Урок литературы на тему "Сон Ильи Обломова"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

        Интегрированный урок литературы и психологии в 10 классе. Жизненный сценарий личности на примере судьбы Обломова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_literature.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ

 И ПСИХОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ.

ТЕМА: «Сон Ильи Обломова»

ЦЕЛЬ:

Объединить литературные представления учеников и их представления о психологических феноменах на примере главы «Сон И.И.Обломова (по роману И.А.Гончарова.

ХОД УРОКА

I.Приветствие.

II.УЧИТЕЛЬ: Сегодня нам предстоит объединить литературные представления и представления о психологических феноменах, а поговорим мы об этом на примере главы «Сон Обломова»

В роли учителей – ваши одноклассники.

III. Сообщение №1: «Приём «сна» в литературе»

              ГРУППОВАЯ РАБОТА – карточки.

IV. Сообщение №2: «Сон как психологическое понятие»

      Сообщение №3: «Устройство психики. Бессознательное».

V.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Что И.И. видит во сне? (Детство, Обломовку)
  2. Это фантазия героя или реальность?
  3. Как он себя там ощущает эмоционально?
  4. Как же жилось обломовцам? День семьи Обломовых, их основные занятия.

                        (Ответы учеников)

ПРОСМОТР ЭПИЗОДА к/ф.

  1. В чем разница видения эпизода у писателя и режиссера?
  2. Откройте эту сцену. Неотъемлемая часть сна – природа, это составляющая мира Обломовки. Давайте убедимся в этом. Найдите глаголы, характеризующие состояние природы.

                      ( Солнце стоит неподвижно, воздух перестал струиться, дерево и вода не шелохнуться, тишина лежит, всё будто вымерло.) – отсутствие ДИНАМИКИ, ДЕЙСТВИЯ, движения.

  1. ЧТЕНИЕ ЦИТАТЫ УЧИТЕЛЕМ « В эту минуту в комнате раздалось в одно время как будто ворчанье собаки и шипение кошки, когда они собираются броситься друг на друга.(Это загудели часы). – Э! Да уж 9 часов.»
  2. Почему такой странный звук? Что он символизирует?

                     (Время как будто прорывается через какие-то препятствия с трудом – время тоже спит)

  1. Что Гончаров говорит о течении времени в Обломовке?(стр.103, 106)

VI. УЧИТЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ:

  1. А каков же мальчик? (стр.90, 86)
  2. Почему Илья показан в двух возрастах?
  3. А поговорим мы сегодня о ЖСЛ.

         

 СОСТАВЛЕНИЕ БЛОК СХЕМЫ .

1.КУЛЬТУРНЫЙ:

             -) противопоставление Обломов – Штольц,

             -) исполинский пирог – символ единения семьи, праздника жизни

(Впервые видим семью за столом, стол – символ единения, пирог (пир) – центральное событие каждого дня)

2. СУБКУЛЬТУРНЫЙ:

             -) Почему ЕО не лежал на диване?

3. СЕМЕЙНЫЙ:

              -) копирует отца,

              -) приём «зеркального отражения» - письма

ВЫВОД: Так почему же Обломов таким получился?

                    (Потому что рос там)

УЧИТЕЛЬ: А почему Обломову это снится?

      ( Это не просто приятные воспоминания, это для него – идеал, его мечта)

УЧИТЕЛЬ: Так Обломовка это плохо или хорошо?

VII. РАБОТА СО СХЕМОЙ:

                                          Обломовка

                Райский уголок                     сонное (мертвое)

                «обломок» Эдема                      царство

  Рассуждение: Хотел бы я жить в Обломовке?

ВЫВОДЫ: О чем говорили?

                    Какие вопросы пытались решить?

                    Почему урок вели два учителя?

VIII. Д.З.: Понятие «обломовщины», Образ Штольца (ч.2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у Обломова". Урок литературы в 10 классе

Уроклитературы в 10 классе. Раздел/блок: И.А. Гончаров. Роман "Обломов".  Характеристика главного героя. Образ Обломова. Цель урока: определить социально-психологический тип героя, составить порт...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Испытание любовью: Ольга Ильинская и Илья Ильич Обломов"

Презентация к уроку "Испытание любовью: Ольга Ильинская и Илья Обломов"....

Урок литературы в 10 классе "Узор жизни Обломова"

Материал содержит полную разработку одного из уроков по изучению романа  Гончаровыа "Обломов"...

Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 10 классе "Сон Обломова.Его место и значение в романе".

Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 10 классе "Сон Обломова.Его место и значение в романе"....

Урок литературы 10класс "Сон Обломова. Анализ 9 главы"

Цели урока: показать социальную психологию Обломова, живую его душу; проанализировать 9 главу романа «Сон Обломова»; сделать наблюдения над стилем Гончарова; раскрыть роль второстепенных г...

Урок литературы в 10 классе "Знакомство с Ильей Ильичом Обломовым" (по роману А.И.Гончарова "Обломов")

Основа проблемного урока – проблемный вопрос. Он предполагает выдвижение гипотез и совместную деятельность учителя и учеников по доказательству или опровержению этой гипотезы. Предлагаемый пробл...


 

Комментарии

Очень понравился нестандартный подход к проведению занятия СПАСИБО!