Разработка литературного вечера, посвящённого 75-летию Н.Рубцова
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Разработка содержит данные о поэте,  страницы его биографии, стихотворения. Презентация прилагается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_scenariy_2.doc76.5 КБ
Microsoft Office document icon problemy_sovremennogo_obrazovaniya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Я буду скакать по скакать по холмам задремавшей отчизны…»

(Николаю Рубцову посвящается)

 Цели :

-обучающие: дать обзор жизни и творчества Н.Рубцова, показать, что  его поэзия- огромный мир, сложный, противоречивый, но наполненный высокими нравственными чувствами,

-развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся,

-воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.

Звучит фоновая музыка.

 

Душа поэта всем видна.

 И показалась мне она

 Сироткой робкой, что одна

 В деревне, под дождем, босая,

 Дыханьем руки согревая,

 Стоит у каждого окна

 

 Душа поэта! Ей бы в скит,

 Подальше от людских обид.

 Но мне рассудок говорит:

 Она б и там все то же пела,

 Она б и там за всех болела.

 Как на небе за всех болит.

Сцена

Музыка 60-70 годов, Крик. Милиция. Женщина вбегает. « Я убила своего мужа, Николая Рубцова.

"Я убила своего мужа!" - сказала она первому встречному милиционеру. "Идите-ка спать, гражданка, - отозвался блюститель порядка. - Вы сильно выпимши". - "Я убила своего мужа, поэта Рубцова", - настаивала женщина. "Добром говорю, спать идите. Не то - в вытрезвитель".

-Я хотела сделать его жизнь более-менее человеческой…Хотела упорядочить его быт, внести хоть какой-то уют. Он был поэт, а спал, как последний босяк. У него не было ни одной подушки, была одна прожжённая простыня, прожжённое рваное одеяло. У него не было белья, ел он прямо из кастрюли. Почти всю посуду, которую я привезла, он разбил.

        Все восхищались его стихами. А как человек он был никому не нужен. Его собратья по перу относились к нему снисходительно, даже  с насмешкой, уж не говоря о том, что равнодушно. От этого мне ещё более было его жаль. Он мне говорил иногда: «Люда, ты знай, что, если между нами будет плохо, они все будут рады…» что же делать?

-Вы задержаны , уведите.

2.  Поэты на Руси долго не живут: не отметил своего 35-летия и Н.Рубцов. Он трагически погиб  в крещенскую ночь 1971 года, по сценарию, написанному им самим:

Звучит стихотворение «Я умру».

Я умру в крещенские морозы,

Я умру, когда трещат березы...

Что привело его у смерти, мы не знаем: Рубцов не вёл дневников. Его биография – его стихи.  Давайте перелистаем их.

Говорят, у каждого настоящего поэта  в жизни должны быть четыре страсти: страсть к Родине, страсть к женщине, страсть к творчеству и страсть к жизни.

Н. Рубцов – настоящий.

 Николай Михайлович Рубцов родился  в семье начальника леспромхоза Михаила Андрияновича и Александры Михайловны Рубцовых в Архангельской области в селе Емецке. В 1940 году семья переехала в Вологду, где их и застала война.

Музыка (война).

Ведущая. Едва Николаю исполнилось пять лет, ушёл на фронт и не вернулся отец - кадровый военный, поэт лишился и матери: она тяжело заболела и умерла.

Вспомню, как жили мы

С мамой родною —

Всегда в веселе и тепле.

Но вот наше счастье

Распалось на части —

Война наступила в стране...

(Н. Рубцов)

Песня «В горнице моей...»

Ведущий: Колю забрала к себе соседка. Потом у нее пропали карточки на хлеб, и вина упала на семилетнего мальчишку. Он убежал в лес, жил там неделю, а когда возвратился, его отправили в детдом. Николай пешком ушел оттуда в город, к сестре. Его снова нашли и на этот раз отправили за сотни километров от больших дорог — в Никольский детдом Тотемского района Вологодской области. Здесь, в селе Никольском, а попросту - деревне Николе, зарождались нравственные, духовные истоки поэта.

