Открытое внеклассное мероприятие по истории "У войны не женское лицо".
материал по истории (9 класс)

Внеклассное мероприятие о Великой Отечественной войне. Подготовлен на основе местного краеведческого материала "Участие женщин села Братовка в годы войны".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_voyny_ne_zhenskoe_litso.docx41.47 КБ

Предварительный просмотр:

«У войны не женское лицо»

(Внеклассное мероприятие по истории)

Подготовила учитель истории МБОУ СШ №1 им. Героя Советского Союза Кузнецова Н.А. г. Чаплыгина, Липецкой области в с. Братовка.  Сонюшкина Н.В.

Цель: воспитание у подрастающего поколения чувства уважения и гордости за женщин, воевавших в годы войны, формирование на конкретном местном краеведческом материале гражданско – патриотических убеждений;

Задачи мероприятия:  развивать творческие способности учащихся, навыки устной речи и  выразительного чтения;

  воспитывать интерес к героическому прошлому своей страны, переживать за судьбу народа во время Великой Отечественной войны; сохранять историческую память.

  Мероприятие сопровождают слайды презентации

Учитель:  У войны не женское лицо…  А если бы и было, оно не было бы женским.  Женщина  - хранительница домашнего очага. И её место в тёплом уютном доме, а не под горячими свинцовыми пулями на поле боя. А если и на поле, то ином, золотом или зелёном… Но война нарушает все жизненные устои. И женщина, хрупкая и слабая, идёт в самое пекло наравне с мужчинами. Женщина и война… Оба эти слова женского рода, но как же они не совместимы.

 (Выходят девушки).

1. В мир приходит женщина

Чтоб свечу зажечь.

2. В мир приходит женщина

Чтоб очаг сберечь

3. В мир приходит женщина

Чтоб любимой быть

4. В мир приходит женщина

Чтоб дитя родить

5. В мир приходит женщина

Чтоб цветам цвести

6. В мир приходит женщина

Чтобы мир спасти

(Девушки надевают пилотки)

Песня «Не женщины придумали войну»
Инсценировка стихотворения Ю. Друниной «Зинкаа»

( Две девушки усаживаются на краю сцены, укутавшись в шинель)

Девушка 1

Мы легли у разбитой ели.

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

   - Знаешь, Юлька, я - против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня - лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет...

Знаешь, Юлька, я - против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Девушка 2

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг приказ: "Выступать вперед!"

Снова рядом, в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

Девушка 1

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Девушка 2

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.

  Мы не ждали посмертной славы.-

Мы хотели со славой жить.

...Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

  Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав...

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

  - Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живет.

  У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом стоит весна.

 И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

...Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?!

Ученик: На привале или в минуты короткой передышки между боями солдаты писали письма домой. Солдатские треугольники – листочки, исписанные торопливой рукой.. В них — радость и печаль, торжество одержанных побед и будничные заботы. В них – сама жизнь незабываемой военной поры. Каждое письмо «оттуда», с горнила смерти, из ада были полны надежды на победу, на скорую встречу.

За стол садится мать солдата, зажигает свечу и пишет письмо.

(Мать солдата, сидя за столом при свете свечи пишет письмо сыну на фронт. Боец 1 поднимается, выходит немного вперед и изображает чтение письма).

Ученик

Шла война за милую Отчизну
Но запахло в воздухе весной.
Мать на фронт письмо писала сыну:
«Здравствуй, мой Алёшенька, родной!»
Мать:

Ты здоров, любимый мой сыночек?
За Отчизну проливаешь кровь...
Как хочу я в эти пару строчек,
Уложить огромную любовь!
Я, любимый, по тебе скучаю.
Плачу... Но прости. Не в этом суть.
Ты живой. Я точно это знаю.
Ведь не может сердце обмануть.

Стать бы мне красивой белой птицей,
Чтобы от разлуки не страдать,
Над Землёю грешной покружиться,
И тебя, мой милый, увидать!
Почему вестей не получаю?
Обещал писать ты, уходя.
Почтальона у ворот встречаю,
Только нету писем от тебя...
Бьёшь фашистов. Понимаю, милый...
Знаю, что о доме ты грустишь...
Но поверь, найду ещё я силы,
Чтоб тебя дождаться, мой малыш.
песня Лещенко 1 куплет «Мама моя»

Ученик:

Мать писала своему ребёнку.
Вся в слезах. Две ночи напролёт.
И не знала то, что похоронку
Почтальон сегодня принесёт... 

