Сценарий "Литературный вечер, посвящённый 110-летию М.А.Шолохова"
методическая разработка по литературе (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Литературный вечер посвящен жизни и творчеству Михаила Александровича Шолохова. Рассчитан на учащихся 6-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий вечера, посвященного 110-летию М.А.Шолохова | 49 КБ |
sholohov_chitaet_otryvok.rar | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Литературный вечер, посвящённый 110-летию М.А.Шолохова, апрель 2015 года
подготовила и провела учитель русского языка и литературы
Поломошнова Наталья Анатольевна
(МБОУ СОШ №61 п. Персиановский, Октябрьский район Ростовской области)
Звучит Гимн Донского казачества – все встают.
Всколыхнулся, взволновался,
Православный Тихий Дон,
И послушно отозвался
На призыв свободы он.
Зеленеет степь родная,
Золотятся волны нив,
И, с простора долетая,
Вольный слышится призыв.
Дон детей своих сзывает
В Круг Державный Войсковой
Атамана выбирает
Всенародною душой.
В боевое грозно время,
В память дедов и отцов —
Вновь свободно стало племя
Возродившихся Донцов.
Славься, Дон, и в наши годы,
В память вольной старины,
В час невзгоды — честь свободы.
Отстоят твои сыны.
Ведущие - 1. Григоренко Евгения, 2.Иваненко Софья
1.Донской край! Он любим и дорог каждому из нас не только красотой природы, людей, живущих в этом крае, замечательными казачьими обычаями, но и казачьими песнями.
Ролик «Вешенская сторона»
2. Дорогие друзья, сегодня мы с вами собрались, чтобы вспомнить нашего замечательного земляка, писателя Михаила Александровича Шолохова. Для нас малая Родина тесно связана с этим именем. С раннего детства мы помним кадры из любимого герасимовского «Тихого Дона», рассказы бабушек о том, как в послевоенные годы собирались семьями и читали вслух «Донские рассказы», пронзительные строки о том, как «Отпели соловьи милым моему сердцу Давыдову и Нагульнову…». В глубине души каждого из нас царит образ этого великого и вместе с тем простого человека, который всегда олицетворяет для нас нечто сокровенное, подлинное, безмерно дорогое.
1.На нашем празднике мы поговорим о том, почему Шолохов занимает в сердце каждого из нас особое место.
2.Писатель родился в 1905 году в хуторе Кружилин станицы Вёшенской Области войска Донского (с 1984г. Вёшенский район Ростовской области) в семье приказчика.
Рябцев Евгений
Среди шести материков
В краю, где плещет Дон,
Стоит на стыке двух веков
Соломой крытый дом.
Я низко кланяюсь ему,
Не постучав в окно.
Другие люди в том дому
Живут давным-давно.
Но та же в окнах синева.
И помнит старый дом того,
Кто первые слова
Здесь начинал с трудом. ( В.Фирсов)
1.Михаил рано обучился грамоте. Учился в церковно-приходской школе и закончил 4 класса гимназии, помешала Гражданская война. В 1918 г. вступил в Красную Армию, где сначала служил в отряде тылового обеспечения, а затем стал пулеметчиком и участвовал в установлении Советской власти на Дону. Был учителем по ликвидации безграмотности, статистиком, делопроизводителем, продовольственным инспектором.
2.В 1922 году приехал учиться в Москву, но не смог поступить на рабфак и трудился чернорабочим, занимаясь самообразованием.
1.В 1924 году появился его рассказ «Родинка». В 1926 – первые сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». Именно в своих произведениях ему удалось тонко почувствовать и претворить в нетленную красоту художественного слова неповторимую прелесть донской природы.
Яцук Екатерина – чтение наизусть отрывка из рассказа «Родинка»
2.Нельзя без душевного трепета и восторга читать, например, такое описание пейзажа: «Степь родимая!.. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие … казачью славу…»
Дмитрий Семиляков
Как сейчас отлично помню Вторгся в душу мне зелёный
(Этот вечер мне запал Аромат донских степей,
Прямо в сердце!): повезло мне - Покорили волны Дона -
В руки Шолохов попал. Хоть бери в ладонь и пей!
Взял я книжку-невеличку Верьте мне или не верьте,
И хоть вымок и продрог, С той поры на вечный срок
Но от первой же странички В душу врос до самой смерти
Оторвать глаза не мог. Добрый шолоховский слог.
Весь квартал кругом облазив, Как забудешь ты страницу,
Выбрал я сухой подъезд Где вдруг стали пред тобой
И все шесть «Донских рассказов» Эти судьбы, эти лица
Прочитал в один присест. Над рекою голубой.
1.Именно в сборник «Донские рассказы» вошло произведение знакомое всем с детства - «Нахалёнок».
Сценка «Нахалёнок» - ученики 6 б класса (учитель Бойко Елена Владимировна)
2.В конце 1926 года Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон», первая книга которого публикуется в начале 1928 года. Роман принёс писателю мировую известность.
1.Это произведение изображает донское казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной силой рисует судьбы народа и личности в революции.
Тимур Пухов
Есть вечные глубины в «Тихом Доне»,
То, что народ наш совестью зовёт.
Гремит гроза, иль ясен небосвод,
Мы вновь и вновь, забыв дорогам счёт,
Как в первый раз, придём к нему, и вот –
Всё мелкое ушло. Душа бездонней.
