Главные вкладки

    Мастерская по произведению А.Твардовского "Василий Теркин"
    план-конспект урока литературы (8 класс) по теме

    Кожемякова Ольга Кузьминична

    Урок литературы в 8 классе с применением технологии педмастерских.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon masterskaya_po_vasiliyu_terkinu.doc52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

     «Средняя общеобразовательная школа №1»

    Урок литературы

    в 8 классе

    «Теркин -  кто же он такой?..”

    Автор:

    Кожемякова Ольга Кузьминична,

    учитель русского языка и литературы

     МОУ СОШ №1

    г. Лабытнанги 2010

    Урок литературы разработан в технологии творческой мастерской. Учащиеся совершенствуют речевой, коммуникативный навыки, продолжают учиться работе с текстом. Такая форма построения урока позволяет проявить творческие способности, фантазию детей. Работа в группах развивает навыки взаимодействия. Изучаемое произведение позволяет содействовать воспитанию в учащихся чувства милосердия, сочувствия.

    Цель урока: прийти к решению проблемного вопроса, лежащего в основе темы. В ходе урока формируются навыки анализа художественного текста, развиваются исследовательские и коммуникативные компетентности учащихся. Использование мультимедийной презентации расширяет возможности предъявления учебной информации, способствует углублению межпредметных связей.

    Принципиальное отличие мастерской от обычного урока - это рефлексия, то есть анализ своего пути, успеха и неуспеха на всех этапах. Работа учащихся не оценивается учителем. Сверяя свои прежние знания с тем новым знанием, которое ученик выстроил сам, испытывая этот «разрыв», он восходит к своему «Я», раскрывается, растёт, приобретает веру в свои возможности.

    Данная форма проведения урока направлена на развитие ассоциативно-образного мышления, развитие воображения, фантазии. Авантюрная завязка урока вызывает интерес к рассказу. Вопросы и задания заставляют думать и размышлять, каждый ребенок имеет право на собственное мнение.

    Выбор формы работы обусловлен сложностью изучаемого текста. Урок-мастерская (или урок с элементами мастерской) позволяет, обращаясь в первую очередь к чувствам ученика, разбудить его личную заинтересованность в изучении темы, раскрыть и реализовать творческий потенциал каждого. Работа в группе снимает синдром тревожности, активизирует деятельность учащихся, позволяет выполнять максимальный объём работы.

    «Теркин -  кто же он такой?”

    Цели:

    1. Ввести учеников в процесс познания.
    2. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию.
    3. Включить эмоциональную сферу ребенка, обратиться к его чувствам, пробудить заинтересованность каждого в изучении данного произведения.
    4. Подвести ребят к осознанию того, что Тёркин – настоящий патриот, как и большинство русских солдат. Но скромный человек даже не пытается говорить о своих заслугах. В этом его простота и обыкновенность. Осмыслить понятие “герой”.
    5. Продолжить работу над литературоведческими понятиями: тема,  идея, способы выражения авторского отношения к персонажу произведения.

    Структура урока:

    1. Вступительное слово Мастера.
    2. “Индукция”.
    3. “Самоконструкция”.
    4. “Социоконструкция”.
    5. “Социализация”.
    6. “Афиширование”.
    7. “Разрыв”.
    8. “Коррекция”.
    9. “Рефлексия”.

    Ход Мастерской

    1. Вступительное слово Мастера

    Сегодня у нас необычный урок, а Мастерская. Работать нам будет, может быть, не очень легко, но, надеюсь интересно. А девизом нашей Мастерской я предлагаю взять слова таджикского поэта Джами:

    “Лишь тот в делах своих подружится с
    Удачей, кто пользу видит в них,
    А от невзгод не плачет!”

    2. Индукция (Наведение)

    - Начать сегодняшнюю Мастерскую мне хочется с вопроса: “Задумывались ли вы когда-нибудь над словом “герой”. (Слово написано на доске).

    - Я предлагаю задуматься.

    3. Самоконструкция. (Индивидуальное решение вопроса)

     - Запишите это слово, подберите ассоциации, связанные с ним. Какие слова к нему притягиваются? Обратите внимание на морфемный состав слова.

     - Прочитайте свои варианты.

     - Итак, получился ряд слов (они записываются на доске).

    Доблесть, воин, подвиг, самопожертвование, отвага, защитник, решительность, необычный.

    - К сожалению, мы не так уж часто употребляем это слово в нашей речи. А вот сегодня я прошу вас составить предложения, включив в них это замечательное слово.

