Методическая разработка урока. Технологическая карта мастерской Художественные образы в лирическом произведении. ФОНТАН _ Я _ ТЮТЧЕВ И ФЕТ (Мастерская творческого письма) Литература. Урок развития речи (1-ый курс)
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Этапы урока в технологии мастерской помогают  понять развитие образов поэзии Тютчева и Фета на одну тему - фонтан.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта мастерской

 

Художественные образы в лирическом произведении.

ФОНТАН _ Я _ ТЮТЧЕВ И ФЕТ

 (Мастерская творческого письма)

Литература. Урок развития речи (1-ый курс)

 

Цели проведения мастерской

Образовательные:

1.Обучение написанию эссе;

2.Обучение умению строить письменное и устное монологическое высказывание;

3.Обучение умению формулировать тезисы, подтверждать их аргументами;

4.Формирование умения аргументировать свою точку зрения, позицию;

5.Формирование навыка использования словарей в учебной деятельности.

Развивающие:

1.Развитие монологической речи учащихся;

2.Развитие творческих способностей учащихся;

3.Развитие разнообразных речевых умений учащихся;

4.Развитие творческого мышления учащихся;

5. Развитие коммуникативной культуры;

6.Развитие рефлексивных способностей.

Воспитательные:

1.Воспитание любви к  поэзии;

2.Формирование самостоятельности мышления;

3.Создание благоприятных условий для эстетического восприятия поэзии;

4. Формирование мотивации к самообучению, самосовершенствованию, развитию.

 

Форма взаимодействия

Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск Формирование 3-х групп, объединяя учащихся по близким, схожим словам (чувствам)   в составленных метафорах.

Оборудование

 Слайд-шоу изображений фонтанов: фотографии Петергофа и др. под музыку Вивальди  .youtube.com/watch?v=_k4aYN5xYrA

Алгоритм проведения мастерской

            Индукция – самоконструкция – социоконструкция – социализация – разрыв – творческое конструирование знания – афиширование – рефлексия.

 

Технологическая карта мастерской (методическое обоснование)

№ п/п

Этапы мастерской

Цель занятия

Содержание этапа

Формы работы

Комплексное обеспечение

Научные идеи

1.

Индукция

Начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника; проблемная ситуация, которая настраивает личность на саморазвитие

Индуктор 1

Ответы на вопросы, связанные с содержанием презентации о фонтанах

Опишите фонтан, который, больше привлек ваше внимание. Расскажите, с кем бы вы хотели посидеть около него в жаркий летний день?

Напишите несколько предложений по предложенной схеме:

Кто? Где? Когда? С каким настроением? Какой результат работа этого образа?

Составьте метафору, используя слово фонтан ( фонтан любви, фонтан судьбы, фонтан надежды и пр.)

 

Фронтальные

Компьютерная презентация, аудиозапись

Личностно-ориентированный подход, исследовательский подход

 

 

 

Индуктор 2

 Запись слов-ассоциаций  к слову «фонтан»

Групповые, индивидуальные

Компьютерная презентация

Личностно-ориентированный подход

 

 

 

Индуктор 3

Составьте метафору, используя слово фонтан ( фонтан любви, фонтан судьбы, фонтан надежды и пр.)Объяснение написанное

Групповые индивидуальные

Компьютерная презентация

Личностно-ориентированный подход

2.

Самоконструкция

Формирование 3-х групп, объединяя учащихся по близким, схожим словам (чувствам)   в составленных метафорах.

Каждая группа работает с выбранным текстом стих-я Тютчева или Фета по заданию.

Выписать отдельные слова и словосочетания, обратившие ваше внимание как наиболее яркие для создания образной структуры стих-я.

Эти образы должны передавать настроение и чувства героев или автора, восприятие картин природы.

Индивидуальные

Компьютерная презентация. Раздаточный материал.

Ф. И. Тютчев. ФОНТАН.

