Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы " У войны не женское лицо.."
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Мережникова Татьяна Петровна

Представленный материал может быть использован при проведении уроков литературы, классных часов, мероприятий, посвященных Дню Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u_voyny_ne_zhenskoe_litso.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ СПО «Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна»

«У войны не женское лицо…»

(литературно – музыкальная композиция, посвященная 65 – летию Победы)

Методическая разработка

Дульцева Татьяна Анатольевна,

Мережникова Татьяна Петровна,

   преподаватели  русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

2011

Составители:

Дульцева Татьяна Анатольевна – преподаватель русского языка и литературы ГОУ СПО «Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна».

Мережникова Татьяна Петровна - преподаватель русского языка и литературы ГОУ СПО «Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна»

Рецензент:

  1. Самойлова Ольга Ивановна – руководитель по воспитательной работе ФГОУ СПО «Кунгурский  лесотехникум»
  2. Русакова Наталья Анатольевна - преподаватель кафедры социальной педагогики  Пермского государственного педагогического университета

   В методической разработке представлены материалы литературно-музыкальной композиции «У войны не женское лицо», которая была проведена в ГОУ СПО «Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна» для учащихся 1 и 2 курсов социально-экономического отделения 7 мая 2010 года.

  Методическая   разработка  составлена  в соответствии с нормативными документами, регламентирующими требования оформления работ в средних профессиональных образовательных учреждениях

Рекомендуется преподавателям, мастерам производственного обучения, классным руководителям.

   

Согласовано на заседании научно – методического совета

 Протокол № 4        от         25.10.  2010 года

 Председатель НМС Третьякова О.П.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………………..4

Сценарий  литературно – музыкальной композиции «У войны не женское

лицо» ………………………………………………………………………………...7

Самоанализ  литературно – музыкальной композиции «У войны не женское

лицо» ………………………………………………………………… ……… ……20

Литература…………………………………………………………………………..23   Приложения…………………………………………………………………………24

   Приложение1. Отзывы учащихся о мероприятии……………………………...24

   Приложение 2. Презентация литературно-музыкальной композиции «У войны не женское лицо»…………………………………………………………………..25

                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     События последнего времени подтверждают резкое снижение воспитательного воздействия на молодое поколение граждан России  культуры, искусства и образования как важнейших факторов воспитания патриотизма. Без развития чувства патриотизма, без любви к своей земле, своему государству, без формирования у подрастающего поколения гордости за свое Отечество настоящих граждан не воспитать.   Исследования социологов и психологов говорят о более высоком нравственном потенциале тех народов, где  поддерживается связь поколений,  где чтут традиции и обычаи.  В любой стране есть  национальные праздники, которые значимы для всего народа. Именно они  объединяют нацию.  В России  одним из таких праздников является  День Победы.  9мая  2010 года наша страна  отмечала  65-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Цена этой  победы слишком велика: десятки миллионов  человеческих жизней…. В  памяти народной и поныне живы безмерные  страдания  людей военного поколения и  мужество советского народа. Уходят из жизни те, кто принимал участие в боях, сражался в тылу врага, трудился в военное время на колхозных полях, стоял у станка. Это наши отцы, деды и прадеды. Они были патриотами своей Родины. Защитниками Отечества становились не только мужчины, но и женщины, старики, дети.  Подрастающее поколение  не должно забывать эти страшные годы.  Но, к сожалению, молодежь мало знает о  Великой Отечественной. В 21 веке память о войне жива во многом благодаря литературе. Именно она дает богатейший материал для реализации высоких целей гражданского и патриотического воспитания молодежи, которое столь актуально сегодня. Одним из возможных путей формирования гражданской зрелости, патриотизма, на наш взгляд,  является внеклассная работа по  литературе. В рамках блока воспитательной работы в колледже «Этих дней не смолкнет слава» и   акции ПЦК гуманитарного цикла «Дню Победы посвящается» подготовлены и проведены   мероприятия:

  • конкурс сочинений «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»;
  •  конкурс инсценированной песни военных лет;
  • конкурс чтецов;  
  • литературно- музыкальная композиция «У войны не женское лицо».

