Секреты "Малахитовой шкатулки" (литературный конкурс по творчеству П.П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками).
методическая разработка (9 класс) по теме

 

Цели:

  • Прививать интерес к художественной литературе, внимательное отношение к текстам произведений.
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Воспитывать бережное отношение к слову и языку в целом, восхищение талантом П.П. Бажова, уважение к людям труда, чьими руками созданы духовные и материальные богатства России.

 

Оборудование:

иллюстрации из сказов (на заднике сцены), имитация каменного цветка с помощью новогодних гирлянд, видеомагнитофон, кассета с записью кинофильма “Каменный цветок” (режиссер А. Птушко, композитор Л. Шварц, авторы сценария П. Бажов, И. Келлер), костюмы для персонажей сказов, необходимые атрибуты для театрализованных фрагментов (шкатулка, ваза, украшения, вышивка и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_malahitovoy_shkatulki_vn.meropr.docx33.09 КБ

Предварительный просмотр:

Секреты "Малахитовой шкатулки" (литературный конкурс по творчеству П.П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками)

Цель:

Прививать интерес к художественной литературе, внимательное отношение к текстам произведений.

Развивать творческие способности учащихся.

Воспитывать бережное отношение к слову и языку в целом, восхищение талантом П.П. Бажова, уважение к людям труда, чьими руками созданы духовные и материальные богатства России.

Оборудование: иллюстрации из сказов (на заднике сцены), имитация каменного цветка с помощью новогодних гирлянд, видеомагнитофон, кассета с записью кинофильма “Каменный цветок” (режиссер А. Птушко, композитор Л. Шварц, авторы сценария П. Бажов, И. Келлер), костюмы для персонажей сказов, необходимые атрибуты для театрализованных фрагментов (шкатулка, ваза, украшения, вышивка и др.)

Литературная композиция

(вступительная часть конкурса: общие сведения о жизни и творчестве писателя)

Ведущий 1. Могучая цепь гор прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Урал - колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии: еще при Петре I возникли здесь первые заводы и рудники.

В семье мастера одного из таких заводов 28 января 1879 г. родился будущий писатель Павел Петрович Бажов. И отец, и дед его, и прадед всю жизнь провели на медеплавильных заводах в местечке Сысерть.

Ведущий 2. Рос, духовно формировался Бажов в рабочей среде, видел и узнал обычаи людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку. Слушал он рассказы заводских стариков о даровитых мастерах, о тяжком труде на старинных рудниках, о бунтах против жестоких хозяев. В тихие вечерние часы заводской сторож, один из хранителей горняцких былей и легенд, рассказывал ребятишкам о сказочном змее Пoлозе и его дочерях Змеёвках, о Хозяйке Медной горы, что охраняют богатства уральских недр.

С глубоким уважением чтил Павел Бажов своих первых воспитателей - старых заводских рабочих. Это были не только народные поэты, но и своеобразные историки. К ним принадлежала и родная бабушка писателя Авдотья Петровна.

Ведущий 3.Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение. В молодом фольклоре, который насчитывал всего лишь около двух столетий, потому что возник в 18 веке вместе с промышленностью Урала, нашла отражение поэтическая любовь русских людей к родной земле. Ранние впечатления оставили неизгладимый след в душе юноши и определили его жизненный путь. Ценой многих лишений родители будущего писателя дали своему единственному сыну образование. Сначала он учился в Екатеринбурге, а затем в Перми, стал народным учителем, поселившись в глухой уральской деревне. В течение 15 лет Бажов каждый год во время школьных каникул пешком странствовал по Уралу.

Ведущий 1. Он пытливо изучал труд камнерезов, гранильщиков, сталеваров, литейщиков, оружейников, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Так накапливался запас живых и непосредственных наблюдений, который позднее стал основой всего творчества писателя. Вскоре Бажов серьёзно увлёкся марксизмом, поэтому принял Октябрьскую революцию, добровольцем ушел на фронт, став участником гражданской войны. В мирное время он начинает работу в “Крестьянской газете”, в качестве журналиста путешествует по Уралу и печатает очерки и статьи. В 1924 году выходит его первая книга, а через 15 лет появляется сборник “Малахитовая шкатулка”, который пополняется все новыми и новыми сказами. Книга принесла автору всемирную славу. За нее Павел Петрович Бажов удостоен Государственной премии.

