Конспект урока по литературе "Заглянем в малахитовую шкатулку П.П.Бажова""
план-конспект урока литературы (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ «Основная общеобразовательная Владимировская школа»
Конспект урока литературы в 5 классе по теме
«Заглянем в малахитовую шкатулку Павла Бажова» П.П. Бажов «Каменный цветок»
Цель: создание эмоционального настроя для восприятия сказа П.П.Бажова «Каменный цветок» и условий для усвоения понятия «сказа как произведения устного народного творчества о событиях прошлого», его отличительных признаков.
Задачи:
Обучающая
Раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой;
Развивающая
Развивать образное восприятие, творческое мышление, терминологический аппарат;
Воспитательная
Воспитывать мыслящего читателя, способного понимать прекрасное.
Оборудование: текст сказа П.П.Бажова «Каменный цветок», портрет и фотографии П.Бажова, карточки, толковый словарь.
Эпиграф
Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут жить веками были
В чудесном малахите строк,
И не завянет на могиле
Чудесный каменный цветок
(Е. Хоринская)
Ход урока
1. Организационный момент.
Назовите произведения, которые написал П.П.Бажов
2. Рассказ о П.П.Бажове.
На экране появляются портрет и фотографии П.Бажова (комментарий учителя):
Насупленные брови, добрые внимательные глаза, большая седая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых не подходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где прожил долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.
(Идет панорама Уральских гор)
Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей.
В.Степанов
Могуч и величествен горный Урал – колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии: двести лет назад сподвижником Петра I Акинфеем и Никитой Демидовым здесь было открыто свыше 20 первых медеплавельных заводов, рудников. Богатства его недр неисчислимы: заложены здесь медь и каменный уголь, мрамор и малахит, золото и драгоценные камни. Красочна и своеобразна природа этого края. Мариэтта Шагинян, посетив эти места, писала: «Что ни поворот, то новая выдумка природы, встреча с горным хребтом» или «уход в черную глубь леса, где сосна чистая, раскидистая… взлет на высоту холма, за которым необъятные долины до горизонта, а потом вдруг ущелье», пересекаешь «изумрудную речушку, прозрачную, как горный кристалл», или огибаешь «золотисто-зеленые заросли» у синего озера. «Лежит озеро в полном одиночестве… ни души, ни дымка, ни следа ноги на песке…» Тишина сказочная, таинственная.
На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых искали объяснения земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле.
Творческий труд славных русских мастеров-умельцев – основная тема творчества Бажова:
Найдут чему здесь поучиться
Любого дела мастера
Д.Бедный
П.П.Бажов родился в 1879 году на Урале. Его детство прошло в городе Сысерти и на Полевом заводе, входившем в Сысертский горный округ, что в 70 километрах от Екатеринбурга. Отец, Петр Васильевич, его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище «сверло», был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.
Мать, Августа Степановна, была искусной кружевницей. Еще в детском возрасте она была отдана в мастерскую – «рукодельню», где научилась искусству плетения кружев и вязания чулок. Природа наградила ее добрым и мягким характером.
Семья была дружная и трудовая. «Единственного ребенка хотя и не баловали – это, как видно, не было принято в заводской семье, - но окружали любовью. Игры, рыбная ловля, походы за грибами и ягодами, сказки, лес, как дом, пруды и речки, как друзья и помощники. Окружали отца в детстве», - вспоминает его дочь Ариадна.
Дома Бажов слушал рассказы отца, бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики – знатоки прошлого А.Е. Клюква, И.П. Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток. Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в пошитых валенках, не без задора вскидывал клинышек седой бороды, но все же чувствовал, что доживал последние годы. Время высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в глазах», - писал Бажов.
В.А. Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумёшевском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, о «тайной силе». О девке Азовке, ящерке и других чудесных помощниках горняков и камнерезов.
Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: «Слыш-ко». Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко. Когда мы читаем сказы Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый голос и видим живую улыбку дедушки Слышко.