     Проведение  данных  мероприятий   направлено на  осознание обучающимися  того сурового и  героического времени, на чувство сопереживания,  сострадания и уважения к поколению, защищавшему нашу Родину, на  формирование  активной гражданской позиции и воспитание патриотических чувств.  

В данной методической  разработке представлены материалы литературно – музыкальной композиции «У войны не женское лицо»                  

 Цели мероприятия:

  • Обучающие:

 - знакомство с  литературными произведениями, фильмами, рассказывающими о  героических  страницах  истории нашей страны;

  - формирование   навыков публичного   выступления,  коммуникативных умений, необходимых для построения текста,   умения правильно выражать свои мысли и  совершенствовать высказывания.

  • Развивающие:

- совершенствование  речи  учащихся с целью  успешного обучения, в дальнейшем - адаптации в обществе;

- развитие  навыка выразительного чтения, речевого этикета;

- повышение информационной культуры учащихся

- привитие  интереса  учащихся к литературе, музыке, искусству;

  • Воспитывающие:

 -  пробуждение патриотических чувств учащихся, интереса к истории своей страны  через приобщение к поэзии и прозе о Великой Отечественной войне;

- воспитание  чувства сопереживания,  сострадания и уважения к старшему  поколению;

- формирование опыта нравственного поведения личности и активной гражданской позиции.

Подготовка, оборудование и оформление зала:

  • Электронная презентация «У войны не женское лицо»
  • Слайд– плакат И.М.Тоидзе «Родина-Мать зовет».
  • Материалы биографии  и творчества Ю. Друниной,  С.Алексиевич, О. Бергольц.
  • Эпиграф: «Кто говорит, что на войне не страшно,

                              Тот ничего не знает о войне».   (Ю. Друнина.)

  • Видеозаписи фильмов «А зори здесь тихие», «Мы из будущего»
  • Записи песен «Священная война», «День Победы», «Реквием» Моцарта, метроном.
  • Организация работы творческих групп:

первая группа – чтецы (готовят чтение стихов наизусть);

вторая группа  подбирает материал для сообщений о женщинах-поэтах-фронтовиках;

третья группа  готовит электронную презентацию.

  • Подготовка ведущих:

1, 2, 3. 4  ведущие – преподаватели

5, 6, 7, 8. 9 ведущие – учащиеся

1. 2, 3,4, 5, 6, 7-учащиеся-чтецы

     Представленный методический  материал  может быть  использован при проведении  уроков литературы, торжественных мероприятий, посвященных Дню Победы,  и   классных часов.

                                               

                                                    Сценарий

литературно – музыкальной композиции «У войны не женское лицо»

Мероприятие проходит в актовом зале. Приглашаются учащиеся 1 и 2 курсов, преподаватели. Выступления сопровождаются электронной презентацией.

На сцену выходят  ведущие.

1 ведущий  

 Добрый день, уважаемые гости! Приближается один из самых больших, волнующих    праздников нашей страны – День Победы!

1 слайд

2 ведущий  

 Пройдут десятилетия и века, но человечество всегда будет помнить эту горькую дату начала самой страшной из войн – Великой Отечественной!

1 ведущий  

Войны – это древнейшая человеческая трагедия. Если бы люди помнили и никогда не забывали все горе, ужас, страдания, страх, принесенные человечеству войнами, то на земле не звучали бы больше выстрелы.

2 ведущий  

 Великая Отечественная война против гитлеровской Германии была священной, освободительной, всенародной. Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки тоже взвали на себя тяжесть войны. Говорят, «у войны не женское лицо», но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами, летчиками… Они были солдатами. Слово их тоже было оружием. Анна Ахматова, Ольга Берггольц… Их стихи знали, ждали… На фронт ушла 17-летняя Юлия Друнина, стала медсестрой Вероника Тушнова.  Сегодня  мы приглашаем  вас на литературно- музыкальную композицию «У войны не женское лицо», посвященную женщинам – поэтессам,  участницам этой страшной войны, посвященную памяти всех, кто воевал, кто погиб, защищая Родину.

