Зачет "Серебряный век".
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Зачет "Серебряный век". Контрольная работа по литературе на тему «Поэзия серебряного века».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachet_serebryanyy_vek.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

1 вариант

Колумб

Таков и ты, поэm

..................

Идешь, куда тебя влекут

                                                                Мечтанья тайные…,

                                                                                     А. Пушкин

С могучей верою во взоре

Он неподвижен у руля

И правит в гибельном просторе

Покорным ходом корабля.

Толпа  безумием объята

Воротит смелую ладью,

С угрозой требует возврата

И шлет проклятия вождю.

А он не слышит злобной брани

И, вдохновением влеком,

Плывет в безбрежном океане

Еще неведомым путем.

В. Брюсов

При выполнении заданий А8 – А14 в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «½» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А8 Молодой В.Я. Брюсов был одним из теоретиков и основоположников нового литературного течения

1) футуризм                                2) символизм                         3) имажинизм                          4) акмеизм

А9 Основными мотивами его ранней поэзии стали

1) мотивы бегства от прозаической реальности          3) мотивы общественно-политической борьбы

2) мотивы восхищения реальным миром                     4) жизнеутверждающие эпикурейские мотивы

А10 Главной темой стихотворения «Колумб» становится тема

1) одиночества человека                                                                            3) предназначения поэта

2) судьбы географических открытий                                                         4) нового взгляда на историю

А11 Колумб в стихотворении В.Я. Брюсова становится воплощением образа

1) вдохновенного мечтателя                                                                          3) исторического деятеля

2) удачливого путешественника                                                                    4) непреклонного капитана

А12 Лирическим героем стихотворения В.Я. Брюсов выбрал Колумба потому, что

1) сам поэт был географом по образованию

2) не нашел другого героя, известного современникам

3) это сильный характер и яркая личность

4) всегда воспевал только исторических деятелей

А13 Творчество В. Брюсова относится

1) к первой половине XIX века                                                             3) к концу XIX - началу ХХ века

2) ко второй половине XIX века                                                             4) ко второй половине ХХ века

А14 Стихотворение «Колумб» относится

1) к любовной лирике                                                                                      3) к философской лирике

2) к пейзажной лирике                                                                                     4) к медитативной лирике

При выполнении заданий В7 – В12 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

В7 Выпишите эпитет, которым поэт определяет путь лирического героя.

В8 Как в литературоведении называется прием контраста, позволивший В.Я. Брюсову композиционно построить стихотворение на противопоставлении «толпа  вождь»?

В12 В стихотворении образ корабля в море иносказательно изображает сложность жизненного пути человека. Как в литературоведении называется прием, основанный на иносказательном изображении отвлеченной идеи при помощи предметного образа?

Для выполнения задания С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 –10 предложений.

С2 Почему строки именно из стихотворения А.С. Пушкина предпослал своему стихотворению «Колумб» в качестве эпиграфа В.Я. Брюсов?

2 вариант

Во имя чего?                                                        

                                                                                         Иль сыном великой страны...

Во имя чего уверяют,                                        Во имя чего так ласкают

Что надо кричать: «Рад стараться!»?                         Союзно-ничтожную падаль?

Во имя чего заливают                                        Во имя чего не желают,

Помоями правду и свет?                                        Чтоб все научились читать?

..............................                                                Во имя чего казнокрады

Без белых штанов с позументом                                 Гурьбою бегут в патриоты?

Угасло бы солнце на небе?                                        Во имя чего как шарады

Мир стал бы без них импотентом?                         Приходится правду писать?

И груши б в садах не росли?                                Во имя чего ежечасно

Быть может, не очень прилично                                 Думбадзе плюют на законы?

Средь сладкой мелодии храпа                                Во имя чего мы несчастны,

С вопросом пристать нетактичным:                         Бессильны, бедны и темны?

Во имя, во имя чего?                                        Чины из газеты «Россия»,

Но я ведь не действую скопом?                                 Прошу вас, молю вас  скажите

Мне вдруг захотелось проверить,                                 (Надеюсь, что вы не глухие),

Считать ли себя мне холопом                                Во имя, во имя чего?

Саша Чёрный

При выполнении заданий А8 – А14 в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «½» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А8 Творчество Саши Черного относится 

1) к первой половине XIX века                                                               3) ко второй половине ХХ века

2) ко второй половине XIX века                                        4) к концу XIX  первой половине ХХ века

А9 К какому литературному роду относится приведенное произведение 

1) эпическому                    2) драматическому                  3) лиро-эпическому           4) лирическому

А10 Определите жанр стихотворения Саши Черного, это 

1) басня                                            2) ода                                     3) послание                          4) сатира

А11 Основной темой этого стихотворения стала тема 

1) истинного и ложного патриотизма                                                          3) пошлости и скуки жизни

2) классовой борьбы                                                                           4) несовершенства окружающего мира

А12 Саша Черный использует в тексте стихотворения такие «непоэтичные» слова-образы, как «помои», «храп», «падаль» потому, что

1) следует традициям классической поэзии

2) хочет удивить и озадачить читателей

3) этого требует избранный им стихотворный жанр

4) считает, что в современной поэзии грубое просторечие  норма.