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится,
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом, поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.

О, смертной мысли водомет,
О, водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя страшит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.

А. А. Фет. Фонтан.

 

Ночь и я, мы оба дышим,

Цветом липы воздух пьян,
И, безмолвные, мы слышим,
Что, струей своей колышим,
Напевает нам фонтан.

- Я, и кровь, и мысль, и тело -
Мы послушные рабы:
До известного предела
Все возносимся мы смело
Под давлением судьбы.

Мысль несется, сердце бьется,
Мгле мерцаньем не помочь;
К сердцу кровь опять вернется,
В водоем мой луч прольется,
И заря потушит ночь.

Личностно-ориентированный подход, исследовательский подход

3-4.

Социоконструкция-социализация

1.Выбор пути, поиска решения

2.предоставление возможности самореализации каждому участнику мастерской Работа в группе по обмену своими вариантами.

За что можно похвалить автора? Какую удачную фразу можно взять, чтобы дополнить свои выписки?

Фронтальные,  групповые

Компьютерная презентация, раздаточный материал

исследовательский подход

5.

Разрыв

«Озарение», «понимание» себя, других, приёма, методов. Внутренний конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа.

Работа с текстами профессиональных критиков, трактующих образный строй стих-й, соглашаясь или нет с их точкой зрения. Нахождение точек соприкосновения в их статьях с созвучными своим взглядам выводами

формирование метафорического инструментария

Индивидуальные, групповые

Раздаточный материал. Федор Иванович Тютчев стоит особняком в русском поэтическом пантеоне. Он — современник Пушкина. Но это никак не читается. Его поэзия лишена временных примет. Ее стержнем является не чувственная эмоция впечатления, а единая мировоззренческая концепция. Поэтика Тютчева постигает начала и основания бытия. В ней прослеживаются две линии. Первая напрямую связана с библейским мифом о создании мира, вторая, через романтическую поэзию, восходит к античным представлениям о мире и космосе. Античное учение о происхождении мира цитируется Тютчевым постоянно. Вода — вот основа бытия, она главный элемент жизни.

Стихотворение Тютчева состоит из двух частей. В первой он описывает фонтан. При описании он пользуется такими выразительными средствами как метафоры («облаком живым», «лучом поднявшись») и эпитеты («сияющий», «огнецветная»). Во второй части мы видим сравнение фонтана с человеком. Здесь поэт употребляет свой основной художественный прием – параллелизм. Тютчев заявляет о том, что мысли человека подобно струям фонтана, стремятся вверх, чтобы постичь невозможное. Но человеку не дано открыть секреты существования. Оно непреходяще, а мысль тленна. Автор изображает, как какая-то неизвестная сила мешает стремлениям человека. Это образ, подобный легенде о вавилонской башне. Ставится предел нашему любопытству, и даже упорство не поможет преодолеть эту грань. В варианте Тютчева природа торжествует над человеком, она намного выше. Она создала самого человека и не желает равняться с ним.

Ю.Айхенвальд

Фет же своим стихотворением изображает человека живущего в абсолютной и нерушимой гармонии с природой («мы оба дышим»). Здесь также присутствует соотношение человека с фонтаном, но только у Фета эта ситуация куда более радостная. В фонтане вода движется по определенному циклу, таким образом, что она никогда не кончается. А в человеке никогда не прекращаются мысли и чувства. Автор говорит, это и есть жизнь, и это прекрасно. Но он также упоминает определенный судьбой предел, до которого нам разрешено «вознестись». Однако, совершив ошибку и упав вниз, мы можем опять начать все заново. Так же и в природе все идет по кругу.

      На совпадении явлений внешнего мира и мира внутреннего основана особенность эпитетов Тютчева. Пушкин умел определять предметы по их существу; Тютчев стремился их определять по впечатлению, какое они производят в данный миг. Именно этот прием, который теперь назвали бы «импрессионистическим», и придает стихам Тютчева их своеобразное очарование магнитизм.