(1и 2 ведущие уходят)

 

Выходят 5 девушек-ведущих в военной форме и пилотках

5 ведущий  

Женщина и война – понятия несовместимые. А что с войной, с «противным человеческому разуму состоянием», как сказал Л.Н. Толстой, совместимо?! У войны не женское лицо? а детское? а стариковское?

             Женщина – мать, жена, невеста, дочь…

2 слайд –кадр из х/ф «А зори здесь тихие»

6 ведущий  

 Издавна красивая и хрупкая женщина создавала и берегла семейный очаг, уют. Растила детей, писала книги. И вот, захваченная смертельным ураганом войны, понимая, что ей не место на кровопролитнейшей войне, что у войны не женское лицо, она встала на защиту Родины – матери, на защиту солнца, земли, детей, могил предков.

3 слайд

7 ведущий  

На защиту будущего человечества, на защиту самой жизни. Суровая необходимость     мобилизовала её. И стало у войны лицо и женским, и детским, и стариковским. И заалела кровь народа в том страшном июне. И всколыхнул Россию женский плач.

На 3 слайде звучит запись песни «Священная война»)

4,5 слайды

8 ведущий  

С сердечным трепетом склоняем головы перед величием подвига Женщины на войне.

Они героически трудились  на заводах и фабриках, на полях и фермах. Они дежурили в ПВО, тушили пожары, рыли противотанковые рвы. Стояли в голодных очередях. Пухли с голода. И все равно, стиснув зубы, изнемогая и падая, женщина вставала. Через огонь скорбей, смертей вставала, чтобы кормить, одевать всю страну.

6,7,8

слайды    

1 чтец.

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым,

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим…

Рубила, возила, копала, -

Да разве же всё перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый её,

Как клятву, шептал, как молитву,

Далекое имя твоё.

(М. Исаковский. «Русской женщине».)

9 слайд

3 и 4 ведущие

Под фонограмму песни рассказывают о родных, погибших в годы Великой Отечественной преподаватели Павлова Любовь Ивановна и Дульцева  Татьяна  Анатольевн.

3 ведущий  

 Мои родители были очень молоды, когда началась война. Отцу было 20 лет. И он в составе 1-й гвардейской Московской дивизии прошел с боями от Москвы до Кенигсберга, был участником Курской битвы и освобождал Белоруссию. Маме едва исполнилось 18, и она в составе санитарного поезда оказывала помощь раненым и закончила войну в Германии.

Они были так молоды, им так хотелось жить! Любить! Рожать детей! Но война перечеркнула все их планы…

4 ведущий  

Мой дед ушел на фронт в первые дни войны, оставив дома молодую жену с двумя  маленькими дочками. Вскоре пришло извещение, что он пропал без вести. Моя бабушка больше не вышла замуж. Она всю жизнь надеялась, что он живой, и ждала, ждала.  

Преподаватели исполняют  песню Б.Окуджавы «Ах, война, что ты сделала, подлая…»:

Ах, война, что ж ты сделала, подлая,

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

       На пороге едва помаячили

       И ушли за солдатом солдат.

       До свидания, мальчики, мальчики,

       Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая,

Вместо свадеб - разлуки и дым.

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

        Пусть болтают, что верить вам не во что,

        Что идете войной наугад.

        До свидания, девочки, девочки,

        Постарайтесь вернуться назад.

                До свидания, мальчики, девочки,

              Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая,

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

       На пороге едва помаячили

       И ушли за солдатом солдат.

       До свидания, мальчики, мальчики,

       Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая,

Вместо свадеб - разлуки и дым.

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

        Пусть болтают, что верить вам не во что,

        Что идете войной наугад.

