперанского. В семье директора лицея лицеисты первого курса проводили "часы досуга". В конце марта 1814 лицеисты присутствовали на похоронах В.Ф. Малиновского на Охтинском кладбище. В "Программе автобиографии" Пушкина среди лиц, оказавших влияние на его воспитание будущего поэта, упомянут и В. Ф. Малиновский.

Федор (Фридрих-Леопольд-Август) Матвеевич фон Гауеншильд (1780-18.XI.1830) — профессор немецкого языка и словесности в Царскосельском лицее. Австрийский подданный, живший в России в 1809 — 1829 гг. Благодаря протекции С.С. Уварова был не только профессором, но с января 1814г. был назначен директором Благородного пансиона при лицее. Кроме того, в 1814—1816 гг. исправлял должность директора лицея. Гауеншильд, человек образованный, быстро изучил русский язык и перевел с рукописи на немецкий язык "Историю" Карамзина.

Егор Антонович Энгельгардт (1775—1862) — педагог и администратор. В 1812г. он был назначен директором Педагогического института, в этой должности пробыл неполные четыре года. С марта 1816 - директор Лицея. В октябре 1823 г. уходит в отставку.

Учителя

Давид Иванович де Будри (1756 — 23.XI.1821) — брат Ж.-П. Марата. С 1784 г. проживал в России, в 1793 по "высочайшему дозволению" переименован в Будри. В 1811—1821 — профессор французской словесности в Царскосельском лицее.

Александр Александрович Вальвиль - учитель фехтования в Царскосельском лицее. 1812—1822), автор книги "Рассуждение об искусстве владеть шпагою" (Спб., 1817); впоследствии подполковник, статский советник. По утверждению П.В. Анненкова, Пушкин "считался чуть ли не первым учеником известного фехтовального учителя Вальвиля".

Александр Иванович Галич (1783 — 9.IX.1848) — профессор российской и латинской словесности в Царскосельском лицее (1814 — 1815), впоследствии профессор Петербургского университета (1819 — 1837).

Петр Егорович Георгиевский (1791 — 16.X.1852) — адъюнкт-профессор русской и латинской словесности в Царскосельском лицее (1815 — 1828); читал также курс эстетики.

Гюар — учитель танцев в Царскосельском лицее (1814 — 1815). По свидетельству М.А. Корфа, "было, кажется, лет 70", когда он учил лицеистов гавоту, менуэту.

Алексей Николаевич Иконников (III. 1789 — 5.VIII.1819) — гувернер Царскосельского лицея (1811—1812), титулярный советник, поэт-любитель, автор пьес для лицеистов.

Иван Кузьмич Кайданов (2.II.1782 — 9.IX.1845) — заслуженный профессор истории Царскосельского лицея, член-корреспондент Академии наук, в 1814 — 1816 гг. конференц-секретарь лицея: автор ряда учебников по всеобщей и русской истории и нескольких исторических исследований по древней и всеобщей истории. Читал курс истории, географии и статистики.

Фотий Петрович Калинич (1788 — 16.IX.1855) — учитель чистописания в Царскосельском лицее (1811 — 1851).  

Яков Иванович Карцов (1784 — 15.II.1836) — профессор математики и физики в Царскосельском лицее с 1811 по 1836 г. О жизни Я.И. Карцова мало известно, и только благодаря архивным документам он обрисовывается как одаренный и знающий человек.

Иоахим Семенович Кочетов (1.IX. 1789 — 16.III.1854) — протоиерей, настоятель Петропавловского собора в Петербурге, с октября 1817 по 1854 г. законоучитель Царскосельского Лицея, профессор Петербургской Академии, специалист по истории церкви, работал также в области изучения русского языка и участвовал в трудах Российской Академии, членом которой состоял с 1828 г. Упомянут Пушкиным в дневнике как "плут и сплетник".

Николай Федорович Кошанский (1781 — 22.XII.1831) — профессор российской и латинской словесности в Царскосельском лицее (1811 — 1828), доктор философии и свободных искусств. Кошанский сумел сначала заинтересовать лицеистов своим преподаванием, но в 1814 г. заболел белой горячкой и проболел более года. Его сменил А.И. Галич.

  Александр Петрович Куницын (1783 — 1.VIII.1840) — адъюнкт-профессор (1811 — 1816), преподаватель нравственных и политических наук в 1814—1820 гг. в Царскосельском лицее. Закончил свое образование в Гейдельберге, был одним из лучших преподавателей своего времени: самостоятельным теоретиком права. В 1838 г. Куницын был председателем Комитета для надзора за печатанием полного собрания законов и избран почетным членом университета. В 1840 г. он был назначен директором Департамента иностранных исповеданий.

Мартын Степанович Пилецкий-Урбанович(IV.1789 — 1.III.1859) — надзиратель по учебной и нравственной части в Царскосельском лицее (лето 1811 — июль 1813), титулярный советник, автор брошюры "О скопцах" (Спб., 1819). За дурное обращение с лицеистами был уволен из Лицея. В 1823—1832 гг. М.С. Пилецкий-Урбанович был директором Института слепых в чине статского советника. По словам М.А. Корфа, М.С. Пилецкий-Урбанович служил позднее в петербургской полиции и в 1837 г. был удален из столицы за участие в "мистических изуверствах" секты А.А. Татариновой. М.С.