А13 Главным средством создания художественной образности в стихотворении Саши Черного становится

1) гипербола                              2) сарказм                                    3) антитеза                            4) гротеск

А14 Каким эмоциональным настроением окрашено стихотворение?

1) светлой грустью                                                                                                 3) злобой и ненавистью

2) язвительной насмешкой                                                                                      4) безысходной тоской

При выполнении заданий В7 – В12 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

В9 В стихотворении Саши Черного образ «белых штанов с позументом»  это образ государственной власти. Укажите название художественного приема, использованного поэтом.

В11 Как называется вид комического, осмеяние изображаемого объекта с целью вскрыть его внутреннюю несостоятельность, проявленный в стихотворении Саши Черного?

В12 Как называется «литературное» имя автора художественного произведения, заменяющее настоящее?

Для выполнения задания С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 –10 предложений.

С2 Саша Черный  это не настоящее имя поэта, а выдуманный псевдоним. Как вы думаете, почему именно такой псевдоним взял себе поэт?

Контрольная работа по литературе на тему «Поэзия серебряного века».

1. Назовите общие основные черты поэзии серебряного века.

2. Все ли утверждения верны, исправьте неверные:

 А) футуристы больше всего страшились равнодушия и сдержанности;

 

Б) футуризм требовал литературного скандала;

 

В)акмеисты ценили в поэзии стилистическое равновесие, четкость образов, детали;

 Г) акмеисты не признавали культурное и творческое наследие предшественников(поэтов 19 в), предлагали «сбросить.. Достоевского… с корабля современности…»;

 Д)человеческие чувства, многообразный земной мир-основа поэзии акмеистов;

 

Е) футуристы делились на «старших» и «младших»;

Ж)творчество в понимании символистов - интуитивное постижение тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу;

 З)стихотворения символистов троятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек;

И)Блок, Бальмонт, Маяковский, Хлебников относились к символистам;

К)к новокрестьянским поэтам относились Северянин, Ахматова, Есенин, Клюев, Черный.

3.Назовите основные поэтические особенности данных стихотворений, определите, к какому литературному направлению они относятся.(смотри приложение)

1 вариант Ф. Сологуб «Недотыкомка», В Хлебников «Свиристели», С. Черный  «Жалобы обывателя»

2 вариант К. Бальмонт «Челн томленья», В Хлебников «Заклятье смехом», С. Черный  «Жалобы обывателя»

4.Выполните задания А,В,С ЕГЭ по литературе

Контрольная работа по литературе на тему «Поэзия серебряного века».

ответы

1. Назовите общие основные черты поэзии серебряного века.

Стремление к свободе от эстетической нормативности, .к преодолению штампов предшествующей эпохи, важно эстетическое своемыслие

2. Все ли утверждения верны, исправьте неверные:

 А) футуристы больше всего страшились равнодушия и сдержанности;

 

Б) футуризм требовал литературного скандала;

 

В)акмеисты ценили в поэзии стилистическое равновесие, четкость образов, детали;

 Г) акмеисты не признавали культурное и творческое наследие предшественников(поэтов 19 в), предлагали «сбросить.. Достоевского… с корабля современности…»;

 Д)человеческие чувства, многообразный земной мир-основа поэзии акмеистов;

 

Е) футуристы делились на «старших» и «младших»;

Ж)творчество в понимании символистов - интуитивное постижение тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу;

 З)стихотворения символистов троятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек;

И)Блок, Бальмонт, Маяковский, Хлебников относились к символистам;

К)к новокрестьянским поэтам относились Северянин, Ахматова, Есенин, Клюев, Черный.

3.Назовите основные поэтические особенности данных стихотворений, определите, к какому литературному направлению они относятся.(смотри приложение)

1 вариант Ф. Сологуб «Недотыкомка»(старший символизм, недосказанность утаенность, музыкальность,  многозначность смысла, символы), В Хлебников «Свиристели»(футуризм, словотворчество, звук как самостоятельная единица речи,  непривычные сочетания, буквально понимаемое иносказание), С. Черный  «Жалобы обывателя»(сатира, наблюдательность, точность эпитетов, изобразительность, сжатость, насмешка)

2 вариант К. Бальмонт «Челн томленья» (старший символизм, недосказанность утаенность, музыкальность,  многозначность смысла, символы), В Хлебников «Заклятье смехом» (футуризм, словотворчество, звук как самостоятельная единица речи,  непривычные сочетания, буквально понимаемое иносказание), С. Черный  «Жалобы обывателя» (сатира, наблюдательность, точность эпитетов, изобразительность, сжатость, насмешка)

4.Выполните задания А,В,С ЕГЭ по литературе