Методическая разработка открытого урока литературы по теме: «У войны – не женское лицо»
методическая разработка по литературе на тему

Пересыпкина Галина Анатольевна

Урок -  представление текстов художественной литературы и поэзии о Великой Отечественной войне (Б. Васильев «А зори здесь тихие»,  К. Симонов «Живые и мертвые», М. Шолохов «Они сражались за Родину», С. Алексиевич «У войны не женское лицо; поэзия О. Берггольц, Ю. Друниной).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Краснокаменский горно – промышленный техникум»

Забайкальский край

Методическая разработка открытого урока литературы

по теме: «У войны – не женское лицо»

Разработал:

Г.А.Пересыпкина,

преподаватель русского языка

 и литературы

г. Краснокаменск

Урок -  представление текстов художественной литературы и поэзии о Великой Отечественной войне (Б. Васильев «А зори здесь тихие»,                  К. Симонов «Живые и мертвые», М. Шолохов «Они сражались за Родину», С. Алексиевич «У войны не женское лицо; поэзия О. Берггольц, Ю. Друниной)

Цели и задачи:

-расширить представления обучающихся о литературе на военную тематику;

-рассказать об участии женщин на войне;

-на примере произведений художественной литературы и поэзии показать беспримерное мужество, стойкость и человечность русской женщины

Эпиграф урока (Слайд 1):

Можно ли было победить народ, женщина которого в самый тяжелый час, когда так страшно качались весы истории, тащила с поля боя и своего раненого, и чужого раненого солдата? Можно ли поверить, что народ, женщина которого хотела родить девочку и верила, что у той будет другая, не ее судьба, что этот народ хочет войны? Разве во имя этого женщина жизнь спасала, мир спасала — была матерью, дочерью, женой, сестрой и Солдатом? 
Поклонимся низко ей, до самой земли. Ее великому Милосердию.

С. Алексиевич.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Постановка проблемных вопросов:

-Почему авторы рассказывают о войне?

-Почему надо писать о войне? О женщинах на войне?

  1. Реализация  выполнения самостоятельной работы:

-Литературный проект  «Моя прабабушка – участница Великой Отечественной войны».

3. Краткое представление обучающимися  книг, сюжета и театрализованное представление:

1). Б. Васильев «А зори здесь тихие» (Слайды 2, 3, 4, 5):

-1 обучающийся – краткое содержание повести;

-группа обучающихся (подготовлены заранее) – инсценировка эпизода отправки девушек во главе с Васковым в разведку.

2). О творчестве Ю. Друниной (Слайды 6, 7):

 -рассказ обучающегося о творчестве поэтессы (подготовлен заранее);

-чтение наизусть стихотворения «Бинты»:

Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!

3). М. Шолохов «Они сражались за Родину» (Слайды 8, 9):

-преподаватель: обзор романа;

- инсценировка эпизода спасения Звягинцева с поля боя медсестрой («Миленький, потерпи! Миленький, потерпи, пожалуйста! Сейчас двинемся дальше, тут уже недалеко осталось! Слышишь ты?!...»)

4). К. Симонов «Живые и мертвые» (Слайд 10):

-преподаватель: краткая характеристика главных героев;

-инсценировка эпизода размышлений Маши.

5).О. Берггольц «Обещание» (Слайд 11):

-рассказ о творчестве поэтессы (подготовлен заранее);

-чтение наизусть стихотворения «Обещание»:

… Я недругов смертью своей не утешу,

Чтоб в лживых слезах захлебнуться могли.

Не вбит еще крюк, на котором повешусь.

Не скован. Не вырыт рудой из земли.

Я встану над жизнью бездонной своею,

Над страхом ее, над железной тоскою,

Я знаю о многом. Я помню. Я смею.

Я тоже чего-нибудь страшного стою…

6). С. Алексиевич «У войны не женское лицо» (Слайд 12):

-чтение отрывков  преподавателем, обучающимися:

- Когда впервые в истории женщины появились в армии?

 - Уже  в IV веке  до нашей  эры в Афинах и  Спарте в  греческих войсках

воевали женщины. Позже они участвовали в походах Александра Македонского. Русский историк  Николай  Карамзин  писал  о  наших  предках: "Славянки ходили иногда на войну с  отцами и супругами, не боясь смерти: так при осаде Константинополя  в  626  году греки  нашли  между убитыми  славянами  многие женские трупы. Мать, воспитывая детей, готовила их быть воинами".

  - А в новое время?

  - Впервые  - в Англии в  1560-1650 годы  стали формировать госпитали, в

которых служили женщины-солдаты.

