Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по дальневосточной литературе (5 класс)
календарно-тематическое планирование по краеведению (5 класс) на тему

Изучение регионального компонента является составной частью общего образования учащихся, поэтому данная программа построена так, что на познавательном уровне изучаются известные учащемуся этапы развития литературы. Программа рассчитана на 36 ч.  Пояснительная записка включает в себя описание структуры и содержания тем курса, а также требования  к подготовке обучающихся.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_ktp_5klass_ldv.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 43

Рассмотрено_______                Согласовано________           Утверждено________

Руководитель МО                      Зам. директора по УВР           Директор школы

_____________________            ___________________           ___________________

Рабочая программа учебного курса

по дальневосточной литературе

5 класса

2015 − 2016 учебный год

Разработала:

Шахматова Зоя Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы

Хабаровск, 2015


  1. Программа, на основе которой составлена данная рабочая программа
  • Гузенко Г.В. Программа по региональной литературе. 5-7 класс. Хабаровск, 1994
  1. Цели, задачи

Основные цели курса −привлечь внимание детей к культуре, истории, природе, людям, судьбам родного края, раскрыть уникальность Дальнего Востока посредством уроков по региональной литературе, формировать культуру чтения.

Задачи:

Обучающие:

•        формировать умения анализировать художественный текст,

•        обобщить знания, полученные при изучении произведения,

•        научить различным формам и приёмам  работы по анализу текста,

•        углубить знания учеников о жанрах,

•        формировать гуманистическое мировоззрение, чувство патриотизма.

Развивающие:

•        формировать у школьников умение целеполагания;

•        развивать навыки анализа стихотворения, умение делать обобщающие выводы;

•        развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи;

•        развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения;

•        развивать коммуникативные компетенции;

•        осознание роли и значения слова как главного средства создания художественного образа;

•        развивать эмоциональное восприятие художественного текста.

Воспитательные:

•        воспитывать читательскую культуру школьников,

•        создать условия для формирования интереса к творчеству писателей-дальневосточников,

•        повышать интерес к художественному чтению,

•        воспитывать у школьников чувство гордости за свою малую Родину.

  1. Структура курса
  • Нанайские сказки: «Ангадяган-сиротка», «Жестокий Мудур-Мэргэн»
  • «Амурские сказки» Д.Д. Нагишкина: «Храбрый Азмун», «Семь страхов», «Хвастун», «Недобрая Ладо»
  • «Сказки бабушки Лайги» А.Л. Вальдю: «Смелая девочка Носка», «Друг зверей и птиц»
  • Э.Д. Кириченко «Сказки дремучей тайги»: «Рысь», «Кабарожка», «Цапля весну принесла»
  • В.К. Арсеньев «Встречи в тайге»: «Пчёлы и муравьи», «Лесной лакомка», «Лесное предание».
  • В.П. Сысоев «Золотая Ригма»: главы «В новой семье», «На арене цирка», «Последнее пристанище»
  • А.Н. Максимов «Норка», «Лесные клады»: главы «Погоня», «Танк Москвилы»
  • В.И. Соломатов «Баллада о выстреле»
  • П.С. Комаров «Мой город», «Сторонка родная, где прожиты годы…», «Шалаш в тайге», «Старые сказки», «Сенокос», «Картавой бессмыслицы галок…», «Таежные гравюры» («Оленёнок», «Коза», «Кабарга», «Барсук», «Сойка»)
  • Е. Кохан «Шла вьюга − ой, какая колкая!..», «Снег засыпал склоны, тропки…»
  • В. Суходольский «Март»
  • Н. Капустюк «Я зачерпнула синевы в лукошко…»
  • В. Нефедов «В лунную летнюю ночь…», «Гаснут высокие звёзды…»
  • Л. Школьник «Природа»
  • А. Урванцев «Природа родины моей…»
  • Б.П. Копалыгин «Возвращение солдата»
  • В.Н. Александровский «Друг мой Омголон»
  • Н.Д. Наволочкин «На экране бушующий огненный вал…»
  • Н.И. Фотьев «Верная опора», «Обоюдная польза», «Элита»

  1. Место предмета в учебном плане: 36 ч. в год (1 ч. в неделю), из них 2 ч. − уроки развития речи.
  2. Содержание тем учебного предмета

Введение (1 ч.)

Коренные жители Дальнего Востока. Их быт и культура. Фольклор малочисленных народов Дальнего Востока. Жанры фольклора.

Теория литературы: фольклор

Дальневосточные сказки (11 ч.)

