Урок литературы в 9 классе "С тех пор как вечный судия мне дал всеведенье пророка..."
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Сорокина Марина Александровна

Этот урок литературы можно провести во время изучения творчества М.Ю.Лермонтова.

Урок представляет собой опыт сопоставительного анализа стихотворений  с одинаковым названием – «Пророк». Элементом опережающего обучения является привлечение для частичного анализа стихов А.Ахматовой, выявление того, как в ее творчестве развивается тема поэта и поэзии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_teh_por_kak_vechnyy_sudiya....doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в IХ классе  «С тех пор как вечный судия мне дал всеведенье пророка…»

Цели: провести сопоставительный анализ стихотворения «Пророк» А.С.Пушкина и одноименного стихотворения М.Ю.Лермонтова; рассмотреть, какое развитие получила тема пророческой миссии поэта в творчестве А.Ахматовой.

Задачи: формирование навыков  сопоставительного анализа текстов, умения выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию; формирование коммуникативной компетенции (умения выстраивать монологическую  речь); воспитание высоких человеческих идеалов, любви к родному языку.

  1. Обратимся к теме урока. Из какого стихотворения эти слова?

Из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк».

  1. Как вы думаете, о какой миссии поэта пойдет речь на уроке?

О пророческой.

  1. Подберите синонимы к слову «пророк».

Корень «рок» - судьба и одновременно «рек» - изрек.

Пророк – предсказатель, глашатай, обличитель, учитель, творец, мыслитель, философ, вестник грядущего, тот, кто владеет даром слова.

  1. Кто из русских поэтов был предшественником Лермонтова в создании образа поэта-пророка?

Поэты-декабристы и А.С.Пушкин.

Вспомним стихотворение А.С.Пушкина «Пророк». Написано оно было в июле – сентябре 1826 г., после казни декабристов. Поэт глубоко переживал свершившееся. Ему необходимо было написать обличительное стихотворение. Древнееврейские пророки зачастую бывали смелыми и бесстрашными обличителями. И Пушкин обращается к образу библейского пророка.

Зачитывается отрывок из Книги пророка Исайи. Глава 6.

« В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы его и поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника и коснулся уст  моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. 

И услышал я голос Господа, говорящего: кого мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы я исцелил их»

 Только после того как уста пророка были очищены от скверны, Бог посылает Исайю к людям, и тот обличает пороки и беззакония.

  1. Как происходит преображение в пушкинском «Пророке»?
  2. Дайте толкование этого слова.

По Далю – «преобразиться – значит преставиться, скончаться, умереть, изменить плотский облик на духовный».

В словаре Ожегова – «получить новый образ, форму, вид, сделаться иным, лучшим».

(Значения  этого слова необходимо написать на доске).

  1. Каков процесс перерождения поэта в пророка?
  2. С любым ли это может произойти? Какое условие для этого должно соблюдаться?

Это может произойти лишь с тем, кто ищет истину, -  «Духовной жаждою томим», «На перепутье мне явился».

  1. Почему «перепутье», ведь пустыня?

Герой стоит перед выбором пути.

  1. Каковы этапы преображения?
  1. «Отверзлись вещие зеницы» (стали мудрые).
  2. «Моих ушей коснулся он, и их наполнил шум и звон».

Преображение дает дар – 1. видеть, 2. слышать. Но этого мало. А 3-й дар? Он более драгоценен,  он превращает мудреца в Пророка. Этот дар мучителен, появляется тема страдания.

  1. На каких образах зиждется тема страданий?

«Кровавая десница», «трепетное сердце», отверстая грудь».

  1. Каков результат преображения?

«Как труп в пустыне я лежал» (курсив мой).

  1. Кто может воскресить Пророка?

До этого момента Пушкин ни разу не произносил этого слова – Бог. Теперь тот, кто принес жертву,  достоин называться Пророком. [1]

  1. Обратимся к значению слова «преобразиться» по Далю.

Для того чтобы «плотский облик» обычного человека изменился на духовный, прежний, грешный и бессильный, должен умереть, чтобы дать возможность родиться иному, исполняющему волю Божью. Герой встает обновленным, он прошел через человеческие муки и человеческую смерть, он перерожден.

  1. В чем его отличие от библейских пророков?

Они не испытывают потребности преображения, не ощущают мучений.

  1. «Восстань, пророк». Что представляет собой эта строка?

Заклинание.

  1. Какие 3 повеления получает поэт?
  1. «… и виждь, и внемли»
  2. «Исполнись волею моей»
  3. «Глаголом жги сердца людей»

Исполняя 1-е повеление, поэт постигает, что в центре мироздания находится человек («я»), являющийся для Бога предметом главной заботы и внимания, иначе не совершилось бы преображение  и не прозвучал бы к человеку Бога глас. Человек – главная цель Творца. Вдохновение, творческое прозрение помогают постичь суть явлений.

  1. Как вы понимаете 2-е повеление?