песня Лещенко 1 куплет «Мама моя»

(Мать  задувает свечу, уходит. Боец 1 уходит.  Слайд: похоронки

Ученик: Солдатские матери… это они вырастили и воспитали бойцов, которые в трудный для Родины час встали на её защиту. Это они проводили детей на фронт, перекрестив их перед дальней дорогой. Это они не спали ночами и ждали писем с фронта, с тревогой и надеждой встречая почтальона. Слишком часто почта приносила им горькие известия.

Ученик:  Да, у войны не женское лицо. Но угроза, нависшая над нашей страной и над всем миром в 1941 г., заставила советских женщин по-иному оценить свои возможности, встать в строй наравне с мужчинами, заменить в тылу ушедших на фронт мужей, сыновей, братьев. Фронт был всюду: на передовой и в далеком тылу. Их было очень много – женщин, беззаветно любивших Родину и готовых отдать за нее жизнь. Не каждый мужчина способен выдержать трудности войны, а женщины выдерживали.

Стихотворение «Русской женщине»

Да разве об этом расскажешь, в какие ты годы жила,
Какая безмерная тяжесть на женские плечи легла!
В то утро простился с тобою твой муж или брат, или сын.
И ты со своею судьбою осталась один на один.
Один на один со слезами, с несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все – без конца и без счета – печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну. Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым, весь фонт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим…

Рубила, возила, копала, - да разве же все перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла, что будто отлично живешь.

Бойцы твои письма читали и  там, на переднем краю,

Они хорошо понимали святую неправду твою.

И воин, идущий на битву, И встретить готовый ее,

Как клятву шептал, как молитву, далекое имя твое…

Учитель: Женская доля… Во все времена она была тяжела. Но особенно трудно пришлось женщинам в годы войны. Мужчины уходили на фронт. А на хрупкие женские плечи опустился тяжкий груз: это им нужно было вспахать землю, посеять и вырастить хлеб для фронта. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Но самое тяжелое для них было не это. Самое трудное было ждать… ждать письма и бояться получить «похоронку». Ждать их, своих родных и любимых мужчин… И может быть не дождаться…

Ученик: 

Проводив мужей на защиту Родины, не считаясь со временем, усталостью, зачастую оставляя дома маленьких детей  одних, женщины составляли основную рабочую силу. В памяти народной никогда не потухнет беспримерный труд, подвиг женщин-тружениц в суровые годы войны.

У Шутовой Зинаиды Тихоновны за плечами - долгая и нелегкая жизнь. В 1943-м, в октябре, с фронта Великой Отечественной войны в адрес Зинаиды Тихоновны Шутовой пришла похоронка на мужа - Федора Александровича. Трудно было  сознавать, что стала вдовой, и только мысль о том, что погиб муж за Родину, давали ей и многим другим женщинам силы.

  Зинаида Тихоновне было тогда 23 года. Осталась она с ре

бёнком на руках. Выплакав горе, Зинаида Тихоновна сказала сама себе: надо жить - растить сына и своим трудовым участием приближать Великую Победу над фашистским агрессором. Она недосыпала, недоедала, работая на разных участках колхоза.

 Слабы были от бескормицы лошади, и Шутова вместе с односельчанками вручную вскапывали землю под огород, собирали и вывозили в поле золу, косили хлеба косами, вязали вручную снопы, носили их в скирды. Мозоли с рук не сходили. Но они все верили в Победу, приближая этот день, как могли.

 Посвящается вдове Шутовой Зинаиде Тихоновне

Косила рожь на жарком солнце,

Была красива, молода.

Вдруг закричали у колодца:

«Война! Война! Война!..»

И изменилось всё на свете:

Нарушен жизненный уклад,

Смеяться меньше стали дети,

Отцы идут в военкомат.

Она, конечно же, не знала,

Какая ждёт её судьба,

Лишь сына крепче прижимала,

Он не увидит уж  отца.

И тот запомнился ей день,

Когда промокший почтальон.

 Зашёл так тихо, словно тень,

Плохую весть принёс он в дом.

Вот похоронка перед ней:

«Ваш муж погиб  геройски..»

Холодный ветер дул с нолей,

Из глаз катились слёзы.

Старинный город Могилёв.

В могиле братской он лежит.

Он столько выдержал боёв...

