Планирование уроков по литературе 9 класс
календарно-тематическое планирование по литературе по теме

Календарно-тематическое планирование составлено по программе В.Я. Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_litra.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе (базовый уровень) с учётом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также с использованием рекомендаций  авторской программы В.Я.Коровиной.

Рабочая программа рассчитана  на 105 часов, из расчёта 3 часа в неделю.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

– осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

– выразительное чтение художественного текста;

– различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

– ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

– заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

– анализ и интерпретация произведения;

– составление планов и написание отзывов о произведениях;

– написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

– целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

         

Содержание программы по литературе.

(105 часов)

                            ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)

      Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос.

     Литература эпохи Античности

      Катулл (1 час). Слово о поэте. Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…». Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима.  

     Литература эпохи Средневековья

     Данте (1час)Слово о поэте. «Божественная комедия» («Ад», I, V Песни). Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине.

                               ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (6 час)

      Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

      «Слово о полку Игореве» Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава.

Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры.

      Литература эпохи Возрождения

      У. Шекспир (1 час) Жизнь и творчество (обзор).Трагедия «Гамлет».

      Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой.

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

      Мольер. Мещанин во дворянстве. Проблематика пьесы.(2 часа)

      М.В. Ломоносов (1 час)  Жизнь и творчество (обзор).

     «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Импе-

ратрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты) Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

     

 Д.И.Фонвизин.(3 часа)

      Жизнь и творчество (обзор).Сатирическая комедия «Недоросль».Сюжет, композиция, система образов в комедии. Принципы классицизма в комедии «Недоросль».

   

  Г.Р. Державин (1 час)  Жизнь и творчество (обзор)  Стихотворения: «Фелица», «Памятник» (возможен выбор двух других стихотворений). Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.

      А.Н. Радищев (1 час)

      Слово о писателе.

      «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).

      Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…".

      Н.М.Карамзин. (2 часа)

      Обзор жизни и творчества. Сентиментальная повесть «Бедная Лиза».Гуманистическая позиция автора в произведении.

      Европейская литература эпохи Просвещения

      И.-В. Гете (1 час)

      Жизнь и творчество. Трагедия «Фауст» (фрагменты). Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.

                                    ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

   

      В.А. Жуковский (2 час)  Жизнь и творчество (обзор).  Стихотворения: “Море”, "Невыразимое" (возможен выбор двух других стихотворений). Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта.

 И. А. Крылов — мастер басни, музыкант, журналист. Многогранность личности И. А. Крылова.(1 час)

     

 А.С. Грибоедов (8 час) Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума».  Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.  Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”.

      А.С. Пушкин (15 час) Жизнь и творчество.  Стихотворения: «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;  «Деревня», «Осень» (возможен выбор двух других стихотворений).

       Поэтическое новаторство Пушкина. Основные мотивы поэзии Пушкина, их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.

      Поэма «Цыганы» (возможен выбор другой романтической поэмы). Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.

     «Моцарт и Сальери» (возможен выбор другой трагедии из цикла «Маленькие трагедии»)

     «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.

      Роман в стихах «Евгений Онегин»

       Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга

в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа. Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского.

      М.Ю. Лермонтов (12 час)

      Жизнь и творчество. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»),

«И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк». Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.  Роман «Герой нашего времени».  Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вуличас). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.

    К.Н. Батюшков (1 час) Слово о поэте. Стихотворения: «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» (возможен выбор других стихотворений). Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости» (А.С. Пушкин). Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова.

  Н.В. Гоголь (10 час)   Жизнь и творчество.  Поэма «Мертвые души» (I том).

      История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя. Своеобразие гоголевского реализма.

     А.А. Фет (1 час) Жизнь и творчество (обзор).

     Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (возможен выбор другого стихотворения).

     Тема «невыразимого» в лирике Фета.

     Н.А. Некрасов (1 час)

     Жизнь и творчество (обзор).  Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» (возможен выбор другого стихотворения).Представления Некрасова о поэте и поэзии.

      Н. А. Островский. «Бедность не порок». Проблематика пьесы.(2 часа)

      Ф.М.Достоевский. Петербургская повесть «Белые ночи». Гуманистический пафос произведения.(2 часа)

      Л.Н.Толстой. Автобиографическая повесть «Юность».Нравственный идеал героя произведения.(2 часа)

 

      А.П. Чехов (2 час)  Жизнь и творчество. Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника».Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация темы «маленького» человека.

