Календарно-тематическое планирование уроков дальневосточной литературы для 7 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме

Садчикова Татьяна Александровна

 

Календарно-тематическое планирование уроков дальневосточной литературы в 7 классе. (Хрестоматия по дальневосточной литературе для 7 класса. – Издательство «РИОТИП» Хабаровской краевой типографии, 1997) Дополнительные краевые требования к стандарту образовательной области «Филология» ХКК ГОС ОО от 01.09.2002г.

 

№п/п

Дата

Содержание урока

Кол-во часов

Теория литературы

Умения и навыки, вырабатываемые на уроке

Диагностика обученности

1-2

 

Раздел I. Колыбель древних цивилизаций

 В.Ларичев «Назначив срок, повелел... уничтожить ...», «…только золото неизменно", (из документальной повести «Тайна каменной черепахи", свободный художественный перевод чжурчженьских летописей).

Героическая и трагическая судьба Золотой империи      чжурчженей. Путь к верховной власти Дигуная и Агуды.

Летопись как основа документальной и художественной прозы.

2

 

 

 

 

1

 

 

1

Летопись,

документальная повесть,

документальная и художественная проза

Умение называть род и жанр изученного произведения

Ответ на проблемный вопрос

3-4-5-6-7-8-9

 

Раздел 2. "Бессмертными останутся дела"В.Арсеньев - человек, ученый, писатель.

Повесть   «Дерсу   Узала».   Приключенческий   характер произведения. 

 Поэтизация   автором  таежного  мира. 

 Образ проводника   -   гольда   Дерсу.    Развитие понятия "художественный образ".

Научная    ценность    книги. Художественное и жанровое своеобразие.

7

1

2

 

1

2

 

1

Художественный образ, художественное и жанровое своеобразие произведения,

приключенческая литература

Умение формулировать идею и проблематику произведения, определять жанровое своеобразие, владеть литературным анализом

Пересказ эпизодов, характеризующих героя, нахождение лексики, выражающей авторскую позицию, определение художественной функции слова, выразительное чтение и анализ эпизодов

10-11-12-13

 

Две судьбы, две профессии Григория Анисимовича Федосеева.

«Тропою снежных баранов" (IIIчасть повести "Смерть меня подождет".) Закрепление понятия о приключенческой литературе.

Герои произведения. Их отношение к жизни.

Чувство долга как доминанта в характере исследователей.

Романтизация автором научного подвига. Особенности изображения  природы.

4

 

1

 

 

1

1

 

1

 

Приключенческая литература, романтический пейзаж в произведении

Умение формулировать идею и проблематику произведения, определять жанровое своеобразие, владеть литературным анализом, обнаруживать позицию автора

Выборочный пересказ с ответом на проблемный вопрос, характеристика героя, сравнение произведения с ранее изученными

14

 

П.Комаров,   "Изыскатели*.   Созидательный   пафос стихотворения. Гражданская позиция поэта, романтизация им трудового подвига.    Проблема    смерти    и    бессмертия  в произведении.   Развитие  понятия "лирическое стихотворение".

1

Лирическое стихотворение,

Гражданская позиция автора

Умение чувствовать особенности стиля и художественной речи автора

Подбор эпиграфа к стихотворению, чтение наизусть

15-16-17

 

Раздел 3. Край суровый мой, край роднойПатриотическая тема в произведениях Р.Казаковой, Л. Миланич,   Ю.Рытхеу.   Богатство   переживаний  лирических героев. Их   искренняя  любовь   к   "малой   родине", родной природе.

 Идеал единства природы и человека.

Смысловая       и       интонационная    выразительность стихотворений.

3

1

 

 

 

1

1

Лирическое стихотворение, проза и лирическая поэзия,

лирический герой

 

Умение чувствовать особенности стиля и художественной речи автора, владеть литературным анализом

Анализ своеобразия лирической поэзии на примере произведения, анализ художественно-изобразительных средств, чтение наизусть

18-19-20-21

 

Раздел 4.  "Застывшие мгновения "

Сергей Петрович Кучеренко о значении природы в  жизни  человека.     "Живые  мгновения"   в  лирических зарисовках   "Бурундук",   "Лет стрекоз",   "Ток каменных глухарей", "Журавли".

