Разработка литературного вечера, посвящённого 75-летию Н.Рубцова
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Разработка содержит данные о поэте, страницы его биографии, стихотворения. Презентация прилагается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_scenariy_2.doc | 76.5 КБ |
problemy_sovremennogo_obrazovaniya.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я буду скакать по скакать по холмам задремавшей отчизны…»
(Николаю Рубцову посвящается)
Цели :
-обучающие: дать обзор жизни и творчества Н.Рубцова, показать, что его поэзия- огромный мир, сложный, противоречивый, но наполненный высокими нравственными чувствами,
-развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся,
-воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.
Звучит фоновая музыка.
Душа поэта всем видна.
И показалась мне она
Сироткой робкой, что одна
В деревне, под дождем, босая,
Дыханьем руки согревая,
Стоит у каждого окна
Душа поэта! Ей бы в скит,
Подальше от людских обид.
Но мне рассудок говорит:
Она б и там все то же пела,
Она б и там за всех болела.
Как на небе за всех болит.
Сцена
Музыка 60-70 годов, Крик. Милиция. Женщина вбегает. « Я убила своего мужа, Николая Рубцова.
"Я убила своего мужа!" - сказала она первому встречному милиционеру. "Идите-ка спать, гражданка, - отозвался блюститель порядка. - Вы сильно выпимши". - "Я убила своего мужа, поэта Рубцова", - настаивала женщина. "Добром говорю, спать идите. Не то - в вытрезвитель".
-Я хотела сделать его жизнь более-менее человеческой…Хотела упорядочить его быт, внести хоть какой-то уют. Он был поэт, а спал, как последний босяк. У него не было ни одной подушки, была одна прожжённая простыня, прожжённое рваное одеяло. У него не было белья, ел он прямо из кастрюли. Почти всю посуду, которую я привезла, он разбил.
Все восхищались его стихами. А как человек он был никому не нужен. Его собратья по перу относились к нему снисходительно, даже с насмешкой, уж не говоря о том, что равнодушно. От этого мне ещё более было его жаль. Он мне говорил иногда: «Люда, ты знай, что, если между нами будет плохо, они все будут рады…» что же делать?
-Вы задержаны , уведите.
2. Поэты на Руси долго не живут: не отметил своего 35-летия и Н.Рубцов. Он трагически погиб в крещенскую ночь 1971 года, по сценарию, написанному им самим:
Звучит стихотворение «Я умру».
Я умру в крещенские морозы,
Я умру, когда трещат березы...
Что привело его у смерти, мы не знаем: Рубцов не вёл дневников. Его биография – его стихи. Давайте перелистаем их.
Говорят, у каждого настоящего поэта в жизни должны быть четыре страсти: страсть к Родине, страсть к женщине, страсть к творчеству и страсть к жизни.
Н. Рубцов – настоящий.
Николай Михайлович Рубцов родился в семье начальника леспромхоза Михаила Андрияновича и Александры Михайловны Рубцовых в Архангельской области в селе Емецке. В 1940 году семья переехала в Вологду, где их и застала война.
Музыка (война).
Ведущая. Едва Николаю исполнилось пять лет, ушёл на фронт и не вернулся отец - кадровый военный, поэт лишился и матери: она тяжело заболела и умерла.
Вспомню, как жили мы
С мамой родною —
Всегда в веселе и тепле.
Но вот наше счастье
Распалось на части —
Война наступила в стране...
(Н. Рубцов)
Песня «В горнице моей...»
Ведущий: Колю забрала к себе соседка. Потом у нее пропали карточки на хлеб, и вина упала на семилетнего мальчишку. Он убежал в лес, жил там неделю, а когда возвратился, его отправили в детдом. Николай пешком ушел оттуда в город, к сестре. Его снова нашли и на этот раз отправили за сотни километров от больших дорог — в Никольский детдом Тотемского района Вологодской области. Здесь, в селе Никольском, а попросту - деревне Николе, зарождались нравственные, духовные истоки поэта.
