ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЧИТАТЕЛЯ И ПАТРИОТА НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
статья (7 класс) по теме

Молчанова Вера Алексеевна

Формирование личности каждого ребёнка, воспитание достойного гражданина своей страны – одна из главнейших задач современного общества. Воспитывать патриота - значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция. Особая роль в этом сложном процессе воспитания   выпадает, прежде всего, на долю словесника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_msa_patriot._3.doc87.07 КБ

Предварительный просмотр:

      ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЧИТАТЕЛЯ И ПАТРИОТА  НА

      ОСНОВЕ МАТЕРИАЛА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

                                                                                              Молчанова С.А.

          Формирование личности каждого ребёнка, воспитание достойного гражданина своей страны – одна из главнейших задач современного общества. Воспитывать патриота - значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция. Особая роль в этом сложном процессе воспитания   выпадает, прежде всего, на долю словесника.

        Литература - это не только и не столько учебный гуманитарный предмет. Это книга жизни. На уроках литературы формирует ся личностное отношение к прочитанному. Познание здесь происходит через переживание и проживание жизни вместе с литературным героем с учетом своего жизненного личного опыта. Из одного и того же художественного об раза разные учащиеся «дочерпывают» разные грани, аспекты, стороны. Уче ник занимает позицию соавторства. Для меня уроки литературы – это творческий процесс осмысления учащимися нравственных и эстетических ценностей.

       Особый воспитательный потенциал несёт в себе  литература о Великой Отечественной войне. И тут возникает вопрос: как сделать произведения далекого и не столь  далёкого прошлого значимыми, интересными для юного читателя (интересными высоком смысле этого слова), жизненно необходимыми и личностно воспринимаемыми?

        Воспитание чувств... Проблема сложная. Чтобы «включить» в работу весь комплекс чувств  и мыслей ребёнка и подростка, стоит вспомнить, что более всего подвластно ребячье сознание  музам «синтетическим» - театру и кино, а потому всегда полезно использовать на уроке литературы смежные искусства. В союзе с другими  искусствами литература скорее найдет путь к сердцу ученика, разбудит его мысль, оживит воображение. Дело здесь не только в том, что присутствие музыки и изобразительного искусства создаёт определенное настроение. Сплав поэзии, музыки и  изобразительных искусств содействует возникновению яркого образа в сознании учеников. Зачастую музыка способна вызвать неизмеримый эмоциональный резонанс, накладываясь на художественный текст или слово учителя. Например, обзорный урок, посвящённый литературе периода Великой Отечественной войны. На фоне демонстрирующихся слайдов, свидетельствующих о первых днях войны, первые аккорды «Священной войны» заставят вздрогнуть каждое юное сердце и ощутить трагедию поколения 40-х, на чью юность выпало столь тяжкое испытание. Однако смежные искусства могут служить усилению не только эмоциональных, но и логических импульсов. Литературный герой часто «окружен» определенным «слоем Культуры». И тут хорошо вспомнить песни, что звучали на фронте и в тылу, их авторов. Шедевры, созданные  ими, аккумулируют наряду с высоким патриотизмом, любовью к малой Родине и самые глубинные чувства человека.              

        Патриот зарождается с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним  и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма. Поэтому так важно показать ребятам, что война – это не только история страны, но и история их семьи. Пусть каждый из них расскажет в своём домашнем сочинении о родных и близких в годы войны.

Вторая  ступень идет через воспитание любви к малой родине - деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма. Посетив музей-заповедник «Прохоровское Поле», обязательно приду с ребятами на железнодорожный вокзал. И здесь расскажу, как угоняли молодёжь в фашистскую неволю, назову имена пострадавших, их родственников и потомков, живущих рядом с нами, расскажу,  как загнали молодых людей в товарные вагоны, предназначенные для скота, и как их матери всю ночь, лёжа на перроне, «выли», прощаясь со своими кровиночками.  А потом, в классе, мы вместе прочитаем «Русский Характер» Алексея Толстого. И тогда внимание ребят не упустит, казалось бы, незаметную фразу: «Так воевал лейтенант Егор Дремов, покуда не случилось с ним несчастье. Во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью и дрогнули, его танк — на бугре, на пшеничном поле — был подбит снарядом…»

Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, его истории, культуре, традициям. Пройдя два первых этапа, теперь мы готовы воспринять, например, роман Бориса Васильева «В списках не значился». Когда дочитываешь последние страницы романа, рассказывающие, что даже немцы отдавали честь Русскому Солдату, чувствуешь, как класс цепенеет и вместе с учителем встаёт. И больше ненужно слов, всё уже сказано…  