 

Инсценировка (6б):

Автор: Серая осень застыла в холодных водах реки, под сетью дождя пестрела мокрой листвой на дороге. Время неумолимо двигалось к ночи.

Баба Сима, няня-старушка, уже дремала, убаюкав детей новой сказкой. Она умела перевоплощаться: то говорила голосом Василисы Прекрасной, то зверя-людоеда, то передавала шорохи травинок в поле.

Кажется, все уже спит и никто не разбудит ребяческих снов, которые всегда были продолжением сказок бабы Симы.

Чу! Какие-то голоса! Топот за окнами, хлопанье дверей...

Воспитательница: Зажигай свет баба Сима! Встречай гостей!

Баба Сима: Антонина Алексеевна, тише! Ребята уже спят.

Воспитательница: Да нет, они уже задирают головы. Ребята, это ваши новые друзья. Они протопали пешком 25 км без передышки. Время-то осеннее, позднее.

Баба Сима: Что же их на лошади-то не встретили и никого раньше не предупредили. Может, баньку истопить, белье чистое выдать. И положить-то некуда!

Воспитательница: А ребята уже сообразили: как раз по двое, валетиком. Ну, давайте знакомиться. Это — Валя Колобков. Вот твое место. Это — Вася Томиловский. Коля Рубцов, ложись на ту кровать. Мартюков, подвинься.

Коля Рубцов: А тебя Толей зовут?

Толя Мартюков: Да... А как ты узнал?

Коля Рубцов: На табличке написано.

Толя Мартюков: Коль, а ты немца видел?

Коля Рубцов: Я, нет. Вот Вася Черемхин и убитых видел. Его на горящем самолете из Ленинграда вывозили. Целый самолет с детдомовцами чуть в озеро не рухнул. Раненый летчик дотянул до берега. Всех спас.

Толя Мартюков: Он герой!

Коля Рубцов: Нет, лейтенант.

Толя Мартюков: Коль, а тебе нравится Антонина Алексеевна?.. Спит...

Выступление ученика. Стихотворение "Родная деревня ".

РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ

 

Хотя проклинает проезжий

Дороги моих побережий,

Люблю я деревню Николу,

Где кончил начальную школу!

Бывает, что пылкий мальчишка

За гостем приезжим по следу

В дорогу торопится слишком:

- Я тоже отсюда уеду!

Среди удивленных девчонок

Храбрится, едва из пеленок:

- Ну что по провинции шляться?

В столицу пора отправляться!

Когда ж повзрослеет в столице,

Посмотрит на жизнь за границей,

Тогда он оценит Николу,

Где кончил начальную школу...

 

Ведущий. Между тем среди детдомовцев Рубцов считался одним из лучших учеников. И хотя  учили их намного хуже того, что было в средних школах (на четыре предмета был один учитель), однако дети и этому были рады. И третий класс Коля закончил с похвальной грамотой. Тогда же он написал и своё первое стихотворение.

        Что касается характера мальчика, то, по воспоминаниям его товарищей по детдому, он был среди них самым ласковым и ранимым. При малейшей обиде он отходил в сторону и горько плакал. И кличку он тогда носил довольно мягкую для пацана – Любимчик.

Деревня Никола, сюда постоянно возвращается поэт на протяжении всей жизни, здесь рождаются его знаменитые стихи о родной деревне: «Тихая моя родина», «Душа поэта».

Ведущая:  Но Коля, начитавшись книг о морских путешествиях, буквально бредит морем. 12.июня 1950-го года, закончив 7 классов, юный Рубцов отправляется в Ригу: там было море - и верх его мечтаний - мореходное училище. Но „мореходка" „не приняла" юного романтика, потому как к тому времени ему не исполнилось ещё пятнадцати лет.

 

Ведущий: Можно представить себе горе подростка. Рухнула, как карточный домик, первая его радужная мечта. Сам поэт об этом позже рассказывал так:

ФИАЛКИ

Я в фуфаечке грязной

шёл по насыпи мола.

Вдруг откуда-то страстно

стала звать радиола:

     "Купите фиалки,

      вот фиалки лесные.

      Купите фиалки,

      они словно живые..."