Сказки народов Приамурья, дальневосточного Севера, Камчатки и Сахалина. Реальное и фантастическое в сказках. Отражение в них национальной культуры и быта. Герои национальных сказок. Дальневосточная природа в сказках (1 ч.)

Теория литературы: реальное и фантастическое в сказках.

Нанайские сказки. «Ангадяган-сиротка». Типичность сюжета сказки. Роль эпитета в ней. «Жестокий Мудур-Мэргэн». Волшебные герои и волшебные события в сказке. Сирота Фудин – воплощение лучших человеческих качеств: доброты, мудрости, справедливости; отражение в сказке быта нанайцев (2 ч.)

Теория литературы: типы сказок, эпитет.

Литературная сказка, ее специфика и связь с народной сказкой. «Амурские сказки» Д.Д. Нагишкина. Г.И. Павлишин как иллюстратор сказок. «Храбрый Азмун» − нивхская героическая сказка. Прославление в ней храбрости и героизма, утверждение подвига во имя людей. Афористичность языка. Детали жизни и  быта нивхов. Связь сказки с русским народным фольклором (2 ч.)

«Семь страхов». Осуждение в сказке человеческой трусости и утверждение высоких черт характера: настойчивости, целеустремленности, самоопределения. Бытовые верования и приметы удэгейского народа в сказке (1 ч.)

«Хвастун». Высмеивание в сказке хвастовства и  глупой доверчивости (1 ч.)

«Недобрая Ладо». Высмеивание в сказке человеческих пороков, мысль о неотвратимости наказания за безделье и лень, за зло, причиненное людям. Бытовое и волшебное в сказке (1 ч.)

Теория литературы: литературная сказка, афоризм, бытовая деталь, «зоологическая маска»

А.Л. Вальдю «Сказки бабушки Лайги»:

«Смелая девочка Носка». Прославление в сказке храбрости и мудрости (1 ч.)

«Друг зверей и птиц». Мир живой природы и человек в сказке. Утверждение мысли, что за добро природа платит добром. Связь сказки с экологическими проблемами (1 ч.)

Теория литературы: характеристика героя.

Э.Д. Кириченко «Сказки дремучей тайги»: «Рысь», «Кабарожка», «Цапля весну принесла». Особенности сказок-зарисовок о дальневосточной тайге и ее обитателях, правда и вымысел в сказках. Связь с современными экологическими проблемами. Книжная графика Э. Кириченко (1 ч.)

Теория литературы: сказка-зарисовка

Малые жанры фольклора на Дальнем Востоке (1 ч.)

Малые жанры в русском фольклоре на Дальнем Востоке: пословицы, поговорки, считалки, дразнилки, небылицы. «Ехала деревня мимо мужика». Составитель С.И.Красноштанов.

Теория литературы: сравнение.

Родной край в творчестве дальневосточных писателей (8 ч.)

В.К.Арсеньев «Встречи в тайге»: «Пчелы и муравьи», «Лесной лакомка», «Лесное предание». Особенности изображения природы и обитателей тайги в книге Арсеньева (2 ч.)

В.П.Сысоев «Золотая Ригма» /Главы: «В новой семье», «На арене цирка», «Последнее пристанище»/. Занимательность сюжета повести. Психологизм в изображении Ригмы. Роль пейзажа. Проблема взаимоотношения человека с миром природы, его ответственность за тех, «...кого мы приручаем к себе» (2 ч.)

Теория литературы: сюжет, композиция, психологизм, пейзаж.

А.Н. Максимов. Повесть «Норка». Сходство повести со сказкой-былью. Способы изображения мира живой природы. Роль глаголов в «очеловечивании» норки и других обитателей леса. Природоохранная идея произведения (2 ч.)

Теория литературы: сказка-быль, средства выразительности.

Повесть А.Н. Максимова «Лесные клады», глава «Погоня». История дружбы Вероломного и Потапа. Взаимоотношения человека и животного (1 ч.)

Стихотворение В.П. Соломатова «Баллада о встреле». Проблематика произведения. Авторская позиция в нем (1 ч.)

Теория литературы: двусложные размеры стиха, ямб, проблематика произведения, авторская позиция.

Стихи дальневосточных поэтов о природе (2 ч. + 1 ч. р/р)

П.С.Комаров. Стихотворения: «Мой город», «Сторонка родная, где прожиты годы...», «Шалаш в тайге», «Старые сказки», «Сенокос», «Картавой бессмыслицы галок...», «Таежные гравюры» («Олененок», «Коза», «Кабарга», «Барсук», «Сойка»). Историческое прошлое нашего края в поэзии Комарова. Поэтические картины дальневосточной природы.Живописность художественных миниатюр (1 ч.)

Теория литературы: художественная миниатюра.