Святая жажда дела жжет ладони,
Святая жажда правды сердце жжёт. (Н. Рыленков)
Гафуров Марк
Пойдёшь в станицу – на горе она,
Спешат в сельпо казачки в полушалках.
Все незнакомые, и это жалко
Узнать бы мне прохожих имена.
Хотелось бы немедля угадать:
В бордовой кофте или кофте синей
Мелькнула за левадою Аксинья.
И сколько лет ей можно нынче дать?
Светлеет небо к полудню, и ясней
Станица вся приподнята на взгорье,
А голубое в зелени подворье
Как бы взлетело голубем над ней. ( А. Софронов.)
Попова Дарья – чтение наизусть отрывка из романа «Тихий Дон» - «На покосе»
Песня «Сон Степана Разина» - («Ой, то не вечер») – исполняют учащиеся 11 класса
2.В марте 1941 года роман «Тихий Дон» отмечен Государственной (Сталинской) премией 1 степени. Этот роман переведен на многие иностранные языки, получил всемирное признание.
1.В 1929 году Шолохов начинает работать над романом «Поднятая целина». Чутко улавливая изменения, которые происходили в стране, он воссоздаёт правдивую картину начала коллективизации и связанную с этим перестройку психологии крестьянина. Шолохов добился этого не только благодаря своему огромному таланту, но также и тому, что он хорошо понимал смысл происходящих событий, отличал главное и существенное от второстепенного и случайного в жизни народа.
2.Во время Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом «Правды», «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерки «На Дону», «На Смоленском направлении», рассказ «Наука ненависти» публиковались в разных изданиях и имели большую популярность, вдохновляли солдат на ратные подвиги. В одной из поездок на фронт Шолохов чуть не погиб. В начале 1942 года самолёт, на котором летел Михаил Александрович Шолохов, потерпел катастрофу. Погибли все пассажиры, чудом выжили лётчик с переломом позвоночника и сам Шолохов с тяжелейшей травмой головы.
1.Во время войны начал публикацию глав из нового романа «Они сражались за Родину». В послевоенные годы писатель отдаёт много времени общественной деятельности – принимает участие в работе всемирного конгресса деятелей науки и культуры в защиту мира.
2.В 1950-е годы работает над продолжением романа «Они сражались за Родину», публикует рассказ «Судьба человека». В них автор отразил трагическую историю жизни народа, государства и отдельного человека. Создатели фильма «Судьба человека», по произведению Шолохова, были удостоены Ленинской премии.
Фрагмент из фильма «Судьба человека»
1.Событием стало присуждение Шолохову в 1965 году Нобелевской премии за роман «Тихий Дон». Вручал её шведский король Густав VI Адольф.
2. Ответным словом звучали такие слова М.Шолохова «Разумеется, я доволен присуждением мне Нобелевской премии. Тут преобладает чувство радости оттого, что я в какой-то мере способствую прославлению своей Родины. Это важнее и дороже личных ощущений». Впоследствии Шолохов эту премию отдаёт на строительство станичной школы.
Инсценировка отрывка из романа « Тихий Дон» - «Письмо от Григория» - учащиеся 10 класса – (учитель Кувичкина Людмила Ивановна)
1.Евгений Осетров сказал: «Когда Шолохов начинал свою писательскую работу, его сравнивали с молодым орлёнком, только расправляющим могучие крылья. Теперь мы могли бы сказать, что он парил как орёл высоко над родной землёй, обозревая её могучим взглядом. Имя Шолохова вечно и бессмертно. Его книги, прославляющие Родину, народ, будут любимы всегда»
2. А закончить хочется словами Константина Федина: «Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий. Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего». Эти слова во многом определяют характер творчества нашего великого земляка. Хочется пожелать всем присутствующим, чтобы чаще вашей душе рождался прекрасный и благородный порыв – погрузиться в мир произведений Шолохова!
Казачий танец в исполнении ансамбля «Кундюбочка» - руководитель Якимова Елена Сергеевна (Персиановская школа искусств)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка литературного вечера, посвящённого 75-летию Н.Рубцова
Разработка содержит данные о поэте, страницы его биографии, стихотворения. Презентация прилагается....
Разработка литературного вечера, посвящённого 75-летию Н.Рубцова
Разработка содержит данные о поэте, страницы его биографии, стихотворения. Презентация прилагается....
Разработка литературного вечера, посвящённого 75-летию Н.Рубцова
Разработка содержит данные о поэте, страницы его биографии, стихотворения. Презентация прилагается....
юбилейный вечер, посвящённый 50-летию со дня рождения и 25-летию творческой деятельности
Запись концерта, посвящённого моему 50-летию, сделанная в ноябре 2009 года...
Сценарий вечера, посвящённого 85-летию со дня рождения В.М. Шукшина
Сценарий вечера, посвящённого 85-летию со дня рождения В.М. Шукшина...
Сценарий литературного вечера, посвящённого 120-летию со дня смерти С.Есенина
Литературно-музыкальна композиция, посвящённая памяти Сергея Есенина для учащихся 8-11 классов....
Сценарий литературного вечера, посвящённого 450-летию Уильяма Шекспира "Певец любви и свободы", для учащихся старших классов
Предлагаемый сценарий литературного вечера "Певец любви и свободы" посвящен английскому поэту и драматургу Уильяму Шекспиру. Вечер проводился как открытое мероприятие для учащихся старших классов, учи...