                                                 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (25 час)

      Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.

Лирика А. Блока.(3 час)

Лирика А.Ахматовой.(3 час)

Лирика с.Есенина.(2 час)

Лирика В. Маяковского.(3 часа)

Лирика М.Цветаевой.(2 часа)

Проза И.Бунина. Тема любви в рассказе «Тёмные аллеи». (3 часа)

М.А.Булгаков. Очерк жизни и творчества. Сатирическая повесть «Собачье сердце». (2 часа).

Основные мотивы лирики Н.Заболоцкого и Б.Пастернака. (2часа).

Поэзия А.Т.Твардовского. (1 час)

М.Шолохов. Рассказ «Судьба человека».Гуманистический пафос произведения.(2 часа).

А.Солженицын. Очерк жизни и творчества. Тема праведничества в рассказе «Матренин двор». (2 часа).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 9 класса.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать:

● образную природу словесного искусства;

● содержание изученных литературных произведений;

● основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;

● изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

● воспринимать и анализировать художественный текст;

● выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

● определять род и жанр литературного произведения;

● выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

● характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

● сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

● выявлять авторскую позицию;

● выражать свое отношение к прочитанному;

● выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

● владеть различными видами пересказа;

● строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

● для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

● определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

Учебно-тематическое планирование по литературе для 9б класса,

 3 часа в неделю, за год-105 часов.

2009-2010 учебный год.

Номер урока

                                                    Тема урока

Дата урока

Литература как искусство слова.

 Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник     древнерусской литературы.

Художественные особенности «Слова о полку Игореве».  

Лиризм «Слова о полку Игореве». 

Образ Родины в «Слове о полку Игореве».

Классное сочинение по «Слову о полку Игореве». 

 Классицизм в русской и мировой литературе.

Мольер. «Мещанин во дворянстве». Идейно-эстетические проблемы пьесы.          

Особенности жанра комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».

М. В. Ломоносов. Прославление Родины, мира, науки, просвещения в произведениях Ломоносова.

  Г. Р. Державин — поэт-философ. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина.

 Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Сюжет комедии.

 Проблемы гражданственности, образования и воспитания в пьесе Фонвизина «Недоросль».

 Сатира в комедии Фонвизина «Недоросль».

 Н. М. Карамзин — писатель и историк. Понятие о сентиментализме.

 Сентиментальная повесть  «Бедная Лиза».

Подвиг А. Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме.

 Романтическая лирика начала XIX века. В. А. Жуковский.

Романтическая лирика начала XIX века. К. Ф. Рылеев. К. Н. Батюшков.

И. А. Крылов — мастер басни, музыкант, журналист. Многогранность личности И. А. Крылова

.А. С. Грибоедов: личность и судьба.

Сюжет комедии «Горе от ума».

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

Чацкий в системе образов комедии «Горе от ума».

Женские образы в комедии «Горе от ума».

Язык комедии Грибоедова «Горе от ума».

И. А. Гончаров. «Мильон терзаний».Оценка комедии А.С.Грибоедова.

Классное сочинение по комедии Грибоедова «Горе от ума».

 А. С. Пушкин: жизнь и судьба.

 Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина.

Свободолюбивая лирика и поэма «Цыганы»

 Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. Адресаты лирики Пушкина.

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

Специфика пушкинского мировосприятия в философской лирике Пушкина.

Классное сочинение по лирике А.С. Пушкина.

«Евгений Онегин». История создания романа.

Система образов романа «Евгений Онегин».

Татьяна – любимая пушкинская героиня.

Образ автора в романе «Евгений Онегин».

Лирические отступления в романе «Евгений Онегин».

Москва и Петербург в романе «Евгений Онегин».

Русская критика о романе Пушкина «Евгений Онегин».

 Классное сочинение по роману «Евгений Онегин».

М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха.

Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова.

Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним.

Россия в лирике Лермонтова. Характер лирического героя его поэзии.

Классное сочинение по лирике Лермонтова.

Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Сюжет произведения.

Композиция романа Лермонтова «Герой нашего времени».

Печорин как «портрет поколения» в романе Лермонтова «Герой нашего времени».

