Урок литературы по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудрый пискарь", 10 кл.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Челнокова Светлана Павловна

Истинные и ложные ценности сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass_m.e._saltykov-shchedrin_premudryy_peskar.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

         Конспект урока по литературе (10 класс)

Тема: «Положительный идеал в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»».

                                   Челнокова Светлана Павловна,

учитель русского языка и литературы

                               школы № 1436 г. Москвы ЗАО.


Технология: РКМЧП.

Цель: 

 - выявить идейно-художественное своеобразие сказки, истинные и мнимые ценности, которые проповедует автор;

- развить умение работать с текстом: анализировать, сопоставлять, обобщать содержание сказки;

- приобщить учащихся к истинным ценностям человеческой жизни.

Оборудование: портрет писателя, текст сказки, толковый словарь, цитата на доске.

Ход урока.

  1. Слова учителя.

Время написания и публикации сказки – время «разгула» реакции и террора в стране, время цензурных гонений. У писателя, по его словам, «отняли, скомкали и запечатали душу». Однако обращение Щедрина к сказкам нельзя объяснять только произволом цензуры, более важными оказались содержательные возможности этого жанра.

  1. Вызов.

- Каково значение эпитета «премудрый» в заглавии сказки? Какую роль играет в этом слове приставка?

(При необходимости дети могут воспользоваться толковым словарём. Премудрый – очень мудрый; мудрый – одарённый большим умом; премудрый – исполненный глубокой, высшей мудрости, т.е. обладающий очень большим умом; ум – познавательная и мыслительная способность; высокое развитие интеллекта).

- Работа в парах. Учащиеся подбирают синонимы к слову «премудрый».

(Умный, мудрый, разумно мыслящий, интеллектуальный, стремящийся к новым знаниям).

- Чтение (учителем) фрагмента текста «И прожил премудрый пискарь таким родом сто лет» и составление кластера «Что есть жизнь в вашем понимании? Что составляет её смысл?»

Истинные ценности:                                                   Ложные ценности:

- любовь (к отечеству, к близким);                            - эгоизм;

- семья, дети;                                                                - одиночество, замкнутость;

- друзья;                                     Пескарь?                   - лень, апатия;              

- труд (учёба, работа);                                                 - пассивность, бездействие;

- борьба (протест, несогласие);                                  - бесчестие, малодушие;

- честь (человеческое достоинство);                         - обывательство;

- нужность (полезность);                                            - равнодушие, чёрствость;

- милосердие (доброта);                                              - трусость, страх;

- мужество, благородство;                                          - беспомощность;

- благоразумие;                                                            - глупость;

  1. Осмысление. Работа с текстом в группах.

- Человек по-разному может прожить отмерянное ему время. От чего, по-вашему, это зависит? (От воспитания, окружающей среды, т.е. обстоятельств, от самого человека, уровня его развития, самосознания).

Задание для группы №1.

- Выяснить по тексту сказки, каким было воспитание пискаря.

Задание для группы №2.

- Выяснить влияние окружающей среды на жизнь пискаря.

Задание для группы №3.

- Исследовать степень участия самого пескаря в собственной судьбе, его образ жизни (с опорой на материалы кластера).

Примерные ответы учащихся.

Группа №1.

- Отец и мать «воспитывали» пискаря, опираясь на свой жизненный опыт, учили жить «помаленьку да полегоньку», избегать опасностей («Смотри, сынок,- говорил старый пискарь, умирая,- коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»). Отец предостерегал его и от уды, чтобы в уху не угодил, чтобы щука не заглотила. И «пискарь отлично запомнил поучения пискаря-отца да и на ус себе намотал».

  1. Рефлексия №1 на стадии осмысления.

    - Вспомните напутствия – заветы своим детям других отцов – героев   классических произведений русской литературы.

    («Береги платье снову, а честь смолоду» - наставление П.А. Гринёву. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»; «Мне говорил отец: …угождать всем людям без изъятья…» - совет отца Молчалину. А.С.Грибоедов «Горе от ума»; « …больше всего на свете береги и копи копейку… Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой» - совет П.Чичикову. Н.В.Гоголь «Мёртвые души»).