..Как я рвался на море!

Бросил дом безрассудно.

И в моряцкой конторе

всё просился на судно —

на буксир, на баржу ли...

Но нетрезвые, с кренцем,

моряки хохотнули

и назвали младенцем!

Ведущий: Коля вернулся в Тотьму. Поступил в лесотехнический техникум. А мечта о море не давала покоя

Выступление  ученика..

ОТПЛЫТИЕ

Размытый путь. Кривые тополя.

Я слушал шум - была пора отлета.

И вот я встал и вышел за ворота,

Где простирались желтые поля,

И вдаль пошел... Вдали тоскливо пел

Гудок чужой земли, гудок разлуки!

Но. глядя вдаль и вслушиваясь в звуки,

Я ни о чем не сожалел...

Была суровой пристань в поздний час.

Искрясь, во тьме горели папиросы,

И трап стонал, и хмурые матросы

Устало поторапливали нас.

И вдруг такой повеяло с полей

Тоской любви, тоской свиданий кратких!

Я уплывал... все дальше... без оглядки

На мглистый берег юности своей.

Ведущий: И вдруг она сбылась совсем неожиданно. В 1955 году Николай Рубцов был призван в армию для службы на боевом корабле Северного флота. Эскадренный миноносец - мощный, красивый современный корабль - на долгие четыре года стал для него домом.

Ведущая: Сослуживцы запомнили матроса Рубцова весёлым и общительным. Запомнились им не только улыбка его, но и неразлучная с ним гармонь: играть на гармони он научился ещё в детдоме. Общение с гармонью у Рубцова было особенное, свое. Когда он брал ее в руки, то словно совершал какое-то таинство. И ставил на колени не резко, а мягко, как живое существо. И не рвал меха, а разводил их умиротворенно, отдаляясь от окружающего мира, весь сливаясь с музыкой. Он закидывал ногу на ногу, гармонь высоко поднималась на колене, Николай щекой приникал к ней. В эти мгновения он исповедовался, думал, пел, плакал. Гармонь... А позднее гитара. Нет, Рубцов не играл на гитаре в общепринятом понимании, не аккомпанировал даже — он пел свои стихи с гитарой дуэтом. Струны звенели, ревели, затихали в унисон с голосом певца. Он пел, что требовала душа. «В минуты музыки», «Звезда полей», «Над вечным покоем», «Морошка»...

Звучит: В минуты музыки.(песня-фильм)

Ведущий: Демобилизовавшись осенью 1959 года, поэт решил ехать в Ленинград, где жил его брат. Там он работает кочегаром на Кировском (Путиловском) заводе, начинает заниматься в литературном объединении. Поступает в вечернюю школу. А лето проводит в Николе, где прошло его детство.

 Выступает ученик. В сером пиджаке, с красным шарфом он изображает Рубцова Н.

Здесь за полтора месяца написал около сорока стихотворений.

Все последние дни занимаюсь тем, что пишу стихи, вернее не пишу, а складываю в голове!

Удивительно хорошо в деревне! В любую погоду! Самая ненастная погода никогда не портит мне здесь настроения. Наоборот, она мне особенно нравится. Я слушаю её как могучую, печальную музу.

 Ведущий: А в письме к другу-земляку-вологжанину Сергею Викулову сообщал:

Ученик продолжает выступление:

В Вологде ко мне отнеслись хорошо. Читал я там, когда приехал, стихи на собрании писателей, и можно точно сказать, стихи на них подействовали.

В Вологде мне всегда бывает и хорошо, и ужасно грустно, и тревожно. Грустно и тревожно от того, что отец и мать умерли у меня в Вологде. Так что Вологда - земля для меня священная, и на ней с особенной силой чувствую я себя и живым, и смертным!

 «Тихая моя родина»

.

Но страсть к творчеству была сильнее любви к родине, а точнее - Родина и поэзия для Рубцова сливались в единое целое. И чтобы стать настоящим поэтом,

 в 1962 году Рубцов проходит творческий конкурс в Литературный институт имени Горького и приглашается для сдачи вступительных экзаменов.