Надо избавиться от тирании собственной эгоистической «грешной» воли, от власти «я», превращающей человека в раба желаний и страстей. Требование отсечения своей воли является главным обетом монашеского служения.

  1. Что означает 3-е повеление?

Волновать, жечь, пробуждать людей к высшей духовной жизни. В «Пророке» поэтическое творчество предстает как дело пробуждения совести в «сердцах людей» - вот почему глагол поэта-пророка не проповедует, не учит, а жжет сердца, напоминая им о том, что высокое человеческое предназначение попрано и что так не должно быть.

  1. В чем главное отличие ветхозаветных пророков от пушкинского пророка?

Они «были проповедники, прямо обращавшиеся со словом божьим к религиозному сознанию. У Пушкина же речь идет об искусстве». Миссия поэта-пророка осуществима только средствами искусства, однако внушаема тою же высшей волей.

Поэтическое творчество представлено в стихотворении как священное служение. Отсюда небывалый в мировой поэзии пафос «Пророка».  [2]

  1. Какие общие стилистические особенности вы можете отметить в стихотворении Пушкина и в 6 гл. из Книги пророка Исайи?
  1. Библейская образность и лексика.
  2. Скупой библейский синтаксис кратких предложений.
  3. Построение стихотворения по принципу анафоры. Больше половины стихотворных строк начинается союзом «и».
  4. Нет деления на строфы.

В черновом варианте стихотворение «Пророк» заканчивалось по-другому. Послушайте:

Восстань, восстань, пророк России,

Позорной ризой облекись,

Иди и с вервием вкруг выи

К убийце грозному явись.

  1. Почему Пушкин изменил концовку?

Она перестала быть такой конкретной, связанной с событиями эпохи, придала стихотворению обобщенный смысл. В ней Пушкин выразил свое мнение о призвании поэта «будить» человеческую совесть, ум, душу.

Итак:

Как труп в пустыне я лежал,

И Бога глас ко мне воззвал…

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка …

Это же прямое продолжение пушкинского стихотворения. Первые две строчки – это краткое изложение пушкинского текста. Лермонтов как бы задается вопросом: а что же дальше?

Прослушивание стихотворения «Пророк» в актерском исполнении.

Если Пушкин запечатлел мучительное обретение даров пророком, то Лермонтов изображает его земной путь.

  1. Что объединяет стихотворения Пушкина и Лермонтова?

Тема поэта и поэзии и назначение поэзии. И в том и в другом есть образ поэта, наделенного сверхъестественным даром. Основа стихотворений – библейские источники. Библейская лексика. Образ пустыни. Лермонтов продолжает пушкинскую тему.

  1. Чем отличаются стихотворения? Заполните таблицу о различиях.

«Пророк» Пушкина

«Пророк» Лермонтова

Сюжет

Становление пророка

Жизнь поэта, ставшего пророком

Лексический строй стихотворений

Архаичная лексика, торжественный тон

Церковнославянская лексика уступает место современному языку, нет торжественности, предельно очеловеченный рассказ

Образы поэта-пророка

Преображается духовно, торжественен, готов к встрече с людьми, - готов «глаголом жечь сердца людей». Пророка окружает сверхъестественный ореол.

Портрет пророка вызывает сочувствие. Суров, одинок. Общество отвергает пророка. Увидел «страницы злобы и порока»: не принят людьми, изгнан, лишен ореола.

  1. Как усилено противостояние поэта и общества у Лермонтова?
  2. Какие образы создают представление о трагедии поэта?

Старики и дети. Две мудрости. Речь старцев – это наказ новому поколению. Таким образом, усиливается противостояние поэта и общества – это извечный закон.

  1. Выходит, дар его не нужен?

Нет, сверхъестественные способности позволили увидеть не только «страницы злобы и порока», но и гармонию мира. Не случайно природа – творение Бога – откликается на духовный зов поэта.

  1. Где находит душевное спокойствие лермонтовский поэт?

В пустыне. Это символ единения с Богом, с природой, но и символ единения с природой.

  1. А символом чего является пустыня у Пушкина?

Символом бездуховности.

  1. Что повинуется пророку из стихотворения Лермонтова?

Все стихии: звезды, «земные твари», только человек остается глух к его речам.

  1. Почему? У Пушкина -  «Глаголом жги сердца людей», у Лермонтова – «Провозглашать я стал любви и правды чистые ученья». Совсем ли это одно и то же? Не напоминает ли лермонтовский поэт ветхозаветных пророков, прямо обращавшихся со словом божьим к людям?

Библейских пророков тоже часто отвергали.

  1. Кто наделен в стихотворении словом?

Самолюбивые старцы. Властью слова наделены те, кто ее недостоин.

Итак, путь лермонтовского пророка – путь отверженного и всеми гонимого проповедника «чистых учений».  «Как презирали все его».

 Поэт остался один, он вынужден бежать от людей – и участь эта горька и тяжела.

