Воспитание талантливого читателя
статья (литература) по теме

Егорова Татьяна Васильевна

Формы работы по привлечению учащихся к чтению художественной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx35.22 КБ

Предварительный просмотр:

Как воспитать талантливого читателя?

(Из опыта воспитательной работы)

Егорова Татьяна Васильевна,

учитель русского языка и литературы.

ГОУ школа №555 «Белогорье» Приморского района Санкт-Петербурга

Созданная человеком книга и феномен чтения относятся к величайшим достижениям человеческого разума. Но сегодня в России падает статус «Человека читающего». Идет процесс снижения уровня читательской культуры у детей и подростков. В отсутствии потребности в чтении у детей, как правило, не развивается привычка к сосредоточенному вниманию. Ведь чтение - это труд, который в первую очередь и делает человека мыслящим

Пока мы живем  еще в рамках затухающей «старой литературной традиции». Но это время стремительно уходит, что особенно заметно проявляется в чтении детей и подростков.  Учащиеся не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к литературе. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не читается значительная часть классической литературы.  В то же время происходит влияние «электронной культуры» на детей и подростков. Но даже неважно, какое средство чтения будет выбираться -  книга или компьютер, текст на бумаге или на экране монитора. А дело в том, что будет читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста, какие  знания и какую культуру будут нести СМИ и ИНТЕРНЕТ для развития личности подрастающего поколения.

Необходимая реальность — это работа с разными видами информации и овладение разными видами чтения: поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, досуговое, углубленное и др. Продвижение чтения — не самоцель, а прежде всего, средство развития личности ребенка, его творческих способностей, навыков адаптации в обществе, это мощная коммуникативная среда.

Если мы хотим жить в обществе знаний и культуры, необходимо следующее:

- распространение чтения и современный уровень развития информационной культуры   личности необходимо осознать как задачу сохранения языка;

- поддержка чтения должна стать заботой общества и государства.

Применительно к детскому чтению это означает, что чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе.

Руководителям детского чтения на практике необходимо помнить не только о возрасте читателя, но и об индивидуальных возможностях его восприятия. Задача педагога начальной школы  направлять читателя, чтобы он чувствовал красоту слова, эмоционально сопереживал героям книг. Поэтому чаще всего во внеклассной работе мы используем такую форму как « Громкое чтение».

« Громкое чтение» помогает осознанному восприятию текста, открывает глубину и богатство книги, журнальной или газетной статьи. Главное - правильно выбрать произведение, которое вызовет у детей сильное эмоциональное переживание, стремление размышлять о прочитанном.

Цель таких уроков: привить учащимся вкус к медленному чтению, научить их вызывать в воображении картины и образы, созданные авторами.

Во 2-м классе читали рассказ В. Драгунского «Главные реки».

Отзыв учителя о проведенном уроке: «Было очень интересно и весело читать вслух один рассказ. Каждый ученик при чтении очень старался, а учащиеся слушали друг друга внимательно. После чтения прошло обсуждение рассказа. Ребята высказывали свое мнение, давали характеристику главному герою, его поступкам». В конце урока дети написали отзывы:

  1. «Мне очень понравился урок, потому что был смешной рассказ. Все очень хорошо читали и старались. Урок прошел хорошо, но показалось, что он маленький и жалко, что мы не прочитали еще другой рассказ»;
  2.  «У нас прошел замечательный урок громкого чтения. Мне очень нравится  слушать, как мои одноклассники читают».  
  3. «Мне так понравилось читать, что я захотел прочитать еще…».  
  4. «Мне очень понравился рассказ. А еще понравилось чтение товарищей. Урок прошел отлично!».

В подростковом возрасте важно укрепить у ребенка чувство собственного достоинства, самоуважения. Для такого возраста характерна склонность к приключенческой литературе, детективам, фантастике. Основной мотив общения с художественной литературой — лучше разобраться в людях. Исследования последних лет показали, что 90%  подростков читают научно-популярную литературу и только 9% - художественную.

Чтение - это вид речевой деятельности. Оттого, какую цель мы ставим:  для получения информации, для общего развития, для отдыха, развлечения существуют  разные виды чтения:

- ознакомительное чтение (70% понимания, пренебрежение к деталям);

 - просмотровое чтение (знакомство с книгой, текстом; ознакомление с предисловием,   оглавлением, аннотацией, разделами и т.д.);

 - сканирование текста (быстрый просмотр, факт, имя, дата и т.д.);

 - изучающее (углубленное) чтение — 100% понимания текста;

- рефлексивное чтение (прогнозирование по заголовку, понимание основной мысли, выделение главной и второстепенной информации и т. д.);

 - быстрое чтение — высокая скорость и высокое качество усвоения прочитанного.

         Для старших школьников по внеклассной работе мы проводим «Уроки тихого чтения», когда учащиеся приносят на урок ту книгу, которую они читают сейчас.

