Презентация проекта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы "
презентация на тему

Москвичева Елена Александровна

 

 

Презентация проекта " Технология проблемного обучения на уроках русского языка и "

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_proekta.ppt1.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление образовани я Администрации города Губкинский Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средня я общеобразовательная школа № 4 » ПРОЕКТ Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества знаний учащихся сроки реализации проекта 2008 -2010 гг Ф. И. О. автора Москвичева Е.А.

Слайд 3

Целью данного педагогического проекта является изучение и раскрытие теоретических аспектов проблемного обучения в школе для его практического внедрения в образовательный процесс Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме проекта. С помощью технологии проблемного обучения формировать творческие способности, продуктивное мышление, воображение, познавательную мотивацию учащихся. Создавать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования, повышать познавательную активность в процессе овладения знаниями. Разработать уроки с элементами проблемного обучения Составить подборку проблемных заданий для трансляции педагогического опыта

Слайд 4

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе: необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования»

Слайд 5

Основоположники и разработчики технологии проблемного обучения В основе проблемного обучения – идеи Дж. Дьюи (1859—1952) американского психолога, философа и педагога; (1894 г . Чикаго, опытная школа) __________________________________________ В России в разработке концепции проблемного обучения активное участие принимали Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие.

Слайд 6

Теоретическое обоснование проекта Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности , в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.

Слайд 7

Этапы проблемной ситуации: Проблемная ситуация  проблема  поиск способов ее решения  решение проблемы Р ешение проблемы: возникновение проблемной ситуации осознание сущности затруднения и постановка проблемы нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы доказательство гипотезы проверка правильности решения проблем. Приемы создания проблемных ситуаций : учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения; ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными

Слайд 8

Специфика проектирования проблемного урока Цель урока Этапы урока Творческие звенья деятельности учащихся З Н А Н И Е Введение Постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока Поиск решения – открытие субъективно нового знания Воспроиз-ведение Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме Реализация продукта – представление продукта учителю и классу

Слайд 9

Приемы создания проблемной ситуации Ученый не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы. Клод Леви-Стросс, фр антрополог

Слайд 10

Приемы создания проблемной ситуации

Слайд 11

Побуждающий диалог от проблемной ситуации Побуждения к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы Прием 1. о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? Прием 2 . Сколько в нашем классе мнений? Прием 3 . Вы сначала как думали? А как на самом деле? Прием 4 . Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Прием 5 . Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание похоже на предыдущее? Прием 6 . Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока?

Слайд 12

Побуждающий к гипотезам диалог Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность заключается в том, чтобы его найти Эвви Неф, амер. журналист Структура Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез устной практической Общее побуждение к любым гипотезам «Какие есть гипотезы?» к аргументу / контраргументу: « Согласны с этой гипотезой? Почему?» к плану проверки «Как можно проверить эту гипотезу?» Подсказка к решающей гипотезе к аргументу / контраргументу к плану проверки Сообщение решающей гипотезы аргумента / контраргумента плана проверки

Слайд 13

Звенья научного творчества название содержание результат Постановка проблемы Возникновение проблемной ситуации, Осознание противоречия, Формулировка проблемы Проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения Поиск решения Выдвижение гипотез Проверка гипотез Решение – понимание нового знания Выражение решения Выражение нового знания научным языком в принятой форме Продукт – рукопись статьи, доклада… Реализация продукта Предоставление продукта через публикацию, выступление Реализованный продукт реферат, статья, доклад, книга

Слайд 14

Проблемное обучение Традицион-ное обучение 1. Методы постановки проблемы, определения темы (развитие познаватель-ного интереса) СЛОЖНЫЕ ПРОСТЫЕ Сообщение темы, целей и задач урока Проблемная ситуация (противоречие) → эмоция удивления «учитель» (малопродуктивно) «ученик» (редко, продуктивно), Побуждающий диалог Имитация творческой работы Подводящий диалог (к теме) Мотивирующий прием 2. Методы поиска решения, открытия знания Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий диалог от проблемы или без проблемы Сообщение знания – репродуктив-ные методы Проверка гипотез (поиск решения): выдвигают ученики учитель решают учитель ученики