Инсценировка (6б):
Автор: Серая осень застыла в холодных водах реки, под сетью дождя пестрела мокрой листвой на дороге. Время неумолимо двигалось к ночи.
Баба Сима, няня-старушка, уже дремала, убаюкав детей новой сказкой. Она умела перевоплощаться: то говорила голосом Василисы Прекрасной, то зверя-людоеда, то передавала шорохи травинок в поле.
Кажется, все уже спит и никто не разбудит ребяческих снов, которые всегда были продолжением сказок бабы Симы.
Чу! Какие-то голоса! Топот за окнами, хлопанье дверей...
Воспитательница: Зажигай свет баба Сима! Встречай гостей!
Баба Сима: Антонина Алексеевна, тише! Ребята уже спят.
Воспитательница: Да нет, они уже задирают головы. Ребята, это ваши новые друзья. Они протопали пешком 25 км без передышки. Время-то осеннее, позднее.
Баба Сима: Что же их на лошади-то не встретили и никого раньше не предупредили. Может, баньку истопить, белье чистое выдать. И положить-то некуда!
Воспитательница: А ребята уже сообразили: как раз по двое, валетиком. Ну, давайте знакомиться. Это — Валя Колобков. Вот твое место. Это — Вася Томиловский. Коля Рубцов, ложись на ту кровать. Мартюков, подвинься.
Коля Рубцов: А тебя Толей зовут?
Толя Мартюков: Да... А как ты узнал?
Коля Рубцов: На табличке написано.
Толя Мартюков: Коль, а ты немца видел?
Коля Рубцов: Я, нет. Вот Вася Черемхин и убитых видел. Его на горящем самолете из Ленинграда вывозили. Целый самолет с детдомовцами чуть в озеро не рухнул. Раненый летчик дотянул до берега. Всех спас.
Толя Мартюков: Он герой!
Коля Рубцов: Нет, лейтенант.
Толя Мартюков: Коль, а тебе нравится Антонина Алексеевна?.. Спит...
Выступление ученика. Стихотворение "Родная деревня ".
РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ
Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!
Бывает, что пылкий мальчишка
За гостем приезжим по следу
В дорогу торопится слишком:
- Я тоже отсюда уеду!
Среди удивленных девчонок
Храбрится, едва из пеленок:
- Ну что по провинции шляться?
В столицу пора отправляться!
Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу...
Ведущий. Между тем среди детдомовцев Рубцов считался одним из лучших учеников. И хотя учили их намного хуже того, что было в средних школах (на четыре предмета был один учитель), однако дети и этому были рады. И третий класс Коля закончил с похвальной грамотой. Тогда же он написал и своё первое стихотворение.
Что касается характера мальчика, то, по воспоминаниям его товарищей по детдому, он был среди них самым ласковым и ранимым. При малейшей обиде он отходил в сторону и горько плакал. И кличку он тогда носил довольно мягкую для пацана – Любимчик.
Деревня Никола, сюда постоянно возвращается поэт на протяжении всей жизни, здесь рождаются его знаменитые стихи о родной деревне: «Тихая моя родина», «Душа поэта».
Ведущая: Но Коля, начитавшись книг о морских путешествиях, буквально бредит морем. 12.июня 1950-го года, закончив 7 классов, юный Рубцов отправляется в Ригу: там было море - и верх его мечтаний - мореходное училище. Но „мореходка" „не приняла" юного романтика, потому как к тому времени ему не исполнилось ещё пятнадцати лет.
Ведущий: Можно представить себе горе подростка. Рухнула, как карточный домик, первая его радужная мечта. Сам поэт об этом позже рассказывал так:
ФИАЛКИ
Я в фуфаечке грязной
шёл по насыпи мола.
Вдруг откуда-то страстно
стала звать радиола:
"Купите фиалки,
вот фиалки лесные.
Купите фиалки,
они словно живые..."
..Как я рвался на море!
Бросил дом безрассудно.
И в моряцкой конторе
всё просился на судно —
на буксир, на баржу ли...
Но нетрезвые, с кренцем,
моряки хохотнули
и назвали младенцем!
