урок "В сайгаков ,люди ,не стрелять!",посвящённый Году Сайгака 10 класс
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

 урок внеклассного чтения  по литературе в 10 классе ,посвящённый году сайгака с применением национально-регионального компонента (стихотворения Д.Кугультинова,А.Дагаева,Г.Кукареки)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_strelyaytelyudi_v_saygakov.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              …В  САЙГАКОВ , ЛЮДИ , НЕ  СТРЕЛЯТЬ !

                                    (урок – раздумье  по произведениям Д. Кугультинова,

                                    Г. Кукареки ,А.Л.Дагаева, по роману  Ч. Айтматова

                                   « Плаха».                        

                                   

                                                        Берегите эти земли, эти воды,

                                                        Даже малую былиночку, любя,

                                                        Берегите всех зверей внутри природы,

                                                        Убивайте лишь зверей внутри себя.

                                                                                    Е. Евтушенко.

                  Цели  урока: Учащиеся должны услышать и понять, как в произве

                                         -дениях поэтов и писателя решаются  экологические

                                          проблемы, связанные с сохранением популяции степ

                                         -ных антилоп; формирование духовных ценностей и

                                         душевных качеств личности ;развивать умения вос-

                                         принимать красоту природы и потребность создавать

                                          и беречь её;

                 Оборудование:  Иллюстрации о природе, о сайгаках, портреты                                              

                                             поэтов ;музыка Л.Бетховена « Гроза».

                                                  Ход  урока:

  1. Слово учителя .

                            Сайгаки родины моей,

                            Вы  ветра самого быстрей…

                            Вы – памятник живой степей

                            Средь синих  маревых зыбей,

                            Но, что вас ждёт за далью дней?

                            В моей бы силе

                               ПРИКАЗАТЬ:

                           - В сайгаков , люди, не стрелять!

      -Стихотворение Г. Кукареки называется « Что ждёт?»

     С этим вопросом он обращается к нам , читателям.

      Почему, как вы  думаете?

     (ответы учащихся)

    - Урок наш  назовём  словами  из стихотворения поэта « В сайгаков, люди,

        не стрелять!».

     Проблема  вымирания степных антилоп настолько актуальна, что  2010 год  Указом  Главы  Республики  К.Н. Илюмжиновым  объявлен  годом  сайгака.

 По данным учёных, в Калмыкии осталось очень мало сайгаков – всего 20 тысяч…. Места их обитания - это степи Калмыкии, Казахстана, Монголии.

О них пишут поэты Г.Кукарека, Д . Н. Кугультинов ,А. Дагаев, о них повествует и Ч. Айтматов в своём произведении « Плаха».

    2. Выступление  учащегося  с кратким  обзором  романа « Плаха».

Роман Чингиза Айтматова «Плаха» посвящен философским проблемам добра и зла, которые связаны с главным вопросом современности: сохранится ли жизнь на земле? Выживет ли человек, и каким он будет в условиях технократического XXI века?

Безжалостность, проявленная человеком по отношению к природе, оборачивается против него самого: того, кто творит зло, неизбежно настигает возмездие.

Конечно, и раньше люди проносились на своих низких лохматых лошадях по степным просторам, охотились на сайгаков и лисиц, птиц и тех же волков. Но прежде они включались в общий природный круговорот, поддерживали его баланс, истребляли животных ради продолжения своего рода. Теперь же человек, обладающий современными орудиями убийства, уничтожает «братьев меньших» не во имя жизни, а из-за корысти, прибыли.

Особенно в этом отношении волнует писателя молодежь, люди, стоящие в начале своего жизненного пути. Подстегиваемые наркотикам и, они признают только одно—деньги: «Мы будем деньгу делать», «Для нас деньги — прежде всего!», «На свете все продастся и покупается».

Зло порождает только зло. Приходит в действие закон цепной реакции: бездуховность одних перекидывается на других, и уже масса людей становится разрушителями и убийцами. Природа — действительно мать. для живущих на земле, но она может стать и нашей мачехой. «Не убий!» — многократно вспоминается при чтении романа этот евангельский призыв. «Плаха нс только героям Айтматова, но и всем нам.