Вот некоторые отзывы:

  1. «Урок тихого чтения» учащиеся 9А класса провели с интересом. Во-первых, ребята представили друг другу ту литературу, которую они читают, те книги, которые их заинтересовали. Во-вторых, благодаря таким урокам расширяется литературный кругозор учащихся. Появляется стремление не только знать программные произведения, но и современные новинки, книги, которые понравились сверстникам. Учащиеся рассказали друг другу и о книгах маститых писателей, и о произведениях начинающих авторов. С большим   интересом были восприняты юмористические произведения и приключенческие книги. Были прочитаны  стихи, поэтому окончание урока было особо запоминающимся».
  2. « Урок тихого чтения» в 8А классе: «Двадцать минут ребята читали принесенные книги, а потом давали краткую аннотацию с элементами рекламы. Выбор книг порадовал: японские хокку, Оскар Уайльд, Шарлотта Бронте, Стефан Майер и др.»

Иногда  на «Уроках тихого чтения» учащиеся читают свою книгу, а в конце урока составляют рекомендательный список литературы для одноклассников. Или пишут отзыв. Мальчик из 5-го класса написал:

«Моя самая любимая книга «Рольф в лесах» Э. Сетона-Томсона. Эта книга об увлекательном путешествии по лесам Америки мальчика Рольфа и индейца Куонебе. Каждый день герои попадают в различные  удивительные ситуации. Индеец учит мальчика понимать природу и выживать в лесу. Мне было невероятно любопытно, что же произойдет дальше. До середины книжки я не мог оторваться от текста. Сейчас я читаю 41 главу, которая называется «Вражеский фронт». Мне очень нравится книга, и я рекомендую ее своим одноклассникам».

В своей школе мы  используем такие формы работы с книгой как создание рекомендательного списка литературы для сверстников, презентация книги (как устная, так и компьютерная), конкурс сочинений в 5-8 классах «Слово о чтении, книге и библиотеке», реклама книги. Среди наиболее значимых мероприятий по распространению  книги и чтения в помощь формированию читательской культуры детей и подростков следует назвать ежегодные праздники для юных читателей -  «Неделя детской книги», в рамках  которой  проходят встречи с писателями и художниками-иллюстраторами, презентации новых книг и журналов; читательские конкурсы, конференции, турниры знатоков. Учащиеся с 1-9 класс регулярно (по плану внеклассной работы) принимают участие почти во всех мероприятиях, проводимых  ЦРДБ Приморского района. Наша школа дружит с этой библиотекой более 10 лет.

Мы проводим «Уроки чтения», когда учащиеся средней и старшей школы идут в младшие классы (сценарии уроков они пишут сами).  Начинаются такие уроки с вопросов: Почему мы считались самой читающей и образованной страной, а сейчас все свободное время проводим за компьютером и у телевизора? Зачем мы читаем? (Для удовольствия. Получения информации.  Получения знаний. Чтение приносит пользу, значит надо читать целенаправленно. Чтение художественной литературы рождает образы, переживания, развивает душу.)

 Цель: 

Акцентировать внимание учащихся на разных видах информации, в том числе и на книжных изданиях.

 Привлечь внимание учащихся к чтению художественной литературы, а также умению делиться своими впечатлениями о прочитанном.

Развивать устную речь, ясно и грамотно излагать мысль, расширять словарный запас и  коллективное сотрудничество.

 Проект по продвижению чтения можно составить по темам на каждый месяц.

 Вот пример проекта 5Б  класса «Уроки чтения»:

- Сентябрь. «Сила историй» - устные рассказы и истории (фольклор, древнерусская литература).

 – Октябрь. «Поэзия» (А.С.Пушкин,  С.А.Есенин  и др. классика.  Участие в конкурсе «Лицейские чтения»).

– Ноябрь. «Свободный доступ для всех» (проведение увлекательных книжных мероприятий, конкурсов).

– Декабрь. «Газеты и журналы» (привлечение внимания к чтению прессы).

– Январь. «Фильмы» (экранизированные книги и фильмы, послужившие основой для литературных произведений).

– Февраль. ( «Лес в художественной литературе» в рамках общешкольного проекта «Наш друг — лес»).

 – Март. «Информационные технологии».

– Апрель. «Будущее» (фэнтези и научная фантастика).

  – Май. «Слова песен» (лирическая поэзия, тексты песен).

- На лето: «Книги о путешествиях».

  Можно предложить проект «Лидер чтения» ( Самый активный читатель в школе. Должен много читать, обсуждать прочитанное, пропагандировать чтение в младших классах). Наряду со старой моделью чтения:

- регулярное чтение;

- преобладание  чтения книг, а не журналов;

-  чтение книг различных видов и жанров;

- наличие домашней библиотеки

сейчас преобладает «новая модель» детского чтения.

Примерная анкета:

Где беру книги?

