Главные вкладки

    Методическая разработка по литературе (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме:
    Сценарий "Литературный вечер, посвящённый 110-летию М.А.Шолохова"

     Поломошнова Наталья Анатольевна

    Литературный вечер посвящен жизни и творчеству Михаила Александровича Шолохова. Рассчитан на учащихся 6-11 классов

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Литературный вечер, посвящённый 110-летию М.А.Шолохова,  апрель 2015 года

    подготовила и провела  учитель русского языка и литературы 

    Поломошнова Наталья Анатольевна

    (МБОУ СОШ №61 п. Персиановский, Октябрьский район  Ростовской области)

    Звучит Гимн Донского казачества – все встают. 

    Всколыхнулся, взволновался,
    Православный Тихий Дон,
    И послушно отозвался
    На призыв свободы он.

    Зеленеет степь родная,
    Золотятся волны нив,
    И, с простора долетая,
    Вольный слышится призыв.

    Дон детей своих сзывает
    В Круг Державный Войсковой
    Атамана выбирает
    Всенародною душой.

    В боевое грозно время,
    В память дедов и отцов —
    Вновь свободно стало племя
    Возродившихся Донцов.

    Славься, Дон, и в наши годы,
    В память вольной старины,
    В час невзгоды — честь свободы.
    Отстоят твои сыны.

    Ведущие -  1. Григоренко Евгения, 2.Иваненко Софья

    1.Донской край! Он любим и дорог каждому из нас не только красотой природы, людей, живущих в этом крае, замечательными казачьими обычаями, но и казачьими песнями.

    Ролик «Вешенская сторона»

        2. Дорогие друзья,  сегодня мы с вами собрались, чтобы вспомнить нашего замечательного земляка, писателя Михаила Александровича Шолохова. Для нас малая Родина тесно связана  с этим  именем. С раннего детства мы помним кадры из  любимого герасимовского «Тихого Дона», рассказы бабушек о том, как в послевоенные годы собирались семьями и читали вслух «Донские рассказы», пронзительные строки о том, как «Отпели соловьи милым моему сердцу Давыдову и Нагульнову…». В глубине души каждого из нас царит образ этого великого и вместе с тем простого человека, который всегда олицетворяет для нас нечто сокровенное, подлинное, безмерно дорогое.

     1.На нашем празднике мы поговорим о том, почему Шолохов занимает в сердце каждого из нас особое место.

     2.Писатель родился в 1905 году в хуторе Кружилин станицы Вёшенской Области войска Донского (с 1984г. Вёшенский район Ростовской области) в семье приказчика.

    Рябцев Евгений

    Среди шести материков

    В краю, где плещет Дон,

    Стоит на стыке двух веков

    Соломой крытый дом.

    Я низко кланяюсь ему,

    Не постучав в окно.

    Другие люди в том дому

    Живут давным-давно.

    Но та же в окнах синева.

    И помнит старый дом того,

    Кто первые слова

    Здесь начинал с трудом. ( В.Фирсов)

     1.Михаил рано обучился грамоте. Учился в церковно-приходской школе и закончил 4 класса гимназии, помешала Гражданская война.  В 1918 г. вступил в Красную Армию,  где сначала служил в отряде тылового обеспечения, а затем стал пулеметчиком и  участвовал в установлении Советской власти  на Дону. Был учителем по ликвидации безграмотности, статистиком, делопроизводителем, продовольственным инспектором.

     2.В 1922 году приехал учиться в Москву, но не смог поступить на рабфак и трудился чернорабочим, занимаясь самообразованием.

    1.В 1924 году появился его рассказ «Родинка».  В 1926 – первые сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». Именно в своих произведениях ему удалось тонко почувствовать и претворить в нетленную красоту художественного слова неповторимую прелесть донской природы.

