Проблемные вопросы на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

 Как заинтересовать учеников на простом, казалось бы материале текущего урока?Как сделать всех участниками  разговора на уроке? Как заставить каждого из них думать в рамках темы конкретного урока? Задать вопрос. Именно ответ на него может стать маленькой ступенькой на пути серьезных научных поисков и открытий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozhno_li_govorit_bez_slov.docx12.83 КБ

Предварительный просмотр:

 Можно ли говорить без слов? 

        «О! если б без слова сказаться душой было можно…» Странные слова, которые я только что произнесла не выдуманы мною. Я нашла их в одном  из стихотворений известного  русского поэта Фета, жившего в девятнадцатом столетии. Будучи крупным художником слова, Афанасий Фет в то же время много раз в различных своих произведениях жаловался на несовершенство человеческого языка. Фет думал сам и уверял других, будто мысли человека, также как и его чувства, гораздо богаче, ярче, точнее и полнее тех грубых слов, в которых они выражаются.

        Давайте посмотрим на репродукцию картины. Название картины пока  закрыто (И.Левитан « Вечерний звон»).Нам вовсе не обязательно знать те мысли, которые проходили в голове художника, когда он писал свою картину. Какое название дал бы изображенному на ней  каждый из нас? Тихая обитель… Вечер на реке… Летний вечер... Закат…

        А теперь прочитаем то, что под ней написал сам автор. Вечерний звон. И только теперь нам вдруг начинается слышаться влажный и задумчивый вечерний церковный благовест. И это впечатление возникает не только под воздействием того, что на картине написано, сколько в связи с тем, что под ней подписано. «Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он…» -  говорится в стихотворении поэта девятнадцатого века И. Козлова. А нам обязательно нужно сейчас восстановить эти думы. Что же каждый из нас будет искать, испытывая заминки мыслей. Образов?! Звуков? Да, конечно, нет! Каждый ищет слов, а поскольку  перед нами стихи, нам приходится перебирать только такие слова, которые могут  «уложиться» в размер и рифму.        

         Слушаем музыкальный вариант. И еще раз убеждаемся, что в картине, как и в музыке, нет главного для человеческой мысли – понятий. Есть образы. А вот чтобы передать свои мысли другому, приходится мысли  «упаковывать» в слова.

        Великий Фет мечтал научиться передавать другим людям свои мысли без посредства слов, как-нибудь помимо языка. Но он был уверен, что если не каждый человек, то хоть поэт, художник слова, имея «божественный дар» может выражать с совершенной полнотой в словах все, что ему вздумается:

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души и трав неясный запах…  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Проблемное обучение– это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.   ...

ПРОЕКТ . Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

Описание педагогического опыта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся"...

Презентация проекта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы "

Презентация проекта " Технология проблемного обучения на уроках русского языка и "...

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации....

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Выступление учителя русского языка и литературы Л.Н.Нагаевой на заседании ШМО учителей русского языка и литературы 18.01...

мастер-класс "Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Опыт применения проблемного метода обучения, в частности, использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы. Выступление на областном семинаре учителей русского языка и литературы 03...

Статья "Проблемное обучение на уроках русского языка и литературы"

Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образовани...