Слайд 15

Сравнительная характеристика диалогов Побуждающий Подводящий Струк-тура Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика. Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли Призна-ки Мысль ученика делает скачок к неизвестному, Переживание учеником чувства риска, Возможны неожиданные ответы учеников, Прекращается с появлением нужной мысли ученика. Пошаговое жесткое ведение мысли ученика, Переживание учеником удивления от открытия в конце диалога, Почти невозможны неожиданные ответы учеников, Не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение. Резуль-тат Развитие творческих способностей Развитие логического мышления

Слайд 16

Еще кое -что…. Реакция на неожиданные формулировки: принятие без оценки «так» , побуждение к переформированию «кто думает иначе» После формулирования учебной проблемы в виде вопроса (не совпадающего с формулировкой темы) следует сразу переходить к поиску решения. Открыв новое знание, даем ответ на изначальный вопрос. Тема урока может быть объявлена не в начале урока! При выходе из проблемной ситуации обязательно обеспечить два творческих действия: осознание противоречия и формулирование проблемы. Если проблемная ситуация не возникла (чаще при использ. приема № 5 - учащиеся справились с заданием), разумен выход «Все это сделали? Чуть позже посмотрим, как вы это сделали. Чем это задание отличается от предыдущих. В чем его новизна».

Слайд 17

Что делать, если вдруг… Заклинило на ошибках Простимулируйте подсказкой рождение решающей гипотезы Идея невразуми-тельна Побудите автора к переформулированию идеи «попробуй выразить свою мысль иначе» Раз – и в дамки Если гипотеза одна и сразу верная (сильный класс), «подбросьте «ошибочную идею для проверки Стойко молчат Дать подсказку или сразу сообщить правильную гипотезу (в слабом классе), организовать ее проверку

Слайд 18

Этапы и звенья урока Проблемный урок Проблемные методы Традиционный урок Методы Введение знаний Постановка учебной проблемы побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог сообщение темы с мотивирующим приемом Сообщение темы Поиск решения Побуждающий к гипотезам диалог подводящий от проблемы диалог подводящий без проблемы диалог сообщение знания Продуктивные задания Задания Воспроиз ведение знаний Выражение решения формулирование темы, вопросов составление опорного сигнала Художественные задания повтори выучи перескажи Реализация продукта

Слайд 19

Диагностика №1 Поведение ученика в проблемной ситуации на основе наблюдений

Слайд 20

Диагностика №2 Наблюдение за активностью и отвлекаемостью учащихся

Слайд 21

Диагностика №3 Отношение учащихся к учению.

Слайд 22

Ресурсное обеспечение реализации проекта Нормативно- правовое обеспечение: 1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089). 2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312). 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2009 – 2010 учебный год». 4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 №2783).

Слайд 23

Ресурсное обеспечение реализации проекта Методическое обеспечение: УМК под ред. М.М. Разумовской; УМК под ред. Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной; Комплект рабочих тетрадей по русскому языку для самостоятельных и проверочных работ; Компьютерные обучающие программы («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия", КМ-школа «Уроки литературы», «Уроки русского языка» ) Материально-техническое обеспечение: кабинет русского языка и литературы компьютер Pentium -2, монитор 15 дюймов « SONY », принтер цветной « HP -960», сканер Acer Sean 620 P -1, ксерокс Nashuatec -3612 S -1, проектор EPSON EMP - 30. Телевизор с видеомагнитофоном Интерактивная Smart- доска

Слайд 24

Список литературы Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, 1970. ru.wikipedia.org Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1985. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1972. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., 1976. ru.wikipedia.org Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.; Педагогика,1984. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Проблемное обучение– это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.   ...

ПРОЕКТ . Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

Описание педагогического опыта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся"...

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации....

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Выступление учителя русского языка и литературы Л.Н.Нагаевой на заседании ШМО учителей русского языка и литературы 18.01...

мастер-класс "Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Опыт применения проблемного метода обучения, в частности, использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы. Выступление на областном семинаре учителей русского языка и литературы 03...

Статья "Проблемное обучение на уроках русского языка и литературы"

Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образовани...

Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции?  комплекс педагогических условий, обеспечива...