  - Что произошло в ХХ веке?

  -  Начало века... В Первую мировую  войну  в Англии женщин уже  брали в

Королевские    военно-воздушные   силы,    был    сформирован    

Королевский вспомогательный корпус  и женский легион автотранспорта  - в количестве  100 тысяч человек. В России, Германии, Франции многие женщины тоже стали служить в военных госпиталях и санитарных поездах.

     А во время Второй мировой войны мир стал свидетелем женского  феномена. Женщины служили во всех родах войск уже во многих странах мира: в английской армии - 225  тысяч,  в американской -  450-500  тысяч,  в  германской -  500 тысяч...  В Советской  армии  воевало  около миллиона  женщин. Они овладели всеми военными  специальностями,  в  том числе и самыми  "мужскими". Даже возникла языковая  проблема: у  слов  "танкист",  "пехотинец", "автоматчик"  до  того времени не существовало женского рода, потому что эту работу еще  никогда не делала женщина. Женские слова родились там, на войне...

        На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Это была величайшая жертва, принесенная ими на алтарь Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем».

- обучающиеся:

1. Вера Максимовна Берестова, лейтенант медслужбы:
"От первого и до последнего дня я была на фронте. В сорок первом выходила из окружения, в сорок втором участвовала в Изюм Барвенковской операции, потом с первого и до последнего дня переправляла из Сталинграда раненых под обстрелом и под бомбежками на баржах, на катерах  по тонкому льду на собаках. Закончила свой военный путь в Кенигсберге. Была ранена, один раз тонула в Волге. Выплыла да еще раненого вытащила. Но детей после того, как побывала подо льдом, иметь не могла.
Кончилась война, надо было строить жизнь, строить страну. Поехала в Сибирь и под Иркутском, на пустом месте, строила замечательный город Ангарск. Сейчас в нем уже под триста тысяч человек, а когда я приехала, было две палатки. Вырастили мы с мужем пасынка, а потом двух маленьких девочек, послевоенных сирот, привела из детдома. Теперь они взрослые, получили все образование. У нас уже пять внуков. Все я мама и бабушка…
А разве может человек иметь одно сердце для ненависти, второе — для любви? Одно сердце было у женщины.
2.Тамара Степановна Умнягина, гвардии младший сержант, санинструктор:
"Вот помню, что прибежала я в военкомат: юбочка у меня из рогожки, на ногах прорезиновые белые тапочки, они, как туфельки, с застежкой, это была мода из мод. Вот на мне эта юбочка, тапочки — попросилась на фронт, направили. Пришла в часть, это стрелковая дивизия, она под Минском стояла, а мне говорят, что не надо, мол, стыдно мужчинам, что семнадцатилетние девчонки будут воевать. И в таком духе, что врага скоро разобьем, иди, девочка, к маме. Я, конечно, расстроилась, что не берут на войну. И что я делаю? Добиваюсь к начальнику штаба, а у него сидит тот полковник, который мне отказал, и я говорю: «Товарищ начальник еще выше, разрешите не послушаться товарища полковника. Я все равно домой не вернусь, буду с вами отступать. Куда я пойду — немцы уже близко». Так меня все и звали потом: «Товарищ начальник еще выше». Это был седьмой день войны. Стали мы отступать…
Скоро кровью умылись. Раненых было очень много, но они такие тихие были, они так терпели, ни так хотели жить. Никто не верил, что война будет так долго, ждали: вот вот кончится. Помню, у меня все пропитывалось кровью — до, до, до… Тапочки мои порвались, уже шла босиком. Что я видела? Под Могилевом бомбят станцию. И там состав с детьми. Их стали выбрасывать в окна вагонов, маленькие дети — три четыре годика. Недалеко лес, вот они бегут в тот лес. Тут же пошли танки, и танки пошли по детям. Ничего от этих детей не осталось… Можно сойти с ума.
Потом попала наша часть в окружение. У меня столько раненых, а не одна машина не хочет останавливаться. Тогда один раненый лейтенант дает мне свой пистолет: «Умеешь стрелять?» Откуда я умею? Я только вижу, как стреляют. Но я взяла пистолет и пошла на дорогу останавливать машины. Там первый раз выругалась. Раненых на руках не можем забрать. Он просят: «Ребята, добейте… Не оставляйте нас так…»
Но самое страшное было впереди, самое страшное — это Сталинград… Какое там поле боя? Это город — улицы, дома, подвалы. Попробуй вытащить оттуда раненого! У меня тело было сплошной синяк. И брюки у меня все в крови. Старшина нам говорит: «Девочки, больше нет брюк, и не просите». А у нас брюки все в крови, засохнут и стоят, от крахмала так не стоят, как от крови, порезаться можно. Пятнышка чистого нет, весной сдавать нечего. Горело все, на Волге, например, горела даже вода. Даже зимой река не замерзала, а горела. Все горело… В Сталинграде не было ни одного грамма земли, не пропитанного человеческой кровью.