Ведущий: Коля вернулся в Тотьму. Поступил в лесотехнический техникум. А мечта о море не давала покоя
Выступление ученика..
ОТПЛЫТИЕ
Размытый путь. Кривые тополя.
Я слушал шум - была пора отлета.
И вот я встал и вышел за ворота,
Где простирались желтые поля,
И вдаль пошел... Вдали тоскливо пел
Гудок чужой земли, гудок разлуки!
Но. глядя вдаль и вслушиваясь в звуки,
Я ни о чем не сожалел...
Была суровой пристань в поздний час.
Искрясь, во тьме горели папиросы,
И трап стонал, и хмурые матросы
Устало поторапливали нас.
И вдруг такой повеяло с полей
Тоской любви, тоской свиданий кратких!
Я уплывал... все дальше... без оглядки
На мглистый берег юности своей.
Ведущий: И вдруг она сбылась совсем неожиданно. В 1955 году Николай Рубцов был призван в армию для службы на боевом корабле Северного флота. Эскадренный миноносец - мощный, красивый современный корабль - на долгие четыре года стал для него домом.
Ведущая: Сослуживцы запомнили матроса Рубцова весёлым и общительным. Запомнились им не только улыбка его, но и неразлучная с ним гармонь: играть на гармони он научился ещё в детдоме. Общение с гармонью у Рубцова было особенное, свое. Когда он брал ее в руки, то словно совершал какое-то таинство. И ставил на колени не резко, а мягко, как живое существо. И не рвал меха, а разводил их умиротворенно, отдаляясь от окружающего мира, весь сливаясь с музыкой. Он закидывал ногу на ногу, гармонь высоко поднималась на колене, Николай щекой приникал к ней. В эти мгновения он исповедовался, думал, пел, плакал. Гармонь... А позднее гитара. Нет, Рубцов не играл на гитаре в общепринятом понимании, не аккомпанировал даже — он пел свои стихи с гитарой дуэтом. Струны звенели, ревели, затихали в унисон с голосом певца. Он пел, что требовала душа. «В минуты музыки», «Звезда полей», «Над вечным покоем», «Морошка»...
Звучит: В минуты музыки.(песня-фильм)
Ведущий: Демобилизовавшись осенью 1959 года, поэт решил ехать в Ленинград, где жил его брат. Там он работает кочегаром на Кировском (Путиловском) заводе, начинает заниматься в литературном объединении. Поступает в вечернюю школу. А лето проводит в Николе, где прошло его детство.
Выступает ученик. В сером пиджаке, с красным шарфом он изображает Рубцова Н.
Здесь за полтора месяца написал около сорока стихотворений.
Все последние дни занимаюсь тем, что пишу стихи, вернее не пишу, а складываю в голове!
Удивительно хорошо в деревне! В любую погоду! Самая ненастная погода никогда не портит мне здесь настроения. Наоборот, она мне особенно нравится. Я слушаю её как могучую, печальную музу.
Ведущий: А в письме к другу-земляку-вологжанину Сергею Викулову сообщал:
Ученик продолжает выступление:
В Вологде ко мне отнеслись хорошо. Читал я там, когда приехал, стихи на собрании писателей, и можно точно сказать, стихи на них подействовали.
В Вологде мне всегда бывает и хорошо, и ужасно грустно, и тревожно. Грустно и тревожно от того, что отец и мать умерли у меня в Вологде. Так что Вологда - земля для меня священная, и на ней с особенной силой чувствую я себя и живым, и смертным!
«Тихая моя родина»
.
Но страсть к творчеству была сильнее любви к родине, а точнее - Родина и поэзия для Рубцова сливались в единое целое. И чтобы стать настоящим поэтом,
в 1962 году Рубцов проходит творческий конкурс в Литературный институт имени Горького и приглашается для сдачи вступительных экзаменов.
4 августа написал на четверку сочинение,
6-го — получил пятерку по русскому языку и тройку по литературе,
8-го — четверку по истории и 10-го — тройку по иностранному языку.
