Н.С.Лесков "Левша". Особенности сказа.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Урок кратко знакомит учеников с биографией и творчеством Лескова; дает представление о жанре сказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_leskovu.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканский открытый день для директоров школ.

Гурьянова Е.П. учитель русского языка и литературы.

Открытый урок по литературе в 6 классе а.

Тема: Н. С. Лесков (1831-1895). Сказ «Левша». Особенности сказа

Цели урока: кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Лескова; дать представление о жанре сказа; заинтересовать учеников не обычностью повествования.

Оборудование урока: портрет Н. С. Лескова, мультимедийный урок по творчеству Н.С. Лескова

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, объяс нение теоретических вопросов, беседа по вопросам.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания Работа с интерактивной доской. Тренажер по стихотворению Н.А. Некрасова «Железная дорога»

II. Слово учителя. Открыть первую страницу медиа-урока. Портрет и биография Лескова. (Лесков «Левша»)

К творчеству одного из интереснейших русских писателей, Николая Семеновича Лескова, мы обращаемся впервые. Но про его знаменитого героя, Левшу, вы, наверное, слышали. Этот герой получил, с легкой руки писателя, самостоятельную жизнь.

Родина Николая Семеновича Лескова - город Орел.

Родился писатель 16 февраля 1831 года, отец его окончил духовную се минарию, но не захотел стать священником, а стал чиновником и дослу жился до чинов, дававших потомственное дворянство.

Когда Н. С. Лескову было семнадцать лет, отец умер от холеры, и бу дущему писателю надо было работать, служить. Он переезжает в Киев к своему дяде, там живет и работает. В Киеве его застают значительные для эпохи перемены: смерть Николая I, снятие многих запретов, и предвестие грядущих реформ, от которых ждали большего, чем они принесли. Новая эпоха вызвала подъем торгово-промышленной деятельности, для которой нужны образованные предприимчивые люди, и Лесков начинает работать в коммерческом предприятии, для чего переезжает в Пензенскую губернию в 1857 году. За три года он исколесил всю Россию. Позже, отве чая на вопрос газетного репортера: «Где вы черпаете материал для своих произведений?» - Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать по России, это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел и жил легко».

III. Сказ как форма повествования. Эвристическая беседа.

- В подзаголовке обозначен жанр произведения – сказ. Вспомните, какое произведение, написанное в жанре сказа, мы изучали в прошлом году. Кто его автор?

 - Как мы определяем жанр сказа? (Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно фантастическим миром фольклора. Повествование ведется от лица рассказчика, человеком с особым характером и складом речи) открыть страницу «Жанр произведения»

 - Чем отличается сказ от сказки? (В основе сказа  лежит легенда, возникшая в свою очередь на основе реального события) 

 -  Итак, сначала происходит реальное событие. Затем на основе этого события в народе возникает легенда, которую рассказывают народные сказители. С этой легендой знакомится писатель и рассказывает ее читателям, воссоздавая облик повествателя (рассказчика). Событие -    легенда -  сказ.

 - как вы объясните, что такое образ повествователя? (Повествователь в сказе не реальный человек, а художественный образ, но читателям кажется, что он обладает всеми чертами реального человека)

 - Какими чертами обладает образ повествователя в сказах Бажова? (Рассказчик -  старый опытный человек, который хорошо знает рудное дело, всю жизнь живет и работает на том же месте, где живут его герои. Он любит и уважает своих товарищей, с вниманием относится к природе, к чувствам и жизни других людей. Кажется, что сказитель старый, с седой юородой, с добрыми глазами и глубокими морщинами на лице. Одет он в одежду, в которую одевались мастеровые люди. Когда он рассказывает свои истории, то немного грустно улыбается.)

 - Какой сказ Бажова мы читали в классе? Интересно ли вам было его читать?

 - Какие сказы Бажова вы читали самостоятельно?

