Урок литературы на тему "Сон Ильи Обломова"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Интегрированный урок литературы и психологии в 10 классе. Жизненный сценарий личности на примере судьбы Обломова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_literature.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ
И ПСИХОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ.
ТЕМА: «Сон Ильи Обломова»
ЦЕЛЬ:
Объединить литературные представления учеников и их представления о психологических феноменах на примере главы «Сон И.И.Обломова (по роману И.А.Гончарова.
ХОД УРОКА
I.Приветствие.
II.УЧИТЕЛЬ: Сегодня нам предстоит объединить литературные представления и представления о психологических феноменах, а поговорим мы об этом на примере главы «Сон Обломова»
В роли учителей – ваши одноклассники.
III. Сообщение №1: «Приём «сна» в литературе»
ГРУППОВАЯ РАБОТА – карточки.
IV. Сообщение №2: «Сон как психологическое понятие»
Сообщение №3: «Устройство психики. Бессознательное».
V.
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Что И.И. видит во сне? (Детство, Обломовку)
- Это фантазия героя или реальность?
- Как он себя там ощущает эмоционально?
- Как же жилось обломовцам? День семьи Обломовых, их основные занятия.
(Ответы учеников)
ПРОСМОТР ЭПИЗОДА к/ф.
- В чем разница видения эпизода у писателя и режиссера?
- Откройте эту сцену. Неотъемлемая часть сна – природа, это составляющая мира Обломовки. Давайте убедимся в этом. Найдите глаголы, характеризующие состояние природы.
( Солнце стоит неподвижно, воздух перестал струиться, дерево и вода не шелохнуться, тишина лежит, всё будто вымерло.) – отсутствие ДИНАМИКИ, ДЕЙСТВИЯ, движения.
- ЧТЕНИЕ ЦИТАТЫ УЧИТЕЛЕМ « В эту минуту в комнате раздалось в одно время как будто ворчанье собаки и шипение кошки, когда они собираются броситься друг на друга.(Это загудели часы). – Э! Да уж 9 часов.»
- Почему такой странный звук? Что он символизирует?
(Время как будто прорывается через какие-то препятствия с трудом – время тоже спит)
- Что Гончаров говорит о течении времени в Обломовке?(стр.103, 106)
VI. УЧИТЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ:
- А каков же мальчик? (стр.90, 86)
- Почему Илья показан в двух возрастах?
- А поговорим мы сегодня о ЖСЛ.
СОСТАВЛЕНИЕ БЛОК СХЕМЫ .
1.КУЛЬТУРНЫЙ:
-) противопоставление Обломов – Штольц,
-) исполинский пирог – символ единения семьи, праздника жизни
(Впервые видим семью за столом, стол – символ единения, пирог (пир) – центральное событие каждого дня)
2. СУБКУЛЬТУРНЫЙ:
-) Почему ЕО не лежал на диване?
3. СЕМЕЙНЫЙ:
-) копирует отца,
-) приём «зеркального отражения» - письма
ВЫВОД: Так почему же Обломов таким получился?
(Потому что рос там)
УЧИТЕЛЬ: А почему Обломову это снится?
( Это не просто приятные воспоминания, это для него – идеал, его мечта)
УЧИТЕЛЬ: Так Обломовка это плохо или хорошо?
VII. РАБОТА СО СХЕМОЙ:
Обломовка
Райский уголок сонное (мертвое)
«обломок» Эдема царство
Рассуждение: Хотел бы я жить в Обломовке?
ВЫВОДЫ: О чем говорили?
Какие вопросы пытались решить?
Почему урок вели два учителя?
VIII. Д.З.: Понятие «обломовщины», Образ Штольца (ч.2)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В гостях у Обломова". Урок литературы в 10 классе
Уроклитературы в 10 классе. Раздел/блок: И.А. Гончаров. Роман "Обломов". Характеристика главного героя. Образ Обломова. Цель урока: определить социально-психологический тип героя, составить порт...
Конспект урока литературы в 10 классе "Испытание любовью: Ольга Ильинская и Илья Ильич Обломов"
Урок рассчитан на 2 часа....
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Испытание любовью: Ольга Ильинская и Илья Ильич Обломов"
Презентация к уроку "Испытание любовью: Ольга Ильинская и Илья Обломов"....
Урок литературы в 10 классе "Узор жизни Обломова"
Материал содержит полную разработку одного из уроков по изучению романа Гончаровыа "Обломов"...
Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 10 классе "Сон Обломова.Его место и значение в романе".
Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 10 классе "Сон Обломова.Его место и значение в романе"....
Урок литературы 10класс "Сон Обломова. Анализ 9 главы"
Цели урока: показать социальную психологию Обломова, живую его душу; проанализировать 9 главу романа «Сон Обломова»; сделать наблюдения над стилем Гончарова; раскрыть роль второстепенных г...
Урок литературы в 10 классе "Знакомство с Ильей Ильичом Обломовым" (по роману А.И.Гончарова "Обломов")
Основа проблемного урока – проблемный вопрос. Он предполагает выдвижение гипотез и совместную деятельность учителя и учеников по доказательству или опровержению этой гипотезы. Предлагаемый пробл...
Комментарии
провожу урок на эту тему.