    3. Чтение и анализ  эпизода « Расстрел сайгаков» ( глава 1.стр.20)

      …Люди, люди – человекобоги! Люди тоже охотились на сайгаков Моюнкумской  саванны. Прежде они появлялись на лошадях, одетые в шкуры, вооружённые стрелами, потом появлялись с бабахающими ружьями,

гикая, скакали туда- сюда, а сайгаки кидались гурьбой в одну, в другую сторону – поди разыщи их в саксаульных урочищах, но пришло время ,и

человекобоги стали устраивать облавы на машинах, беря на измор, точь– в- точь как  волки, и валили сайгаков, расстреливая их с ходу, а потом человекобоги стали прилетать на вертолётах и , высмотрев вначале с воздуха

сайгачьи  стада в степи ,шли на окружение животных  в указанных координатах, а наземные снайперы мчались при этом по равнинам со скоростью до ста и более километров, чтобы сайгаки не успели скрыться,

а вертолёты корректировали сверху цель и движение…

        - Как   автор называет  людей? Почему?

        - Что чувствуете, когда читаете этот эпизод?

4. Чтение и анализ эпизода из  главы 3 стр.31 .

   …И именно в тот момент послышался вдруг странный гул откуда-то сверху, какое-то  гудение пошло над степью, но вовсе не похожее на громыхание  грозы. «…» то были вертолёты.

А волки, что ж, какой с них спрос, пережив сиюминутное смятение, они вскоре забыли о вертолётах и снова затрусили по степи к сайгачьим урочищам, не ведая ни сном ни духом, поскольку им то не дано, что все они, все обитатели саванны, уже замечены, уже отмечены на картах в пронумеро-

ванных  квадратах и обречены на массовый отстрел, что их погибель уже

спланирована, и  скоординирована, и уже катится к ним на многочисленных

моторах и колёсах…

Откуда было знать им, степным  волкам, что их исконная добыча –сайгаки – нужна  для пополнения плана мясосдачи, что ситуация в конце квартала

«определяющего года» сложилась для области весьма нервозная – «не выходили с пятилеткой» и кто-то разбитной из облуправления вдруг предложил «задействовать» мясные ресурсы Моюнкумов.. «…».

«План будет непременно, в ближайшую декаду. Есть дополнительные резервы на местах, поднажмём, потребуем…»

(  на фоне музыки  « Гроза»  Бетховена продолжается чтение эпизода).

…И тут поистине точно гром с неба – снова появились те вертолёты. В этот

раз они летели  слишком скоро и сразу пошли угрожающе низко над всполошившимся поголовьем сайгаков, дико кинувшихся вскачь прочь от

от чудовищной напасти. Это произошло круто и ошеломительно быстро –

не одна сотня перепуганных антилоп, обезумев, потеряв вожаков и ориентацию, поддалась беспорядочной панике, ибо не могли эти безобидные

животные противостоять лётной технике. А вертолётам точно только того и надо было- прижимая бегущее стадо к земле и обгоняя его, они столкнули его с другим таким же многочисленным поголовьем сайгаков, оказавшихся по  соседству, и, вовлекая всё новые  и новые  встречные стада в это моюнкумское  светопреставление, сбивали с толку панически бегущую

массу  степных антилоп, что ещё усугубило бедствие, обрушившееся на

парнокопытных обитателей  никогда ничего подобного не знавшей саванны.

«…» А вертолёты – облавщики, идя с двух краёв поголовья, сообщались  по

рации, координировали, следили, чтобы оно не разбежалось по сторонам, чтобы  не пришлось снова гоняться по саванне за стадами, и всё больше нагнетали страху, принуждая сайгаков бежать  тем  сильней, чем сильней они бежали. В шлемофонах хрипели возбуждённые голоса облавщиков: «Двадцатый, слушай, двадцатый! А ну  поддай  жару! Ещё поддай!».Им ,

вертолётчикам, сверху было прекрасно видно, как  по степи, по белой снежной  пороше катилась сплошная чёрная река  дикого  ужаса. И в ответ

раздавался бодрый голос в наушниках: « Есть поддать!»