Ведущий 2.Главные темы “Малахитовой шкатулки” - это темы мастерства, счастья и человеческого достоинства. В поэтическом образе Хозяйки Медной горы воплощена сама уральская природа, которая вдохновляет человека на творчество. Малахитница не только оберегает свои сокровища, она является хранительницей секретов высокого мастерства и олицетворяет вечную творческую неудовлетворенность. Хозяйка Медной горы никому не приносит покоя. Она освобождает молодого рудокопа Степана от цепей, показывает несметные богатства в своих владениях, избавляет юношу и его невесту от крепостной зависимости, награждает Степана за честность и бескорыстие волшебными драгоценностями, но лишает радости и счастья. Степан остался равнодушным к ее приданому, но слезы грозной Хозяйки Медной горы, ее волнение и человеческие чувства пробуждают ответную любовь в его душе.

Конкурс с элементами театрализации

Сценка из сказа “Медной горы Хозяйка”

Смотрим сцену из сказа (Приложение №1)

Вопросы команде:

  1. Итак, какие два предыдущих испытания устроила Малахитница Степану?

(Передал ее слова приказчику, чтоб убирался с Красногорки и не портил железную шапку, при этом обозвав его, как было велено; затем второе испытание, богатством, на ее приданое Степан не позарился )

  1. Продал ли Степан слезы Хозяйки Медной горы, как она ему посоветовала?

(Нет, с ними он и умер, так никому даже не показав. Камешки хотели забрать, но они рассыпались в пыль)

Ведущий 1.Счастье для большинства героев П.П. Бажова заключается не в личном обогащении или приумножении собственного достояния, а в радостях созидательного труда и познании мира. Таков и приемный сын старого мастера Прокопыча - Данила.

Сценка из “Каменного цветка”

Смотрим сцену из сказа (Приложение №2)

Вопросы команде:

  1. По образцу какого цветка хотел сделать свою чашу Данила-мастер? (Дурман-цветок)
  2. Назовите имена детей Степана и Данилы, которые стали персонажами произведений “Малахитовая шкатулка” и “Хрупкая веточка”. (Танюша и Митя)

Сценка из сказа “Малахитовая шкатулка”

Смотрим сцену из сказа (Приложение №2)

Вопросы команде:

  1. Что подарила странница Танюшке и каково назначение этого подарка? Какое поручение дала Танюшка барину, обещая выйти за него замуж, и почему барин остался ни с чем? (Подарила пуговку, которая должна помочь в работе или в каком-либо трудном деле. Велела показать царицу во дворце, в комнате из малахита, который добыл ее отец, а барин дважды обманул ее)

Конкурс болельщиков

Ведущий 3. А теперь конкурс для болельщиков каждой команды. Узнайте, из каких сказов эти предметы и кому они принадлежали?

Подошвы (Северьяна Кондратьича, приказчика с прииска Полевой, - “Приказчиковы подошвы”).

Зеркальце (Таюткино - “Таюткино зеркальце”).

Лопата (Федюнькина - “Огневушка - Поскакушка”).

Банный опарыш - веник (Яшка Зорко - “Травяная западенка”).

Решето и три перышка (Ильи - “Синюшкин колодец”).

Кошельки (Ланко Пужанко и Лейко Шапочка - “Голубая змейка”

Проверка домашнего задания (Приложение №4)

 Ведущий 1. Проверка домашнего задания. Из текстов сказов вы знаете, что люди с помощью волшебных слов могли вызвать хранителей золота.

Два друга, Лейко и Ланко, - пели:

Эй-ка, эй-ка,

Голубая змейка!

Объявись, покажись!

Колеском покружись!

И Голубая змейка всегда приходила.

Вавила Звонец тоже сочинил слова, которые человек, находящийся в шахте, должен сказать самым тихим голосом:

- Подай - ко, Дайко, свой золотой венец да опояски.

Так вот, вам было задано придумать заклинание, с помощью которого можно вызвать Огневушку-Поскакушкку и бабку Синюшку.

Ведущий 2. Следующая часть домашнего задания заключается в том, чтобы придумать песенку литературного персонажа - положительного или отрицательного - на известный современный мотив. Это будет “визитная карточка” одного из героев сказа. (Приложение №5)

Ведущий 3. Третье задание командам: определить лексическое значение диалектных слов:

1 команда

Зарукавье (браслет).