       Учительское «надо» всякий раз необходимо органически связывать с ученическим «хочу». Однако, чтобы рука нетерпеливо потянулась к книж ной полке, ее прежде нужно поднять на уроке — ярким вопросом, не ответив на который не успокоишься. Сделать чтение своеобразным ответом на вопрос, некоей саморазрядкой - еще одно из тех обязательных средств, подстраховывающих необязательное чтение.    Воспитание читателя и патриота — процесс не только единый, но в основе     неразрывный:  

нельзя увлечь кни гой, если она не формирует духовной высоты, не зовет в чем-то быть таким же, как литературный герой. Словеснику, коль он воспитывает читателя, полезно всякий свой урок оборвать многоточием, той недосказан ностью, которая ведет к книге. Она, стало быть, тоже средство, такое же эффективное, как и интригующий вопрос. Художественной книге под силу такое, с чем никакие иные, самые доступные и совершенные каналы информации соперничать не в состоянии. Если книгу сделать инструментом познания жизни во всех её сложностях, а не самоцелью, она увлечёт остро насущным, жгуче важным даже тех, кто  особенно никогда не был в дружбе с нею. «Вычитывать» из книги опыт, «духовное завещание одного поколения другому», наверное, это и есть искусство современного чтения.

       Ещё один приём воспитания творческого читателя - медленное чтение. Что такое медленное чтение? Это чтение, направленное не вширь; а в глубь текста, ускоряется там, где мало глубины, и становится не торопливым, а иногда совсем медленным — до остановок, если наталкивается на подтекст, ассоциацию, литератур ную связь. Медленное чтение — это и особый тип мышления, который жаждет открытий, новизны или, как мы говорим, находок. Подспудно в нем всегда живет желание удивить, растревожить ум, вызвать сопереживание. Согласитесь, что эта остановка только внешняя, потому что рождает неодолимое желание быстрее обратиться к тексту. Медленное чтение — это и чтение по памяти, и когда уже книга закрыта, и ты мысленно к ней возвращаешься. Чтение по памяти наиболее творческая и перспективная форма работы на уроке. Такое «чтение», не требует каких-либо удобств: можно «читать» и в автобусе, и на улице. Собственно, «читать» даже не книгу, а всего лишь ка кую-нибудь строку, которая остановила. Читать медленно — это ощущать литературу и жизнь как единый, общий и мно гогранный процесс. «Торо пись, не спеша», — вот  первый шаг к медленному чтению. Перечитывание в процессе чтения — один из принципов медленного чте ния! От одной страницы тут же перелистать многие иногда мысленно, а иногда буквально. Но возвращаться к тому, мимо чего прошел, все-таки не так сложно, как заглянуть в страницу, до которой еще не дошел. Неожиданные экскурсы в неизведанное — не только, в страницы этой книги, комментируемой, но и в другие произведения, как ни курьезно, — черта тоже медленного чтения. Если сказать совсем коротко, то это взаимодействие рывков и остано вок, с помощью которых читатель продвигается и вглубь, и вширь, то есть в полном объеме предстает вся книга. И здесь же проектируется путь освоения других произве дений, осуществляется «сцепление» внутрилитературных фактов в определенную идею. Медленное чтение — это поиск возможностей к сотвор честву с писателем (еще один стимул к чтению). Сотворчество почти всегда создает иллюзию, будто бы ты тоже писал эту книгу, которую читаешь. И нужно как бы объяснить самому себе то, что написал. Медленное чте ние, таким образом, сближает читателя не только с кни гой, но и с ее автором и, таким образом, полнее стимулирует учебный процесс.                                                 

        Читательская активность школьника начинается с умения учителя увидеть кое-что «меж печатными строками» и заразить этим умением ре бят. Нужно раз и навсегда себе сказать: просто так книгу не читают, во всяком случае, читают не так, как нужно, всегда должна быть целевая установка.

Медленное чтение — это установка на открытие не толь ко чего-то яркого,  интересного и значительного в книге, но и  самом себе как читателе. Так с шестиклассниками  мы медленно прочитали повесть Виталия Закруткина «Матерь человеческая». А совсем недавно ученица 6 класса», читавшая отрывок и повести, стала призёром регионального этапа Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика.