В. Я. Брюсов(«А.А. Фет. Искусство или жизнь»)

 Фет, наоборот, придает фонтану некую загадочность, нежность. В строках этого стихотворения описывается гармония автора и природы: «Ночь и я, мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян, И, безмолвные, мы слышим, Что, струей своей колышим, Напевает нам фонтан». Фет, как и автор предыдущего стихотворения, используя олицетворение, сопоставляет лирического героя и фонтана. Но фонтан здесь – это не безысходность и смерть, а наоборот – жизнь, свет. «…луч прольется, и заря потушит ночь» в этих строках мы видим, как фонтан подобно солнцу, источнику света и жизни, наполняет героя радостью и верой в будущее.

 К. Бальмонт («О поэзии Фета»),

 Тексты стихотворений поэтов 19-20 веков

Деятельностный подход, исследовательский подход

6.

Творческое конструирование знания

Поиск приводит к иному пониманию, к разрыву со старым обоснованием Корректировка, объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений.

Составление синквейна, эссе (по выбору) Что удалось узнать о чувствах  лирического героя стих-я?

 Лирика Фета романтична, жива, радостна, у Тютчева же напротив присутствует печаль, страх, уныние.

Найдите в вами созданном тексте самое многозначное, красивое, яркое слово или фразу и сделайте это темой вашего эссе.

 Сообразно выбранной теме напишите небольшой, пусть даже 2-3 предложения, текст, посвященный не поступкам, а чувствам, которые вы испытали в творческой атмосфере урока.

Групповые, индивидуальные

Компьютерная презентация, раздаточный материал

Деятельностный подход

7.

Афиширование

Представление результатов деятельности

Выступление участников. Представление синквейна, эссе В группе чтение вслух выборочных ( по желанию) работ. Дополните свои работы понравившимися вам словами из услышанных  от товарищей.

Групповые, индивидуальные

Компьютерная презентация, раздаточный материал

Деятельностный подход

8.

Рефлексия

Самоанализ, самокоррекция, отражение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской

Заверши тезис:

Мне в этой работе понравилось …

Самым ярким показалось …

Труднее всего было …

 

 

Фронтальные

Компьютерная презентация.

 

Рефлексивный подход

Использованная литература:

Презентация:

   nojournal.ru/content/elena-blin

ova-kak-sdelat-khoroshuyu-masterskuyu-urok-4-prodolzhenie

167.ru/upload/userfiles/1/inovacionye-tehnologi-peterburgskoi-shkoly.pdf

htthttp://www.uchportal.ru

p://festival.1september.ru/

feb-web.ru/feb/

rupoem.ru › Федор Тютчев



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - концерт класса фортепиано "Художественные образы в произведениях "Детского альбома" Владимира Коровицына."

Знакомство с творчеством В.Коровицына на примере произведений "Детского альбома"...

методические сообщения "Значение художественного образа в музыкальном произведении"

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕНА ТЕМУ:«Значение художественного  образа в музыкальном произведении»....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Методическая разработка "Инструкционно-технологические карты изготовления изделий"

Данная методическая разработка поможет обеспечить личностно-ориентированный подход. Так как использование в работе с инструкционно-технологических карт дает возможность достаточно просто организовать ...

Мастерская творческого письма на уроках литературы

Презентация содержит методический материал для учителей - филологов, интересующихся современными образовательными технологиями....

Методическая разработка с технологической картой для урока в 9 классе "Жизнь и творчество У.Шекспира"

Работа с литературными произведениями вносит большой вклад в развитие обучающихся, повышает их мотивацию в обучении и вызывает  интерес к изучаемому языку. В обучении очень важно подбирать литера...

Методическая разработка "Применение технологических карт на уроках швейного дела", 2021г.

В данном материале раскрывается необходимость применения технологических карт на уроках на уроках швейного дела....