Он вечно жив! Он не забыт!   Читает автор: Беляков Н.Н.

Учитель: Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир. Они были медсестрами,  санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.
Ученик: Ты сколько сильных вырвала у смерти,
Тебя запомнит тот, кого спасла,
Мы понимаем, что ты испытала,
За что награды Родина дала.

Ученик: Корнееву Прасковью Павловну в  сентябре 1942 года  вызвали в военкомат и вручили повестку.  Требовались санитарки на фронт, выносить  с поля боя раненых. Девчат повезли в Ржев, но  пробыв там  2 дня, их направили на Западную Двину. Привезли в лес и поселили в землянках. 7 дней они пробыли в лесу. Когда прибыли в Смоленск, там шли бои.   По прибытию в часть она прошла подготовку по оказанию помощи раненым при кровотечениях и переломах. Её обучили наложению жгутов, шин, повязок и многому другому.

 Фронтовыми дорогами Прасковьи Павловны были: Смоленск, Брест, Калининградская область, Белоруссия, Литва. Продвигалась по фронту она вместе с полевым госпиталем.

  Много раненых прошло через руки Прасковьи Павловны. Она тогда не думала о наградах, а просто спасала людей.  Награждена медалью Жукова.

Песня «Вальс фронтовой медсестры»

 Ученик:  Кудрявцевой Софьи  Кузьминичне   в декабре 1942 вручили повестку на фронт. Набралось их девчат - целый вагон. Вагон не отапливался. Во все щели дуло, на полу - снег.  Так они добрались до города Балашов Саратовской области. Спали на полу, благо была солома, здесь же они прошли карантин.

Через пятнадцать дней их распределили по частям. Софья Кузьминична  попала в 353-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион. Вначале её определили в радистки, не успела она там чему-нибудь научиться, как её  перевели на дальномер, с которым  провоевала всю войну.

  После Сталинграда и  Воронежа их путь лежал на запад. Помнит она бой на станции Жмеринка - был так называемый "звездный" налет. Это когда самолеты летят со всех сторон. Было это ночью. Осколки летели с неба, как пчелы. Они все были в касках. Стволы у пушек раскалились докрасна. Кончились боеприпасы, и вот их, девушек, посылают бегом за снарядами. Взвалят они на спину ящик с четырьмя снарядами,  в каждом из них 16 кг, и быстрее на батарею.

   С боями она прошла Россию, Украину, Польшу, Германию. Помнит  город Бреслау. Немцы бесконечно бомбили его. Оказалось, под землей - целый завод, а в нем работали наши военнопленные. А когда их оттуда освободили, столько было пролито слез радости.

  Вот в дальномер виден Берлин - логово Гитлера. Софья Кузьминична в Берлине побывала, и на стене рейхстага написала: "Мы из Рязани, знай наших!". В бункере Гитлера  в его кресле посидела.

Учитель: Всем воинам – женщинам, всем фронтовым подругам, всем тем, кто ткал, прял, стоял у станка. Всем женщинам войны -  минута молчания.

 Ученик: Воевать положено мужчине.
Родина зовёт – иди на бой!
...Женщина – в окопе, в стылой глине...
Грохот взрывов и снарядов вой...

Что войне до женской сути тонкой,
Смерть не разбирает, кто есть кто...
Школьницы, совсем ещё девчонки!
Вам-то это выпало за что?

Снайперы, связистки, санитарки...
Да, судьба к вам не была добра.
Вам бы на скамейке в тихом парке
Целоваться с милым до утра...

Юность неохотно вспоминают
И не смотрят про войну кино.
Только память всё ещё живая,
Ноет, беспокоит всё равно...

...Как тащили, надрываясь, плача,
Раненых тяжёлых на себе,
Как решали трудную задачу –
Постирать казённое х/б...

...Как домой писали письма маме –
Мол, жива-здорова, лучше всех!
И опять месили сапогами
То болота, то кровавый снег...

Ради нас переносили муки,
Защищая мир и тишину...
Я с поклоном вам целую руки –
Женщины, прошедшие войну.

Ученик: В годы войны Андриановой Марии Дмитриевне приходилось полоть просо по 50 соток, а в конце года на выработанные трудодни давали зерно. Вязала снопы, носили их на палках по 13 штук. Сор от картошки и кок-сагыза несла домой и кормила корову. Приходилось ходить в лощину за лебедой и гнилой картошкой, которую сушили впрок, толкли в ступе, перетирали в муку, просеивали, а потом пекли оладьи.

