Конспект урока по литературе "Заглянем в малахитовую шкатулку П.П.Бажова""
план-конспект урока литературы (5 класс) по теме

Литература 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Основная общеобразовательная Владимировская школа»

Конспект урока литературы в 5 классе  по теме

«Заглянем в малахитовую шкатулку Павла Бажова» П.П. Бажов «Каменный цветок»

Цель: создание эмоционального настроя для восприятия сказа П.П.Бажова «Каменный цветок» и условий для усвоения понятия «сказа как произведения устного народного творчества о событиях прошлого», его отличительных признаков.

Задачи:

Обучающая

Раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой;

Развивающая

Развивать образное восприятие, творческое мышление, терминологический аппарат;

Воспитательная

Воспитывать мыслящего читателя, способного понимать прекрасное.

Оборудование: текст сказа П.П.Бажова «Каменный цветок», портрет и фотографии П.Бажова, карточки, толковый словарь.

Эпиграф

Он в светлой памяти народа

Останется всегда живой.

И будут жить веками  были

В чудесном малахите строк,

И не завянет на могиле

Чудесный каменный цветок

(Е. Хоринская)

Ход урока

1. Организационный момент.

Назовите произведения, которые написал П.П.Бажов

2. Рассказ о П.П.Бажове.

На экране появляются портрет и фотографии П.Бажова (комментарий учителя):

Насупленные брови, добрые внимательные глаза, большая седая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых не подходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где прожил долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

(Идет панорама Уральских гор)

Уральские горы

По каменным плитам

Ведут за собой нас

В страну малахита.

В страну, где не счесть

Драгоценных камней,

В страну работящих

И добрых людей.

В.Степанов

  Могуч и величествен горный Урал – колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии: двести лет назад сподвижником Петра I Акинфеем и Никитой Демидовым здесь было открыто свыше 20 первых медеплавельных заводов, рудников. Богатства его недр неисчислимы: заложены здесь медь и каменный уголь, мрамор и малахит, золото и драгоценные камни. Красочна и своеобразна природа этого края. Мариэтта Шагинян, посетив эти места, писала: «Что ни поворот, то новая выдумка природы, встреча с горным хребтом» или «уход в черную глубь леса, где сосна чистая, раскидистая… взлет на высоту холма, за которым необъятные долины до горизонта, а потом вдруг ущелье», пересекаешь «изумрудную речушку, прозрачную, как горный кристалл», или огибаешь «золотисто-зеленые заросли» у синего озера. «Лежит озеро в полном одиночестве… ни души, ни дымка, ни следа ноги на песке…»  Тишина сказочная, таинственная.

  На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых искали объяснения земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле.

  Творческий труд славных русских мастеров-умельцев – основная тема творчества Бажова:

Найдут чему здесь поучиться

Любого дела мастера

Д.Бедный

П.П.Бажов родился в 1879 году на Урале. Его детство прошло в городе Сысерти и на  Полевом заводе, входившем в Сысертский горный округ, что в 70 километрах от Екатеринбурга.  Отец, Петр Васильевич, его в ту пору был рабочим.  Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище «сверло», был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.

  Мать, Августа Степановна, была искусной кружевницей. Еще в детском возрасте она была отдана в мастерскую – «рукодельню», где научилась искусству плетения кружев и вязания чулок. Природа наградила ее добрым и мягким характером.

Семья была дружная и трудовая.  «Единственного ребенка хотя и не баловали – это, как  видно, не было принято в заводской семье, - но окружали любовью. Игры, рыбная ловля, походы за грибами и ягодами, сказки, лес, как дом, пруды и речки, как друзья и помощники. Окружали отца в детстве», - вспоминает его дочь Ариадна.

  Дома Бажов слушал рассказы отца, бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики – знатоки прошлого А.Е. Клюква, И.П. Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток.  Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в пошитых валенках, не без задора вскидывал клинышек седой бороды, но все же чувствовал, что доживал последние годы.  Время  высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в глазах», - писал Бажов.

  В.А. Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумёшевском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, о «тайной силе». О девке Азовке, ящерке и других чудесных помощниках горняков и камнерезов.

  Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: «Слыш-ко». Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко. Когда мы читаем сказы Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый голос и видим живую улыбку дедушки Слышко.

