Сценарий "Литературный вечер, посвящённый 110-летию М.А.Шолохова"
методическая разработка по литературе (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

 Поломошнова Наталья Анатольевна

Литературный вечер посвящен жизни и творчеству Михаила Александровича Шолохова. Рассчитан на учащихся 6-11 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературный вечер, посвящённый 110-летию М.А.Шолохова,  апрель 2015 года

подготовила и провела  учитель русского языка и литературы 

Поломошнова Наталья Анатольевна

(МБОУ СОШ №61 п. Персиановский, Октябрьский район  Ростовской области)

Звучит Гимн Донского казачества – все встают. 

Всколыхнулся, взволновался,
Православный Тихий Дон,
И послушно отозвался
На призыв свободы он.

Зеленеет степь родная,
Золотятся волны нив,
И, с простора долетая,
Вольный слышится призыв.

Дон детей своих сзывает
В Круг Державный Войсковой
Атамана выбирает
Всенародною душой.

В боевое грозно время,
В память дедов и отцов —
Вновь свободно стало племя
Возродившихся Донцов.

Славься, Дон, и в наши годы,
В память вольной старины,
В час невзгоды — честь свободы.
Отстоят твои сыны.

Ведущие -  1. Григоренко Евгения, 2.Иваненко Софья

1.Донской край! Он любим и дорог каждому из нас не только красотой природы, людей, живущих в этом крае, замечательными казачьими обычаями, но и казачьими песнями.

Ролик «Вешенская сторона»

    2. Дорогие друзья,  сегодня мы с вами собрались, чтобы вспомнить нашего замечательного земляка, писателя Михаила Александровича Шолохова. Для нас малая Родина тесно связана  с этим  именем. С раннего детства мы помним кадры из  любимого герасимовского «Тихого Дона», рассказы бабушек о том, как в послевоенные годы собирались семьями и читали вслух «Донские рассказы», пронзительные строки о том, как «Отпели соловьи милым моему сердцу Давыдову и Нагульнову…». В глубине души каждого из нас царит образ этого великого и вместе с тем простого человека, который всегда олицетворяет для нас нечто сокровенное, подлинное, безмерно дорогое.

 1.На нашем празднике мы поговорим о том, почему Шолохов занимает в сердце каждого из нас особое место.

 2.Писатель родился в 1905 году в хуторе Кружилин станицы Вёшенской Области войска Донского (с 1984г. Вёшенский район Ростовской области) в семье приказчика.

Рябцев Евгений

Среди шести материков

В краю, где плещет Дон,

Стоит на стыке двух веков

Соломой крытый дом.

Я низко кланяюсь ему,

Не постучав в окно.

Другие люди в том дому

Живут давным-давно.

Но та же в окнах синева.

И помнит старый дом того,

Кто первые слова

Здесь начинал с трудом. ( В.Фирсов)

 1.Михаил рано обучился грамоте. Учился в церковно-приходской школе и закончил 4 класса гимназии, помешала Гражданская война.  В 1918 г. вступил в Красную Армию,  где сначала служил в отряде тылового обеспечения, а затем стал пулеметчиком и  участвовал в установлении Советской власти  на Дону. Был учителем по ликвидации безграмотности, статистиком, делопроизводителем, продовольственным инспектором.

 2.В 1922 году приехал учиться в Москву, но не смог поступить на рабфак и трудился чернорабочим, занимаясь самообразованием.

1.В 1924 году появился его рассказ «Родинка».  В 1926 – первые сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». Именно в своих произведениях ему удалось тонко почувствовать и претворить в нетленную красоту художественного слова неповторимую прелесть донской природы.

Яцук Екатерина – чтение  наизусть отрывка из рассказа «Родинка»

 2.Нельзя без душевного трепета и восторга читать, например, такое описание пейзажа: «Степь родимая!.. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие … казачью славу…»

Дмитрий Семиляков

  Как сейчас отлично помню                                    Вторгся в душу мне зелёный

      (Этот вечер мне запал                                            Аромат донских степей,

      Прямо в сердце!): повезло мне -                            Покорили волны Дона -

      В руки Шолохов попал.                                         Хоть бери в ладонь и пей!

      Взял я книжку-невеличку                                      Верьте мне или не верьте,

      И хоть вымок и продрог,                                        С той поры на вечный срок

      Но от первой же странички                                    В душу врос до самой смерти

      Оторвать глаза не мог.                                            Добрый шолоховский слог.

       Весь квартал кругом облазив,                               Как забудешь ты страницу,

       Выбрал я сухой подъезд                                        Где вдруг стали пред тобой

       И все шесть «Донских рассказов»                        Эти судьбы, эти лица

       Прочитал в один присест.                                      Над рекою голубой.

  1.Именно в сборник «Донские рассказы» вошло произведение знакомое всем с детства  - «Нахалёнок».

 Сценка «Нахалёнок» - ученики 6 б класса (учитель Бойко Елена Владимировна)

 2.В конце 1926 года Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон», первая книга которого публикуется в начале 1928 года. Роман принёс писателю мировую известность.

1.Это произведение изображает донское казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной силой рисует судьбы народа и личности в революции.

Тимур Пухов                      

                       Есть вечные глубины в «Тихом Доне»,

                      То, что народ наш совестью зовёт.

                      Гремит гроза, иль ясен небосвод,

                      Мы вновь и вновь, забыв дорогам счёт,

                       Как в первый раз, придём к нему, и  вот –

                       Всё мелкое ушло. Душа бездонней.