    Яцук Екатерина – чтение  наизусть отрывка из рассказа «Родинка»

     2.Нельзя без душевного трепета и восторга читать, например, такое описание пейзажа: «Степь родимая!.. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие … казачью славу…»

    Дмитрий Семиляков

      Как сейчас отлично помню                                    Вторгся в душу мне зелёный

          (Этот вечер мне запал                                            Аромат донских степей,

          Прямо в сердце!): повезло мне -                            Покорили волны Дона -

          В руки Шолохов попал.                                         Хоть бери в ладонь и пей!

          Взял я книжку-невеличку                                      Верьте мне или не верьте,

          И хоть вымок и продрог,                                        С той поры на вечный срок

          Но от первой же странички                                    В душу врос до самой смерти

          Оторвать глаза не мог.                                            Добрый шолоховский слог.

           Весь квартал кругом облазив,                               Как забудешь ты страницу,

           Выбрал я сухой подъезд                                        Где вдруг стали пред тобой

           И все шесть «Донских рассказов»                        Эти судьбы, эти лица

           Прочитал в один присест.                                      Над рекою голубой.

      1.Именно в сборник «Донские рассказы» вошло произведение знакомое всем с детства  - «Нахалёнок».

     Сценка «Нахалёнок» - ученики 6 б класса (учитель Бойко Елена Владимировна)

     2.В конце 1926 года Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон», первая книга которого публикуется в начале 1928 года. Роман принёс писателю мировую известность.

    1.Это произведение изображает донское казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной силой рисует судьбы народа и личности в революции.

    Тимур Пухов                      

                           Есть вечные глубины в «Тихом Доне»,

                          То, что народ наш совестью зовёт.

                          Гремит гроза, иль ясен небосвод,

                          Мы вновь и вновь, забыв дорогам счёт,

                           Как в первый раз, придём к нему, и  вот –

                           Всё мелкое ушло. Душа бездонней.

                          Святая жажда дела жжет ладони,

                          Святая жажда правды сердце жжёт. (Н. Рыленков)

    Гафуров Марк                        

                             Пойдёшь в станицу – на горе она,

                             Спешат в сельпо казачки в полушалках.

                            Все незнакомые, и это жалко

                           Узнать бы мне прохожих имена.

                            Хотелось бы немедля угадать:

                            В бордовой кофте или кофте синей

                            Мелькнула за левадою Аксинья.

                            И сколько лет ей можно нынче дать?

                           Светлеет небо к полудню, и ясней

                            Станица вся приподнята на взгорье,

                            А голубое  в зелени подворье

                            Как бы взлетело голубем над ней.               ( А. Софронов.)

    Попова Дарья – чтение наизусть отрывка из романа «Тихий Дон»  - «На покосе»

     Песня «Сон Степана Разина» - («Ой, то не вечер») – исполняют учащиеся 11 класса

    2.В марте 1941 года роман «Тихий Дон» отмечен Государственной (Сталинской) премией 1 степени. Этот роман  переведен на многие иностранные языки, получил всемирное признание.   

    1.В 1929 году Шолохов начинает работать над романом «Поднятая целина». Чутко улавливая изменения, которые происходили в стране, он воссоздаёт правдивую картину начала коллективизации  и связанную с этим перестройку психологии крестьянина. Шолохов добился этого не только благодаря своему огромному таланту, но также и тому, что он хорошо понимал смысл происходящих событий, отличал главное и существенное от второстепенного и случайного в жизни народа.

     2.Во время Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом «Правды», «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерки «На Дону», «На Смоленском направлении», рассказ «Наука ненависти» публиковались в разных изданиях и имели большую популярность, вдохновляли солдат на ратные подвиги. В одной из поездок на фронт Шолохов чуть не погиб. В начале 1942 года самолёт, на котором летел Михаил Александрович Шолохов, потерпел катастрофу. Погибли все пассажиры, чудом выжили лётчик с переломом позвоночника и сам Шолохов с тяжелейшей травмой головы.