Прибывает пополнение. Молодые такие, красивые ребята. И через день два все погибают, никого нет. Я уже начинала бояться новых людей. Боялась их запоминать, их лица, их разговоры. Потому что вот они приехали, и вот их уже нет. Это же сорок второй год — самый тяжелый, самый трудный момент. Был случай, когда из трехсот человек нас осталось к концу дня десять. И когда нас столько осталось, когда стихло, мы стали целоваться, плакать, что мы вдруг живы.
На твоих глазах человек умирает.… И ты знаешь, видишь, что ничем не можешь ему помочь, у него минуты остались. Целуешь его, гладишь его, ласковые слова ему говоришь. Прощаешься с ним. Ну, ничем ты ему больше не можешь помочь.… Эти лица у меня вот и сейчас в памяти. Я вижу их — всех всех ребят. Почему то вот годы прошли, а хотя бы кого- то забыть, хотя бы одно лицо. Ведь никого не забыла, всех помню, всех вижу… (Плачет.) Нам хотелось самим им могилки сделать, своими руками, но это тоже не всегда получалось. Мы уходили, а они оставались. Бывало, забинтуешь всю голову, а он у тебя под бинтами умер. И его хоронят с забинтованной головой. Другой, если он на поле боя погиб, он хотя бы в небо смотрел. Или умирает и просит: «Закрой мне глаза, сестричка, только аккуратно». А этого всего забинтованного, как спеленатого, в могилу кладут… Город разрушен, дома — это так страшно. Но когда люди лежат, молодые мужчины.… Казалось, что сил уже нет, что больше, чем на пять минут, их у тебя уже не хватит. Март, первая вода под ногами. Валенки надевать нельзя, а я натянула и пошла. Целый день в них ползала, к вечеру стали такие мокрые, что не могла их снять. Пришлось резать. И не заболела.…Когда в Сталинграде кончилось все, нам дали задание вывозить самых тяжелых раненых на пароходах, баржах в Казань, в Горький. Это уже весна, март — апрель. Но столько еще находили раненых, они были в земле, окопах, землянках, подвалах, — их было так много, я вам передать не могу. Это был ужас! Мы всегда думали, когда выносили раненых с поля боя, то их уже не осталось, что отправили всех, что в Сталинграде самом их нет, а когда бои кончились, то их оказалось столько, что не верилось.. На том пароходе, где я ехала, были люди без рук, без ног, сотни заболевших туберкулезом. Они не только физически себя потеряли, они страдали душевно, переживали. Мы должны были их лечить, уговаривать ласковыми словами, успокаивать улыбкой.
Когда нас посылали с ними, то говорили, что вот отдохнете, мол, от боев, это как бы даже в благодарность, в поощрение было. А оказалось, что это даже страшнее, чем сталинградские бои. Там с поля боя ты вытащила человека, оказала ему какую то помощь, отдала — у тебя уверенность, что все теперь хорошо, что его увезли. Идешь, ползешь за следующим. А тут они все время на твоих глазах.… Там они хотят жить, они рвутся жить: «Скорее, сестричка! Скорее, милая!..» А тут они отказываются кушать, хотят умереть. Они сбрасывались с парохода. Мы их сторожили… Я возле одного капитана даже ночами сидела — у него не было обеих рук, он хотел с собой покончить. И один раз другую сестричку не предупредила, на несколько мнут вышла, и он бросился за борт.…Привезли мы их в Усолье, это под Пермью. Там уже стояли новые чистенькие домики, все специально для них. Как пионерский лагерь… Мы их несем, а они землю зубами рвут. Кажется, ну взяла бы любого в мужья. На руках бы его носила. Возвращаемся на пароходе назад, пустые, отдохнуть можно, а мы не спим. Девчонки лежат,  лежат, а потом как завоют. Мы сидели и каждый день писали им письма. Распределили, кто кому пишет. Чтобы им хотя бы немного легче было.…И вот такая мелочь. Я после этой поездки стала прятать в бою свои ноги и лицо. У меня были красивые ноги, я так боялась, что их изуродуют. И лицо.… Вот такая мелочь.…После войны я несколько лет не могла отделаться от запаха крови, он преследовал меня долго,  долго. Стану стирать белье — слышу этот запах, стану варить обед — опять слышу.… Подарил мне кто то красную блузочку, а тогда же то такая редкость, материала не хватало, но я ее носить не смогла. Что на красная.… Вот этот цвет я воспринимать не могла. Не могла ходить в магазины в мясные отделы.… У меня муж ходил за мясом. А летом совсем не могла оставаться в городе, старалась хоть куда- то уехать. Как только лето, мне кажется, что сейчас начнется война. Когда солнце нагревало все: деревья, дома, асфальт, — все это запах имело, все пахло для меня кровью. Что бы я ни ела, ни пила, не могла отделаться от того запах! Даже чистое белье постелю, а оно мне кровью пахнет…"
3.Можно ли было победить народ, женщина которого в самый тяжелый час, когда так страшно качались весы истории, тащила с поля боя и своего раненого, и чужого раненого солдата? Можно ли поверить, что народ, женщина которого хотела родить девочку и верила, что у той будет другая, не ее судьба, что этот народ хочет войны? Разве во имя этого женщина жизнь спасала, мир спасала — была матерью, дочерью, женой, сестрой и Солдатом? 
Поклонимся низко ей, до самой земли. Ее великому Милосердию.