4 августа написал на четверку сочинение,

6-го — получил пятерку по русскому языку и тройку по литературе,

8-го — четверку по истории и 10-го — тройку по иностранному языку.

Отметки, конечно, не блестящие, но достаточные для того, чтобы пройти приемный конкурс.

23 августа появился приказ № 139, в котором среди фамилий студентов, зачисленных на первый курс, под двадцатым номером значилась и фамилия Николая Рубцова.

        В Москве Рубцов поселился в общежитии Литинститута и довольно скоро стал известен в среде молодых столичных поэтов. Написанные им стихи – «Осенняя песня», «Видения на холме», «Добрый Филя», - вскоре были опубликованы в журнале «Октябрь» и стали очень популярными, Хотя в стенах самого института отношение к молодому поэту было далеко не однозначным. Половина его коллег считала его бездарностью, часть говорила, что он «поэт средних возможностей», и только малая толика остальных видела в нём будущую надежду русской поэзии.

        Рубцов очень часто попадал в скандальные истории. Можно только поражаться тому дьявольскому невезению, которое сопровождало его почти в большинстве  подобного рода случаев. Будто магнитом он притягивал к себе неприятности и всегда оказывался в них крайним.

 

Но Рубцов любил жизнь, открыто, всем сердцем принимая каждый день, он шел вперед.

 А что такое жизнь без любви?        

Первую любовь поэта звали Таисия. Рубцову она очень нравилась, а вот он ей не очень. Однако его ухаживаний она не отвергала, и вечерами они подолгу гуляли по поселку. Но длилось это недолго: в конце 55-го Рубцова призвали в армию. Таисия его, как положено, проводила, а затем вышла замуж за другого. Обычная, в общем-то, история. Зато благодаря е Рубцов полюбил классическую музыку

Одно из своих любимых произведений «Вальс цветов» П. И. Чайковского даже сам исполнял на гармошке. Этот вальс связан с его первой любовью, с той, о которой он даже не напишет стихов. Не случайно этот вальс упоминается в нескольких произведениях поэта.

 1 ученик читает стихотворение.

В саду, где пела радиола,

Где танцевали «Вальс цветов»,

Все глуше дом у частокола,

Все нелюдимей шум ветров.

(«Наследник Розы»)

2 ученик.

Ты говорил, что покинешь дом,

Что жизнь у тебя в тумане,

Словно о прошлом играл потом

«Вальс цветов» на баяне.

(«Воспоминание»)

3 ученик.

Мне не забыть друзей и нашу школу

И как в тиши июльских вечеров

Мы заводили в радиолу

И после танцевали «Вальс цветов».

(«Грусть»)

        

В 1962 году на одной из вечеринок он знакомится с Генриеттой Меньшиковой, которая в апреле 1963 года родит ему дочь Лену.

  В 1969 году у Рубцова появится женщина, которой суждено будет сыграть в  судьбе роковую роль - Людмила Дербина.

Невезение, сопровождавшее Рубцова всю жизнь, коснулось и его отношения с женщинами, может быть, поэтому у Рубцова немного стихов о любви.( «Расплата»)

Но есть среди них и такие, что трогают душу не одного поколения читателей.

 «Букет»(песня)

 В стихах поэта Н. Рубцова — и боль души человека, не узнавшего душевной близости. К сожалению, не встретил он в своей жизни и ту единственную, которая могла бы так самоотверженно любить, соединившись душами. Поэтому поэт — Н. Рубцов, наделенный Богом великим талантом, чистейшей и добрейшей душой, чувствующий «земную святость» и «небесный свет», весь нерастраченный жар нежной души, не встречающей взаимопонимания, отдавал стихам. Уж муза-то к нему была приветлива и великодушна.

(Рубцов читает стихи)

Ведущий. Не хочется, не хочется жить, как все, смотреть на жестокую прозу жизни, хочется лететь и петь, горланить во всю мощь великую песню свободы, но от реальности не убежишь, поэтому Рубцов горько насмехается над ней.

Я люблю судьбу свою,

Я бегу от помрачений!

Суну морду в полынью

И напьюсь,

Как зверь вечерний!