Лирические стихи дальневосточных поэтов Е.Кохана, В.Суходольского, Н.Капустюк, В.Нефедьева. Отношение авторов к окружающему миру в них. Настроение в лирическом произведении (1 ч. + 1 ч. р/р)

Теория литературы: лирическое стихотворение, художественные тропы

      Тема войны в произведениях дальневосточных писателей (7 ч. + 1 ч. р/р)

Б.П. Копалыгин. Стихотворение «Возвращение солдата». Особенности в изображении военной темы. Гуманистическая направленность произведения, его автобиографический характер (1 ч.)

Теория литературы: тема стихотворения, автобиографический характер произведения.

В.Н. Александровский. Повесть «Друг мой Омголон». История дружбы коня Омголона и фронтового разведчика Алексея Коркина. Мастерство писателя в изображении характеров. Авторское отношение к войне. Пейзаж в произведении. Антитеза как основной прием в описании природы (4 ч. + 1 ч. р/р)

Теория литературы: характеристика героя, антитеза, пейзаж.

Глава «Танк Москвилы» из повести «Лесные клады» А.Н. Максимова. Тема исторического прошлого в главе. Противоречивость главного героя. Патриотизм как доминирующее качество его характера (1 ч.)

Н.Д. Наволочкин. «На экране бушующий огненный вал…» (1 ч.)

Теория литературы: тема стихотворения

Сатирические басни (1 ч.)

Сатирические басни Николая Фотьева «Верная опора», «Обоюдная польза», «Элита». Осмеяние угодничества и добровольного раболепия. Отражение в произведениях отрицательных социальных явлений. Иносказание как средство выражения реальной позиции автора.

Теория литературы: басня, иносказание.

Подведение итогов (1 ч.)

  1. Ценностные ориентиры

Программа позволяет воспитывать в детях любовь к родному краю, расширять их кругозор и способствует духовно-нравственному воспитанию учащихся. Дети знакомятся с национальными культурами родного края, получают уроки гражданственности и патриотизма.

Изучение регионального компонента является составной частью общего образования учащихся, воспитания грамотного, творческого читателя, любящего свою малую родину, свой родной язык. Без знания литературы родного края, её исторического развития невозможно воспитание истинного гражданина своей страны. Программа по региональной литературе в 5 классе построена так, что в ней на познавательном уровне изучаются известные учащемуся этапы развития литературы.

            Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается  с чувства любви и сыновнего почтения к «малой» родине, к дому, где он родился и рос, к родному краю. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли – одно из самых действенных средств воспитания человека.

             В процессе изучения  культуры Дальнего Востока ученик откроет для себя сколь богата духовно именно та земля, на которой он живёт, почувствует сердечно, какая трепетная мысль билась во все времена в краю его отцов, дедов, прадедов.

           Программа по литературе предполагает последовательное, систематическое изучение литературы родного края, позволяет пробудить в душах учащихся те состояния, те впечатления, которые когда-то вызвала к жизни через художественные произведения писателей-классиков наша родная земля.

             Изучение программы по региональной литературе поможет ученикам узнать родной край, быт, нравы, обычаи родного народа, открыть для себя, сколь духовно богата земля, на которой он живёт.

            Воспитание гражданственности, высоких нравственных качеств, патриотизма – главная задача, стоящая перед учителем литературы.  Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которое пробуждается в душе каждого человека еще в раннем детстве, с любви к родному дому, к близким людям. И в этом огромную роль играет изучение региональной литературы.

            Однако следует понимать, что региональная литература – это не «литература второго сорта», она часть интересной, богатой и великой отечественной литературы, отражающая еще и специфику нашего края. Поэтому изучать произведения дальневосточных авторов необходимо стремиться в едином потоке с базовым курсом литературы путем раскрытия разнообразных связей в содержании произведений, определения сходства и различия между ними, в подборе языково-стилистических средств.

             В настоящее время особое внимание уделяется гражданскому воспитанию учащихся. Гражданское воспитание может осуществляться через уроки по региональной литературе. Именно региональная литература может дать ученику редкую возможность увидеть воочию, как культура осваивает реальность и как перестраивает ее: может развить у ученика ощущение нахождения в культурном пространстве (а не только в бытовом), ощущение, что культура создавалась и создается здесь и сейчас. И для нас очень важно такое мироощущение ученика.