Припёка (сбоку припёка - случайно приставшее, постороннее, чужое).

Смотник, смотница (сплетник, сплетница)

2 команда

Подлокотник (близкий слуга, доверенное лицо, помощник).

Урево (стадо).

Малуха (небольшая избушка, приспособленная под мастерскую).

Конкурс капитанов

Ведущий 1. Следующее задание капитанам команд: придумать продолжение сказа или заменить его концовку, сохраняя стиль П.П. Бажова

Конкурс творчества команд

Ведущий 2.  Заключительное творческое задание: составить сценарий к фрагменту кинофильма “Каменный цветок”. Слушаем версии команд. Сопоставляем предложенные версии и смотрим решение режиссера фильма.

Выводы жюри о работе команд.

Литература

Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. - М.: Правда, 1980. - 640с.

Беоникова И.Н., Шарикова Л.П., Хохлова Е.Б. В гостях у Хозяйки Медной горы. Из “Малахитовой шкатулки”. Радуга сказов Бажова. // Читаем, учимся, играем. - 2003. - №11. - С. 30-43.

Дейстер Н.В. Бажовский карнавал // Педсовет. - 2004. - №6. - С. 10-11.

Мастер уральских сказов (к 100-летию со дня рождения П.П. Бажова). // Детская литература. - 1979. - №1. - С.26.

Порядина М. Коренная тайность Павла Бажова. // Библиотека в школе. - 2003. - №23. - С. 62 - 63.

Скорино Л. Павел Павлович Бажов (1879 - 1950). - М.: Правда, 1980. - С. 5-42.

Приложение 1 

Фрагмент из сказа «Медной горы Хозяйка»

Хозяйка.

- Ну что, Степан Петрович, видал мое приданое?

Степан.

- Видал.

Хозяйка.

- Так как теперь насчет женитьбы?

Степан.

- Приданое у тебя царям впору, а я человек рабочий, простой.

Хозяйка.

- Ты, друг любезный, не вихляйся. Прямо говори, берешь меня замуж али нет?

Степан.

- Не могу, другой обещался. Не погневайся. Это хорошая девушка, сиротка одна.

Хозяйка.

- Молодец, Степанушка. За приказчика тебя похвалила, а за верность вдвое похвалю. Не променял свою Настеньку на каменную девку. Вот тебе подарочек для твоей невесты. (Протягивает шкатулку). Там женские украшения: серьги, кольца, броши и прочее. Не у всякой даже очень богатой невесты это бывает.

Степан.

- А как же я наверх подымусь?

Хозяйка.

- Об этом не печалься. Все будет устроено. Жить безбедно будешь. Только вот тебе мое третье испытание: обо мне, чур, потом не вспоминай. Ну, прощай, Степан Петрович! (Закрывает лицо руками, плачет)

Степан.

- Не плачь, прошу тебя. (Отнимает ее руки от лица)

Хозяйка.

- Да что мне, каменной, сделается. На-ка вот, возьми на разживу. Большие деньги за эти вот слезы-камешки люди дадут. Ступай же. И помни мой наказ.

Степан.

- Спасибо тебе за все. Прощай, Медной горы Хозяйка. (Низко кланяется ей). Прощай и прости, если что не так сказал. Не поминай лихом.

Приложение 2

Фрагмент сказа «Каменный цветок»

Хозяйка

- Ну что, Данила-мастер, не вышла твоя чаша?

Данила.

- Не вышла. Нашел я у Змеиной горки малахит-камень. Ровно нарочно для моей работы: снизу цвет погуще, прожилки на тех самых местах, где требуется. Ну, и принялся я за этот камень. Ни дня, ни ночи не знал. Работа шла ходко. Низ малахитины отделал. Листья широкие, кучкой, зубчики – все пришлось как нельзя лучше. Прокопьич и то говорит – живой цветок, хоть рукой потрогать. А как доверху дошел – тут и заколодило. Стебелек выточил, боковые листья тонёхоньки, как только держаться! Чашка, как у цветка, а не то. Неживой стал, красоту потерял. Тут я и вовсе сна, покоя лишился!

Хозяйка.

- А ты не вешай голову-то. Другое попытай. Камень тебе будет такой, какой пожелаешь, по твоим мыслям.

Данила.