Красота и гармония мира в рассказах.

Лирический герой автора, как "одухотворенная частица природы".

Особенности художественного языка произведения.

4

1

 

 

 

1

1

 

1

Лирические зарисовки,

лирический герой,

художественный язык произведения, лирический пейзаж

Умение чувствовать особенности стиля и художественной речи автора, владеть литературным анализом, характеризовать художественные образы

Нахождение лексики, характеризующей чувства автора, выразительное чтение, определение роли лирического пейзажа

22-23-24-25-26-27-28

 

Раздел 5 "или повесть о первой любви"

 "Дикая собака динго или повесть о первой любви" Рувима   Исаевича   Фраермана.      Лирический   характер произведения. 

 Ведущая тема.   Система художественных образов.  Романтическая героиня повести Таня Сабанеева. Развитие понятий "сюжет", "кульминация".

Роль   портрета,       поступка,       детали,       реплики    в характеристике героев.

Риторический вопрос как средство выражения  авторской  позиции. 

Афористичность  языка произведения.

7

1

 

 

1

2

 

1

 

1

 

1

Сюжет, кульминация, портрет,       поступок,       деталь,       реплика, характеристика героев,

риторический вопрос, авторская  позиция, афористичность  языка произведения

Умение формулировать идею и проблематику произведения, определять жанровое своеобразие,  определять особенности композиции, владеть литературным анализом, объяснять обусловленность поступков и поведения героев жизненными обстоятельствами и влиянием общественной среды.

Исследование содержания глав, комментарии афоризмов, определение роли риторических вопросов, самостоятельное конструирование риторических вопросов, пересказ выборочных эпизодов.

29-30-31-32

 

Раздел 6.  "Пока живы мы все..."

Участие дальневосточных поэтов  в  борьбе  с фашизмом.    Жестокая    правда    войны,    нравственное неприятие насилия   и   разорения,  тема  человечности   и деятельного     добра      в      творчестве  С.Тельканова, Д.Семенова, И.Бронфмана.

Особенности художественного языка их стихотворений.

Григорий   Ходжер "На   свидание   к  деду" (отрывок из повести).Тема долга и дочерней памяти в произведении.

Нравственная основа характера главной героини.  Авторское отношение к войне.

4

1

 

 

 

 

1

 

1

 

 

1

Патриотическое произведение, авторская позиция

Умение чувствовать особенности стиля и художественной речи автора, владеть литературным анализом,  обнаруживать позицию автора

Выразительное чтение и чтение наизусть, характеристика литературного героя, пересказ эпизодов

33-34

 

Раздел 7. Мысли древних о вечном

 Древние тексты Китая - образцы философской мудрости (из "Лунь Юя",    Лао дэ цзина",     "Мо-цзы", "Чжуан-цзы"). Общечеловеческие духовные ценности в книгах китайских философов.

Афористичность языка, парадоксы как средство создания философской прозы.

2

1

 

 

 

1

Афористичность языка, парадокс, философская проза

Умение чувствовать особенности стиля и художественной речи автора, владеть литературным анализом, формулировать идею и проблематику

Ответ на проблемный вопрос, формулирование собственных философских изречений

 

           СадчиковаТатьянаАлександровна, учительрусскогоязыкаилитературыМОУСОШ№37 г. Комсомольска-на-Амуре,1 КК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon KTP_DV_literatura_7_klass.zip12.14 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков дальневосточной литературы в 7 классе. (Хрестоматия по дальневосточной литературе для 7 класса. – Издательство «РИОТИП» Хабаровской краевой типографии, 1997) Дополнительные краевые требования к стандарту образовательной области «Филология» ХКК ГОС ОО от 01.09.2002г.