  1. Основные виды деятельности обучающихся
  • самостоятельное чтение, выразительное чтение, чтение наизусть,
  • разные виды пересказа: подробный, сжатый, выборочный, с перестройкой текста и с творческими дополнениями,
  • интерпретация текста,
  • работа с терминами и методическим аппаратом учебника,
  • составление различных планов текста: простого, сложного, цитатного,
  • работа над особенностями языка художественного произведения,
  • подготовка сообщений,
  • монологический ответ; участие в беседе и диалоге,
  • работа с таблицей и схемой,
  • работа с иллюстрацией,
  • выявление авторской позиции,
  • написание сочинений разных видов, письменного ответа на вопрос,
  • подготовка презентаций.

  1. Информационно-методическое обеспечение
  • Фундаментальное ядро общего образования / РАН; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. − 4-е изд., дораб. − М.: Просвещение, 2011.
  • Гузенко Г.В. Программа по региональной литературе. 5-7 класс. Хабаровск, 1994
  • Хрестоматия по дальневосточной литературе: 5 класс / Сост. Г.В. Гузенко. − 4-е изд., доп. − Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2011.
  • ЭОР.
  • Интернет-ресурсы.

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

По окончанию изучения региональной литературы учащиеся должны знать:

  • о фольклорных традициях народов Дальнего Востока;
  • поэтов, писателей Дальнего Востока;
  • особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов в их взаимосвязи;
  • род и жанр произведения;
  • особенности авторской речи и речи действующих лиц;
  • о биографическом, литературном материале, обозначенном в рамках программы, что связано с расширением сведений, получаемых на уроках литературы;

уметь:

  • ценить прошлое Родины, малой родины,
  • анализировать и оценивать произведение как художественное целое;
  • определять его тему и идею;
  • давать характеристику основным героям;
  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
  • писать сочинение по изученному произведению о героях и нравственных вопросах, поставленных писателем.

  1. Изменения, внесенные в программу

Данная рабочая программа разработана на основе программы по региональной литературе Гузенко Г.В. В программу внесены изменения с опорой на методический аппарат учебника. В программе прослеживается связь произведений Дальнего Востока с произведениями классической русской литературы.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

Тема

Часы

Теория литературы

Задание к уроку

1

Введение. Коренные жители Дальнего Востока. Их быт и культура. Фольклор малочисленных народов Дальнего Востока. Жанры фольклора.

1

Фольклор

Индивидуальное задание: сообщение о малочисленном народе ДВ.

2

Сказки народов Приамурья, дальневосточного Севера, Камчатки и Сахалина. Реальное и фантастическое в сказках. Отражение в них национальной культуры и быта. Герои национальных сказок. Дальневосточная природа в сказках.

1

Реальное и фантастическое в сказках

Письменный ответ на вопрос

3

«Ангадяган-сиротка». Типичность сюжета сказки. Роль эпитета в ней.

1

Эпитет

Иллюстрация к сказке

4

«Жестокий Мудур-Мэргэн». Волшебные герои и волшебные события в сказке. Сирота Фудин – воплощение лучших человеческих качеств: доброты, мудрости, справедливости; отражение в сказке быта нанайцев.

1

Волшебные события в сказке

Художественный пересказ

5

Литературная сказка, ее специфика и связь с народной сказкой. «Амурские сказки» Д.Д. Нагишкина.

Г.И. Павлишин как иллюстратор сказок.

1

Литературная сказка

Ответ на вопрос учебника

6

«Хабрый Азмун» − нивхская героическая сказка. Прославление в ней храбрости и героизма, утверждение подвига во имя людей. Афористичность языка. Детали жизни и  быта нивхов. Связь сказки с русским народным фольклором.

1

Афоризм, деталь

Художественный пересказ.

7

«Семь страхов». Осуждение в сказке человеческой трусости и утверждение высоких черт характера: настойчивости, целеустремленности, самоопределения. Бытовые верования и приметы удэгейского народа в сказке.

1

Художественный пересказ.

8

«Хвастун». Высмеивание в сказке хвастовства и  глупой доверчивости.

1

«Зоологическая маска»

Составление сказки о животных

9

«Недобрая Ладо». Высмеивание в сказке человеческих пороков, мысль о неотвратимости наказания за безделье и лень, за зло, причиненное людям. Бытовое и волшебное в сказке.

1

Бытовое и волшебное в сказке

Письменный ответ на вопрос

10-11

А.Л.Вальдю «Сказки бабушки Лайги»:

«Смелая девочка Носка». Прославление в сказке храбрости и мудрости.

«Друг зверей и птиц». Мир живой природы и человек в сказке. Утверждение мысли, что за добро природа платит добром. Связь сказки с экологическими проблемами.

2

Составление характеристики героя

12

Э.Д. Кириченко «Сказки дремучей тайги»: «Рысь», «Кабарожка», «Цапля весну принесла». Особенности сказок-зарисовок о дальневосточной тайге и ее обитателях, правда и вымысел в сказках. Связь с современными экологическими проблемами.