                      Святая жажда дела жжет ладони,

                      Святая жажда правды сердце жжёт. (Н. Рыленков)

Гафуров Марк                        

                         Пойдёшь в станицу – на горе она,

                         Спешат в сельпо казачки в полушалках.

                        Все незнакомые, и это жалко

                       Узнать бы мне прохожих имена.

                        Хотелось бы немедля угадать:

                        В бордовой кофте или кофте синей

                        Мелькнула за левадою Аксинья.

                        И сколько лет ей можно нынче дать?

                       Светлеет небо к полудню, и ясней

                        Станица вся приподнята на взгорье,

                        А голубое  в зелени подворье

                        Как бы взлетело голубем над ней.               ( А. Софронов.)

Попова Дарья – чтение наизусть отрывка из романа «Тихий Дон»  - «На покосе»

 Песня «Сон Степана Разина» - («Ой, то не вечер») – исполняют учащиеся 11 класса

2.В марте 1941 года роман «Тихий Дон» отмечен Государственной (Сталинской) премией 1 степени. Этот роман  переведен на многие иностранные языки, получил всемирное признание.   

1.В 1929 году Шолохов начинает работать над романом «Поднятая целина». Чутко улавливая изменения, которые происходили в стране, он воссоздаёт правдивую картину начала коллективизации  и связанную с этим перестройку психологии крестьянина. Шолохов добился этого не только благодаря своему огромному таланту, но также и тому, что он хорошо понимал смысл происходящих событий, отличал главное и существенное от второстепенного и случайного в жизни народа.

 2.Во время Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом «Правды», «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерки «На Дону», «На Смоленском направлении», рассказ «Наука ненависти» публиковались в разных изданиях и имели большую популярность, вдохновляли солдат на ратные подвиги. В одной из поездок на фронт Шолохов чуть не погиб. В начале 1942 года самолёт, на котором летел Михаил Александрович Шолохов, потерпел катастрофу. Погибли все пассажиры, чудом выжили лётчик с переломом позвоночника и сам Шолохов с тяжелейшей травмой головы.

1.Во время войны  начал публикацию глав из нового романа «Они сражались за Родину». В послевоенные годы писатель отдаёт много времени общественной деятельности – принимает участие в работе всемирного конгресса деятелей науки и культуры в защиту мира.

 2.В 1950-е годы работает над продолжением романа «Они сражались за Родину», публикует рассказ «Судьба человека». В них автор отразил трагическую историю жизни народа, государства и отдельного человека. Создатели фильма «Судьба человека», по произведению Шолохова, были удостоены Ленинской премии.

Фрагмент из фильма «Судьба человека»

1.Событием стало  присуждение Шолохову   в 1965 году  Нобелевской  премии за роман «Тихий Дон». Вручал её шведский король Густав VI Адольф.

 2. Ответным словом звучали такие слова М.Шолохова «Разумеется, я доволен присуждением мне Нобелевской премии. Тут преобладает чувство радости оттого, что я в какой-то мере способствую прославлению своей Родины. Это важнее и дороже личных ощущений».  Впоследствии Шолохов эту премию отдаёт на строительство станичной школы.

Инсценировка отрывка  из романа « Тихий Дон» - «Письмо от Григория» - учащиеся 10 класса – (учитель Кувичкина Людмила Ивановна)

 1.Евгений Осетров сказал: «Когда Шолохов начинал свою писательскую работу, его сравнивали с молодым орлёнком, только расправляющим могучие крылья. Теперь мы могли бы сказать, что он парил как орёл высоко над родной землёй, обозревая её могучим взглядом. Имя Шолохова вечно и бессмертно. Его книги, прославляющие Родину, народ, будут любимы всегда»        

2.  А закончить хочется словами Константина Федина:  «Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий. Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего». Эти слова во многом определяют характер творчества нашего великого земляка. Хочется пожелать всем присутствующим, чтобы  чаще вашей душе рождался   прекрасный и благородный порыв – погрузиться в мир произведений Шолохова!

Казачий танец в исполнении ансамбля «Кундюбочка» - руководитель Якимова Елена Сергеевна (Персиановская школа искусств)

     

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка литературного вечера, посвящённого 75-летию Н.Рубцова

Разработка содержит данные о поэте,  страницы его биографии, стихотворения. Презентация прилагается....

Разработка литературного вечера, посвящённого 75-летию Н.Рубцова

Разработка содержит данные о поэте,  страницы его биографии, стихотворения. Презентация прилагается....

Разработка литературного вечера, посвящённого 75-летию Н.Рубцова

Разработка содержит данные о поэте,  страницы его биографии, стихотворения. Презентация прилагается....

юбилейный вечер, посвящённый 50-летию со дня рождения и 25-летию творческой деятельности

Запись концерта, посвящённого моему 50-летию, сделанная в ноябре 2009 года...

Сценарий вечера, посвящённого 85-летию со дня рождения В.М. Шукшина

Сценарий вечера, посвящённого 85-летию со дня рождения В.М. Шукшина...

Сценарий литературного вечера, посвящённого 120-летию со дня смерти С.Есенина

Литературно-музыкальна композиция, посвящённая памяти Сергея Есенина для учащихся 8-11 классов....

Сценарий литературного вечера, посвящённого 450-летию Уильяма Шекспира "Певец любви и свободы", для учащихся старших классов

Предлагаемый сценарий литературного вечера "Певец любви и свободы" посвящен английскому поэту и драматургу Уильяму Шекспиру. Вечер проводился как открытое мероприятие для учащихся старших классов, учи...