урок по литературе К.Бальмонт "Золотая рыбка"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Анализ стихотворения .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literature_5_klass.rar1.22 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШс.Тепловка Новобурасского района Саратовской области».

Предметное рисование как проникновение в текст.

К.Бальмонт

       «Золотая рыбка».

                                                                                 Учитель русского языка и

                                                                                  литературы первой

                                                                                 квалификационной категории

                                                                                 МОУ «СОШ  с.Тепловка»

                                                                                   Лепишина С.В.

                                      2009/2010 год

Цели:

- Научить анализировать литературное произведение через предметное рисование;

- Развивать мыслительную деятельность, абстрактное мышление                           ( воображение), культуру речи, навыки выразительного чтения;

- Эстетическое воспитание через образы, звуки, цвет.

Задачи:

 - Познакомить с известными произведениями искусства.

 - Развивать кругозор учащихся.

 - Умение видеть и понимать прекрасное.  

 

  Оборудование:

Для учителя: мультимедийное оборудование, таблица, лист ватмана для творческой работы.

Для учащихся: раздаточный материал, карандаши, альбомный лист бумаги                  

                                              Ход урока:

 1.Организационный момент.

2. Активизация познавательной деятельности учащихся.

 -Сегодня  мы с вами познакомимся со стихотворением К.Бальмонта «Золотая рыбка» постараемся увидеть то, что находится за строкой стихотворения         ( образы, звуки, цвет) и через эти открытия выйдем на тему и идею произведения.                     Слайд 1,2

3. Изучение нового материала.

а) Знакомство с писателем К.Бальмонтом.     Слайд 4.

 б) Чтение стихотворения учителем.

-Понравилось ли вам стихотворение?

-Куда мы попали вместе с автором стихотворения?

- Мы живем в  мире, в мире разнообразнейших чувств и настроений. Только задумайтесь над тем, сколько различных чувств мы переживаем за короткий срок - за один день.

     

 -Какие же  чувства вы испытали, слушая стихотворение? А вот радость, веселье, любовь. Какого цвета эти чувства? Горе, ненависть, тоска?

Я хочу познакомить вас с символическими значениями цвета. Конечно, у каждого человека свое цветовое восприятие чувств, поэтому эта таблица условна.

-Если бы вы были сценаристами, сколько картин – образов вы бы выделили?

    в)Композиция стихотворения: ( работа по заполнению таблицы)

У вас на столе таблица. Возьмите ее. Мы будем заполнять ее, анализируя стихотворение.                                                                                                                                                                                               Прочитаем  1-2 строфу. Озаглавьте.    « Веселый бал».  Слайд 5.

а) Выделите ключевые слова, запишите в таблицу:

Веселый бал

Легкие качели

Ветерок

б) Какие чувства выражают эти слова?                                                              Веселье

Легкость

Свежесть                     в) Какого цвета эти чувства?

Прочитаем 3-4 строфу. Озаглавьте. «Лунная ночь».   Слайд 6.

а) Выделите ключевые слова, запишите в таблицу:

Луна

Бабочки

Звезды

б) Какие чувства выражают эти слова?

Мечта

Полет

Романтика                в)   Какого цвета эти чувства?

Прочитаем 5-6 строфу. Озаглавьте. « Таинственная рыбка».  Слайд 7.

а) Выделите ключевые слова, запишите в таблицу:

Музыка звучала

Улыбка промелькнет

Тишина

б) Какие чувства выражают эти слова?

Надежда

Неожиданность

Радость

                       

                                                         в) Какого цвета эти чувства?

Прочитаем 7-8 строфу. Озаглавьте. «Звучание   скрипки и любви». Слайд  8

а) Выделите ключевые слова, запишите в таблицу:

Песня раздается

Любовь журчит

Весна смеется

б) Какие чувства выражают эти слова?

Радость

Любовь

Веселье

                                                        в) Какого цвета эти чувства?

      г) Цветовая гамма, картина предмета речи.     Слайд 9

- Ребята, обратите внимание на последний столбик таблицы. Это ваше цветовое восприятие различных чувств. Вы, наверное, представили приблизительно вот так. Какие цвета преобладают в моем восприятии? Радостные или грустные?

-Попробуем понять настроение поэта. А для этого мысленно представим себя на балу в замке. Что люди делают на балу?..  Конечно, танцуют. А какие же танцы без музыки?   (включить запись Глинки « Вальс- фантазия»). Прошу всех встать.

Физкультминутка.

-Как чувствуют себя гости замка?

Всем весело, легко, радостно. Все счастливы.

3.Заключение.

- О чем это стихотворение? Тема?   (Веселый бал).

- Идея? Основная мысль?                 ( Жизнь прекрасна, когда ощущаешь

счастье и   любовь)

4. Закрепление и обобщение  изученного

       а) Творческая  работа.  -   Ребята, я попрошу нарисовать вас то, что больше всего вам запомнилось из текста. Рисуем сразу цветными карандашами. Работа на 4 минуты.

     

  б) Выставка работ на доске.  - А я огорчена .Мне показалось, что вы невнимательно прослушали стихотворение. Вернемся к тексту. В какое время был веселый бал?

     

  в) Коллективная работа. Аппликация.

-Бабочки кружились под луной, а луна бывает только ночью.

-Пруд качал звезду, а звезды в небе зажигаются по ночам.

-Посмотрим на рисунки. На ваших рисунках золотая рыбка. Скажите, можно ли увидеть ночью рыбку в пруду? А на балу кто- нибудь видел ее?

-Нет! Не видели ее музыканты бала…

-Какую же рыбку качал пруд? Догадались?

 

-Пруд качал в себе звезду. Звездочка то поднималась на волне, то ныряла. Да, это метафора. Отблеск ночной звездочки на воде напоминал золотую рыбку.

 А вот как представил картину веселого бала в замке художник С.Ю.Судейкин.  Слайд 10.

5.Итоги урока. Рефлексия.    

         Имеют ли чувства какой – нибудь цвет,

         Когда они в душах кипят и зреют?

         Не знаю, смешно это или нет,

         Но часто мне кажется, что имеют.  

                                                                        Э.Асадов

- Ребята, у каждого из вас есть цветные карандаши. Выберите цвет, который более всего соответствует вашему душевному состоянию в настоящее время. Итак, перед нами уникальная картина – картина настроения 5класса.

Итоги: попрошу сдать таблицы и рисунки для оценки.

Домашнее задание:  подготовиться к конкурсному чтению стихотворения  наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий урока по чувашского языку "Аквариумные рыбки"

Урок на тему "Аквариумные рыбки". Позволяет развить творческие способности ребёнка,ввести на уроке элементы проектной деятельности....

Презентация и конспект к уроку ИЗО в 1классе "Красивые рыбки"

Данная разработка предназначена для урока изобразительного искусства в 1 классе по программе «Изобразительное искусство 1-4 класс» Неменского Б.М. Учителю представляется возможность   ...

Конспект урока по литературе. Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина.

Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться сегодня, первого сентября,  в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем. 2015 год в...

Урок-игра «Старик и золотая рыбка» с тестом на сервере БАНКТЕСТОВ. 5 класс.

Урок-игра «Старик и золотая рыбка» 5 класс- это итоговый урок....

Урок: «Аппликация из геометрических фигур «Рыбка».

Урок: «Аппликация из геометрических фигур «Рыбка».Тип урока: Урок закрепления знанийМетоды работы, использованные на уроке: словесные, наглядные и практическиеЦель урока: Р...

Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....