так  гнали облаву на измор, как и было рассчитано, и расчёт был точный.

  И когда гонимые антилопы хлынули на большую равнину, их встретили те, для которых старались с утра вертолёты. Их поджидали охотники, а вернее,

расстрельщики. На вездеходах-  «уазиках» с открытым верхом расстрельщики погнали сайгаков дальше, расстреливая их на ходу из автоматов, в упор, без прицела, косили как будто сено на огороде. А за ними

двинулись грузовые прицепы – бросали  трофеи один за другим в кузова, и

люди собирали дармовой урожай. Дюжие парни ,не мешкая ,быстро освоили новое дело, прикалывали недобитых сайгаков, гонялись за ранеными и тоже приканчивали, но главная их задача заключалась в том, чтобы раскачать окровавленные туши за ноги и одним махом перекинуть за борт!

Саванна платила богам кровавую дань за то, что смела оставаться  саванной, - в кузовах вздымались горы сайгачьих туш.

А побоище длилось. Врезаясь на машинах в гущу загнанных, уже выбившихся из сил сайгаков, отстрельщики валили животных направо и налево, ещё больше нагнетая  панику и отчаяние .Страх достиг таких апокалипсических  размеров, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде  воцарился хаос. «…» Многие сайгаки падали с ног и оставались лежать, били копытами, не в силах  двигаться, задыхались от удушья и

разрыва сердца. Их прирезали на месте подборщики туш, наотмашь  полоснув по горлу, и, раскачав за ноги ,судорожно дёргающихся, полуживых

кидали в кузова грузовиков. Страшно было смотреть на этих людей в облитой кровью с головы до ног одежде…

    -  обмен мнениями, чувствами.

 Ч. Айтматов  показал страшную картину массового уничтожения  животных,

  Об  этом же говорит Д .Н. Кугультинов в стихотворении «Смерть сайгака,

 или расстрелянное  утро».

  5. Чтение стихотворения ( отрывок).

     …Какое показало мастерство

    Природа – скульптор в день ,когда лепила

    Сайгака!.. Сколько проявила силы!

    Как тщательно продумала его,

    Как мудро и любовно он отлит!

    Вписав сайгака в золотые дали,

    Природа рассчитала все детали,

     От гордой головы и до копыт!

    Рога оленьи – сочных два побега –

    Она дала ему, слегка пригнув,

    Не поскупилась на орлиный клюв,-

    Могучий нос необходим для бега!

    Бока борзой животному даны…

    А ноги, ноги!.. Что проворней в мире,

    Чем эти вихри?! Эти вот четыре

    Природою натянутые струны?!

    Как девушки безгрешные мечты,

    Сайгаки беззлобны и чисты.

    Нужна сайгаку лишь трава степная.

    Стада их лёгкие с приходом дня

    Пасутся, никого не  утесняя

    И никому  обиды не чиня…

   . .Всю прелесть их я постигаю снова,

   Любуясь на согласную чету:

   Они как будто бы взлететь готовы-

   Вот – вот взовьются к небу, в высоту…

   И,  право, есть на свете наслажденье выше,

   Чем красоту земную созерцать?!

    Спасибо щедрой жизни ,подарившей

   Мне это утро , эту благодать!..

    Сегодня трепетная красота

    По всей степи калмыцкой разлита:

    Голубоватый воздух и безлюдье…

    Вдыхаю ароматы полной грудью,

    С травинкой каждой ощущаю связь…

    И вижу, чувством опьянен волшебным:

    Неподалёку птица с пёстрым гребнем

    Сидит , меня нисколько не боясь.

    Ни перед кем я нынче не в долгу.

    Со  степью вместе радуюсь и плачу!..