Вильгельм (Людвиг-Вильгельм) Петрович Теппер де Фергюсон (1775 — не ранее 1823) — учитель хорового пения и музыки в Царскосельском лицее (начало 1816 — 1819), автор музыки "Прощальной песни", на слова А.А. Дельвига, исполнявшейся хором лицеистов на выпускном акте 9 июня 1817 г. Лицеисты часто посещали дом Теппера, где по воскресеньям "проходили литературные беседы"...

Сергей Гаврилович Чириков (1776 — 1853) — учитель рисования в Царскосельском лицее, гувернер (1811—1841). В квартире Чирикова проходили литературные собрания лицеистов. По словам П.И. Бартенева, Чириков сделал портрет Пушкина-лицеиста, позднее утраченный.

Иван Петрович Шульгин (4.XI.1797 — 30.IV.1869) — учитель истории и географии в младших классах Царскосельского лицея (1816—1817), впоследствии профессор и ректор Петербургского университета, тайный советник.

Иван Федорович Эбергардт (? — не ранее 1859) — учитель танцев в Царскосельском лицее (1816—1859). По словам М.А. Корфа, Эбергардт "чуть ли не дотанцевался до высокоблагородного чина". И.Ф. Эбергардт

Федор Богданович (Фридрих Готлиб) Эльснер, барон (X.1770 — 20.XI.1831) — бывший адъютант Т. Костюшки, инженер-полковник, преподаватель военных наук (артиллерии, фортификации и тактики) в Царскосельском лицее (июль 1816 — 1820). С января 1821 г. — генерал-майор. Стал преподавать военные науки в 1816 году вместо Я. И. Карцова.

2 СТРАНИЦА – ЛИЦЕИСТЫ

Первый выпуск Лицея. И за каждой фамилией – история России.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Выпуск 1817 года.

Бакунин, Александр Павлович (1799—1862)

Броглио, Сильверий Францевич (1799 — между 1822 м и 1825м)

Вольховский, Владимир Дмитриевич (1798—1841)

Горчаков, Александр Михайлович (1798—1883)

Гревениц, Павел Фёдорович (1798—1847)

Гурьев, Константин Васильевич (1800—1833), исключен из Лицея в 1813 году.

Данзас, Константин Карлович (1801—1870)

Дельвиг, Антон Антонович (1798—1831)

Есаков, Семён Семёнович (1798—1831)

Илличевский, Алексей Демьянович (1798—1837)

     Комовский, Сергей Дмитриевич (1798—1880) (1801—1856)

Корсаков, Николай Александрович (1800—1820)

Корф, Модест Андреевич (1800—1876)

Костенский, Константин Дмитриевич (1797—1830)

Кюхельбекер, Вильгельм Карлович (1797—1846)

Ломоносов, Сергей Григорьевич (1799—1857)

Малиновский, Иван Васильевич (1796—1873)

Мартынов, Аркадий Иванович (1801—1850)

Маслов, Дмитрий Николаевич (1799—1856)

Матюшкин, Фёдор Фёдорович (1799—1872)

Мясоедов, Павел Николаевич (1799—1868)

Пушкин, Александр Сергеевич (1799—1837)

Пущин, Иван Иванович (1798—1859)

Ржевский, Николай Григорьевич (1800—1817)

Саврасов, Пётр Фёдорович (1799—1830)

Стевен, Фёдор Христианович (1797—1851)

Тырков, Александр Дмитриевич (1799—1873)

Юдин, Павел Михайлович (1798—1852)

Яковлев, Михаил Лукьянович (1798—1868)

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ

Вед.3 Иван Васильевич Малиновский!

Пушкин За доблесть и драчливость прозван Казаком!

Вед.3 Иван Иванович Пущин!

Пушкин За высокий рост — Иван Великий или Большой Жано!

Вед.3 Антон Антонович Дельвиг

Пушкин Тося…

Вед.3 Александр Михайлович Горчаков!

Пушкин Франт!

Вед.3 Вильгельм Кюхельбекер!

Пушкин Кюхля-мой брат родной по музе, по судьбам.

Александр Сергеевич Пушкин!

Пушкин (поклонившись, шутливо!) Иногда его еще называли Французом за то, что он легко и  свободно болтал по-французски... А иногда — Егоза!