Отметки, конечно, не блестящие, но достаточные для того, чтобы пройти приемный конкурс.
23 августа появился приказ № 139, в котором среди фамилий студентов, зачисленных на первый курс, под двадцатым номером значилась и фамилия Николая Рубцова.
В Москве Рубцов поселился в общежитии Литинститута и довольно скоро стал известен в среде молодых столичных поэтов. Написанные им стихи – «Осенняя песня», «Видения на холме», «Добрый Филя», - вскоре были опубликованы в журнале «Октябрь» и стали очень популярными, Хотя в стенах самого института отношение к молодому поэту было далеко не однозначным. Половина его коллег считала его бездарностью, часть говорила, что он «поэт средних возможностей», и только малая толика остальных видела в нём будущую надежду русской поэзии.
Рубцов очень часто попадал в скандальные истории. Можно только поражаться тому дьявольскому невезению, которое сопровождало его почти в большинстве подобного рода случаев. Будто магнитом он притягивал к себе неприятности и всегда оказывался в них крайним.
Но Рубцов любил жизнь, открыто, всем сердцем принимая каждый день, он шел вперед.
А что такое жизнь без любви?
Первую любовь поэта звали Таисия. Рубцову она очень нравилась, а вот он ей не очень. Однако его ухаживаний она не отвергала, и вечерами они подолгу гуляли по поселку. Но длилось это недолго: в конце 55-го Рубцова призвали в армию. Таисия его, как положено, проводила, а затем вышла замуж за другого. Обычная, в общем-то, история. Зато благодаря е Рубцов полюбил классическую музыку
Одно из своих любимых произведений «Вальс цветов» П. И. Чайковского даже сам исполнял на гармошке. Этот вальс связан с его первой любовью, с той, о которой он даже не напишет стихов. Не случайно этот вальс упоминается в нескольких произведениях поэта.
1 ученик читает стихотворение.
В саду, где пела радиола,
Где танцевали «Вальс цветов»,
Все глуше дом у частокола,
Все нелюдимей шум ветров.
(«Наследник Розы»)
2 ученик.
Ты говорил, что покинешь дом,
Что жизнь у тебя в тумане,
Словно о прошлом играл потом
«Вальс цветов» на баяне.
(«Воспоминание»)
3 ученик.
Мне не забыть друзей и нашу школу
И как в тиши июльских вечеров
Мы заводили в радиолу
И после танцевали «Вальс цветов».
(«Грусть»)
В 1962 году на одной из вечеринок он знакомится с Генриеттой Меньшиковой, которая в апреле 1963 года родит ему дочь Лену.
В 1969 году у Рубцова появится женщина, которой суждено будет сыграть в судьбе роковую роль - Людмила Дербина.
Невезение, сопровождавшее Рубцова всю жизнь, коснулось и его отношения с женщинами, может быть, поэтому у Рубцова немного стихов о любви.( «Расплата»)
Но есть среди них и такие, что трогают душу не одного поколения читателей.
«Букет»(песня)
В стихах поэта Н. Рубцова — и боль души человека, не узнавшего душевной близости. К сожалению, не встретил он в своей жизни и ту единственную, которая могла бы так самоотверженно любить, соединившись душами. Поэтому поэт — Н. Рубцов, наделенный Богом великим талантом, чистейшей и добрейшей душой, чувствующий «земную святость» и «небесный свет», весь нерастраченный жар нежной души, не встречающей взаимопонимания, отдавал стихам. Уж муза-то к нему была приветлива и великодушна.
(Рубцов читает стихи)
Ведущий. Не хочется, не хочется жить, как все, смотреть на жестокую прозу жизни, хочется лететь и петь, горланить во всю мощь великую песню свободы, но от реальности не убежишь, поэтому Рубцов горько насмехается над ней.
Я люблю судьбу свою,
Я бегу от помрачений!
Суну морду в полынью
И напьюсь,
Как зверь вечерний!
Сколько было здесь чудес,
На земле святой и древней,
Помнит только темный лес!
