Формирование фундаментальных понятий метапредметности «Простое и сложное»
план-конспект урока литературы (11 класс) по теме

Анализ стихотворения М.Цвтаевой "Август - астры" , основанный на принципах метапредметности. Формирование фундаментальных понятий "простое - сложное" с притменением технологии РКМЧП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование фундаментальных понятий метапредметности «Простое и сложное»

Тема урока:  «М. Цветаева. «Август - астры».  Путь от слова к смыслу».

Имя урока:  «Всё так просто, но сложно...» (А. Де Сент - Экзюпери)

Тип урока: Анализ художественного текста.

Фундаментальные понятия:  Простое и сложное.

Форма реализации учебной деятельности: совместная деятельность с учителем и сверстниками

Познавательные универсальные  действия:

  1. построение логической цепи рассуждений
  2. умение перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами

Коммуникативные действия:

  1. инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  2. умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;
  3. владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Технологии,  методики,  подходы, ориентированные на развитие метазнаний:

  1. технология развития критического мышления
  2. приемы сворачивания информации: графический организатор (кластер)

Метаумения:

  1. умение видеть невысказанные позиции.
  2. Умение сворачивать информацию и представлять её в новом виде.

 Цели урока:

Образовательные:

  1.  закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного текста;
  2.  определить, как с помощью языковых средств раскрывается мысль писателя в художественном тексте;
  3. исследовать внутренние ресурсы слова;
  4. совершенствовать такие коммуникативные умения и навыки, как организация и произнесение монологической речи, ведение дискуссии.

Развивающие:

  1.  развивать образное мышление, речь, логику;
  2. развивать умение сопоставлять, сравнивать,
  3. развивать интерес к родному слову, к русской литературе;
  4. совершенствовать навык коллективной работы учащихся (в микрогруппах) в сочетании с самостоятельной исследовательской работой.

Воспитательные:

  1. показать, что нравственные ценности русского слова, русской классической литературы не имеют ни временных, ни возрастных ограничений;
  2. воспитывать толерантность.

Оборудование к уроку: раздаточный материал, презентация к уроку.

Ход урока

I фаза урока: ВЫЗОВ

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается.

Деятельность учителя:

  1. Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу - активизация учащихся.
  2. Мотивация для дальнейшей работы.

Приёмы и методы:

  1. проблемный вопрос, сформулированная проблема.
  2. Запись темы урока: «М.Цветаева. «Август- астры» . Путь от слова к смыслу»

Работа с эпиграфом: «Всё так просто, но сложно … (для взрослых...)» |из А. Де Сент- Экзюпери|

- Знакомо ли вам это высказывание?

- О чём мог говорить Маленький принц?

- Применимы ли эти слова к другим жизненным ситуациям?

- Не задумывались ли вы над тем, что, разбирая произведения от простых вопросов к итоговым обобщениям, в конце пути мы приходим совсем к другому произведению, о котором сам автор никогда не помышлял. Иными словами, иногда литературный текст следует воспринимать сразу не как нечто простое и упорядоченное, которое возможно понять постепенно, поэтапно, а как бесконечно сложное, многослойное явление, требующее одномоментного понимания.

- Всегда ли это возможно?

- Что нужно для такого понимания?

Проблема: даже простой, на первый взгляд, текст – бесконечно сложное, многослойное явление.

- "...вы должны удерживать в памяти целый воз фактов – не в компьютере, а в голове! – чтобы вас вдруг осенила интересная идея", - говорил Д.Уотсон

- Так ли это?  Убедимся сами.

II фаза урока: ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ) 

Непосредственный контакт с новой информацией.

Деятельность учителя:

  1. Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.
  2. Постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”.

Приёмы и методы: составление кластера.

Август - астры,
Август - звезды,
Август - грозди
Винограда и рябины
Ржавой - август! 

Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август!- Сердце! 

Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звездных -
Август!- Месяц
Ливней звездных!

- О чём стихотворение?

- Слово в цветаевском тексте «живет» в неразрывном смысловом единстве с другими словами, «обрастая» новыми смыслами, обусловленными поэтическим мировосприятием автора. Эти смыслы проявляются не только в ближайшем словесном окружении, но и в контексте всего произведения — и шире — всего творчества М. И. Цветаевой, поскольку слово «концентрирует в себе личностные ценности, становится символом мировосприятия автора»

Составление кластера.

(выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди).

- Найдите ключевое слово.  (Август)  

- Что скрывается за словом август?  (Это название последнего, самого щедрого, плодородного месяца года –лета. И так звали знаменитого римского императора.)

Что говорится об августе? («Август –астры»)

- Где растут эти цветы? Когда расцветают?