        До свидания, девочки, девочки,

        Постарайтесь вернуться назад.

                До свидания, мальчики, девочки,

              Постарайтесь вернуться назад.

  (Б. Окуджава)

10 слайд

9 ведущий  

 Женщина на передовой... Женщина в самом пекле войны. Женщина, прошедшая через все круги ада. 17-летние девушки ежесекундно смотрели в глаза смерти, видели  могилы – блиндажи, решали сложнейшие пограничные ситуации, ежеминутные «или-или»…

10 слайд-фрагмент фильма «Мы из будущего»

Просмотр эпизода х/ф «Мы из будущего»

11 слайд

 2 чтец:

Я помню, будто было всё вчера:

Далекий фронт и госпиталь походный.

На сломанную веточку похожа,

В палате умирала медсестра.

Была она белее, чем бинты,

Глаза, как тени, на лице синели…

И мальчики в продымленных шинелях

Ей после боя принесли цветы.

Откуда там, на выжженной земле,

Под пулями, под взрывами, откуда

Взялось это оранжевое чудо

На тоненьком изогнутом стебле?

На нестерпимой белизне бинтов –

Два мака, пересаженные в каску.

И в мире лучше не было лекарства

Нежнее и целебнее цветов!

Тогда я понял, как цветы сильны.

Они – как нежность, как любовь, как дети!

Сильнее зла. Сильней всего на свете.

Сильнее смерти и сильней войны.

(Жанэ Киримидзе «Цветы, как люди».)

12 слайд

3 ведущий  

Женщины – фронтовички не только сами отважно воевали, но одновременно были и душой фронта, его, так сказать, милосердным теплом. Их сердца в самую страшную пору нежно стучали рядом: мы тут! Мы тут!

4 ведущий  

Женщина отважна в бою, настойчива в труде, верна в любви.

13-14 слайды

5 ведущий  

Знаковым произведением, написанным на войне о войне, явилось стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Все солдатские письма-треугольники  заканчивались словами «Жди меня». В них - просьба, мольба, заклинание, оберег, молитва…

3 чтец:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, —

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

6 ведущий  

По-моему, это гимн любви, верности. Такой настоящей любви ничего не страшно. Такая любимая, которая умеет ждать, «как никто другой», нужна была каждому, кто воевал, чтобы верить, чтобы жить и побеждать.

7 ведущий  

Милая женственность без преувеличения была и дважды, и трижды мужественной, непобедимой женственностью там, на войне. В голосах женщин-писательниц и поэтов С Алексиевич, Ю.Друниной, О.Берггольц, А.Ахматовой, творчество и подвиг слились воедино.

15слайд

8 ведущий  

Книги белорусской писательницы Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» и «Последние свидетели» - страшный обвинительный акт фашизму.

9 ведущий  

 В предисловии к своей документальной повести «Последние свидетели» она пишет: «На вопрос:  кто же герой этой книги? –  я бы ответила – детство, которое сжигали, расстреливали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной».

16, 17, 18, 19 слайды

5 ведущий  

 Вот несколько фрагментов повести - воспоминаний ныне взрослых людей о своём военном детстве: «…Я видел, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зелёной травы, расстреливали…»

 «Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь…»

6 ведущий  

Вся книга С. Алексиевич «Последние свидетели» - из такого обжигающего огня правды.

20 слайд

8 ведущий  

В чистозвонном слове живет душа подвига, светлая, верная. Юлия Друнина стала    «соловьиным чудом» России.  

Кто говорит, что на войне не страшно,

      Тот ничего не знает о войне, - пишет Друнина.

9 ведущий  

Сколько выстраданной боли, слез несбывшихся надежд в этих строках!

5 ведущий  

Верность фронтовому братству навсегда сохранила Юлия Друнина, шагнувшая с порога школы в железную метель войны («Не знаю, где я нежности училась...»):

21 слайд

4 чтец

Не знаю, где я нежности училась, —

Об этом не расспрашивай меня.