№п/п

Дата

Содержание урока

Кол-во часов

Теория литературы

Умения и навыки, вырабатываемые на уроке

Диагностика обученности

1-2

Раздел I. Колыбель древних цивилизаций

 В.Ларичев «Назначив срок, повелел... уничтожить ...», «…только золото неизменно", (из документальной повести «Тайна каменной черепахи", свободный художественный перевод чжурчженьских летописей).

Героическая и трагическая судьба Золотой империи      чжурчженей. Путь к верховной власти Дигуная и Агуды.

Летопись как основа документальной и художественной прозы.

2

1

1

Летопись,

документальная повесть,

документальная и художественная проза

Умение называть род и жанр изученного произведения

Ответ на проблемный вопрос

3-4-5-6-7-8-9

Раздел 2. "Бессмертными останутся дела" В.Арсеньев - человек, ученый, писатель.

Повесть   «Дерсу   Узала».   Приключенческий   характер произведения.  

 Поэтизация   автором  таежного  мира.  

 Образ проводника   -   гольда   Дерсу.    Развитие понятия "художественный образ".

Научная    ценность    книги. Художественное и жанровое своеобразие.

7

1

2

1

2

1

Художественный образ, художественное и жанровое своеобразие произведения,

приключенческая литература

Умение формулировать идею и проблематику произведения, определять жанровое своеобразие, владеть литературным анализом

Пересказ эпизодов, характеризующих героя, нахождение лексики, выражающей авторскую позицию, определение художественной функции слова, выразительное чтение и анализ эпизодов

10-11-12-13

Две судьбы, две профессии Григория Анисимовича Федосеева.

«Тропою снежных баранов" (III часть повести "Смерть меня подождет".) Закрепление понятия о приключенческой литературе.

Герои произведения. Их отношение к жизни.

Чувство долга как доминанта в характере исследователей.

Романтизация автором научного подвига. Особенности изображения  природы. 

4

1

1

1

1

Приключенческая литература, романтический пейзаж в произведении

Умение формулировать идею и проблематику произведения, определять жанровое своеобразие, владеть литературным анализом, обнаруживать позицию автора

Выборочный пересказ с ответом на проблемный вопрос, характеристика героя, сравнение произведения с ранее изученными

14

П.Комаров,   "Изыскатели*.   Созидательный   пафос стихотворения. Гражданская позиция поэта, романтизация им трудового подвига.    Проблема    смерти    и    бессмертия  в произведении.   Развитие  понятия "лирическое стихотворение".

1

Лирическое стихотворение,

Гражданская позиция автора

Умение чувствовать особенности стиля и художественной речи автора

Подбор эпиграфа к стихотворению, чтение наизусть

15-16-17

Раздел 3. Край суровый мой, край родной Патриотическая тема в произведениях Р.Казаковой, Л. Миланич,   Ю.Рытхеу.   Богатство   переживаний  лирических героев. Их   искренняя  любовь   к   "малой   родине", родной природе.

 Идеал единства природы и человека.

Смысловая       и       интонационная    выразительность стихотворений.

3

1

1

1

Лирическое стихотворение, проза и лирическая поэзия,

лирический герой

Умение чувствовать особенности стиля и художественной речи автора, владеть литературным анализом

Анализ своеобразия лирической поэзии на примере произведения, анализ художественно-изобразительных средств, чтение наизусть

18-19-20-21

Раздел 4.  "Застывшие мгновения "

Сергей Петрович Кучеренко о значении природы в  жизни  человека.     "Живые  мгновения"   в  лирических зарисовках   "Бурундук",   "Лет стрекоз",   "Ток каменных глухарей", "Журавли".

Красота и гармония мира в рассказах.

Лирический герой автора, как "одухотворенная частица природы".

Особенности художественного языка произведения.