Группа №2.

- Советы отца как нельзя лучше пригодились пискарю – сыну в жизни. Среда, его окружающая, грозила бедами отовсюду и почти что каждый день «всякая рыба его заглотить может» (потому как он меньше всех); «рак может его клешнёй пополам перерезать»; «водяная блоха – в хребет впиться и до смерти замучить»; «даже свой брат пескарь…» отнимает добычу; человек может его поймать и сварить уху. Одним словом, «пескарю везде мат». Такие обстоятельства вызывают в нём лишь страх, бороться с ними он не может, потому что слишком дорожит своей жизнью.

  1. Рефлексия №2 на стадии осмысления.

   - Как складываются взаимоотношения уже известных нам литературных героев с окружающей средой? (Лучшие герои имеют мужество противостоять обстоятельствам. Например, герой А.С. Грибоедова Чацкий обрушивается с критикой на нравственные устои фамусовского общества; умеет противостоять сложившейся ситуации и герой А.С. Пушкина Гринёв, подвергая свою жизнь опасности; лучшие герои Н.Г. Чернышевского не только мечтают о счастливом обществе, но и приближают его).

Группа №3.

   - Пискарь ведёт замкнутый образ жизни. Принцип, которому он следует все годы своей жизни, звучит так: «Надо прожить, чтоб никто не заметил». Для этого он выдолбил нору, где мог помещаться только он один. Пескарь предпочитает не есть, не пить, нежели лишиться жизни с сытым желудком. Он не женился, детей не имел («Так уж тут не до семьи, а как бы только самому прожить!»). Нет в его жизни никаких других привычных радостей: он не имеет друзей, даже не играет в карты, не пьёт, табаку не курит, за девушками не гоняется, не досыпает ночей, куска не доедает.

    Страх быть съеденным сделал его эгоистичным и чёрствым: никого он не обогрел, никого не утешил, прожил свою жизнь, никого не любя.

  1. Рефлексия №3 на стадии осмысления.

   - Как относятся к такому образу жизни пескаря другие обыватели?

    («Другие рыбы» называют его остолопом, т.е. дураком, болваном, «который…никого не видит, ни с кем хлеба – соли не водит, а всё только распостылую свою жизнь (т.е. жизнь, вызывающую отвращение) бережёт»; «многие души» называют его дураком, срамцом, идолом и удивляются тому, как таких вода терпит. И только щуки (рыбы-хищники, не кроется ли за этой аллегорией самодержавие?) довольны его поведением: «Вот кабы все так жили – то-то бы в реке тихо было!»).

   - Осознаёт ли сам пескарь последствия постылой жизни? В какой момент он это делает и почему?

   (Только прожив сто лет и более и находясь на смертном одре, он ужасается, представив, что было бы, если все стали так жить. Однако менять что-либо слишком поздно: «…смерть у него на носу», он почти ослеп от вечных сумерек в норе, измождён и всё дрожит в ожидании смерти. Почему он всё-таки задумался о своём существовании? Потому что никому оказался не нужен, некого учить уму-разуму, как учил его, умирая, отец, да и никто не называет его премудрым).

   - Почему же всё-таки Щедрин называет своего героя «премудрым»? Искренне ли он это делает?

    (Сначала и в самом деле можно принять его за «премудрого», ведь автор утверждает, что у него – «ума палата» и родители у него умными были. В кого же ему быть глупым? Но нельзя не заметить в названии сказки авторской иронии: как следует из текста, мудрость родителей также заключалась в умении спасти свою жизнь («А он, не будь глуп, во все лопатки – домой!»), и сами они изобличают себя («…да ведь с нами, пескарями, что глупее, то вернее…»). Да и устами обывателей автор развенчивает это качество своего героя: глупо тратить «ума палату» и «просвещённость» на борьбу с кознями своих врагов только ради того, чтобы спасти, сохранить себя, дрожа всю жизнь от страха).