Так как Бажов был единственным ребенком в семье, родители смогли собрать денег, чтобы дать ему образование. В своей автобиографии Павел Бажов писал: «Я имел возможность получить образование. Отдали меня в духовную школу, где плата за право обучения была значительно ниже против гимназии, не требовалось форменной одежды. И была система общежитий, в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах». Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. Студенты очень гордились, что в стенах их семинарии учились и получили дипломы писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк и изобретатель радио А.С.Попов. Духовная карьера вовсе не привлекала двадцатилетнего юношу, и он отказал от лестного предложения служить в церкви.
После учебы Бажов почти двадцать лет работал учителем русского языка, собирая все эти годы по селам и деревням фольклорный материал. В годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал работать редактором газеты. В 1936 году, когда Бажову самому было уже 57 лет, в журнале «Красная новь» были опубликованы первые сказы Бажова. Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца жизни Бажов посвящает себя работе над книгой «Малахитовая шкатулка». Эта книга, действительно, как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня – и открывает ее сказ «Медной горы Хозяйка», затем «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец», «Две ящерки» и другие сказы.
«Малахитовая шкатулка»
Вопрос: Почему такое название?
3. Работа со словарем
В словаре В. И. Даля читаем: малахит – медная руда, водная углекислая окись меди; по яркости зелени разных оттенков и пригожеству узора, ископаемое это идет на облицовку изваяний и разных украшений. Малахитовый, к нему относящийся, то есть малахит – это минерал ярко-зеленого цвета, используемый для различных поделок или как сырье для получения меди.
Малахит – этот минерал хорошо известен как ювелирный и поделочный камень: изумрудный и темно-зеленый малахит, названный из-за сходства своего цвета с цветом листьев мальвы (по-гречески «малахэ»). Интересно, что уральский малахит, красота которого воспета П.Бажовым в «Малахитовой шкатулке» и который известен как один из ценнейших поделочны камней, на первых порах после открытия его месторождений на Урале в 1635 году, использовался лишь в качестве медной руды.
(Показ изделий из малахита и других самоцветных камней)
Итак, малахитовая шкатулка открыта, и мы будем знакомиться со сказом «Каменный цветок»
4. Словарная работа
Запись в тетрадях отличие сказа от сказки
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.
(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)
Отличительные черты сказа:
- Герои – люди обыкновенные
- Фольклорная первооснова
- Присутствие рассказчика – человека из народа
- Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования
Отличительные черты сказки:
- Волшебные герои – добрые и злые
- Нет рассказчика
- Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание
- Не имеют реальной основы
5. Чтение сказа «Каменный цветок»
Вопросы:
6. Итоги урока
1. После сегодняшнего урока появится ли у вас желание читать другие сказы П.Бажова?
2. Чем отличается сказ от сказки?
Домашнее задание: прочитать сказ «Каменный цветок», нарисовать иллюстрации к сказу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Малахитовая шкатулка"
Предлагаю межпредметный...
Секреты "Малахитовой шкатулки" (литературный конкурс по творчеству П.П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками).
Цели:Прививать интерес к художественной литературе, внимательное отношение к текстам произведений.Развивать творческие способности учащихся.Воспитывать бережное отношение к слову и языку в целом...
Технологическая карта «Малахитовая шкатулка»
Технологическая карта с этапами выполнения шкатулки в техниках "мармарирование" и объемный трафарет с использованием текстурной пасты....
Урок географии в 9 классе "Урал - "малахитовая шкатулка" России"
Урок- обобщение по теме "Урал". Проводится в форме виртуальной экскурсии. Часть класса выступает в роли туристов, а часть становится экскурсоводами, повествующими об удивительных природных объектах, р...
Методическая разработка открытого урока в 5 классе по теме "Приоткроем "Малахитовую шкатулку"
Методическая разработка урока в 5 классе "Приоткроем "Малахитовую шкатулку"...
Внеклассное мероприятие к юбилею выхода книги П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка»
Внеклассное мероприятие, посвященное 80-летию выхода книги П.П. Бажова "Малахитовая шкатулка"...
Проектная мастерская «В редакции газеты. Юбилейный выпуск» Тема: «Сказ П. Бажова «Малахитовая шкатулка» как самобытное авторское произведение"
Технологическая карта урока-мастерской....