 - Вернемся к теме урока. История о косом левше и хромой блохе – это сказ. Что мы можем предположить, зная жанр произведения? (Мы можем предположить, что произведение написано Лесковым на основе легенды, услышанной им от какого-то человека. Эта легенда в свою очередь возникла на основе реально-происходившего события) Открыть страницу «Левша. История создания»

 - И в первом издании «Левши» автор указывал на якобы существовавшего человека, от которого он услышал легенду о мастере, подковавшем блоху.но тем и удивителен сказ Лескова, что ни сказителя, ни народной легенды не существовало. Была только одна прибаутка: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали, да им назад отослали».

IV. Работа с учебником. Чтение отрывка из статьи Ю.Нагибина.

Образ повествователя и образы героев, созданные Лесковым, оказались настолько убедительными, что после публикации этого сказа в Туле возникла легенда о левше, который подковал блоху.

Чтение отрывка из книги Л.А.Аннинского «Лесковское ожерелье». Лесков создал образ повествователя, от имени которого идет рассказ. Говоря о героях произведения будем иметь в виду, что рассказчик – такой же герой. У него особая речь и свое, особое отношение к событиям, о которых он рассказывает.

 

V. Выразительное чтение и  беседа по вопросам. Открыть на интерактивной доске текст «Левши»

1. Учитель читает первую главу сказа.

  1. Какие элементы фольклорных произведений вы заметили? (В сказе есть зачин, есть повторы. Концовка сказа содержит назидание: «А доведи они левшины слова в свое время до государя, - в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».)
  2. Как вы считаете, кем мог быть рассказчик, повествователь? (Рас сказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характер ных для фольклорных произведений, исторические персонажи -Александр I и Платов - показаны с точки зрения простолюдина.)
  3. Когда и где происходит действие сказа? (Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном, упоминается Венский конгресс 1814-1815 гг. Поездка Александра I с Платовым в Лондон - исторический факт. Упоминается восстание декабристов 1825 г., названное «смятением».)

2. Прослушивание чтения второй главы и комментария к ней на интерактивной доске. «Точка вида тульского мастера»

VI. Характеристика героев Открыть страницу «Государственные люди и левша»

Задание: найти и прочитать цитаты, характеризующие Александра Павловича и Платова.

(Александр Павлович: «Объездил он все страны и везде через свою лас ковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми»; «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся»; и др.

Платов: «И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь ино странным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, - и чем-нибудь отведет»; «а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит»; и др.)

-        Обратим внимание на новые, необычные слова сказа. Как они обра зуются? Приведите примеры. Открыть страницу «Речь героев». (Новые слова образуются, рассказчик или герой сталкиваются с незнакомыми малограмотному человеку словами и изменяют их так, чтобы было «понятнее». На пример: «мелкоскоп» - микроскоп; «кислярка» - кизлярка; «Аболон полведерский» - Аполлон Бельведерский; «долбица» - таблица; «двухсестная» - двухместная; «керамиды» - пирамиды; «преламут» - перламутр; «Канделабрия» - Калабрия и т. д.)

 - Какова роль подобных слов? (Такие «народные» слова создают юмо ристический эффект.)

V. Тестирование в конце урока с использованием интерактивной доски.

Домашнее задание

  1. Перечитать 4-10 главы сказа;
  1. Выписать цитаты, характеризующие Николая Павловича, Платова, левшу.
  1. Приготовить пересказ эпизода на выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Языковые особенности сказа Н.С. Лескова "Левша"

Материалы к уроку литературы в 6 классе...

Технологическая карта урока по литературе.5 класс.Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов

Технологическая картаУчитель: Михайлова С.ППредмет: литератураКласс:  5Тип урока: урок «открытия» нового знания...

Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"

Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"...

Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"

Расширить знания о жизни и творчестве Н.С.Лескова. Формировать навыки анализировать текст, работать с лексикой, находить в словаре нужное значение....

Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа

Конспект урока Н. С. Лескова. Сказ "Левша"....

Н. С. Лесков (1831-1895). Сказ «Левша». Особенности сказа

Урок подготовлен для изучения творчества Н.С. Лескова . Сказ "Левша", история его создания. Особенности сказа.Связь с жизнью автора....