Прочитаем стихотворение Пушкина «Поэту». Оно тоже проникнуто глухим отчаянием. И тоже – от сознания непонимания:

Поэт! Не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной…

  1. Находит ли Пушкин выход из создавшейся ситуации? Столь ли безысходно его стихотворение, как у Лермонтова?

Пушкин употребил союз но, позволяющий переломить ситуацию, настроение, дать другую точку зрения:

Но ты останься горд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один…

Пушкин не задерживается на чувстве отчаяния, он идет дальше и дает надежду на самого себя:

Ты сам свой высший суд.

Итак, стихотворения Лермонтова «Пророк» и Пушкина «Поэту», описывая сходную ситуацию, оказываются полярными по своему настроению. Чувство огромной уверенности, сознание собственной творческой силы – вот что позволяет поэту выстоять.

А сейчас посмотрим, какое развитие эта тема получает в творчестве поэтов Серебряного века. Прочитаем отрывок из стихотворения Анны Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту…»

Иди один и исцеляй слепых,

Чтобы узнать в тяжелый час сомненья

Учеников злорадное глумленье

И равнодушие толпы.

  1. Какие отголоски стихотворений Пушкина и Лермонтова вы находите в этом четверостишии?

Снова «равнодушие толпы», снова «глумленье», как у Лермонтова, причем в гораздо большей степени проявления,  потому что глумятся ученики, в которых ты вложил свою душу.

  1. И все-таки можем ли мы сказать, что строки Ахматовой столь же трагичны, как стихотворение Лермонтова?
  2.  Какие слова придают уверенности в высоком назначении поэта?

Так же, как и Пушкина, использованы глаголы в повелительном наклонении: «иди», «исцеляй» («восстань», «виждь», «внемли»). Именно они несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку.

И еще одно маленькое стихотворение А.Ахматовой:

Поэт не человек, он только дух –

Будь слеп он, как Гомер,

Иль, как Бетховен, глух, -

Все видит, слышит, всем владеет.

  1. Перекличку с каким стихотворением вы услышали?

Со стихотворением Пушкина «Пророк». Та же идея всеведения поэта, идея полного постижения мира.

  1. И вновь обратимся к толкованию слова «преобразиться» по Далю – «изменить плотский облик на духовный». Но ведь в 1-й строке мы слышим то же самое: «Поэт не человек, он только дух». 

Поэт Ахматовой и поэт из стихотворения «Пророк» Пушкина очень похожи. И еще один мотив, подхваченный у Пушкина,– мотив «поэта-царя»: «всем владеет». [3]

Для самой Анны Ахматовой поэзия, сознание причастности к миру вечных ценностей было спасительным в тяжелые годы унижений и гонений. И хотелось бы урок закончить ее стихами:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор – к смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней – царственное слово.

Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на тему «Место поэта в мире».

Литература, ссылки:

  1. http://www.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=gfFadsi6Tuw%3D&tabid=10183 
  2. Непомнящий В. Пророк // Новый мир. 1987 №1 с. 132-152
  3. Золотарева И.В., Егорова Н.В.Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс. Москва «Вако» 2008
  4. И.И.Аркин. Уроки литературы в 9 классе. Москва «Просвещение» 1999

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 10 класс, тема "М.Ю.Лермонтов"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?"

Данная презентация содержит вопросы для анализа стихотворения "Пророк", аудиозапись стихотворения....

Урок литературы, посвященный году Испании в России на тему "Дон Кихот - вечная книга, вечный герой"

Учащиеся приготовили сообщения о Мигеле де Сервантесе, об истории создания романа, выразительно читали отрывки, пересказывали эпизоды, рассказывающие о приключениях Дон Кихота. Подводя итоги урока, де...

Урок литературы "Вечные ценности в балладе Р.Бёрнса "Джон Ячменное Зерно"

Урок литературы в 6 классе в соответствии с программой А.Г. Кутузова. Разработан в технологии критического мышления. Даётся в системе уроков  раздела "Лироэпические жанры" после знакомства с поня...

Урок литературы в 10 классе по теме: "Три "Пророка". (Сравнительный анализ стихотворений "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова)

В процессе коллективной  работы путем сопоставления стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, Некрасова учащимся предлагается выявить, в чем особенность использования христианских мотивов...

Презентация к уроку литературы по теме "Вечные образы в Слове о полку Игореве"

Урок внеклассного чтения в 9 классе по древнерусской литературе....

Два "Пророка" (конспект открытого урока литературы в 10 классе)

Сравнительный анализ двух одноимённых стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова....

Урок литературы 11 класс Тема суда времени и исторической памяти в поэме А. А. Ахматовой ,,Реквием”

Конспект урока  по  литературе       11 класс      Тема суда времени и исторической памяти в поэме ...


 

Комментарии

Просвирова Галина Васильевна

Марина Александровна, спасибо за конспект урока. Анализ стихотворения всегда является "камнем преткновения" для ребят, не говоря уж о сравнительном анализе стихотворений разных авторов. Представленный Вами материал взяла себе на заметку.