    1.Во время войны  начал публикацию глав из нового романа «Они сражались за Родину». В послевоенные годы писатель отдаёт много времени общественной деятельности – принимает участие в работе всемирного конгресса деятелей науки и культуры в защиту мира.

     2.В 1950-е годы работает над продолжением романа «Они сражались за Родину», публикует рассказ «Судьба человека». В них автор отразил трагическую историю жизни народа, государства и отдельного человека. Создатели фильма «Судьба человека», по произведению Шолохова, были удостоены Ленинской премии.

    Фрагмент из фильма «Судьба человека»

    1.Событием стало  присуждение Шолохову   в 1965 году  Нобелевской  премии за роман «Тихий Дон». Вручал её шведский король Густав VI Адольф.

     2. Ответным словом звучали такие слова М.Шолохова «Разумеется, я доволен присуждением мне Нобелевской премии. Тут преобладает чувство радости оттого, что я в какой-то мере способствую прославлению своей Родины. Это важнее и дороже личных ощущений».  Впоследствии Шолохов эту премию отдаёт на строительство станичной школы.

    Инсценировка отрывка  из романа « Тихий Дон» - «Письмо от Григория» - учащиеся 10 класса – (учитель Кувичкина Людмила Ивановна)

     1.Евгений Осетров сказал: «Когда Шолохов начинал свою писательскую работу, его сравнивали с молодым орлёнком, только расправляющим могучие крылья. Теперь мы могли бы сказать, что он парил как орёл высоко над родной землёй, обозревая её могучим взглядом. Имя Шолохова вечно и бессмертно. Его книги, прославляющие Родину, народ, будут любимы всегда»        

    2.  А закончить хочется словами Константина Федина:  «Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий. Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего». Эти слова во многом определяют характер творчества нашего великого земляка. Хочется пожелать всем присутствующим, чтобы  чаще вашей душе рождался   прекрасный и благородный порыв – погрузиться в мир произведений Шолохова!

    Казачий танец в исполнении ансамбля «Кундюбочка» - руководитель Якимова Елена Сергеевна (Персиановская школа искусств)

         

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы на тему «Открывая книгу М.А. Шолохова» (По роману «Тихий Дон»)

    Разработка последнего урока литературы в 10 классе, нацеливающая на прочтение романа М.А.Шолохова "Тихий Дон". Урок давался в Богучарской школе-интернате им. М.А. Шолохова....

    Анализ 2-х эпизодов: 1. "Встреча Аксиньи с ландышем" по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода "Изображение снежного заноса" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" (Кн.3,ч.6,гл.50).

    Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение - анализ эпизода....

    Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.А.Шолохова "Льется песня над Доном..."

    Предлагаемый сценарий может быть использован как в учебной работе при изучении творчества М.А.Шолохова, так и во внеурочной работе....

    Зачётные работы по литературе №6, №7, №8 (Жизнь и творчество М.А.Булгакова, М.А.Шолохова, литература периода Великой Отечественной войны). 12 класс вечерней школы

    Зачётные работы по литературе по темам: №6- "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"; №7- "Жизнь и творчество М.А.Шолохова"; №8- "Литература периода Великой Отечественной войны". Вопросы для зачётных работ ...

    Вечер, посвященный творчеству М.А.Шолохова

    Материал вечера содержит презентацию, сценарий, видеоролик экскурсии по станице Вешенской, казачьи песни....

    Типовые задания частей А, В, С2 ГИА по русскому языку на основе фрагментов текста романа М.А. Шолохова "Тихий Дон". 9-й класс

    В процессе подготовки учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестации учителя используют множество текстов, находящихся в свободном доступе и представляющих из себя отрывки художественных п...

    Внеклассное мероприятие,посвящённое 110-летию со дня рождения С.П.Королёва

    В ходе мероприятия учащиеся узнают о роли С.П.Корролёва в освоении космического пространства....