    Как жаворонок я запеть могу

    И кажется, пойму язык сайгачий!..

    Да, я сейчас в родстве со всем живым,

    И – верю – это будет вечно длиться!

    Я слит с землёю. Я её частица,

    От мира я сейчас неотделим!..

    Я слышу ,как зверьки скребутся в норах,

    Мне поверяет тайны каждый злак…

    НО ЧТО- ТО ХРУСТНУЛО… ВРАЖДЕБНЫЙ ШОРОХ!

    И, вздрогнув, поднял голову сайгак…

    Насторожился… В сторону отпрянул…

    Но поздно! Небо с треском прорвалось!

    Прозрачность утра пропоров  насквозь,

     Из –за холма короткий выстрел грянул…

    Так дико, так безжалостно – нелепо

     Единство мира раздробил сплеча…

     Сайгак  подпрыгнул…Он рванулся к небу,

     Как  человек пронзительно крича…

     И крик его пронёсся, словно смерч.

     Бегут вразброд недавние соседи

     В смятении, в страшнейшей из  трагедий,

     Когда живое  ощущает смерть.

     Несутся птицы с шумом… А сайгак

     Лежит…Пригнулась шея неуклюже…

     Дымится кровь и натекает лужей.

     И солнце опускается во мрак,

      Багрово – липкий, нестерпимо алый…

     И мирной радости как не бывало!

      «…»И покачнулся мир в моих глазах.

    Всё доброе исчезло в струйке дыма…

     Нет, не  сайгака здесь дымится кровь!...

     Казалось утро девушкой любимой,

     Напоминало первую любовь…

     Не тварь земную – образ утра чистый

     Здесь ,на  глазах моих, убили зло,

     И кровью  утра – жаркою, лучистой –

     Мне душу обожгло!

  6.  Беседа  по прочитанному:

      - Какие чувства  выражает  автор?

      - Из  скольких  частей состоит стихотворение?

      - Какую картину  рисует  поэт в 1-ой части ? во 2-ой?

     -Как вы думаете, что лежит в основе недобрых поступков?

            (человеческие качества)

   

     Обратите на « Словарь урока» : зависть, гордыня, самодурство,

                     Эгоизм, чёрствость, месть, ненависть.

     -Почему я остановила ваше внимание на этих словах?

        ( потому что они  обозначают те человеческие чувства и качества, кото-

          -рые не позволяют человеку, стоящему на распутье  между добром и

           злом, сделать правильный  выбор, остановить зло в самом его начале.

          А ведь давно известно, что если зло не пресекается  сразу, то оно раз-

          -горается с ещё большей  силой).

     

   7. Чтение стихотворения  Г.Кукареки « Сайгаки».

      - О какой угрозе  популяции сайгаков говорит поэт?

          Своей извечною тропой,

          Сайгаки шли на водопой.

          И взбрыкивали малыши,

          Резвясь в зоревой  тиши,        

       Стряхнув  росинки, ковыли                  Когда б не рёв грузовика,

        Им кланялись аж до земли…               Донёсся он издалека

       Взлетело стадо на курган,                     И сайги, страх переборов,

        За ним, внизу, блеснул лиман.             Все кинулись в глубокий ров.

       Запахло глиной и рапой.                        Осклизлый берег не давал

       Озёрной солью молодой.                       Подняться на высокий вал.

       Бежать бы сайгакам и бежать,               Как дети, жалобно крича,

       По ходу солнышка кружа,                     Погибли сотни сайгачат,

                                  …Своей извечною тропой

                                      Сайгаки шли на водопой,

                                      Бежать бы век им по траве –

                                      Канал построил человек…

  В другом стихотворении поэт  признаётся  « наша с тобой беда/ поредели сайгачьи стада..».

  А.Л.Дагаев обращается к нам со словами :  «Люди, сайгаков спасайте!»

                                « …» Люди ,сайгаков спасайте!

                                          Вольную волю им дайте.