Книжная графика Э. Кириченко.

1

Сказка-зарисовка

Выразительное чтение

13

Малые жанры в русском фольклоре на Дальнем Востоке: пословицы, поговорки, считалки, дразнилки, небылицы.

«Ехала деревня мимо мужика». Составитель С.И. Красноштанов.

1

Сравнение

Конкурс загадок, скороговорок

14

Родной край в творчестве дальневосточных писателей.

1

Выразительное чтение

15

В.К.Арсеньев «Встречи в тайге»: «Пчелы и муравьи», «Лесной лакомка», «Лесное предание». Особенности изображения природы и обитателей тайги в книге Арсеньева.

1

Художественный пересказ

16-17

В.П.Сысоев «Золотая Ригма» /Главы: «В новой семье», «На арене цирка», «Последнее пристанище»/. Занимательность сюжета повести. Психологизм в изображении Ригмы. Роль пейзажа. Проблема взаимоотношения человека с миром природы, его ответственность за тех, «...кого мы приручаем к себе».

2

Составление плана.

Выборочный, сжатый, подробный пересказ.

18-19

Анатолий Максимов. Повесть «Норка». Сходство повести со сказкой-былью.

Способы изображения мира живой природы. Роль глаголов в «очеловечивании» норки и других обитателей леса.

Природоохранная идея произведения.

2

Сказка-быль, средства выразительности.

Подробный и выборочный пересказ

Самостоятельная работа

Иллюстрирование произведения

20

Повесть А.Максимова «Лесные клады», глава «Погоня». История дружбы Вероломного и Потапа. Взаимоотношения человека и животного.

1

Ответ на проблемный вопрос

21

Стихотворение Виктора Соломатова «Тайга пылала...». Проблематика произведения. Авторская позиция в нем. Закрепление понятия о двухсложном размере стиха — ямбе.

1

Ямб, проблематика произведения, авторская позиция.

Выразительное чтение, определение размера  стиха

22

П.С.Комаров. Стихотворения: «Мой город», «Сторонка родная, где прожиты годы...», «Шалаш в тайге», «Старые сказки», «Сенокос», «Картавой бессмыслицы галок...», «Таежные гравюры» /«Олененок», «Коза», «Кабарга», «Барсук», «Сойка»/. Историческое прошлое нашего края в поэзии Комарова. Поэтические картины дальневосточной природы. Живописность художественных миниатюр.

1

Художественная миниатюра

Чтение наизусть.

23-24

Лирические стихи дальневосточных поэтов Е.Кохана, В.Суходольского, Н.Капустюк, В.Нефедьева. Отношение авторов к окружающему миру в них.

Настроение в лирическом произведении.

РР Закрепление понятий о художественных тропах языка.

2

Лирическое стихотворение, художественные тропы

Чтение наизусть

25

Тема войны в произведениях дальневосточных писателей.

Борис Копалыгин. Стихотворение «Возвращение солдата». Особенности в изображении военной темы. Гуманистическая направленность произведения, его автобиографический характер.

1

Тема стихотворения

Автобиографический характер произведения

Ответ на вопрос учебника

Выразительное чтение

26- 27-

28-29-30

Виктор Николаевич Александровский. Повесть «Друг мой Омголон» (отрывки). История дружбы коня Омголона и фронтового разведчика Алексея Коркина.

Мастерство писателя в изображении характеров. Авторское отношение к войне. Пейзаж в произведении.

Антитеза как основной прием в описании природы.

РР Контрольное сочинение о дружбе человека и животного или отзыв о прочитанном произведении

5

Характер героя

Антитеза

Пейзаж

Пересказ заданной сцены

Подтверждение тезиса примерами из текста

Ответ на проблемный вопрос 

Контрольное сочинение  

31

Глава «Танк Москвилы» из повести «Лесные клады» А.Максимова. Тема исторического прошлого в главе. Противоречивость главного героя. Патриотизм как доминирующее качество его характера.

1

Выразительное чтение

32

Н.Д. Наволочкин. «На экране бушующий огненный вал…»

1

Тема стихотворения

Выразительное чтение, ответ на проблемный вопрос.

33

Сатирические басни Николая Фотьева «Верная опора», «Обоюдная польза», «Элита». Осмеяние угодничества и добровольного раболепия. Отражение в произведениях отрицательных социальных явлений.

Иносказание как средство выражения реальной позиции автора.

1

Басня, иносказание

Выразительное чтение и чтение наизусть

34

Подведение итогов

1

35-36

Резервные уроки