- Нет, не могу больше маяться. Слышал я, что у тебя в Медной горе есть каменный цветок. Сделали его самолучшие горные мастера, что для тебя работают. Будь милостива, покажи мне этот каменный цветок.

Хозяйка.

- Показать цветок – проще простого, да потом сам жалеть будешь.

Данила.

- Не отпустишь из горы?

Хозяйка.

- Зачем не отпущу?! Дорога всегда открыта, да только потом все ко мне же возвращаются.

Данила.

- Покажи каменный цветок, сделай милость.

Хозяйка.

- Попытайся сам добиться толку от своей работы. Ведь Прокопьич когда-то пожалел тебя, взял на воспитание, от смерти спас. Теперь он старый. Настала твоя очередь пожалеть его. Да и Катя, невеста твоя, души в тебе девка не чает. А ты в сторону глядишь, будто не видишь! Куда это годится?

Данила (кричит)

- Знаю я об этом, а только без цветка мне жизни нет. Покажи!

Хозяйка.

- Когда так, то смотри.

(Фрагмент из к/ф)

Данила.

- Не найдешь камня чтобы так-то сделать!

Приложение 3

Фрагмент из сказа «Малахитовая шкатулка»

Странница.

- Нельзя ли у тебя, хозяюшка, денек-другой отдохнуть? Ноженьки не несут, а идти неблизко.

Настасья.

- Места не жалко. Не пролежишь, поди, и с собой не унесешь. Проходи. Только вот хлеб-то у нас сиротский. Утром – лучок с кваском, вечером – квасок с лучком, вся и перемена. Отощать не боишься, так милости просим, живи, сколь надо.

Странница (подзывая Танюшку)

- Иди-ко, дитятко, погляди на мое рукоделье.

  Коли поглянется, и тебя выучу…

  Видать, цепкий глазок-то будет!

  (Танюшка рассматривает вышивку)

- Поглянулось, знать, доченька? Хочешь – выучу?

Танюшка.

- Хочу.

Настасья.

- И думать забудь! Соли купить не на что, а ты придумала шелками шить! Припасы-то, поди-ко, денег стоят.

Странница.

- Про то не беспокойся, хозяюшка, будет понятие у доченьки – будут и припасы. За твою хлеб-соль оставлю ей – надолго хватит. А дальше сама увидишь. За наше-то мастерство денежки платят. И немалые! Не даром работу отдаем.

Настасья.

- Коли припасов уделишь, так можно и поучиться. Спасибо тебе скажу.

Странница (помогает Танюшке вышивать)

- Ну, что ж, дитятко! Твой узор получается лучше моего. А мне пора в дорогу. Благодарю тебя, Настасьюшка. (Кланяется ей). Прими-ка, доченька, от меня памятку (что-то подает Танюшке).

Хозяйка

- Кабы сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу. (Рукой машет, все исчезает)

Приложение 4

Сказ «Медной горы Хозяйка»

Выполнил Степан третье задание Хозяйки: не ходил он к ней, не искал встречи с ней. Много времени прошло с тех пор. Родился сын Иван у Степана и Кати, да весь в отца он был, как две капли воды похож. В помощи Иван отцу не отказывал, были они неразлучны. Степан души в нем не чаял, делился всеми своими переживаниями. Пришло время, когда нелегко стало им жить, стали бедствовать. Степан все чаще стал вспоминать о Хозяйке Медной горы, рассказал о ней и Ивану. Любопытно стало Ивану, захотелось увидеть ее и узнать, какими несметными богатствами она владеет. Собрался Иван в гости, но отцу не сказал, куда и к кому он пошел. Разыскал Иван ту гору Медную, нелегкой оказалась их встреча: неприветливо  встретила его Хозяйка, не распознала в нем сына Степана,  поинтересовалась, зачем пожаловал к ней. Рассказал Иван обо всем ей, пока рассказывал, смотрела на него Хозяйка и вспоминала их встречи. Совсем не изменился Степан: столько лет прошло, а он не постарел и указанье ее 3-е не выполнил. Выслушала она Ивана, и поняла, что не Степан перед ней, а сын его. Молвила: «Помогу я вам, все у вас будет - слава, богатство, почет, уважение, но взамен ты останешься со мной до конца своей жизни». Иван, не растерявшись, предложил свое условие - загадку. Не раздумывая, согласилась Хозяйка. Настал вечер, но не спится Ивану, думу думает, подлые мысли в голову заползают. Наутро, когда настал час расплаты, взял Иван с собой столько богатства, сколько унести смог. И задает он свою загадку: «Быть может она властной, страстной, красивой, но никогда не быть ей счастливой». Поняла Хозяйка, каким злым и жестоким может быть человек, но вида не подала, тоже быть жестокой решила. Не угадала она загадку, не узнала в ней она себя, отпустила Ивана. Обрадовался Иван, как ловко он дело провернул, и камешки раздобыл, и саму Хозяйку Медной горы обманул. Но недолгой была его радость, обомлел Иван, когда увидел свой дом: на том месте стоит покосившаяся лачуга, не встречают его родители, за лачугой две могилки, поросшие травой, да покосившийся крест. И понял Иван, какую шутку взамен на его коварную загадку сыграла с ним Хозяйка, разрыдался, как ребенок от обиды. Отняла  она у Ивана самое дорогое - время. Понял, что не год провел он у Хозяйки, а полвека, как один день, прошли, и не заметил он этого.