                                          Если их всех перебьём,

                                          На душу грех мы возьмём.

                                          Сами увидим мы  вскоре

                                          Слёзы сайгачьи от горя.

                                           Слёзы животных горьки,

                                          Слёзы горючей тоски.

                                          Знаешь, животные плачут.

                                          Слёзы не кажут,а прячут,

                                           Только глазёнки блестят. «…»    

8. Обобщение по уроку:

   - Чем же мы  с вами можем помочь сохранению популяции степных

     антилоп?  

  - А вот что говорит Г.Кукарека в стихотворении « Помощь».

         Жилось сайгакам в эту зиму трудно.

          Вздымались  космы  снега к небесам.

        И вот пришли на выручку к ним люди,

        Повсюду кипы сена ,разбросав…

- Неизвестный китайский поэт в 500 году до нашей эры заметил:

     « Если вы думаете на год вперёд – сейте зёрна,

        Если вы думаете на 10 лет вперёд – сажайте деревья,

        Если  вы думаете на 100 лет вперёд – воспитывайте человека»

  То есть ещё  более 2-х тысяч лет назад люди думали о том, что должны научиться жить нравственно, соблюдая этические нормы. Чтобы, не случилось в нашей жизни так , как сказал Джангр  Насунов:

                     …   Тот ,кто нынче выстрелил в сайгака,

                            Тот может завтра  выстрелить и в нас…

-  И  заканчивая наш разговор, обратимся к словам  поэта Е . Евтушенко

   ( читается эпиграф урока).

  9. Составление  синквейна: в пяти строках представить  проблему нашего

     урока 1. сущ-е, заключающее в себе тему,

                2. два  прил-х, определяюших  сущ.-е.

                3. три слова , одно – опорный глагол.

                4. – заключает в себе отношение автора  к теме.

                5. синоним к первому слову, вывод.

                 

                    Степная антилопа!

                    Красивое , быстроногое  животное.

                    Восторгаются люди  тобой              

                    Охранять и беречь  необходимо всегда

                    Сайгака-  символа наших степей!  

                               

                   « В  САЙГАКОВ , ЛЮДИ,

                                             

                                            НЕ  СТРЕЛЯТЬ ! »

                                                               

               ( Урок  литературы  по произведениям  Д.Н.Кугультинова,

                            Г. Кукареки , А. Л.Дагаева ,Ч. Айтматова )

                                                                 Бадмаева Н.Д  учитель русского языка

                                                         и литературы  МОУ « Уланэргинская СОШ»

 

                                                               2010 г.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия, посвящённого году литературы в России (в рамках открытия учебного года и первого общего родительского собрания) «Китай-Россия. Путешествие во времени или с книгой возможно всё!»

Сценарий мероприятия, посвящённого году литературы в России(в рамках открытия учебного года и первого общего родительского собрания)«Китай-Россия. Путешествие во времени или с книгой возможно вс...

Конкурс чтецов "Времена года в стихотворениях русских поэтов 19 века" (в рамках предметной декады, посвящённой "Году экологии")

В материале представлена программа конкурса, стихи русских поэтов 19 века о временах года....

Презентация "Времена года", посвящённая Году Экологии в России.

Презентация "Времена года в стихотворениях русских поэтов 19 века" подготовлена к проведению предметной декады основной школы и посвящена Году Экологии в России....

Квест-игра для учащихся 5-8 классов, посвящённая Году кино

Квест-игра для учащихся 5-8 классов, посвящённая Году кино...

Областной конкурс «Все люди делом живы…», посвящённый 155 - летию со дня рождения М. Горького

Максим Горький совершил поистине титанический писательский подвиг. Вся его деятельность служила утверждению идеалов добра и справедливости.Человек многогранного таланта, он открыл новые пути в искусст...

Мастер-класс для детей и их родителей "Сыграем вместе хорошую песню", посвящённый Году семьи.

Мастер-класс по обучению игре на гитаре для родителей обучающихся объединения "Живая струна" в системе дополнительного образования. ...