Сколько было здесь чудес,

На земле святой и древней,

Помнит только темный лес!

Он сегодня что-то дремлет.

От заснеженного льда

Я колени поднимаю,

Вижу поле, провода,

Все на свете понимаю!

Вот Есенин -

          на ветру!

Блок стоит чуть-чуть в тумане.

Словно лишний на пиру,

Скромно Хлебников шаманит.

Неужели и они -

Просто горестные тени?

И не светят им огни

Новых русских деревенек?

Неужели

     в свой черед

Надо мною смерть нависнет,-

Голова, как спелый плод,

Отлетит от веток жизни?

Все умрем.

Но есть резон

В том, что ты рожден поэтом.

А другой - жнецом рожден...

Все уйдем.

Но суть не в этом...

Но в зрелом возрасте поэт говорит о другом: главное место в творчестве занимает Русь и, следуя русским традициям, то его стихи незаметно вдруг переходят в песню.

Песня «Морошка»

В поэзии Рубцова удивительным образом объединились и любовь к жизни, и полные заботы любящего сына переживания о судьбе Родины, и нерастраченная нежность к той единственной, которую поэт ждал всю жизнь. Так рождались удивительные строки……

Ведущий: Рубцов никогда не вел дневника. Его дневник —  его  стихи. Читаешь строки и словно бы видишь одинокого путника, стоящего на краю снежного поля. Сгущается холодная тьма...

Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,

Неведомый сын удивительных вольных племён!

Как прежде скакали на голос удачи капризный,

Я буду скакать по следам миновавших времён...

Давно ли, гуляя, гармонь оглашала окрестность,

И сам председатель плясал, выбиваясь из сил,

И требовал выпить за доблесть в труде и за честность,

И лучшую жницу, как знамя, в руках проносил!

И быстро, как ласточка, мчался я в майском костюме

На звуки гармошки, на пенье и смех на лужке,

А мимо неслись в торопливом немолкнущем шуме

Весенние воды, и брёвна неслись по реке...

Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно

Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!

Пустынно мерцает померкшая звёздная люстра,

И лодка моя на речной догнивает мели.

И храм старины, удивительный, белоколонный,

Пропал, как виденье, меж этих померкших полей, -

Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,

Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!..

О, сельские виды! О, дивное счастье родиться

В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!

Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица

Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!

Боюсь, что над нами не будет возвышенной силы,

Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом,

Что, всё понимая, без грусти пойду до могилы...

Отчизна и воля - останься, моё божество!

Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды!

Останься, как сказка, веселье воскресных ночей!

Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы

Старинной короной своих восходящих лучей!..

Я буду скакать, не нарушив ночное дыханье

И тайные сны неподвижных больших деревень.

Никто меж полей не услышит глухое скаканье,

Никто не окликнет мелькнувшую лёгкую тень.

И только, страдая, израненный бывший десантник

Расскажет в бреду удивлённой старухе своей,

Что ночью промчался какой-то таинственный всадник,

Неведомый отрок, и скрылся в тумане полей...

Ведущий: В конце 60-х жизнь поэта вроде бы наладилась. Местом постоянного жительства стала для Рубцова Вологда. Здесь, общаясь с писателями-земляками В. Беловым, В. Коротаевым, В. Астафьевым, О. Фокиной, А. Романовым и др., он много работает, по обыкновению часто уезжает в деревню. В эти годы рождаются новые книги поэта: «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970), «Зеленые цветы». Эта, последняя, вышла уже посмертно.

Ведущий.

 Н. Рубцов был человеком страстей. Он вёл разгульную жизнь.. А потому ушёл из жизни нелепо. Он не оставил после себя завещания. Но стихи Николая .Рубцова  завещают нам любить жизнь, родных, Родину и помнить, что где-то  среди необъятных русских  полей горит яркая звезда настоящего русского поэта.

Звучит песня «До конца, до тихого креста…»



Предварительный просмотр:

№2

 «Мы все учились понемногу», или Проблемы современного образования.