Женские образы в романе Лермонтова «Герой нашего времени».

Оценка романа Лермонтова «Герой нашего времени» в русской критике.

Классное сочинение по роману Лермонтова «Герой нашего времени».

Н. В. Гоголь: страницы жизни.

Цикл «Петербургские повести» Н.В.Гоголя.

 «Шинель» как центральная повесть цикла. Тема «маленького человека» в повести.

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». История создания.

Система образов в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Деталь как средство создания образов героев «Мертвых душ» Н. В. Гоголя.

Образ Руси-тройки в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Сатира в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Оценка поэмы Н.В. Гоголя в русской критике.

Лирика  Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета.

 Образ музы в стихах Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Некрасова.

 А.Н. Островский. «Бедность не порок». Сюжет комедии.

 Нравственные проблемы в комедии А. Н. Островский. «Бедность не порок».

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи». Сюжет повести.

«Чувства добрые» в повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи».

Л. Н. Толстой. «Юность» - автобиографическое произведение.

Образ главного героя в повести Толстого «Юность».

А. П. Чехов. «Тоска». Сюжет рассказа.

Тема одиночества  в рассказе А.П.Чехова «Тоска».

 Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.

Судьба И.А. Бунина.

Тема любви в рассказе «Тёмные аллеи».

Русская поэзия Серебряного века.

 А. А. Блок. Трагедия лирического героя.

Своеобразие чувства любви к Родине в лирике А.Блока.

 С. Есенин. Тема Родины в лирике поэта.

Своеобразие чувства любви к Родине в лирике С.Есенина.

Новаторство В.В.Маяковского.

В. В. Маяковский. «Громада-любовь» и «громада-ненависть» в лирике поэта

Классное сочинение по лирике поэтов А.Блока. С. Есенина, В.Маяковского.

Очерк жизни и творчества М.А.Булгакова.

Сатирическая повесть М.Булгакова «Собачье сердце».

М. И. Цветаева. Слово о поэте.

Стихи М.Цветаевой о поэзии и любви.

А. А.Ахматова. Слово о поэте.

Стихи А.Ахматовой о поэзии и любви.

Классное сочинение по лирике М.Цветаевой и А.Ахматовой.  

Основные мотивы лирики Н.Заболоцкого.

М. А. Шолохов. «Судьба человека». Сюжет рассказа.

Гуманистический пафос рассказа М. А. Шолохова. «Судьба человека».

Основные мотивы лирики Б.Пастернака.

А. Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине.

 Судьба А.Солженицына. «Матрёнин двор».

 Образ праведницы в рассказе А.Солженицына.

Античная лирика. Катулл.

Данте. « Божественная комедия». Сюжет произведения.

Шекспир. Чтение и обсуждение сцен трагедии «Гамлет».

Гёте. «Фауст» - философская трагедия.

Используемая литература.

  1. Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И. «Литература: 9 кл.: Учеб.-хрестоматия. – М.: Просвещение, 2006.

  2. Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И. Литература в 9 классе: Методика, советы. – М.: Просвещение, 2005 .

  3. Коровина В. Я., Коровин В. И., Збарский И. С. Читаем, думаем, спорим … Дидактические материалы: 9 кл. - М, Просвещение, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков дальневосточной литературы для 7 класса

 Календарно-тематическое планирование уроков дальневосточной литературы в 7 классе. (Хрестоматия по дальневосточной литературе для 7 класса. – Издательство «РИОТИП» Хабаровской краевой типографии, 199...

Планирование уроков по литературе 7 класс

Календарно-тематическое планирование составлено по программе В.Я. Коровиной...

Календарно-тематическое планирование уроков по литературе. 7 класс. Программа Бунеева.

Планирование составлено на основе «Программы по литературе 5-11 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев,  Е.В.Бунеева,  М,Баласс, 2008....

Календарно-тематическое планирование уроков по литературе. 7 класс. Программа Бунеева.

Планирование составлено на основе «Программы по литературе 5-11 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев,  Е.В.Бунеева,  М,Баласс, 2008....

Календарно-тематическое планирование уроков по литературе. 9 класс. Программа Бунеева.

Планирование составлено на основе Программы по литературе 5-11 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев,  Е.В.Бунеева,  М,Баласс, 2008....