Растут в степи солдатские могилы,

Идет в шинели молодость моя.

В моих глазах — обугленные трубы.

Пожары полыхают на Руси.

И снова нецелованные губы

Израненный парнишка закусил.

Нет! Мы с тобой узнали не по сводкам

Большого отступления страду.

Опять в огонь рванулись самоходки,

Я на броню вскочила на ходу,

А вечером над братскою могилой

С опущенной стояла головой...

Не знаю, где я нежности училась:

Быть может, на дороге фронтовой.

22 слайд

6 ведущий  

Поэтесса Юлия Друнина была свидетелем войны с первых дней ее, она так и писала: «Я родом не из детства – из войны»:

           Я ушла из школы в блиндажи сырые.

           От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

           Потому, что имя ближе, чем Россия,

           Не могла сыскать…

5 чтец

Стих. Ю.Друниной «Я не привыкла…».

7 ведущий  

Судьбу Юлии Друниной можно одновременно назвать и трагической, и счастливой. Трагической – потому, что в ее юность вторглась война, счастливой – потому, что война сделала ее поэтом, потому, что она выжила.

23 слайд

8 ведущий  

Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве. В 1941 году ушла добровольно на фронт и до конца войны служила санинструктором. В1952 году окончила Литературный институт имени М.Горького. Первый сборник стихов «В солдатской шинели» вышел в 1948 году. Его ядро составили стихи военных лет.

9 ведущий  

Книги Ю. Друниной «Стихи», «Разговор с сердцем», «Ветер с фронта», «Современник», «Тревога» - это лирический монолог человека, характер которого сформировался в труднейших фронтовых испытаниях. «Бросив нас в самую гущу народной трагедии, война сделала гражданскими даже самые интимные наши стихи»,- писала поэтесса.

24 слайд

5 ведущий  

В память о своей подруге – однополчанке, о Герое Советского Союза Зинаиде Самсоновой Юлия Друнина написала стихотворение «Зинка».

4чтец

Чтение стихотворения  Ю.Друниной «Зинка»

6 ведущий  

В 1975 году Юлии Друниной была присуждена Государственная премия РСФСР. Получая награду, поэтесса сказала: «Самое страшное не забывается и сейчас, столько лет после войны выплывает и болит. Но мы не должны забывать, что такое война, чтобы быть чище, добрее, чтобы умели ценить мир».

25 слайд

7 ведущий  

Ольга Берггольц была душой блокадного Ленинграда, была тоже Солдатом, ковавшим Победу. Ей выпало великое и трудное счастье стать поэтической музой, поэтическим знаменем блокадного Ленинграда.

8 ведущий  

Это её стихотворные строки «Никто не забыт, и ничто не забыто» высечены над входом на Пискаревское кладбище.

Ольга Федоровна Берггольц – «блокадная поэтесса», влюбленная в свой город, в свой народ и в свою страну. Родилась в 1910 году в Петербурге, в семье врача. Окончив в 1930 году Ленинградский университет, Ольга Берггольц работала корреспондентом в Казахстане, а в 1931 году вернулась в Ленинград, пишет стихи, рассказы.

9 ведущий  

Большие и тяжелые испытания выпали на долю поэтессы. «В скудости судьбы я упрекнуть не смею», - напишет она позже.

5 ведущий  

Первый муж ее Борис Корнилов, был расстрелян. Второй, Николай Молчанов, умер от голода в блокадном Ленинграде. Сама О.Берггольц в 1937 году была арестована по ложному навету. 171 день провела она в тюрьме, в 1939 году была реабилитирована. Две дочери ее (8 лет и 1 год) умерли еще до ареста, третий ребенок, которого ждала поэтесса, так и не родился: его сгубила тюрьма. Как сумела она все это вынести?

6 ведущий  

 Неужели вправду это было:

                       На окне решетки, на дверях?..

 Я забыла б – сердце не забыло

                        Это унижение и страх,-

нписала О. Берггольц после освобождения.