И в тягость ему стали добытые драгоценности.

Приложение 5

Творческое домашнее задание: придумать «визитную карточку» литературного героя из сказов П. Бажова (примеры выполненных заданий - образцы)

Гимн Синюшке

Девушка в синем гуляла по городу,

Пела нам песню про брошеный край.

Если увидеть ее попытаешься и разглядишь ее,

Друг мой, - прощай.

Припев:

Ты улыбаешься

И вновь влюбляешься

В девушку милую.

Всё прекращается

И превращается в старую деву

Ты улыбнись и не грусти:

Ведь это сказка, не истина.

Заклинание для Синюшки

Синюшка! Синюшка! Синюшка!

Прийди, золото нам принеси.

Про славу и силу нам расскажи,

Про то, что на свете

Есть сила могучая,

Богатство зыбучее.

Чтоб каждый народ имел свое право,

Чтоб каждый любил и берег

Свои деньги и славу,

Чтоб каждый имел

Свое право на жизнь

Покажись (3 раза).

Огневушка-Поскакушка

Заклинаю! Заклинаю!

Огневушку вызываю!

Поскакушка, покажись,

В своем танце закружись!

Сделай белый свет богатым,

Мы добром тебе отплатим!

Песенка 

Хоть поверьте, хоть проверьте:

Вот сейчас явилась к нам

Огневушка - Поскакушка,

Чтоб помочь скорее нам!

Чтобы одарить богатством, чтобы счастьем одарить,

И поэтому, ребята,

Будем сказы мы любить!

Девиз

Огневушка - Поскакушка -

Наша  лучшая подружка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический игровой материал для проведения внеклассных мероприятий для школьников.

Занимательный игровой материал для школьников.Может быть использован на классном часу, вечере отдыха и других внеклассных мероприятиях.Представлены доступные конкурсы, загадки, театрализованная сказка...

Методическая разработка (физика, 8 класс) Внеклассное мероприятие «Теоретики» и «Экспериментаторы» Занятие физического кружка

Занятие проводится в виде игры под названием «Через тернии к звёздам» Создаются две команды – «Теоретики»  и « Экспериментаторы». Перед ними ставится задача, которую каждая решает соответств...

Конкурс знатоков творчества П.П. Бажова Викторина "Жизнь и творчество уральского писателя».

Конкурс знатоков творчества  П.П. БажоваВикторина "Жизнь и творчество уральского писателя»....

Методическая разработка социального школьного проекта (внеклассного мероприятия)

В рамках конкурса "Уроки победы" был запущен школьный социальный проект...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников по теме: «День Победы» (9-11 классы)

Сценарий ко Дню Победы Сценарий мероприятия к 9 мая: «Страницы великой эпопеи. Памяти павших»Цель: воспитывать патриотические чувства.Ход мероприятияI. Вступительная частьВедущий...

Методическая разработка. Рекомендуемый сценарный план проведения Церемонии поднятия Государственного флага Российской Федерации в ходе проведения торжественной линейки, посвященной Дню знаний

В методической разработке указан рекомендуемые действия знаменных групп при выносе (относе), поднятии и спуске Государственного флага РФ....

методическая разработка "Рекомендуемый сценарный план проведения Церемонии поднятия Государственного флага Российской Федерации в ходе проведения торжественной линейки

Церемония поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями "Об использовании государственных символов Российской Федераци...