ВИДЕОФРАГМЕНТ

РАБОТА  ПО КАРТИНЕ ГЕ

КРОССВОРД


1 

я

к

о

В 

л

е

в

2 

к

О 

р

ф

3 

м

я

С 

о

е

д

о

в

4 

П 

у

ш

к

и

н

5 

д

е

л

ь

в

И 

г

6 

м

а

Т 

ю

ш

к

и

н

7 

г

о

р

ч

А 

к

о

в

8 

п

у

щ

и

Н 

9 

м

а

л

и

Н 

о

в

с

к

и

й

10 

в

о

л

ь

х

о

в

с

к

И 

й

11 

к

ю

х

е

л

ь

б

е

К 

е

р

12 

к

о

м

о

в

с

к

И 

й

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Пушкин Александр Сергеевич

Способности Пушкина быстро развернулись в Лицее: он читал чрезвычайно много и все прочитанное прекрасно помнил; больше всего интересовался он французской и русской словесностью и историей; он был одним из самых усердных сотрудников в рукописных лицейских журналах и одним из деятельных членов кружка лицейских новеллистов и поэтов (Илличевский, Дельвиг, Кюхельбекер и др.), которые, собираясь по вечерам, экспромтом сочиняли повести и стихи. Учился Пушкин далеко не усердно. Кайданов, преподававший географию и историю, аттестует его так: «при малом прилежании оказывает очень хорошие успехи, и сие должно приписать одним только прекрасным его дарованиям. В поведении резв, но менее противу прежнего». Куницин, профессор логики и нравственных наук, пишет о нём: «весьма понятен, замысловат и остроумен, но крайне не прилежен. Он способен только к таким предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его очень не велики, особенно по части логики».

Товарищи, знавшие его впечатлительную натуру и отзывчивое, мягкое сердце, искренне любили его; большинство, замечавшее только его неумеренную живость, самолюбие, вспыльчивость и наклонность к злой насмешке, считало его себялюбивым и тщеславным; его прозвали Французом, преимущественно за прекрасное знание французского языка, – но в 1811 и следующих годах это был, во всяком случае, эпитет не похвальный.

Раздражительность, принесённая Пушкиным ещё из дому, получила здесь новую пищу вследствие такого отношения большинства товарищей; будущий поэт сам наталкивался на ссоры, а так как он, несмотря на огромные способности и остроумие, не отличался быстрой находчивостью, но далеко не всегда мог оставаться победителем, вследствие чего раздражался ещё более. Предаваясь неумеренной весёлости днём, Пушкин часто проводил бессонные ночи в своём № 14 (здесь он прожил целые 6 лет), то обливаясь слезами и обвиняя себя и других, то обдумывая способы, как бы изменить к лучшему своё положение среди товарищей.

          В высшей степени поразителен факт, что одно из произведений 15-летнего лицеиста, который три года назад думал по-французски, сделалось почти народной песней и, начиная с 20-х годов, перепечатывалось на лубочных листах; это так называемый "Романс" ("Под вечер осенью ненастной"), от которого потом, по забывчивости, отказывался сам автор.

Но вот наступил день публичного экзамена 8 января 1815 года (переходного в старший класс), на который приехал Державин. Пушкину велели прочесть собственное стихотворение: «Воспоминания в Царском Селе», написанное (по совету Галича) в державинском и даже отчасти ломоносовском стиле, но местами с истинным чувством, сильно и красиво выраженным). Державин был растроган, хотел обнять поэта, который убежал из-за юношеской конфузливости и признал в Пушкине достойного себе наследника. Это стихотворение, за полной подписью автора, было напечатано в «Российском Музеуме», который в том же году поместил и еще несколько произведений Пушкина. С этого времени Пушкин приобретает известность и за стенами лицея, что заставило смотреть на него иными глазами и его самолюбивых родителей, только что переселившихся в Петербург на постоянное жительство. 16-ти летний лицеист отдался поэзии, как призванию, тем более, что через отца и дядю он имел возможность познакомиться лично с ее наиболее уважаемыми им представителями: к нему в лицей заезжали Жуковский и Батюшков, ободряли его и давали ему советы (особенно сильно и благотворно было влияние Жуковского, с которым он быстро и близко сошелся летом 1815г). С этого времени профессора начинают смотреть на него как на будущую известность, а товарищи распевают хором некоторые его пьесы в лицее же положенные на музыку. В своих довольно многочисленных стихотворениях 1815 года Пушкин уже сознает силу своего таланта, высказывает глубокую благодарность музе, которая скрасила ему жизнь божественным даром, мечтает о тихой жизни в деревне, при условии наслаждения творчеством, но чаще представляет себя эпикурейцем учеником Анакреона, питомцем нег и лени, поэтом сладострастия, и воспевает пирушки, которые, по-видимому, были гораздо роскошнее и многочисленнее в его воображении, чем в действительности.

Благодаря лицейской свободе, Пушкин и его товарищи близко сошлись с офицерами лейб-гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Дружеские отношения с лейб-гусарами и свежая память о войнах 1812 —1815 гг. заставили Пушкина перед окончанием курса мечтать о блестящем мундире, но отец, ссылаясь на недостаток средств, согласился только на поступление его в гвардейскую пехоту, а дядя убеждал предпочесть службу гражданскую. Пушкин, по-видимому, без особой борьбы и неудовольствия, отказался от своей мечты и в стихах стал подсмеиваться над необходимостью «красиво мерзнуть на параде».