Он сегодня что-то дремлет.
От заснеженного льда
Я колени поднимаю,
Вижу поле, провода,
Все на свете понимаю!
Вот Есенин -
на ветру!
Блок стоит чуть-чуть в тумане.
Словно лишний на пиру,
Скромно Хлебников шаманит.
Неужели и они -
Просто горестные тени?
И не светят им огни
Новых русских деревенек?
Неужели
в свой черед
Надо мною смерть нависнет,-
Голова, как спелый плод,
Отлетит от веток жизни?
Все умрем.
Но есть резон
В том, что ты рожден поэтом.
А другой - жнецом рожден...
Все уйдем.
Но суть не в этом...
Но в зрелом возрасте поэт говорит о другом: главное место в творчестве занимает Русь и, следуя русским традициям, то его стихи незаметно вдруг переходят в песню.
Песня «Морошка»
В поэзии Рубцова удивительным образом объединились и любовь к жизни, и полные заботы любящего сына переживания о судьбе Родины, и нерастраченная нежность к той единственной, которую поэт ждал всю жизнь. Так рождались удивительные строки……
Ведущий: Рубцов никогда не вел дневника. Его дневник — его стихи. Читаешь строки и словно бы видишь одинокого путника, стоящего на краю снежного поля. Сгущается холодная тьма...
Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,
Неведомый сын удивительных вольных племён!
Как прежде скакали на голос удачи капризный,
Я буду скакать по следам миновавших времён...
Давно ли, гуляя, гармонь оглашала окрестность,
И сам председатель плясал, выбиваясь из сил,
И требовал выпить за доблесть в труде и за честность,
И лучшую жницу, как знамя, в руках проносил!
И быстро, как ласточка, мчался я в майском костюме
На звуки гармошки, на пенье и смех на лужке,
А мимо неслись в торопливом немолкнущем шуме
Весенние воды, и брёвна неслись по реке...
Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно
Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!
Пустынно мерцает померкшая звёздная люстра,
И лодка моя на речной догнивает мели.
И храм старины, удивительный, белоколонный,
Пропал, как виденье, меж этих померкших полей, -
Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,
Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!..
О, сельские виды! О, дивное счастье родиться
В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!
Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица
Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!
Боюсь, что над нами не будет возвышенной силы,
Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом,
Что, всё понимая, без грусти пойду до могилы...
Отчизна и воля - останься, моё божество!
Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды!
Останься, как сказка, веселье воскресных ночей!
Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
Старинной короной своих восходящих лучей!..
Я буду скакать, не нарушив ночное дыханье
И тайные сны неподвижных больших деревень.
Никто меж полей не услышит глухое скаканье,
Никто не окликнет мелькнувшую лёгкую тень.
И только, страдая, израненный бывший десантник
Расскажет в бреду удивлённой старухе своей,
Что ночью промчался какой-то таинственный всадник,
Неведомый отрок, и скрылся в тумане полей...
Ведущий: В конце 60-х жизнь поэта вроде бы наладилась. Местом постоянного жительства стала для Рубцова Вологда. Здесь, общаясь с писателями-земляками В. Беловым, В. Коротаевым, В. Астафьевым, О. Фокиной, А. Романовым и др., он много работает, по обыкновению часто уезжает в деревню. В эти годы рождаются новые книги поэта: «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970), «Зеленые цветы». Эта, последняя, вышла уже посмертно.
Ведущий.
Н. Рубцов был человеком страстей. Он вёл разгульную жизнь.. А потому ушёл из жизни нелепо. Он не оставил после себя завещания. Но стихи Николая .Рубцова завещают нам любить жизнь, родных, Родину и помнить, что где-то среди необъятных русских полей горит яркая звезда настоящего русского поэта.
Звучит песня «До конца, до тихого креста…»
Предварительный просмотр:
№2
«Мы все учились понемногу», или Проблемы современного образования.