  Так как Бажов был единственным ребенком в семье, родители смогли  собрать денег, чтобы дать ему образование. В своей автобиографии Павел Бажов писал: «Я имел возможность получить образование. Отдали меня в духовную школу, где плата за право обучения была значительно ниже против гимназии, не требовалось форменной одежды. И была система общежитий, в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах». Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. Студенты очень гордились, что в стенах их семинарии учились и получили дипломы писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк и изобретатель радио А.С.Попов. Духовная карьера вовсе не привлекала двадцатилетнего юношу, и он отказал от лестного предложения служить в церкви.

  После учебы Бажов почти двадцать лет работал учителем русского языка, собирая все эти годы по селам и деревням фольклорный материал. В годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал работать редактором газеты. В 1936 году, когда Бажову самому было уже 57 лет, в журнале «Красная  новь» были опубликованы первые сказы Бажова. Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца жизни Бажов посвящает себя работе над книгой «Малахитовая шкатулка». Эта книга, действительно, как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня – и открывает ее сказ «Медной горы Хозяйка»,  затем «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец», «Две ящерки»  и другие сказы.

«Малахитовая шкатулка»

Вопрос: Почему такое название?

3. Работа со словарем

  В словаре В. И. Даля читаем: малахит – медная руда, водная углекислая окись меди; по яркости зелени разных оттенков и пригожеству узора, ископаемое это идет на облицовку изваяний и разных украшений.   Малахитовый, к нему  относящийся, то есть малахит – это минерал ярко-зеленого цвета, используемый для различных поделок или как сырье для получения меди.

  Малахит – этот минерал хорошо известен как ювелирный и поделочный камень: изумрудный и темно-зеленый малахит, названный из-за сходства своего цвета с цветом листьев мальвы (по-гречески «малахэ»). Интересно, что уральский малахит, красота которого воспета П.Бажовым в «Малахитовой шкатулке» и который известен как один из ценнейших поделочны камней, на первых порах после открытия его месторождений на Урале в 1635 году, использовался лишь в качестве медной руды.

(Показ изделий из малахита и других самоцветных камней)

Итак, малахитовая шкатулка открыта, и мы будем знакомиться со сказом «Каменный цветок»

4. Словарная работа

Запись в тетрадях отличие сказа от сказки

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.

(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)

Отличительные черты сказа:

  1. Герои – люди обыкновенные
  2. Фольклорная первооснова
  3. Присутствие рассказчика – человека из народа
  4. Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования

Отличительные черты сказки:

  1. Волшебные герои – добрые и злые
  2. Нет рассказчика
  3. Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание
  4. Не имеют реальной основы

5. Чтение сказа «Каменный цветок»

Вопросы:

 6. Итоги урока

1. После сегодняшнего урока появится ли у вас желание читать другие сказы П.Бажова?

2. Чем отличается сказ от сказки?

Домашнее задание: прочитать сказ «Каменный цветок», нарисовать иллюстрации к сказу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Малахитовая шкатулка"

                           Предлагаю межпредметный...

Секреты "Малахитовой шкатулки" (литературный конкурс по творчеству П.П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками).

Цели:Прививать интерес к художественной литературе, внимательное отношение к текстам произведений.Развивать творческие способности учащихся.Воспитывать бережное отношение к слову и языку в целом...

Технологическая карта «Малахитовая шкатулка»

Технологическая карта с этапами выполнения шкатулки в техниках "мармарирование" и объемный трафарет с использованием текстурной пасты....

Урок географии в 9 классе "Урал - "малахитовая шкатулка" России"

Урок- обобщение по теме "Урал". Проводится в форме виртуальной экскурсии. Часть класса выступает в роли туристов, а часть становится экскурсоводами, повествующими об удивительных природных объектах, р...

Методическая разработка открытого урока в 5 классе по теме "Приоткроем "Малахитовую шкатулку"

Методическая разработка урока в 5 классе "Приоткроем "Малахитовую шкатулку"...

Внеклассное мероприятие к юбилею выхода книги П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка»

Внеклассное мероприятие, посвященное 80-летию выхода книги П.П. Бажова "Малахитовая шкатулка"...