    1. В слове ГЕРОЙ я чувствую…
    2. В слове ГЕРОЙ  я слышу…
    3. Услышав слово ГЕРОЙ, я представляю…
    4. Быть ГЕРОЕМ – значит…

    Затем прослушиваем. (На этом этапе ученик непроизвольно будет анализировать свою работу, сопоставляя её с работами других, обогащая при этом свой опыт). Некоторые варианты предложений:

    - Быть героем – значит быть победителем .

    - В слове герой я чувствую силу, мужество, добро. И т.д.

    Сверим наше понимание слова с толкованием, которое дается в словаре Ожегова.

    1. ГЕРОЙ - человек,  совершающий подвиги,  необычный  по  своей храбрости, доблести, самоотверженности

    2. ГЕРОЙ - главное  действующее  лицо  литературного  произведения. (Записано на доске).

    - Запишите тему нашей мастерской: “ Теркин – кто же он такой?..”        

    Перед прослушиванием глав подумайте над вопросами:

    1. Почему произведение  так названо?
    2. Какова позиция писателя?
    3. Выразите своё отношение к ней.
    4. Какова тема этого произведения?

    - Прослушивание отрывков с описанием героических поступков (д/з). Обсудите вопросы с сидящими рядом. Все желающие отвечают.

    4. “Социоконструкция”

    - Поступки  человека могут героическими, и тогда мы их называем подвигами, а могут быть  и обыкновенными. И у меня, и у вас, я думаю, возникли вопросы к герою этой поэмы. И эти вопросы мы сейчас ему зададим.

    Объединимся в 4 группы.

    Задание по группам:

    1. Каждый формулирует вопрос.
    2. Вопросы афишируются в группе, обсуждаются.
    3. Выбирается самый удачный, емкий, правильно поставленный вопрос.
    4. Затем группа продумывает вариант ответа на этот вопрос.

    5. “Социализация”

    - (Заслушиваются вопросы и ответы групп, обмениваются мнениями).

    Желательно навести детей на вопрос: «Каких людей считаете необыкновенными, незаурядными. Можно ли причислить нашего героя к данному типу людей?»

    - Попробуйте написать синквейн, взяв для заголовка тему мастерской, а какой знак поставить в конце фразы, каждый решает сам.

    Правила написания синквейна:

    1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

    2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

    3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

    4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

    5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне, повторяющее суть темы).

    Написание синквейна

    6. Афиширование.     Учащиеся читают вслух свои работы.

    7. Рефлексия.

    Учитель: Ответьте на вопросы: что вы сегодня делали, какие задания вам понравились и почему?   (Ответы учащихся).

    8. Заключительное слово Мастера (Коррекция), который подводит итоги урока, говорит о том, что Тёркин – настоящий патриот, как и большинство русских солдат. Свою любовь к Родине он доказывает неустанным ратным трудом и подвигами. Кровь, смерть, испытания не смогли заглушить силу жизни, бодрость духа героя. Понятно, что Тёркин достоин награды. Но скромный человек даже не пытается говорить о своих заслугах. В этом его простота и обыкновенность. Рисуя образ Василия Тёркина, автор воплотил в нём лучшие черты русского воина: мужество и самообладание, душевную открытость и щедрость, сметливость и непоказную удаль.

    9. Д/з – по выбору:

    1. Конкурс на лучший памятник Василию Тёркину в нашем городе (подготовить рисунок и его защиту)
    2. Сочинение - размышление «Теркин – кто же он такой?»

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Час поэзии "Вася Теркин - мой герой" по поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин" (8 класс)й

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа» села Усть-Вымь Республики Коми  Час поэзии «Вася Теркин – мой герой» по поэме А.Т.Твардовского  «Василий Теркин», посвященный 65 - ой г...

    Урок-мастерская по произведению М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

    Разработка урока-мастерской по произведению М.М.Пришвина "Кладовая солнца"...

    тест по произведению А.Твардовского "Василий Теркин"

    Тест по произведению А.Твардовского «Василий Теркин» 1.    В каком году написано произведение: а) 1942 г. б) 1941 г. в) 1943 г.2.    Определите жанр произведения: а)...

    Теркин-Теркин

    Сценка по отрывку из поэмы А. Твардовского "Василий Теркин"...

    Творческая мастерская по литературе по произведению О.Уайльда "Кентервильское привидение"

    Нетрадиционный урок литературы " О.Уайльд "Кентервильское привидение" (УМК Т.Ф.Курдюмовой , 6 класс )...

    Сценарий постановки «Василий Теркин» по мотивам поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

    Сценарий постановки «Василий Теркин»  по мотивам поэмы А. Т. Твардовского  «Василий Теркин». Не лгать,Не трусить,Верным быть народу,Любить родную землю-мать,Чтоб...