Школа…Второй дом, храм науки, теперь ещё «наша новая» - насколько разнообразны ассоциации, возникающие при звучании этого слова! Со школой связана и моя жизнь: девять лет подряд со звонком начинается увлекательное путешествие в мир знаний. Здесь меня ждут одноклассники - язвительные и наивные, талантливые и заурядные. Учителя: скучные и весёлые, злые и добрые - встречают привычным и таким родным: «Здравствуйте, садитесь!» Я, наверное, как и все, никогда не задумывалась, какую роль играет школа в моей жизни, но этот год особенный: во-первых, потому, что объявлен Годом учителя, а во-вторых, заканчивается определённый этап образования и придётся решать, что делать дальше. Поэтому стоит, решила я однажды, посмотреть на нашу школу (пока ещё не новую), на проблемы современного образования без эмоций, которые испытываешь, взрослея и переходя из класса в класс.
Вспоминаю слова А.С.Пушкина: «В начале жизни школу помню я…» - и представляю учебное заведение девятнадцатого века – Царскосельский лицей. Величественный храм науки и искусства, он принял под свое крыло будущие величайшие умы России, которые стали таковыми в результате кропотливого труда преподавателей, их ежедневной помощи и поддержки. Пушкин, Кюхельбекер, Пущин и многие другие сумели прославить себя, а впоследствии и Россию благодаря знаниям, приобретенным в Царскосельском лицее.
Насколько же современная школа контрастирует с подобным учебным заведением девятнадцатого века! Облупившаяся краска на окнах, из щелей немилосердно дует холодный ветер. Старенькая бабушка, выполняющая роль уборщицы, вахтера, охранника и гардеробщицы одновременно, силится нагнуться, чтобы поднять раскиданные по полу бумажки. Все это приводит меня в легкое недоумение. «Хотя,- говорю себе, - это мелочи жизни, учиться можно где угодно…» Спешу в класс. Здесь Евгения Дмитриевна, заслуженный учитель Советского Союза, проработавшая более пятидесяти лет в сфере образования, силится вспомнить, что же она объясняла на предыдущем уроке. Ну а ученики дипломатично ей не мешают. Этот учитель работает здесь со дня основания школы, тридцать лет назад Евгения Дмитриевна вкладывала знания в головы моих родителей. Тогда она была энергична и полна энтузиазма, но теперь, вместо того чтобы уйти на заслуженную пенсию, вынуждена остаться, чтобы её внуки «смогли получить достойное образование», а она не считала копейки до зарплаты. Почему же правительство, решая глобальные вопросы, говоря об инновациях, не может позаботиться об отдельно взятом человеке - рядовом школьном учителе, который, как свидетельствует один из сайтов Интернета, является «абсолютно нищим»?
В сентябре газета «Наше слово» опубликовала статью о пятнадцати молодых преподавателях, приехавших в Воскресенский район «сеять разумное, доброе, вечное». Но надолго ли их хватит? С трудом верится, что молодой специалист захочет работать с двадцатью девятью учениками за смешную зарплату, часть которой неизбежно уйдет на закупку материалов для проведения уроков. После разговора со студентами педагогических вузов, проходивших практику в нашей школе, я поняла, что в ближайшее время мы вряд ли дождёмся «возрождения российской образовательной системы». На вопрос: «Собираетесь ли вы преподавать в муниципальных учреждениях?» - реагировали все по-разному. Одни начинали иронизировать по поводу моей наивности, другие смущенно отводили взгляд, третьи недоуменно пожимали плечами. Не так давно они закончили школу с золотой медалью, хорошо учатся в институте, но, увы, назад не вернутся. Да, мне искренне жаль пожилого учителя, я преклоняюсь перед его беззаветным служением школе, но с ужасом думаю о другом: «Кто же будет учить моих детей через десять лет?»
