Урок литературы по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Данный урок можно провести в 7 классе при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. Тема урока: "Сказка - ложь, да в ней намек..." ( В чем загадка сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина). На уроке применяется дифференцированный подход  в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_literature_v_7_klasse.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературы в 7 классе с использованием дифференцированного       подхода.

                         

                                   Ход урока

1.Орг. момент.

2.  –Ребята, вы читали в детстве сказки?

     - А назовите ваши любимые сказки.

     - А кто автор этих сказок?

Никого не удивит имя известного писателя на книге, озаглавленной «Сказки». Народная сказка вдохновляла многих… Пушкин, Перро, Андерсен сочиняли сказки, в которых мы чувствуем и отпечаток личности писателя, и тот родник народной фантазии, из которого он черпал свои мотивы.  

Среди этих знаменитых сказок есть и сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина.

    - А что общего во всех сказках?

Сказка – это не только занимательный рассказ о необычных, фантастических событиях, но есть сказки, которые высмеивают людские пороки.

Ведь не зря люди говорят: «Сказка – ложь, да в ней намек…?»

Намек? На что?

  Сегодня мы с вами попытаемся разобраться, а вернее, разгадать загадку Салтыкова-Щедрина и выяснить, в чем особенность его сказок.

3. Тема урока:

«Сказка – ложь, да в ней намек…»

( В чем загадка сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина?)

На примере сказки « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

А для того, чтобы нам было легче ее разгадать, мы с вами разделились на 3 группы:

1группа – практики

2группа – аналитики

3группа – исследователи

Практики (или теоретики) – отвечают за знание текста худож. произведения, они будут нам зачитывать, давать определения литературных понятий.( Для этого на столах лежат ключики – подсказки с определениями литературоведческих понятий, отрывки из произведения, словарь)

А исследователи и аналитики будут внимательно слушать и делать выводы, сравнивать, обобщать.

  Внимание, у нас есть волшебный сундучок, который хранит ключ к сказкам М. Е. Салтыкова – Щедрина. Он закрыт. И открыть его нам только предстоит, а это – ой, как сложно, ведь Салтыков- Щедрин не простой писатель.

  А раз мы имеем дело со сказками, то открыть его можно, если разгадать 3 загадки.

  1. 1загадка: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»

- Кто жили-были?  Кто главные герои сказки Салтыкова-Щедрина

 « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил?»

 2 загадка: « Скоро сказка сказывается, но легко ли дело делается?..»

- Давайте посмотрим, как писатель изобразил своих героев. Какие они? Смеется или грустит писатель?

           - Как писатель изобразил генералов? Над чем смеется?

         - А что высмеивает сатирик в мужичине?

                                           Генералы

  - Ничего не умеют и не хотят делать

  - Глупые («ничего не понимали»)

  - Беспомощные

  - По сравнению с мужиком они цивилизованные (знают, что такое Вавилонская башня)

  - Невежественные ( даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в…»)

  - Не способны думать ни о ком, кроме как о себе.

                                             Мужик

   - Все время занят работой

   - Глуп в некоторых ситуациях (сам свил веревку, которой его привязали)

   - Мастер на все руки, сметлив

   - Обладает определенным запасом знаний (знает, как добыть огонь и т.д.)

   - Генералов кормит самым лучшим, а себе почти ничего не берет

   - Покорен, выполняет все желания генералов, во всем им подчиняется.

3загадка. Последняя. Самая сложная.

« О них не в сказке сказано, а пером описано…»

-О чем же здесь идет речь?

На столах у вас лежат ключики, которые вам помогут.

Давайте подумаем и найдем те приемы и средства, которые применил автор в своем произведении, рисуя образы своих героев.

   А практики нам напомнят, если мы забыли, дадут определения этих литературных понятий.  

(Дети находят гиперболу, гротеск, иронию, фантастику, подтверждают примерами из текста, дают определения)

    Все эти средства помогают Щедрину вызвать смех сквозь слезы. Мы смеемся, но одновременно хочется сказать о том, как грустна Россия.

  1. Вы оказались правы! Чудеса! Шкатулка открылась!

     А там лежит ключ к сказкам Салтыкова-Щедрина.

     Что же это за ключ?

      Это – САТИРА (дадим определение)

 Это ключ ко всему творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина. Вы возьмете его с собой, я вам его дарю. Вы заслужили его по праву.

    А теперь вернемся к началу.

В чем же особенность (загадка) сказок Салтыкова-Щедрина?

( В своих произведениях автор ставит актуальные, наболевшие проблемы общества: тупость и неприспособленность к жизни генералов, рабскую покорность все умеющего мужика).

  1. Рефлексия.
  2. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для проведения урока литературы по творчеству М.Е Салтыкова-Щедрина

Презентация о жизни и творчестве М.Е Салтыкова-Щедрина...

Урок-викторина по сказкам М.Е.Салтыкова - Щедрина

Данный урок я провожу как урок внеклассного чтения,который предполагает  прочтение таких сказок САлтыкова-Щедрина, как "Премудрый пискарь, " "Самоотверженный заяц", "Повесть о том, как один мужик...

Презентация к уроку-игре по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина

Презентацию  и кроссворд можно использовать на уроках литературы в качестве одного из этапов урока....

урок по теме "Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина - синтез творчества писателя"

на уроке расскрывается художественое своеобразие сказок, прослеживается связь традий русской сатиры с современностью, проводится синтез творчества писателя....