Еще на лицейской скамье он был пылким «арзамасцем», в самых ранних стихотворениях воевал с «Беседой» и с Шаховским, и на них впервые оттачивал свое остроумие. «Арзамас» оценил его талант и рвение и считал его заранее своим действительным членом. На публичном выпускном экзамене Пушкин читал свое написанное по обязанности, но местами глубоко искреннее стихотворение «Безветрие». 9 июня 1817 г. государь явился в Лицей, сказал молодым людям речь и наградил их всех жалованьем. Пушкин, как окончивший по 2-му разряду получил 700 рублей. Через 4 дня Пушкин высочайшим указом определён в коллегию иностранных дел и 15 июня принял присягу. В начале июля он уехал в отпуск в Псковскую губернию, в село Михайловское.

ЛОМОНОСОВ Сергей Григорьевич (1799—13 X 1857) — лицейский товарищ Пушкина. По окончании Лицея был определен (вместе с Пушкиным) в Коллегию иностранных дел с чином титулярного советника. При жизни Пушкина Ломоносов был секретарем русских посольств в Вашингтоне, Париже, Копенгагене; впоследствии посланник в Бразилии, Португалии и Нидерландах, тайный советник. Л. мог встречаться с Пушкиным в свои частые приезды в Россию. Об одной из таких встреч — у А. Д. Гурьева — П. А. Вяземский писал жене 9 апреля 1828 из Петербурга. В сентябре 1828 Пушкин передал А. И. Тургеневу с уезжавшим в Лондон Ломоносовым шесть глав «Евгения Онегина» и др. произведения. По утверждению Вяземского, Пушкин «был не особенно близок к Ломоносову».

МАТЮШКИН Федор Федорович (10 VII 1799—16 IX 1872) — лицейский товарищ Пушкина, моряк, впоследствии адмирал, сенатор. Перед отплытием Матюшкина в кругосветное путешествие с капитаном В. М. Головниным летом 1817 Пушкин дает ему «наставление, как вести журнал путешествия».  Их встречи возобновились по возвращении Матюшкина в Петербург (сент. 1819 — янв. 1820). 10 сент. 1824 А. А. Дельвиг в письме к Пушкину передает поклон от Матюшкина. Пушкин упоминает Матюшкина в письме к брату от декабря 1824 из Михайловского. Он посвящает Матюшкину две строфы в стихотворении «19 октября» 1825 и упоминает его в стихотворении, написанном к лицейской годовщине 1827. 19 окт. 1834 Пушкин, Матюшкин и другие лицеисты отмечали день основания Лицея, а 8 ноября 1836 были на именинах у М. Л. Яковлева. В письме к Яковлеву от 14 февраля 1837 из Севастополя Матюшкин писал: «Пушкин убит... У какого подлеца поднялась на него рука».

ДЕЛЬВИГ Антон. Родился в 1798 г.
Поступил в Лицей в 1811 году. Окончил Лицей в 1817 году.
С 1824 года Дельвиг издавал альманах "Северные цветы", потом – «Подснежник", а с 1830 года "Литературную газету". Умер в 1831 г.
"...Барон Дельвиг (Антон), 14-ти лет. Способности его посредственны, как и прилежание, а успехи весьма медленны. Мешкотность вообще его свойство и весьма приметна во всем, только не тогда, когда он шалит или резвится: тут он насмешлив, балагур, иногда и нескромен; в нем примечается склонность к праздности и рассеянности. Чтение разных русских книг без надлежащего выбора, а может быть и избалованное воспитание поиспортили его, почему и нравственность его требует бдительного надзора, впрочем приметное в нем добродушие, усердие его и внимание к увещаниям, при начинающемся соревновании в российской истории и словесности, облагородствуют его склонности и направят его к важнейшей и полезнейшей цели."

Директор ИМПЕРАТОРСКОГО Царскосельского Лицея
ВАСИЛИЙ МАЛИНОВСКИЙ

Я редко пел, но весело, друзья!
Моя душа свободно разливалась,
О Царский сад, тебя ль забуду я?
                  ***
Не мило мне на новоселье,
Здесь все увяло, там цвело,
Одно и есть мое веселье —
Увидеть Царское Село!
                      Выпускник Лицея
                       А.Дельвиг 1817 г.

ПУЩИН Иван Иванович

Родился в 1798 г.
Поступил в Лицей в 1811 году.
Окончил Лицей в 1817 году. Декабрист, лицейский товарищ Пушкина, один из самых близких его друзей. Прапорщик лейб-гвардии Конной артиллерии, с 1822 поручик, с 1823 судья в Московском надворном суде. Участник "Священной артели", член "Союза спасения", "Союза благоденствия", "Северного общества". Принадлежал к наиболее революционному крылу декабристов, был приговорен к смертной казни, замененной двадцатилетней каторгой. Умер в 1859 г.

"...Пущин (Иван), 14-ти лет. С весьма хорошими дарованиями; всегда прилежен и ведет себя благоразумно. Благородство, воспитанность, добродушие, скромность, чувствительность, с мужеством и тонким честолюбием, особенно же рассудительность - суть отличные его свойства. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличною разборчивостью и осторожностью."