-С чем ассоциируется слово «астра»? От земли взгляд скользит к небу. А на небе – звёзды. «Август – звёзды».

-Каково пространство стихотворения?  (Всеохватность пространства) Мы идём от простого – к сложному.

Читаем третью строчку. Что ещё говорится об августе? Выписываем это слово. Составляем кластер.

-Каков виноград на вкус? (сладкий)

– Какова на вкус рябина? (горькая)

- Только ли вкусовые ощущения стоят за словами «горькая», «сладкий»? ( фразеологизмы «Жизнь горька», «Не жизнь – а сахар»)

- За этими эпитетами открывается многосложное восприятие жизни. От простого мы пришли к сложному. В стихотворении говорится о всеохватности человеческих чувств, переживаний.

От простого – к сложному.

Что скрывается за словом «яблоко»? Вспомним литературные произведения, где оно нам встречалось. ( «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина, русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Сказка о молодильных яблоках» и другие, мифы Древней Греции (яблоки Гесперид), фразеологизмы).

- Лексема яблоко (лексема- слово во всей совокупности его лексических значений) содержит в себе множество смыслов и сакральных значений. Оно может означать  знание, мудрость;  может  быть символом плодородия, любви, радости,  может означать  обожествление и роскошь, но, вместе с тем - обманчивость и смерть.

- Какие эпитеты подобрала Марина Цветаева к этому слову? Составляем кластер.

- Что скрывается за каждым эпитетом? Идёт работа в микрогруппах. Ребята высказывают сои предположения,обсуждают их, делают записи. Затем озвучивают свои предполоржения. В результате приходим к общему выводу, что яблоко, ка жизнь может быть полновесным,благосклонным, но и очень неверным. Об этом говорит эпитет «имперским», подкреплённый сравнительным оборотом «как дитя играешь…» Вновь возникает реминисценция с императором августом и капризным непостоянством жизни. Стихотворение дополняется новыми смыслами.

- Какой эпитет подобран к слову рябина? («ржавая)

- Почему ? (Обсуждение в микрогруппах, записи в тетради. Озвучивание своих предположений)

- Ржавая – значит ещё не спелая, расцвет – зрелость ещё впереди.

- Есть ли в стихотворении лирический герой?

-Каков, по-вашему, возраст героини стихотворения?

-От жизни природы мы незаметно перешли к человеку, к его чувствам, и  к самому сложному – к сердечным переживаниям. «Август – сердце».

-Эту нашу догадку подтверждает эпитет «поздние». Составим кластер.

- Август – месяц звёздных ливней. Что такое «звёздные ливни»? Какие приметы связаны с прохождением нашей планеты через метеоритный поток?

- Зачем автор употребляет  лексический повтор «звёздные ливни»? Какую мысль он подчёркивает?  В чем хочет убедить себя и читателя? (Обсуждение в микрогруппах, затем – общее)

III фаза урока: РЕФЛЕКСИЯ

  1. Анализ собственной деятельности, её самооценка и оценивание; творческая переработка и интерпретация полученной информации.

Деятельность учителя:

Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Выход на рефлексию и на конечный “продукт”, оценивание собственной деятельности и её результата:

Приёмы и методы:

  1. Самооценка и оценивание деятельности в группах, формулирование домашнего задания

- Обратимся к проблеме, сформулированной в начале урока:          

«Даже простой, на первый взгляд, текст – бесконечно сложное, многослойное явление».

-  Удалось   ли нам доказать данное утверждение?

- Является ли тема «Простое – сложное» общей или это частная тема?

Домашнее задание: Собственная интерпретация стихотворения.

Это всё легко и просто.                                                                                                                            Быть ВСЕМ СРАЗУ – вот, что сложно.
Ты представь, что ты – ВСЁ СРАЗУ:
Ты плохой и ты хороший.
Ты собака, ты машина, кошка, папа...
Ты – ВЕСЬ МИР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Фундаментальные понятия алгебры" для 10 класса

Программа расчитана на 35ч. Содержит: пояснительную записку, содержание курса, календарно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, возможные критерии оценки, методические рекомендац...

« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».

Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...

Изомерия - фундаментальное понятие в органической химии

Химия                            Презентация...

Познавательная активность, как фундаментальное понятие

Познавательная активность, как фундаментальное понятие...

Рабочая программа элективного курса «Сложные вопросы синтаксиса простого и сложного предложения»

Цели  изучения элективного курса:  Осмысление основных единиц и категорий синтаксиса, правил построения, употребления и пунктуационного оформления синтаксических конструкций необходимо...

Стиль жизни и социальный интерес как фундаментальные понятия индивидуальной психологии Альфреда Адлера

я рассмотрю только два важных аспекта индивидуальной психологии Адлера: стиль жизни и социальный интерес...