Мария Дмитриевна подарила в школьный музей пилотку своего мужа Сергея Степановича, которую бережно хранила 70 лет.  

Учащиеся школы постоянно оказывают помощь  Марии Дмитриевне: то порядок в сарае наведут, придомовую территорию уберут, а то и дрова в сарай перетаскают.

Учитель: Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир. Они, защищая Родину, растили детей, шли в бой с оружием в руках,  выносили  с поля боя раненых,  копали окопы, строили землянки.

Ученик: В трудное время прошла молодость Анастасии Карповны Камагиной. В ту пору уже шла Великая Отечественная война, и Насте пришлось испытать все тяготы прифронтового тыла. Копала окопы под Воронежем, сооружала землянки. Без землянки во время продолжительных боёв и походов, особенно зимой, на фронте было не обойтись. Порой им хватало 6 — 8 часов, чтобы соорудить временное жилище из подручных материалов — веток, брёвен, досок, соломы, ветоши. В земле рыли траншею глубиной полтора — два метра, укрепляли стены брёвнами, а сверху маскировали ветками и мхом..
Учитель: У войны не женское лицо. И это, конечно же, верно. Но тот огромный вклад, который внесли в победу советского народа над врагом женщины в тылу и на фронте переоценить невозможно.

Ученик:  Женщина! Свято имя твоё!  И пусть никогда больше не придётся тебе защищать с оружием в руках родную землю, провожать на войну сыновей и мужей, отцов и братьев, вязать носки, работать в поле. Пусть голубеет над тобою чистое небо и счастливо, и безмятежно растут твои дети.

Ученик: Великая тяжесть легла на хрупкие женские плечи…  С годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины на войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы. Низкий наш поклон женщине, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами

Женщина!

Все победила она:

Боль, и разлуку,

И смерть, и усталость.

Девушка, мать, и сестра, и жена -

Сколько ей горя и счастья досталось!

Пусть продолжается праздник весны,

И ничего ей не нужно на свете, -

Только бы не было в мире войны,

Только счастливыми были бы дети.

Учитель: Женщины отгремевшей войны… Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно — в благодарной памяти потомков, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.

У войны не женское лицо,
У войны для женщин нет работы,
Как нет пола  у ее  бойцов,
И у всех  у них  - свои заботы.


Но  никак без женщин на войне,
Если даже боевые пушки,
Отдыхающие в редкой тишине,
Называли ласково - "Катюши"...


А война не выбирает пол.
Жерновами мелет без разбора,
И не собирает круглый стол
Для душевного людского разговора.


Звуки боя слились в унисон,
И снаряды пыхают как спички.
Из воронки еле слышен стон:
"Помоги, перевяжи, сестричка!"


У войны не женское лицо.
Только утвержденье слабовато.
Много  было спасено бойцов
Медсестричками из медсанбата.


Сколько  женщин! Жен  и матерей.
Позабыв как можно улыбаться,
Ждут домой мужей и сыновей.
Только всем не суждено дождаться.


Героизм в тылу не для наград,
Сердце женское  от бед застыло.
По две смены у станка стоят,
Чтоб  бойцу  на фронте легче было.

Не для женщин страшная война,
Что приносит горести и беды
Но на ней без женщин никуда.
И без них бы не было  победы!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "У войны не женское лицо"

Можно использовать на уроках литературы, внекласных мероприятиях ко Дню Победы!...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы " У войны не женское лицо.."

Представленный материал может быть использован при проведении уроков литературы, классных часов, мероприятий, посвященных Дню Победы....

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы " У войны не женское лицо.."

Представленный материал может быть использован при проведении классных часов и мероприятий, посвященных Дню Победы....

Внеклассное мероприятие "У войны не женское лицо"

Внеклассное мероприятие помогает учащимся понять, какую роль играли женщины в годы ВОВ....

Внеклассное мероприятие урок-мужества "У войны не женское лицо"

Данное мероприятие предназначено для студентов СПО или учащихся 10-11 классов образовательных школ....

Методическая разработка внеклассного мероприятия: «У войны не женское лицо».

Обусловлена необходимостью сохранять память о Великой Отечественной войне, о творцах ее победы. Так же актуальность связана с юбилейной датой – 75летие Победы в ВОВ, которая отмечается  в э...