Директор ИМПЕРАТОРСКОГО Царскосельского Лицея
ВАСИЛИЙ МАЛИНОВСКИЙ

 Знакомство Пущина и Пушкина состоялось во время приёмных экзаменов в Лицей. «Со светлым умом, с чистой душой, - говорит о нём один из современников, - с самыми благородными намерениями, он был в Лицее любимцем всех товарищей».Последняя встреча произошла в селе Михайловском, куда Пущин приехал 11 января 1825 года для свидания с опальным поэтом: «Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил…». В 1827 Пушкин через А. Г. Муравьеву послал ссыльному Пущину в Читу стихотворение "Мой первый друг, мой друг бесценный". "Отрадно отозвался во мне голос Пушкина", - с волнением рассказывал Пущин многие годы спустя. По свидетельству К. К. Данзаса перед смертью Пушкин сказал: "Как жаль, что нет теперь здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне бы легче было умирать". Преждевременную смерть поэта Пущин считал "народным горем", потерей "величайшего из поэтов".

3 СТРАНИЦА – ЖИЗНЬ В ЛИЦЕЕ

Сценка

Горчаков О Пушкине записали: в познании языков — «русского — очень хорошо, французского — хорошо. немецкого — не учился, в арифметике — знает до тройного правила, в познании общих свойств тел — хорошо, в начальных основаниях географии и начальных основах истории — имеет сведения»!

Пущин Это правда, господа, Пушкин нас опередил! Многое прочел, о чем мы и не слыхали. Но главное достоинство его составляет то, что он не важничает...

(Обнимает Пушкина и отводит в сторону.)

Разрешите представиться — нумер тринадцатый, Иван Пущин.

Пушкин А-а, сосед! А я — нумер четырнадцать — Александр Пушкин.

Пущин Очень рад такому соседству.

Пушкин А здесь недурно. В каждой комнате железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами...

Вед.5 (у портала). Лицей — маленький четырехэтажный городок. Инспектора и гувернеры живут внизу — там же и хозяйственное управление. Второй этаж — это столовая, больница, канцелярия, конференц-зал. (Здесь Пушкин будет читать свои стихи Державину) Третий этаж — учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, «рекреационная зала» — то есть место для отдыха и забав…

Вед.6 Глобус, географические карты, на которых еще нет Антарктиды, где обозначены десятки самостоятельных германских княжеств. Уроков немало. Впрочем, немало и забав. Им, в общем, неплохо вместе, этим мальчишкам. Не пропускаются их дни рождения. Проводятся соревнования по иностранным языкам. Первой же зимой 12 декабря состоялся бал с иллюминацией... На квартире гувернера Чирикова устраиваются литературные собрания.

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ «Распорядок дня лицеиста»

Распорядок дня в Лицее строился следующим образом:

Вставали в 6 утра и шли на молитву.

 С 7 до 9 – занятия.

 В девять часов – чай и первая прогулка.

 С десяти до двенадцати часов опять класс.

 От двенадцати до часа – вторая прогулка, обед.

 От двух до трех – чистописание или рисование.

 В пять часов – чай и прогулка.

 Вечер – повторение уроков, отдых.

 В десять часов – вечерняя молитва и сон.

 Вместе мальчишкам неплохо жилось, правда, нельзя было ездить домой и очень редко они виделись с родителями. Уроков было немало, но и немало забав. Василий Федорович Малиновский, директор Лицея, хочет занять, просветить, развить своих воспитанников.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЕРЕЖАЮЩИХ ЗАДАНИЙ (собственный распорядок дня)

Сценка

Пущин А знаете, господа, в общем не трудно привыкнуть к новой жизни.

Дельвиг Ну да-а-а… вставать в шесть утра…

Горчаков Но зато в девять чай с белой булкой и первая прогулка с десяти.

Кюхельбекер А с двенадцати до часу – вторая прогулка.

Малиновский Жаль, что отменили портер к обеду из трёх блюд.

Горчаков С двух до трёх – нудное чистописание. Но и рисование!

Пущин И, наконец, чай и третья прогудка. Нет, господа, что ни говори – жить можно!

Дельвиг А что вы скажете про такую новость, господа: императрица Мария Федоровна рекомендует для провинившихся телесные наказания?!

Все Что? Что?

Дельвиг А что вы так перепугались, господа? Чем вы хуже наследных принцесс? Мария Федоровна даже для своих детей рекомендовала педагогам при случае применять силу! Да и в других заведениях бьют...

Пущин Нет! Директор Лицея Малиновский этого не допустит. Он даже карцера не разрешил! В случае чего — домашний арест и дядьку у двери!

Кюхельбекер Ну что ж, это справедливо.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Царскосельский лицей являлся закрытым вузом, а его воспитанники находились на полном пансионе. Выезд из Лицея во время учебного года запрещался. Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня, за которым наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели.