26 слайд

7 ведущий  

Во время войны поэтесса жила в Ленинграде и не с чужих слов знала, что такое блокада.

    По свидетельству ее сестры, Ольга Федоровна «Умирала там, в Ленинграде, от дистрофии». Но именно в годы войны  Берггольц создала свои лучшие произведения: «Ленинградскую поэму», поэму «Февральский дневник», стихотворения, вошедшие в книги «Ленинградская тетрадь», «Ленинградский дневник» и др. Голос Берггольц, который звучал по радио в осажденном городе, внушал веру в победу, рассказывал о стойкости и мужестве ленинградцев…

8 ведущий  

Умирая в блокадном Ленинграде, поэтесса не сдается и пишет лучшие свои стихи. Одно из них, написанное в 1941 году,  «Я говорю с тобой под свист снарядов»

6 чтец:

Чтение стихотворения О.Беоггольц «Я говорю с тобой под свист снарядов»

7 чтец

А вот какую картину нарисовала Берггольц в «Ленинградской поэме»:

Я хлеб в руке домой несла,

И вдруг соседка мне навстречу.

-Сменяй на платье,- говорит,-

Менять не хочешь – дай по дружбе.

Десятый день, как дочь лежит.

Нехорошо, ей гробик нужен,

Его за хлеб сколотят нам…

И сил хватило у меня

Не уступить мой хлеб на гробик.

И сил хватило – привести

Ее к себе, шепнув угрюмо:

-На, съешь кусочек, съешь…прости!

Мне для живых не жаль – не думай.

27 слайд

1 ведущий  

(1и 2 ведущие выходят)

900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда. Но город выжил. Во время Великой Отечественной войны враг не щадил ни женщин, ни детей, ни стариков.

В повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» есть эпизод, когда гибнет от ножа фашистов Соня Гурвич. Капитан Васков в отчаянии произнес: «Главное, что могла Соня нарожать детишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки, перерезанной ножом…»

28 слайд

2 ведущий  

65 лет прошло со дня той Великой Победы. Но мы должны помнить тех, кто отдал за нас свои жизни. Это наши прадеды, деды, отцы.

( в это время ведущие зажигают свечи)

1 ведущий  

Почтим память всех погибших в Великой Отечественной войне минутой молчания!  (наступает минута молчания, стучит метроном.). 

слайд 28  

2ведущий  

 Прошу садиться.

Все участники выходят на сцену и исполняют под фонограмму  песню «Журавли», зал подхватывает.

29 слайд

 Хором

С днем Победы!!!

1 ведущий  

Всем спасибо!

2ведущий  

Благодарим за внимание!

Звучит фонограмма песни «День Победы».

Самоанализ

литературно-музыкальной композиции

«У войны не женское лицо»

7мая 2010года в ГОУ СПО «Кунгурский колледж промышленных технологий, управления  и дизайна» в рамках блока воспитательной работы в колледже «Этих дней не смолкнет слава»  была проведена  литературно – музыкальная композиция «У войны не женское лицо». Внеклассное мероприятие позволило   вести разговор о трудных и      героических  страницах истории нашей страны, о  судьбах  женщин,  защищавших родную землю.

Разработанное  мероприятие  – заключительное  в декаде Недели русского языка и литературы, которая проводилась под девизом «Дню Победы посвящается…».  В  подготовке  и проведении литературно -  музыкальной композиции  было задействовано около 80 учащихся 1- 2 курсов отделения начального профессионального образования.  

Литературно- музыкальная композиция « У войны не женское лицо»   представляет собой  внеклассное мероприятие личностно – ориентированной направленности. В основе организации  деятельности учащихся на подготовительном этапе лежали диалоговые и полилоговые методы, сотрудничество и сотворчество всех участников композиции.  