Школа…Второй дом, храм науки, теперь ещё «наша новая» - насколько разнообразны ассоциации, возникающие  при звучании этого слова! Со школой связана и моя жизнь: девять лет подряд со звонком начинается увлекательное путешествие в мир знаний. Здесь меня ждут одноклассники - язвительные и наивные, талантливые и заурядные. Учителя: скучные и весёлые, злые и добрые - встречают привычным и таким родным: «Здравствуйте, садитесь!» Я, наверное, как и все, никогда не задумывалась, какую роль играет школа в моей жизни, но этот год особенный: во-первых, потому, что объявлен Годом учителя, а во-вторых, заканчивается определённый этап образования и придётся решать, что делать дальше. Поэтому стоит, решила я однажды, посмотреть на нашу школу (пока ещё не новую), на проблемы современного образования без эмоций, которые испытываешь, взрослея и переходя из класса в класс.  

Вспоминаю слова А.С.Пушкина: «В начале жизни школу помню я…» -  и представляю учебное заведение девятнадцатого века – Царскосельский лицей. Величественный храм науки и искусства, он  принял под свое крыло будущие величайшие умы России, которые стали таковыми  в результате  кропотливого  труда преподавателей, их ежедневной помощи и поддержки. Пушкин, Кюхельбекер, Пущин и многие другие сумели прославить себя, а впоследствии и Россию благодаря  знаниям, приобретенным в Царскосельском лицее.

Насколько же современная школа контрастирует с подобным учебным заведением  девятнадцатого века! Облупившаяся краска на окнах, из щелей немилосердно дует холодный ветер. Старенькая бабушка, выполняющая роль уборщицы, вахтера, охранника и гардеробщицы одновременно, силится нагнуться, чтобы поднять раскиданные по полу бумажки. Все это приводит меня в легкое недоумение. «Хотя,- говорю себе, - это мелочи жизни, учиться можно где угодно…» Спешу в класс. Здесь Евгения Дмитриевна, заслуженный учитель Советского Союза, проработавшая более пятидесяти лет в сфере образования, силится вспомнить, что же она объясняла на предыдущем уроке. Ну а ученики дипломатично ей не мешают. Этот учитель работает здесь со дня основания школы, тридцать лет назад Евгения Дмитриевна вкладывала знания в головы моих родителей. Тогда она была  энергична и полна энтузиазма, но теперь, вместо того чтобы уйти на заслуженную пенсию, вынуждена остаться, чтобы её внуки «смогли получить достойное образование», а она не считала копейки до зарплаты. Почему же правительство, решая глобальные вопросы, говоря об инновациях, не может позаботиться об отдельно взятом человеке - рядовом школьном учителе, который, как свидетельствует один из сайтов Интернета, является «абсолютно нищим»?

В сентябре газета «Наше слово» опубликовала статью о пятнадцати молодых преподавателях, приехавших в Воскресенский район «сеять разумное, доброе, вечное». Но надолго ли их хватит? С трудом верится, что молодой  специалист захочет работать с двадцатью девятью учениками за смешную зарплату, часть которой неизбежно уйдет на закупку материалов для проведения уроков.  После разговора со студентами  педагогических вузов, проходивших практику в нашей школе, я поняла, что в ближайшее время мы вряд ли дождёмся «возрождения российской образовательной системы». На вопрос: «Собираетесь ли вы преподавать в муниципальных учреждениях?» - реагировали все по-разному. Одни начинали иронизировать по поводу моей наивности, другие смущенно отводили взгляд, третьи недоуменно пожимали плечами. Не так давно они закончили школу с золотой медалью, хорошо учатся в институте, но, увы, назад не вернутся. Да, мне искренне жаль пожилого учителя, я преклоняюсь перед его беззаветным служением школе, но   с ужасом думаю о другом: «Кто  же будет учить моих детей через десять лет?»