В 6 часов утра объявлялся общий подъем, затем воспитанники шли на утреннюю молитву, после чего повторяли задания своих преподавателей. С 8 до 9 часов проводился урок в классах, а с 10 до 11-ти — завтрак и прогулка в парке. С 11 до 12 часов в Лицее предусматривался второй урок в классах, а с 13 часов — обед и короткий перерыв.

В 14 часов у лицеистов начинались занятия по чистописанию и рисованию, с 15 до 17 часов проходили уроки в классах. После этого был короткий отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения. С 20 часов учащиеся шли на ужин, потом были прогулка в парке и повторение уроков. После вечерней молитвы, в 22 часа, все воспитанники ложились спать. Занимались лицеисты в общей сложности семь часов в день.

Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников – это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой – катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию – рисование, чистописание, музыка, пение – и сейчас есть в программе средней школы.

 Продуманный распорядок дня способствовал ускоренному развитию лицеистов, которые к 16—18 годам становились физически крепкими, закаленными, трудолюбивыми, нравственно здоровыми людьми.

Обучение юношей верховой езде началось с 1816 года, а первым учителем по этому предмету был полковник лейб-гусарского полка А. В. Крекшин. Занятия проводились три раза в неделю посменно, без посторонних зрителей и непременно при гувернере. Лошади были полковые и находились под присмотром берейтора (инструктора по выездке лошадей и верховой езде).

Занятия по плаванию начались с лета 1817 года и проводились специально назначенными двумя-тремя матросами. Местом для упражнений была большая купальня в царском саду. Воспитанники Лицея пользовались ею даже в период нахождения императорской семьи в Царском Селе, но только по утрам. После плавания проводился медицинский контроль. Разумное сочетание умственных и физических нагрузок благотворно влияло на развитие лицеистов.

Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды. Мундир Лицея состоял из однобортного кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье — белые суконные.

У директора Лицея — полное шитье на воротнике, обшлагах и клапанах. У прочих чинов — шитье на воротнике и обшлагах или на одном воротнике полагалось сообразно должности, начиная с IX класса. Воспитанники носили с каждой стороны воротника по две петлицы: младшего возраста шитые серебром, а старшего — золотом.

Для нужд Лицея при его образовании был выделен новый четырехэтажный флигель Царскосельского дворца в качестве помещения под больницу, кухню и другие хозяйственные нужды, а также для проживания чиновников. По указу императора от 3 февраля 1811 года строения, предназначенные в Царском Селе для Лицея, со всеми принадлежностями передавались в ведение Министерства народного просвещения.

В нижнем этаже флигеля располагались правление лицея и больница, на втором этаже были классы младшего курса, а на третьем — старшего курса; верхний этаж занимали спальни. Парадный зал находился на третьем этаже. Библиотека занимала двухсветную галерею, составлявшую арку над улицей. Рядом с дворцом в отдельном строении находился служебный блок и квартира директора Лицея. Во дворе располагалась церковь, а за ней был большой сад.

В парадном зале Лицея стояла дорогая мебель, было много картин, помещение освещали хрустальные люстры, на окнах были шторы (бархат, шелк, бахрома, кисти). В классных комнатах столы покрывались алым сукном. В столовой посуда была английского фаянса, сервизы — из петербургского Гостиного двора. Воспитанники пользовались столовыми приборами из серебра и кружевными салфетками.

На каждого лицеиста полагался классный стол (конторка), комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной. На ней был матрац с бумазейным одеялом и полупуховой подушкой, принадлежность постели составляли ночной колпак и туфли. У каждого воспитанника была отдельная комната.

Воспитанники Лицея никогда не были праздны. Здесь все было направленно на развитие умственных интересов, поощрялось всякое стремление к знаниям. Так, например, Алексей Илличевский собирал материалы к биографиям великих людей России, а Вильгельм Кюхельбекер составлял словарь, содержащий выписки из произведений близких ему по духу писателей-философов.

Воспитанники много читали. "Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов", - вспоминал Модест Корф. Пополнение библиотеки было постоянной заботой Совета Лицейских профессоров. Профессор российской и латинской словесности Николай Федорович Кошанский считал основой литературного образования умение писать, сочинять и с одобрением относился к стихотворным опытам своих воспитанников. Нередко на уроках он предлагал писать стихи на заданную тему. "Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, - вспоминал позднее Иван Пущин, - когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: "Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами".

Одно из любимых занятий лицеистов - собрания, на которых каждый обязан был что-нибудь рассказать - выдуманное или прочитанное. Постепенно запас стихов, рассказов, эпиграмм увеличивался, - их записывали. Создавались рукописные журналы, и росли лицейские поэты, дружески соревнуясь между собой. А с 1814 года их поэтические опыты стали появляться на страницах российских журналов.