Для подготовки и проведения мероприятия была сформирована группа в количестве 12 человек.  Учащиеся разбились на 3 мини - группы по желанию. В каждой группе был выбран ответственный. В течение марта – апреля 2010года  велась большая подготовительная работа. Во время подготовки мероприятия необходимо было обратиться к историческим документам, литературным материалам,  Интернет-ресурсам. Большое внимание уделялось подбору стихотворений для выразительного чтения, а также  распределению ролей.  Во время подготовительной работы учащимся было предоставлено максимум самостоятельности. Конечно, преподаватели направляли, помогали с отбором материала, обращали внимание на интересные предложения, сами «подбрасывали» идеи, показывая свою личную заинтересованность. Работа в группе потребовала  от учащихся  умения прислушиваться друг к другу,  принимать нужную точку зрения, строить высказывание так, чтобы слушателям было понятно,о чем идет речь, а также быть дисциплинированным, ответственным, исполнительным. Деятельность на этом этапе расширила кругозор учащихся, вызвала интерес к истории  страны и людям,  поколения «роковых, сороковых», а также  желание рассказать об этом своим сверстникам. По результатам проведенного мероприятия можно отметить, что  такая организация работы дала свои результаты. Каждая из групп ответственно отнеслась к порученному делу.

  • Первая группа  – чтецы –  выразительно продекламировали стихи  наизусть. Выступления сопровождались  инсценировками.
  • Вторая группа Б– редакторы -   провела качественный отбор  фактического и литературного материала, взяв самое интересное, значимое, то, что помогло слушателям заинтересованно воспринять   эпоху  периода Великой Отечественной войны, осмыслить  судьбу и роль  женщин  на войне.
  • Третья группа подготовила  электронную презентацию, которая помогла зрительно воспринять эпоху. Благодаря использованию фрагментов фильмов, песен военной поры, у зрителей и участников  появилась возможность  эмоционально  сопережить происходящее на сцене.
  • На завершающем этапе  была сформирована   четвертая группа - преподаватели колледжа Л.И. Павлова, А.С. Мазунина, Т.А. Дульцева – выразительно прочитали стихи и спели песню «До свидания,  мальчики»,  а также рассказали о своих близких- участниках   Великой Отечественной войны. Их выступление произвело  большое впечатление на слушателей.

На наш взгляд,  выполненная совместная  работа способствовала более глубокому осмыслению исторической эпохи, жизни  поэтесс Ю.Друниной, О.Берггольц, писательницы С.Алексиевич и  людей военного поколения.  Учащиеся отмечают,  что самостоятельный поиск и работа в мини - группах способствовали сплочению группы, личной заинтересованности и желанию многое  узнать  о том суровом и героическом времени.

        В ходе  подготовки и проведения мероприятия  удалось  создать  благоприятный   психологический климат, атмосферу доброжелательности, что, несомненно,  помогло ребятам чувствовать себя на сцене комфортно. Учащиеся показали высокий уровень мотивации, желание эмоционально выражать свои мысли и чувства. Мероприятие позволило развить эмоционально-ценностный мир личности через сопереживание героям.

 На заключительном этапе мероприятия  совместно с учащимися была  исполнена песня «Журавли»,  восприятие которой усилили зажженные свечи  – идея 2-ой группы, которая оказалась очень удачной и была оценена по достоинству и выступающими, и зрителями.  Все выступающие  с особым эмоциональным подъемом пели, зал подхватил песню.

Поставленную  триединую  цель занятия  считаем  достигнутой. Бесспорно,   приоритетными стали воспитательные цели,  которые, на наш взгляд, были реализованы. Это показывает как эмоциональный отклик слушателей и участников композиции, так и отзывы студентов и преподавателей. (См. приложение)

Результативности мероприятия  способствовало применение информационных коммуникационных технологий в виде мультимедиа презентации, которая работала на протяжении всего  мероприятия.  

Слушатели высказали благодарность  за проведенное мероприятие.

ЛИТЕРАТУРА

                 

  1. Алексиевич С.  У войны не женское лицо / С.Алексиевич// Роман- газета.-1985.- №10-11. С.57.
  2. Баранова- Гонченко  Л. Песни войны./ Уроки литературы. – 2008.-№4.-

     С. 3.