(дома, в библиотеке,

покупаю, компьютер)        

О чем люблю читать? (тема)        

Моя любимая книга

Сколько времени трачу на чтение в день?

Какую книгу ты читаешь сейчас?        

Какие журналы ты читаешь?        

Какие сайты и страницы в

ИНТЕРНЕТЕ

пол:

жен.

муж.

Анкетирование в школе показало, что ученики начальной школы тратят на чтение в день примерно 1 час;  5-е классы - около 1 часа;  6-е — 30 минут;  7-е — 1,5 часа;  8 -е — 40 минут;  9-е — 1 час;  10-11 -е классы — 2 часа. Таким образом, большая часть школьников  – это читающие на досуге дети и подростки.

На вопрос «где беру книги» начальная школа  почти 100% ответила — в библиотеке, но чем старше школьники, тем они больше пользуются ИНТЕРНЕТОМ, сами покупают книги. Чем старше учащиеся, тем больше чтение по школьной программе» теснит досуговое. В  среднем же около трети опрошенных ответили «люблю читать, но не хватает времени», и почти каждый третий выбрал ответ «когда читаю, люблю почитать что-нибудь легкое, развлекательное».

В целом же список  чтения детей и подростков довольно разнообразен: на первом месте в нем – обязательная школьная классика, сказки –  у младших, у более старших  - «фэнтези», с интересом читаются приключения и «ужастики», детективы, книги о природе и животных.

Если же посмотреть на репертуар чтения подростков в целом, то видно, что круг чтения подростков «смещен» в сторону развлекательной литературы.  Но есть  и  классика — книги Ж .Верна, Р. Стивенсона, Д. Лондона,  А.  Конан  Дойля, А. Дюма, В. Каверина, М. Твена, А. Сент- Экзюпери, В. Скотта, Ш. Бронте, М. Лермонтова, А.С .Пушкина. Что меня очень порадовало.

Какие же книги читают наши ученики сейчас?

Учащиеся начальной школы: книги  Н. Носова, Д. Дефо, Р. Киплинга, Л. Каминского,

Г.  Остера, про динозавров (мальчики) и про фей (девочки). Журналы читают мало.

В средней школе — русскую и зарубежную классику и совсем мало современной литературы.  Любят пользоваться ИНТЕРНЕТОМ, различными сайтами (Википедия, В Контакте, Яндекс, сайты с электронными книгами и т.д.) и любят журналы.   Особенно популярны такие журналы как «Популярная механика», «Юный эрудит», «Следопыт», «Лиза», «Ровесник» и др. У тех, кто младше, спросом пользуются детские журналы «Филя», «Юный натуралист», «Зажигай!». Часть подростков называла и издания познавательного характера - «автомобильные», а также «компьютерные» журналы. Один мальчик написал, что он очень любит отвечать на вопросы В Контакте. Старшая школа читает  в основном по программе.

 Какой же вывод мы можем сделать?

 Меняется восприятие печатного текста и информации, оно  становится более поверхностным и фрагментарным, «клиповым».

Книга остается в качестве источника информации, но удовольствие подростки в большей мере получают от компьютерных игр и ИНТЕРНЕТА.

Усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране - детективам, триллерам, «фэнтези», «ужасам», «кинороманам».  

Предпочтение отдается  иллюстрированным журналам.

Все мы должны осознать значение чтения для подрастающего поколения, т.к. именно оно позволяет человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатому наследию мировой и национальной культуры, что способствует развитию внутреннего мира человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как воспитать талантливого читателя? Презентация

В презентации представлены различные формы работы с учащимися по привлечению их к чтению....

Эссе на тему "Воспитание "талантливого читателя" в процессе изучения литературы"

Размышления учителя русского языка и литературы о том, как вызвать интерес учащихся к чтению, сделать его более профессиональным, глубоким....

Воспитать талантливого читателя

Литература – искусство слова… Литература – учебная дисциплина… Как получилось, что, нося одно и то же имя, эти две литературы очень часто не имеют между собой ничего общего? Главная задача школы...

ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЧИТАТЕЛЯ И ПАТРИОТА НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Формирование личности каждого ребёнка, воспитание достойного гражданина своей страны – одна из главнейших задач современного общества. Воспитывать патриота - значит формировать человека, которому прис...

ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЧИТАТЕЛЯ И ПАТРИОТА НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН

Формирование личности каждого ребёнка, воспитание достойного гражданина своей страны – одна из главнейших задач современного общества. Воспитывать патриота - значит формировать человека, которому прис...

Воспитание настоящего читателя.

Учитель русского языка и литературы должен  постоянно  развивать  интерес школьника к самостоятельному чтению, так как книга облагораживает сердце ребёнка, совершенствует его ум, помога...

"Воспитание талантливого читателя"

Эта статья предназначена для учителей – предметников русского  языка и литературы.  В ней говорится о главной задаче, которая стоит перед учителями-словесниками. Это воспитать талантливого ч...