Всем известно, что будущее России - за её гражданами. От культурности, социализованности, а главное - от образованности народа зависит, какой будет страна. По словам Д. А. Медведева, «ключевая роль в школе принадлежит учителю». Это подтверждают и результаты анкетирования, которое проводил  в нашем классе  кандидат педагогических наук А.А. Аксенов. На вопрос: «Чем тебя не привлекает этот предмет?» - более 60% учащихся выбрали ответ: «злой, нехороший учитель». Та же причина, оказывается, влияет и на нежелание готовиться к урокам такого преподавателя. Всё это психология  объясняет  особенностями незрелого возраста,  мне же хочется спросить: « А вдруг к моменту нашего взросления  интерес к предмету так и не возникнет из-за такого учителя?» Статус этой профессии, к сожалению, невысок, на мой взгляд, ещё и потому, что ученики и учителя являются представителями разный поколений, им трудно бывает найти общий язык. Учитель, безусловно, играет огромную роль в жизни ребенка, но большего внимания требует вся система современного образования.

Школьные программы в большинстве своём нацелены на то, чтобы подтягивать  «середнячков», в то время как более развитые ученики скучают, теряя интерес к уроку, и в итоге становятся такими, как все. Лишь немногим из них удаётся не уронить планку, да и то с помощью репетиторов. А эти самые «середнячки», научившиеся «чему-нибудь и как-нибудь», впоследствии сдают экзамены на «тройки» и с помощью связей (а иногда и денежных вливаний) поступают в хорошие вузы.

«Российская школа не имеет права быть ветхой – и в прямом, и в переносном смысле этого слова» -  слова Д.А.Медведева созвучны и моим мыслям. Но наш президент даже не представляет, насколько они расходятся с действительностью! Все, что есть в школе, осталось со времен СССР, и ученики проводят  одиннадцать  лет на остатках былого могущества  страны. Я говорю не только о разваливающейся мебели, отсутствии современных средств обучения, меня волнует другое: почему повсеместная компьютеризация  обошла отдельно стоящие учебные заведения, где из двух кабинетов информатики открыт только один, старенькие компьютеры же из второго исчезли как в сказке, оставив после себя пыльный след на столах? Очень хочется, чтобы правительство обратило и  на это внимание, проведя  ряд реформ по обновлению школ не  за счет  родителей, а из государственной казны.

Проблем в современном образовании множество, но говорить о них не значит решать. Чтобы дело сдвинулось с мёртвой точки, нужно понимать: для ребенка пойти в первый класс -  значит перейти Рубикон. Переступая порог школы, он делает шаг в сознательную жизнь, в которой родители не всегда окажутся рядом. Именно учитель будет помогать ему  долгие одиннадцать лет, именно он поведёт по непростой дороге знаний. Куда приведёт она, зависит от системы образования в целом. Поэтому  слова великого поэта: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», которые любит повторять и наш президент, пусть останутся только иронией. Тогда в стране появится больше профессиональных работников, и Россия значительно продвинется вперед в своем развитии.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка литературного вечера, посвящённого 75-летию Н.Рубцова

Разработка содержит данные о поэте,  страницы его биографии, стихотворения. Презентация прилагается....

Разработка литературного вечера, посвящённого 75-летию Н.Рубцова

Разработка содержит данные о поэте,  страницы его биографии, стихотворения. Презентация прилагается....

Сценарий "Литературный вечер, посвящённый 110-летию М.А.Шолохова"

Литературный вечер посвящен жизни и творчеству Михаила Александровича Шолохова. Рассчитан на учащихся 6-11 классов...

Сценарий литературного вечера, посвящённого 120-летию со дня смерти С.Есенина

Литературно-музыкальна композиция, посвящённая памяти Сергея Есенина для учащихся 8-11 классов....

Сценарий литературного вечера, посвящённого 450-летию Уильяма Шекспира "Певец любви и свободы", для учащихся старших классов

Предлагаемый сценарий литературного вечера "Певец любви и свободы" посвящен английскому поэту и драматургу Уильяму Шекспиру. Вечер проводился как открытое мероприятие для учащихся старших классов, учи...

Литературный вечер, посвящённый 125-летию Анны Ахматовой

Сценарий мерприятия по литературе, посвящённый юбилею Анны Андреевны Ахматовой....

Литературный вечер, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Литературный вечер посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.  Это второй (заключительный) этап конкурса чтецов. Первый этап проходит по классам, выбираются победители. Участвую...