4.Беседа по проблемным вопросам (Слайд 13).

5.Заключительное слово (Слайды 14,15,16,17)

- чтение наизусть группой обучающихся стихотворения «У войны не женское лицо»:

У войны совсем не женское лицо!
Так веками очень многие считали,
Но в тылу врагов коварное кольцо,
Наши женщины сердцами разжимали.

Добровольно приняв правила войны,
Приспособив все не женские одежды,
Встали строем за спасение страны,
За несбывшееся счастье и надежды.

А примерив на себя мужскую роль,
Разделили также долю человечью,
Через битвы проносили злую боль,
За бойцов, за их раненья и увечья.

В самолётах, медсанбатах, блиндажах,
Они - хрупкие, красивые, родные,
Наводили на врагов тоску и страх,
Женской доблести военной часовые.

Хоть, порой, боялись мышки и огня,
Но в святом бою не дрогнули, стояли,
И горела у захватчиков броня,
Не прошли! Им «Зори тихие» не дали!

В прошлом веке та,  проклятая,  война,
Но всегда вы на посту, на всей планете,
Наши женщины, бесстрашно, как одна,

Чтобы дома тихо - мирно спали дети.

А.Войнаровская

-краткий рассказ обучающегося (подготовлен заранее) о нашем городе, памятнике забайкальцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, традиции – праздничном шествии  в честь Дня Победы.

-чтение наизусть стихотворения:

Давно окончена война,

Окопы заросли травой,

И убелила седина

Героев славы боевой.

Но не забудут грозных лет

Те, кто был молод в сорок первом,

Когда предутренний рассвет

В один комок сжимал их нервы.

Когда сигнальный свет ракет

Бросал на смерть

                           и вел в бессмертье.

Им не забыть тех грозных лет.

И нам нельзя забыть, поверьте!

Мы помним тех, кого уж нет.

Мы славим тех, кто с нами рядом.

Тех, кто дорогами побед

Пришел к победному параду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы " У войны не женское лицо.."

Представленный материал может быть использован при проведении уроков литературы, классных часов, мероприятий, посвященных Дню Победы....

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы " У войны не женское лицо.."

Представленный материал может быть использован при проведении классных часов и мероприятий, посвященных Дню Победы....

Методическая разработка открытого урока литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"

План-конспект открытого урока литературы в 8 классе по творчеству Л.Н.Толстого...

Урок-спектакль на тему: "У войны не женское лицо"( по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие")

Данная методическая разработка представляет собой мини-спектакль по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие" и может быть использована на уроках внеклассного чтения с применением мультимедийной презе...

Методическая разработка открытого урока литературы в 5 классе по теме: " Народные мотивы в творчестве Н В Гоголя ( в соответствии с требованиями по ФГОС).

данная разработка урока может быть взята учителем в качестве помощи при подготовке к уроку литературы по ФГОС...

Методическая разработка открытого урока литературы.

Методическая разработка открытого урока литературы (2 часа). Урок-путешествие по страницам жизни и творчества М. Горького....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ДИСЦИПЛИНА: «ИСТОРИЯ» ТЕМА: «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г.»

Тема урока: «Отечественная война 1812 г.».Тип урока:  изучение нового материалаВид урока:  беседа с элементом игры(экскурсия).Планируемые результаты:Личностные: воспитывать уваже...