4

1

1

1

1

Лирические зарисовки,

лирический герой,

художественный язык произведения, лирический пейзаж

Умение чувствовать особенности стиля и художественной речи автора, владеть литературным анализом, характеризовать художественные образы

Нахождение лексики, характеризующей чувства автора, выразительное чтение, определение роли лирического пейзажа

22-23-24-25-26-27-28

Раздел 5 "или повесть о первой любви"

 "Дикая собака динго или повесть о первой любви" Рувима   Исаевича   Фраермана.      Лирический   характер произведения.  

 Ведущая тема.   Система художественных образов.  Романтическая героиня повести Таня Сабанеева. Развитие понятий "сюжет", "кульминация".

Роль   портрета,       поступка,       детали,       реплики    в характеристике героев.

Риторический вопрос как средство выражения  авторской  позиции.  

Афористичность  языка произведения.

7

1

1

2

1

1

1

Сюжет, кульминация, портрет,       поступок,       деталь,       реплика, характеристика героев,

риторический вопрос, авторская  позиция, афористичность  языка произведения

Умение формулировать идею и проблематику произведения, определять жанровое своеобразие,  определять особенности композиции, владеть литературным анализом, объяснять обусловленность поступков и поведения героев жизненными обстоятельствами и влиянием общественной среды.

Исследование содержания глав, комментарии афоризмов, определение роли риторических вопросов, самостоятельное конструирование риторических вопросов, пересказ выборочных эпизодов.

29-30-31-32

Раздел 6.  "Пока живы мы все..."

Участие дальневосточных поэтов  в  борьбе  с фашизмом.    Жестокая    правда    войны,    нравственное неприятие насилия   и   разорения,  тема  человечности   и деятельного     добра      в      творчестве  С.Тельканова, Д.Семенова, И.Бронфмана.

Особенности художественного языка их стихотворений.

Григорий   Ходжер "На   свидание   к  деду" (отрывок из повести). Тема долга и дочерней памяти в произведении.

Нравственная основа характера главной героини.  Авторское отношение к войне.

4

1

1

1

1

Патриотическое произведение, авторская позиция

Умение чувствовать особенности стиля и художественной речи автора, владеть литературным анализом,  обнаруживать позицию автора

Выразительное чтение и чтение наизусть, характеристика литературного героя, пересказ эпизодов

33-34

Раздел 7. Мысли древних о вечном

 Древние тексты Китая - образцы философской мудрости (из "Лунь Юя",    Лао дэ цзина",     "Мо-цзы", "Чжуан-цзы"). Общечеловеческие духовные ценности в книгах китайских философов.

Афористичность языка, парадоксы как средство создания философской прозы.

2

1

1

Афористичность языка, парадокс, философская проза

Умение чувствовать особенности стиля и художественной речи автора, владеть литературным анализом, формулировать идею и проблематику

Ответ на проблемный вопрос, формулирование собственных философских изречений

           Садчикова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №37 г. Комсомольска-на-Амуре,1 КК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков по литературе 9 класс

Календарно-тематическое планирование составлено по программе В.Я. Коровиной...

Календарно-тематическое планирование уроков по литературе. 7 класс. Программа Бунеева.

Планирование составлено на основе «Программы по литературе 5-11 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев,  Е.В.Бунеева,  М,Баласс, 2008....

Календарно-тематическое планирование уроков по литературе. 7 класс. Программа Бунеева.

Планирование составлено на основе «Программы по литературе 5-11 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев,  Е.В.Бунеева,  М,Баласс, 2008....

Календарно-тематическое планирование уроков по литературе. 9 класс. Программа Бунеева.

Планирование составлено на основе Программы по литературе 5-11 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев,  Е.В.Бунеева,  М,Баласс, 2008....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по дальневосточной литературе (5 класс)

Изучение регионального компонента является составной частью общего образования учащихся, поэтому данная программа построена так, что на познавательном уровне изучаются известные учащемуся этапы развит...

Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе

Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно  ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...

Календарно-тематическое планирование уроков по литературе. 9 класс. 3 часа в неделю.

Календарно-тематическое планирование уроков по литературе.9 класс. 3 часа в неделю....