  1. Лыссый Ю.И.  Русская литература 20 века /Практикум для общеобразовательных учреждений. - М.: мнемозина,1998.- С. 527.
  2. Пою мое отечество: Сборник стихотворений русских советских поэтов / Сост.А.Туркова.-Изд.2-е, доп.- М.: Дет.лит., 1987.- 223с.
  3. Присягаем победой: Сборник стихов о Великой Отечественной войне/ Сост. А.Абрамови А.Акаткин.-3-изд.- М.: Дет.лит., 1986.-144с.
  4. Соловей Т.Г. Помнит  мир спасенный/  Т.Г. Соловей // Уроки литературы . – 2009.-№5.- С. 9.
  5.  Соловьева Н.П. У войны не женское лицо /  Н.П. Соловьева // Литература в школе.-2008.-№4.-С.46.
  6.   Стихи молодых поэтов, павших в годы Великой Отечественной войны. / Сборник  стихов. - Пермь, 1990.
  7. http://festival.1september.ru

                                                 Приложение №1

ГОУ СПО «Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна»

Отзывы учащихся о мероприятии

Мне очень понравился номер со свечами. И когда все вместе пели песню. Мне понравилось всё. Всё было хорошо подготовлено. Понравилось, как читала стихи Анна Станиславовна, мастер производственного обучения.  

                                                                     Паршакова Екатерина, гр.ПР-08

Мне в мероприятие понравилось всё. Были очень нежные, трогательные чувства, хотелось заплакать, когда читали стихотворения. В этом мероприятии было много чувства, тепла, и, когда Любовь Ивановна говорила про своих родственников, в её лице читалась боль, и стало очень тяжело, было больно вспоминать о прошлом.  

        Плавская Екатерина, гр.ПР-08

7 мая 2010 года в нашем колледже проходила литературно-музыкальная композиция «У войны не женское лицо», на которой я присутствовала, и которая мне очень понравилась. Всё происходило в тихой, спокойной атмосфере, атмосфере воспоминаний, памяти о погибших. Мне очень понравились стихи, которые были там прочитаны. Я не думала, что стихи могут звучать так. Так эмоционально, с таким чувством, с такими переживаниями. Всё было  замечательно, сильно.… Хочется поблагодарить организаторов за это мероприятие, которое дало возможность по -  иному взглянуть на войну. Взглянуть на войну глазами женщины, сильной женщины…

                                                                      Харитонова Яна, гр.А-01-08


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы " У войны не женское лицо.."

Представленный материал может быть использован при проведении классных часов и мероприятий, посвященных Дню Победы....

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы "Память сильнее времени..."

Мероприятие предназначено для обучающихся 5-9 классов.Цель внеклассного мероприятия: формирование и развитие духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераз...

Методическая разработка открытого урока литературы по теме: «У войны – не женское лицо»

Урок -  представление текстов художественной литературы и поэзии о Великой Отечественной войне (Б. Васильев «А зори здесь тихие»,  К. Симонов «Живые и мертвые», М. Шолохов «Они сражались за ...

Конспект мероприятия, посвященный 9 мая "У войны не женское лицо"

Мероприятие разработано для детей с ограниченными возможностями здоровья. Мероприятие помогает детям углубить знания о вкладе советских женщин в победу над фашизмом, формирует жизненные ценности в мен...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 75-летию Победы

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 75-летию Победы...

Методическая разработка Внеклассного мероприятия, посвященного Году театра в РФ для обучающихся 7, 10 классов на тему: литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству У. Шекспира “Shakespeare lives.”

ГБОУ школа № 1 Московского района Санкт-Петербурга является школой с углубленным изучением английского языка, в связи с чем в программе обучения английскому языку уделяется большое внимание не только ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 75-летию Великой Победы!

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 75-летию Великой Победы!...