Всем известно, что будущее России - за её гражданами. От культурности, социализованности, а главное - от образованности народа зависит, какой будет страна. По словам Д. А. Медведева, «ключевая роль в школе принадлежит учителю». Это подтверждают и результаты анкетирования, которое проводил в нашем классе кандидат педагогических наук А.А. Аксенов. На вопрос: «Чем тебя не привлекает этот предмет?» - более 60% учащихся выбрали ответ: «злой, нехороший учитель». Та же причина, оказывается, влияет и на нежелание готовиться к урокам такого преподавателя. Всё это психология объясняет особенностями незрелого возраста, мне же хочется спросить: « А вдруг к моменту нашего взросления интерес к предмету так и не возникнет из-за такого учителя?» Статус этой профессии, к сожалению, невысок, на мой взгляд, ещё и потому, что ученики и учителя являются представителями разный поколений, им трудно бывает найти общий язык. Учитель, безусловно, играет огромную роль в жизни ребенка, но большего внимания требует вся система современного образования.
Школьные программы в большинстве своём нацелены на то, чтобы подтягивать «середнячков», в то время как более развитые ученики скучают, теряя интерес к уроку, и в итоге становятся такими, как все. Лишь немногим из них удаётся не уронить планку, да и то с помощью репетиторов. А эти самые «середнячки», научившиеся «чему-нибудь и как-нибудь», впоследствии сдают экзамены на «тройки» и с помощью связей (а иногда и денежных вливаний) поступают в хорошие вузы.
«Российская школа не имеет права быть ветхой – и в прямом, и в переносном смысле этого слова» - слова Д.А.Медведева созвучны и моим мыслям. Но наш президент даже не представляет, насколько они расходятся с действительностью! Все, что есть в школе, осталось со времен СССР, и ученики проводят одиннадцать лет на остатках былого могущества страны. Я говорю не только о разваливающейся мебели, отсутствии современных средств обучения, меня волнует другое: почему повсеместная компьютеризация обошла отдельно стоящие учебные заведения, где из двух кабинетов информатики открыт только один, старенькие компьютеры же из второго исчезли как в сказке, оставив после себя пыльный след на столах? Очень хочется, чтобы правительство обратило и на это внимание, проведя ряд реформ по обновлению школ не за счет родителей, а из государственной казны.
Проблем в современном образовании множество, но говорить о них не значит решать. Чтобы дело сдвинулось с мёртвой точки, нужно понимать: для ребенка пойти в первый класс - значит перейти Рубикон. Переступая порог школы, он делает шаг в сознательную жизнь, в которой родители не всегда окажутся рядом. Именно учитель будет помогать ему долгие одиннадцать лет, именно он поведёт по непростой дороге знаний. Куда приведёт она, зависит от системы образования в целом. Поэтому слова великого поэта: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», которые любит повторять и наш президент, пусть останутся только иронией. Тогда в стране появится больше профессиональных работников, и Россия значительно продвинется вперед в своем развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка литературного вечера, посвящённого 75-летию Н.Рубцова
Разработка содержит данные о поэте, страницы его биографии, стихотворения. Презентация прилагается....
Разработка литературного вечера, посвящённого 75-летию Н.Рубцова
Разработка содержит данные о поэте, страницы его биографии, стихотворения. Презентация прилагается....
Сценарий "Литературный вечер, посвящённый 110-летию М.А.Шолохова"
Литературный вечер посвящен жизни и творчеству Михаила Александровича Шолохова. Рассчитан на учащихся 6-11 классов...
Сценарий литературного вечера, посвящённого 120-летию со дня смерти С.Есенина
Литературно-музыкальна композиция, посвящённая памяти Сергея Есенина для учащихся 8-11 классов....
Сценарий литературного вечера, посвящённого 450-летию Уильяма Шекспира "Певец любви и свободы", для учащихся старших классов
Предлагаемый сценарий литературного вечера "Певец любви и свободы" посвящен английскому поэту и драматургу Уильяму Шекспиру. Вечер проводился как открытое мероприятие для учащихся старших классов, учи...
Литературный вечер, посвящённый 125-летию Анны Ахматовой
Сценарий мерприятия по литературе, посвящённый юбилею Анны Андреевны Ахматовой....
Литературный вечер, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Литературный вечер посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Это второй (заключительный) этап конкурса чтецов. Первый этап проходит по классам, выбираются победители. Участвую...