В будущих государственных деятелях старались развить чувство собственного достоинства и уважения к личности другого человека. Им внушали, что «все воспитанники равны… а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было»; что преподавателям и гувернёрам нужно всегда говорить правду, ибо лгать начальнику значит не уважать его». Запрещалось кричать на дядек или бранить их. В Лицее не было телесных наказаний и казённой муштры. На уважении, а не на страхе строились их взаимоотношения с наставниками. С самого начала, с младших классов к ним, почти детям, обращались только на «вы».

В ту пору учащиеся многих учебных заведений имели свои девизы, но вряд ли у кого из них был девиз более гуманный и благородный чем тот, который избрали лицеисты пушкинского курса - "Для Общей Пользы". Жить "Для Общей Пользы" учили директора Лицея - Василий Федорович Малиновсвский и Егор Антонович Энгельгардт, лучшие профессора и преподаватели.

Но не только высокой степенью культуры отличались они, но и порядочностью. Из пушкинского Лицея идёт представление о лицеисте как о человеке порядочном – человеке чести, долга, слова, человеке гуманном.

Неослабное внимание уделялось религиозному воспитанию юношей, организатором которого являлся пресвитер Н.В. Музовский. Кроме плановых занятий по закону Божьему, воспитанники самостоятельно читали Библию. По воскресным и праздничным дням лицеисты присутствовали на богослужениях. Все ученики обучались духовному пению и делали это с большим старанием.

Этот господствовавший в Лицее дух порядочности развивался в нём под влиянием традиций, переходящих из курса в курс, что в числе бывших питомцев Лицея имеется немало людей, которые делают воспитавшему их заведению честь и которыми они справедливо гордятся. Вследствие этого все всегда заботились о поддержании репутации, что в Лицее могут быть только порядочные люди. И если поступок кого-либо из них компрометировал Лицей, например, неуплата денег в ресторане, извозчику, неприличное поведение на улице или в обществе, скверные отзывы о товарищах, - провинившегося принуждали заплатить долг, извиниться, наказывали прекращением общения с ним или, в самом крайнем случае, заставляли покинуть Лицей. Последнее произошло с воспитанником, уличённым в продаже татарину казённого мундира. Выпускник Александровского Лицея, историк Д.Ф. Кобеко отмечал: «Не каждому, воспитывающемуся в Лицее, дано отличиться на службе или быть работником в литературе и науке, но каждый лицеист, сколь ни скромна назначенная ему судьбой доля, знает и помнит, что прежде, чем быть сановником, литератором или учёным, нужно быть человеком».

Пушкин и его товарищи положили начало ещё одной традиции – быть верными лицейской дружбе, лицейскому братству, лицейской семье. Ни одно учебное заведение России не могло сравниться с Лицеем в этом отношении. По определению директора Александровского Лицея А. П. Саломона, товарищество – это близкое, искреннее, бесхитростное, дружеское отношение друг к другу. Оно даёт право на прямое и откровенное суждение о делах и людях, оно налагает обязанность оказывать взаимную поддержку, приучает к солидарности. Побуждает жертвовать личным, частным интересом для общей пользы. Инспектор Ф.Ф. Врангель в своей «Записке» отмечал, что немаловажную роль в прочности лицейских связей играл возраст воспитанников (не моложе 13 и не старше 16 лет при поступлении). «Это именно тот возраст, в котором зарождаются самые тесные узы товарищества и дружбы, которые не в состоянии расторгнуть ни время, ни различие взглядов и понятий. Наблюдения показывают, что дружественные связи, которые зарождаются позднее этого периода отрочества, не имеют уже ни той прочности, ни той безусловности».

Другой особенностью Лицея являлось его курсовое устройство. Группа воспитанников каждого курса со своим воспитателем жила своей обособленной жизнью. В этой маленькой общине инциденты с начальством, конфликты между товарищами обсуждались всем  курсом. Такие собрания называли «вече». Все старались поддерживать добрые товарищеские отношения, стоять за честь курса. Если собрание признавало, что кто-то совершил поступок, несовместимый с понятием чести, он мог быть исключён из курса. Так, однажды, воспитанники курса обратили внимание, что один из лицеистов полностью подчинил своей воле другого, сделав из него слугу и вечного кредитора. И хотя безвольный пострадавший не жаловался, собрание приговорило «эксплуататора» к отлучению от товарищества: до выпуска с ним никто не разговаривал.

Наряду с курсовым устройством, в Лицее существовала другая особенность – положение первого (выпускного) класса. При поступлении в учебное заведение лицеисты усваивали, что начальство в Лицее не только директор и воспитатели, но ещё и весь первый класс. Он является носителем лицейских заветов, хранителем преданий и традиций. В обязанности первого класса входило наблюдение за всеми сторонами лицейской жизни. Из первоклассников выбирались так называемые генералы, ответственные за определённый участок. Первый класс помогал воспитателям, иногда нёс за них дежурство, являлся посредником между воспитанниками других классов и директором. Обычно каждый старший имел среди младших своего подопечного, которого навещал в свободное время и которому поручал переписывать лекции профессоров, взамен чего по окончании курса передавал ему все свои тетрадки. Таким образом, рукописные лекции переходили из курса в курс.

