Тема урока: «У каждого человека свои звезды…» по произведению Экзюпери "Маленький принц"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Малина Елена Васильевна

 

Цели урока:

Образовательные цели:

  • раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых;
  • расширить знания о личности писателя.

Развивающие цели:

  • совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения;
  • развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные цели:

  • подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность;
  • формировать у ребят данные качества характера;
  •  воспитывать уважение к чувствам другого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka_literatury_uchitelya_mou.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературы учителя МОУ-СОШ №1р.п.Степное Малиной Е.В.

Тема урока:  «У каждого человека своя звезда»  (По произведению

 А. Экзюпери  «Маленький принц»)

Учитель словесности… Правда, в наши дни это определение

 несколько устарело, но мне, если честно, оно очень нравится. В течение многих лет вхожу в класс. И с каждым годом всё больше убеждаюсь в том, до чего же это непросто – учить людей. На меня надеются, мне хотят верить, за мной идут. А если так, то я должна  соответствовать. Отвечать требованиям времени, иметь определённые цели, решать самые трудные задачи.

       Я всегда помню: от меня, именно от меня зависит, какими войдут в жизнь те, чьи тетрадки изо дня в день громоздятся на моём рабочем столе, кого веду я от темы к теме, из класса в класс.

        Учитель, как бы ни был он интересен и ярок сам по себе, всё же больше привлекателен своим уроком, как поэт – стихом, певец – песней. «То, что далось мне, о том и пою», - писал Сергей Есенин.

У каждого учителя свой набор средств, форм, приёмов, методов обучения. Учитель строит урок, основываясь на особенностях каждого класса индивидуально. В  классах одной параллели никогда не бывает двух одинаковых уроков.

В 6Б классе 20 человек.  Большинство обучающихся работоспособны, ответственны, активны, хотя, есть и такие, у которых отсутствует познавательный интерес. Именно этим обосновывается выбор типа урока, направленный на максимальную заинтересованность обучающихся.

Это 2 урок изучения темы: «А.Экзюпери «Маленький принц»». Подготовлен он предшествующим материалом:  жизнь и творчество А.Экзюпери, знакомство с произведением «Маленький принц».

Исходя из особенностей класса и темы урока, думаю, обучающий аспект триединой цели обучения можно сформулировать широко:

расширить знания о личности писателя, подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность.

        На уроке решались следующие цели  и задачи:

Моя важнейшая задача была - заставить работать одновременно

 мысль и чувство ребят.

Образовательные цели:

  1. раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых;
  2. расширить знания о личности писателя.

Развивающие:

  1. совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения;
  2. развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

  1. подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность;
  2. формировать у ребят данные качества характера;
  3. воспитывать уважение к чувствам другого.

Структура, содержание, формы, методы, приёмы были выбраны для успешного осуществления  учебно-педагогической деятельности, направленной на достижение желаемого результата. Данный урок даёт возможность наглядно представить практическое применение  элементов проблемного обучения, информационно- педагогических технологий, элементов исследовательской деятельности.

Исходя из типологии уроков, я определила тип данного урока  как урок комбинированный.

Форма урока: урок – путешествие ( урок открытых мыслей).

По своей организации это урок с использованием как традиционных, так и современных педтехнологий.

Урок проходил в нетрадиционной форме ( урок-путешествие), это позволило разнообразить учебную деятельность, создать атмосферу непринуждённости, представленный урок  способствовал повышению интеллектуальной активности учащихся, а следовательно, и эффективности урока.

         Весь урок был спланирован так, чтобы учащиеся во время урока могли играть, думать, рассуждать о важных жизненных ценностях.

1 этап урока – организационный, который включает постановку проблемной задачи через интригу, озвучивание темы, цели урока.  Начиная урок, я уже внесла элемент интриги, который заинтересовал  детей и держал их в творческом напряжении до конца урока.  На этом этапе урока использовала группу эмпирических методов  (метод опроса, беседа по произведению, постановка философских вопросов).

2 этап урока – повторение изученного, закрепление полученных знаний

На этом этапе положено начало путешествию. Методы обучения:

- методы педагогической диагностики  (исследовательская работа, практическая работа );

-творческий метод ( написание мини-сочинения по фразе);

На уроке я показала элементы технологии  интерактивного обучения. Разделила класс на группы ( по планетам) с целью максимального вовлечения большинства учащихся в педагогический эксперимент.

Итог урока – составление формулы добра. Я посчитала, что итог урока, представленный в традиционной форме простого повторения изученных сведений, зачитывание отрывков из произведения будет скучным, неинтересным, поэтому я и решила провести подобный педагогический эксперимент.

На мой взгляд, урок  достиг поставленных мною целей, в том числе способствуя и созданию особого психологического настроя обучающихся.

         На всех этапах урока мною использовалась мультимедийная презентация, что способствовало более глубокому и осознанному усвоению изученного материала, экономии времени на уроке, насыщению его информацией, развитию эстетических взглядов.

Для поддержки постоянного интереса к уроку я использовала разнообразные формы работы фронтальную, индивидуальную, групповую.

Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и стандарт образования по литературе.

На данном уроке моя функция, как учителя,  была направляющей и корректирующей.

Контроль знаний осуществлялся на протяжении всего урока(анализ произведения).

Работоспособность учащихся поддерживалась сменой видов деятельности, подбором разнообразных  заданий.

Домашнее задание  включало в себя как теоретический материал, так  и творческое задание, в объёме не допускающем перегрузки учеников.

 

Анализируя урок с точки зрения здоровьесберегающих технологий, можно сказать следующее:

  1. В ходе урока было запланировано несколько видов деятельности.

( практическая, устная, письменная, исследовательская работы, творческий работа, словарная работа, работа по развитию речи).

  1. Средняя продолжительность различных видов деятельности не более 5-7 минут.
  2. В ходе урока у  учащихся была  возможность  интерактивного общения.
  3. Формировались  надпредметные компетенции. Музыка  создавала эмоциональный фон урока.
  4. В ходе урока я постоянно общалась с детьми, поддерживалась комфортная психологическая атмосфера, было достигнуто взаимопонимание между учителем и учениками.
  5. Рационально использовалось время работы мультимедийной презентации.

В рефлексию я включила такой набор фраз, который помогает определить уровень социализации ребёнка через данный урок.

На уроке, предложенном вашему вниманию, я использовала различные методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, творческий, исследовательский.  Смена методов и даёт планируемый результат.  

Совершенствуя педагогическое мастерство, осваивая новые методические приёмы, разнообразные формы обучения, важно помнить о воспитательной направленности уроков русского языка, литературы.

         На своих уроках я развиваю познавательные интересы и кругозор учащихся. И на этом уроке  я старалась развивать  чувство

языка, воспитывать  чувство прекрасного через музыку, литературу.  Именно русский язык, литература, как учебные предметы позволяют  учителю оказывать влияние на формирование нравственных качеств  школьника.

 «Жить достойно, работать творчески, а иначе - зачем?»  

Для меня это не просто красивая и громкая фраза, это основной принцип моей педагогической деятельности. Я вижу своего ученика любознательным, вдумчивым, мечтаю о личности незаурядной, чтобы учение стало для него радостью познания.