        Принимая в расчет значительные деформации в моральном облике молодых людей, нельзя не признать оправданным наше повышенное внима ние к нравственному потенциалу искусства слова. Приобщение ребят к искусству слова делает их чувства тоньше,  сердца   добрее, а помыслы чище и благороднее. Полагаю, опытные словесники согласятся со мной, что для реализации такой сложной задачи как воспитание одного урока мало. Начатая на уроке, эта работа должна находить естественное продолжение на внеклассных занятиях, а полученное там вновь должно возвратиться ребенком на урок, потому, что он почувствует себя увереннее, станет самостоятельнее и интереснее мыслить. Так  эффективным оказывается такой прием, как инсценирование произведения. Это могут быть, подготовленные к уроку сценки-инсценировки или специальные литературные постановки. Выбор при этом самостоятелен, ничья инициатива не подавляется. Но ведь для того чтобы поставить хотя бы какую-то коротенькую часть произведения, нужно знать его целиком, постигнуть его идею, проникнуться чувствами героев. Так, занимаясь в театральном кружке, 12-тилетние подростки с особым энтузиазмом работают над инсценированием глав из поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин». А спектакль по документальному рассказу И.Сидельникова «Последний бой Кати Крестниковой»  стал событием не только для кружковцев, но и для всех учащихся школы. Ещё бы, ведь героиня – наша землячка, уроженка Воронежа. Да и на фронт она, 17-тилетняя девчонка, уходит добровольцем, когда фашисты подошли к родному городу. Пока шли репетиции и съёмки, школа жила в таинственном ожидании – что же происходит там, за закрытой дверью, откуда с таким достоинством и гордостью выходят мальчики и девочки, одетые в стилизованную  военную форму. Кто-то правдами и неправдами пытался попасть на репетицию, кто-то просил разрешения. И вот видеозапись спектакля отправлена на конкурс, а в наш школьный музей  выстроилась очередь из школьников, чтобы увидеть фильм-спектакль, поставленный и смонтированный кружковцами. Чувства, пережитые в процессе подготовки  и в результате признания, наверняка не  только навсегда останутся в памяти кружковцев, но и наложат отпечаток на формирование их личности.  В самом начале репетиций этого спектакля к руководителю кружка обратился школьник, считавшийся «трудным», несколько лет состоявший на внутришкольном  учёте, с просьбой  подобрать для него роль в спектакле. Следуя принципам работы нашего кружка, мы предложили ему роль Бикбая, героя, который пожертвовал собственной жизнью, чтобы восстановить связь на батарее во время боя.  Несмотря на то, что в спектакле кроме кружковцев были задействованы и приглашённые «актёры», не было  зафиксировано ни одного нарушения дисциплины.  На наш взгляд, никакие беседы, диспуты и т.п. мероприятия не имеют такого воспитательного и развивающего потенциала, как  создание одного удачно подобранного спектакля.   И видимо неслучайно мы заняли 3-е место в региональном этапе всероссийского конкурса «Театральная юность России», и были приглашены  на проходивший в Москве финал международного конкурса детских театров на русском языке «Золотой ключик». 

        Так мы подходим к самому главному - приобщению школьников к

 серьезной работе с текстом.  Так возникает тот самый мостик между книгой жизнью, книгой и теми, кто читает ее, приобщается к ней. Но не только судьбами литературных героев, биографиями великих, жизненными примерами воспитывается личность. «Личность воспитывается личностью - той, которая ведет урок». (Е.Н.Ильин) С сегодняшними школьниками надо говорить иными словами, нежели 30 лет назад. А.С.Пушкин гениально указал, что самое умное место в человеке сердце. Доверяя гению А.С.Пушкина, в своей работе стараюсь ориентировать» глагол» на человеческое сердце. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЧИТАТЕЛЯ И ПАТРИОТА НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН

Формирование личности каждого ребёнка, воспитание достойного гражданина своей страны – одна из главнейших задач современного общества. Воспитывать патриота - значит формировать человека, которому прис...

Программа патриотического воспитания "Это не должно повториться"(по страницам летописи Великой Отечественной войны).

Программа создана к 70-летию Великой Победы в ВОВ для учащихся 5-9 классов.Программа даёт возможность реализовать идею инклюзивного образования (благодаря сотрудничеству с социальными партнёрами) : со...

Презентации к изучению материала по Великой Отечественной войне 1941-1945гг (Алекса́ндр Миха́йлович Василе́вский)

Алекса́ндр Миха́йлович Василе́вский (18  сентября 1895 — 5 декабря 1977) — советский военачальник, Маршал Советского Союза (1943), начальник Генштаба, член Ставки Верховного Главно...

Презентации к изучению материала по Великой Отечественной войне 1941-1945гг (Техника СССР во Время Великой Отечественной войны)

Классификация техники; Легкие танки, Средние танки, Тяжелые танки, ПТ - САУ(противотанковые самоходные артиллерийские установки), САУ(самоходные артиллерийские установки), Тяжелые танки...

Урок мужества, посвящённый подвигу юных патриотов России в годы Великой Отечественной Войны.

Урок мужества, посвящённый подвигу юных патриотов России в годы Великой Отечественной Войны....

Внеклассное мероприятие: Урок мужества , посвящённый подвигу юных патриотов России в годы Великой Отечественной войны".

Без любви к Родине, к ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущее. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком. Современ...