Е.А. Энгельгардт, директор Лицея, положил основание не только гербу Лицея, лицейской медали, но и обычаю при выпуске разбивать лицейский колокол, звон которого призывал воспитанников к занятиям, обеду. Каждый из лицеистов брал себе на память кусочек разбитого колокола. Пушкинскому курсу Энгельгардт из осколков колокола заказал чугунные кольца в виде рук, сомкнувшихся в пожатье. В Александровском Лицее в помещении первого класса (старшего) была так называемая «каменка» - в ней хранился камень из фундамента Царскосельского Лицея. На этом камне разбивался колокол. Лицей воспитывал своих питомцев как членов одной большой семьи. Там совсем не было сословного духа. И бедные, и богатые стояли на одной доске. П.Ф. фон Кауфман вспоминал: «Ни положение родителей, ни материальные средства здесь не играли никакой роли. Мы об этом даже не думали…  Боже упаси, если бы кому-либо пришло в голову козырять своим достатком. Это считалось хамством».

С раннего возраста у лицеистов воспитывалось уважение к старшим, бывшим ученикам Лицея. О выпускниках никогда не забывали. Все общие дела в Лицее решались с привлечением выпускников. Они входили во все общественные лицейские организации, на собраниях председательствовал старший из лицеистов. На лицейских праздниках обязательно провозглашался тост за старейшего из присутствующих когда-то в Царскосельском Лицее.

Первокурсники должны были изучать жизнеописания великих людей, чтобы всегда перед глазами был пример служения Отечеству. Для воспитанников Александровского Лицея таким примером являлись не великие мужи прошлого. А воспитанники первых курсов Императорского Лицея, чьи имена уже вошли в историю.

Связь поколений не прерывалась и благодаря тому, что многие воспитанники имели в предыдущих выпусках своих дедов. Дядей, старших братьев. Существовали целые лицейские династии. Всё это способствовало единению лицейской семьи.

4 СТРАНИЦА – ЛИЦЕЙ В НАШИ ДНИ ВИДЕО-КОНФЕРЕНЦИЯ

Чтение стихотворения подготовленным учеником

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст.

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит   ваш   приветный  шум,  когда,

С приятельской беседы

возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет

ВИДЕОФРАГМЕНТ

http://tsarselo.ru/content/10/novosti-g-pushkin-carskogo-sela/s-200-letiem-carskoselskogo-liceja-sotrudnikov-muzeja-i-gorozhan-pozdravil-vladimir-putin-videosyuzhety.html

ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЯ СКАЙП:

19 октября 1811 года в Царском Селе близ Петербурга тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Через шесть без малого лет получат аттестаты. Класс как класс, мальчишки как мальчишки, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и те, которых назовут потом «государственными преступниками», сельские домоседы и неугомонные путешественники. В детстве и юности они читали повести и легенды о греческих и римских героях, а ведь сами еще при жизни и вскоре после смерти станут легендой, преданием. Потом Пушкин напишет:  «Друзья мои, прекрасен наш союз...»

Пушкин

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз...

6 СТРАНИЦА – ШКОЛА-ЛИЦЕЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

ВЫСТУПЛЕНИЕ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ-ЛИЦЕЯ №1 А.И. ГУРОВА

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ

КЛЯТВА ПОТОМКОВ ЛИЦЕИСТОВ

Мы клянемся все едино

Силы знанью отдавать,

Чтобы главною оценкой

Была всегда лишь только "Пять".

Клянемся!

Пусть к знанию будет путь

И труден, и тернист,

Терпенье и упорство помогут потомку лицеиста!

Клянемся мы расширить свой узкий кругозор,

Клянемся мы лентяям

Серьезный дать отпор!

Клянемся!

Клянемся троекратно

Честью школы дорожить,

Клянемся гордостью

И славой ее быть.

Клянемся ! Клянемся ! Клянемся !

ИТОГ

ЗАЩИТА   СТРАНИЦ   КНИГИ

ПОСЕЩЕНИЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

Внеклассное мероприятие посвящено 200-летию со дня основания Царскосельского лицея....

Презентация «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

Презентация по литературе по теме "Лицейские годы А.С.Пушкина"...

Методическая разработка.Конспект внеклассного мероприятия: Тематическая неделя «Здравствуй, Зимушка - зима»

Цель: знакомить детей с изменениями в природе, происходящими с наступлением зимы, расширять представления о зиме и ее признаках. Задачи: ·        продолжать зна...

Сценарий внеклассного мероприятия (немецкий и английский языки) "Да здравствует любовь!"

Стихи и песни о любви на немецком языке  для проведения внеклассного мероприятия с учащимися 6 -11 классов...

Открытое внеклассное мероприятие по истории "У войны не женское лицо".

Внеклассное мероприятие о Великой Отечественной войне. Подготовлен на основе местного краеведческого материала "Участие женщин села Братовка в годы войны"....

Внеклассное мероприятие урок-мужества "У войны не женское лицо"

Данное мероприятие предназначено для студентов СПО или учащихся 10-11 классов образовательных школ....