  - Зачем сатирик прибегает к аллегории, наделяя мелкую рыбёшку человеческими качествами? Обращаю внимание учащихся на записанную на доске цитату М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Уж очень худое время наступает. Атмосфера словно арестантским чем-то насыщена, света нет, голосов не слыхать, сплошные сумерки, в которых какие-то вялые существа. Куда бредут эти существа и зачем бредут – они и сами не знают, но, наверное, их можно повернуть и направо, и налево, и назад – куда хочешь. Всем как-то всё равно».

  - Что это за «худое время»? Что вы знаете о той эпохе, когда была написана сказка? (1833 год – время жестокой расправы самодержавия с революционерами-народовольцами, убившими 1 марта 1881 года Александра II. Нельзя было открыто высказывать свои революционные взгляды. Приходилось обращаться к аллегории).

  - Кого напоминают эти «вялые существа» из высказывания писателя? Кого автор под ними подразумевает?

    (Премудрый пискарь – аллегория русской интеллигенции, значительная часть которой в 80 годы оказалась растерянной перед нарастающим произволом самодержавия, и, осознавая необходимость борьбы с ним, не знала, как это сделать, обрекая себя на бездействие).

  - Какая участь ожидает таких людей? Как это показано в сказке?

   (Трагическая: пескарь всё-таки гибнет).

  - За что наказан премудрый пискарь? Найдите в тексте авторскую позицию. Какой идеал человеческой жизни он утверждает?

  (Пискарь наказан за то, что прожил никчёмную жизнь. Писатель осуждает своего героя за глупость, эгоизм, трусость и малодушие, пассивность и бездействие, утверждая истинные человеческие ценности (обратиться к кластеру). Чтение фрагмента текста со слов «Неправильно полагают те, кои думают…» до слов «…живут, даром место занимают да корм едят»).

   Можно также на стадии рефлексии предложить учащимся ответить на вопрос (устно или письменно), насколько актуальна эта сказка в наше время.

  1. Домашнее задание. Прочитать сказки «Карась-идеалист», «Орёл-меценат», «Коняга».

Самоанализ урока.

    Урок изучения нового материала по литературе в 10-ом классе «Положительный идеал в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» проводился в технологии РКМЧП, которая позволила учащимся реализовать и закрепить свои умения работать с художественным текстом: добывать, анализировать информацию, делать на основе этого умозаключения; выявлять истинные ценности жизни, утверждаемые автором, и художественные средства, с помощью которых эти ценности утверждаются. На уроке использовались индивидуальная, парная, групповая и фронтальная формы организации учебной деятельности, методы как словесной передачи информации (беседа, элементы дискуссии), так и с помощью практической деятельности (работа с текстом сказки, толковым словарём, цитатой). Всё это, наряду с выбранной технологией, способствовало мотивации учащихся к учебной деятельности и успешному решению образовательных задач (организованных, информационных, коммуникативных), развивающих (развитие эмоциональной сферы, критического мышления, памяти, речи), воспитательных (формирование отношения к нравственным ценностям, формирование активной жизненной позиции).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина

Данный урок можно провести в 7 классе при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. Тема урока: "Сказка - ложь, да в ней намек..." ( В чем загадка сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина). На уроке применяется ...

5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"

Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К Паустовского "Тёплый хлеб" поможет  учащимся понять нравственные проблемы скаки, усвоить золотое правило этики:" Поступ...

5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"

Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб" поможет учащимся понять нравственные проблемы сказки, усвоить главное правило этики: "Поступай с...

Урок литературы по сказке А. Погорельского "Чёрная курица или Подземные жители"

Урок литературы в 5 классе по сказкеУрок литературы в 5 классе.По сказке «А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители".Можно ли простить предательство?Цель деятельности учителя: формирование...

урок литературы по сказке -были АПлатонова "Неизвестный цветок"

урок литературы в 6 классе по сказке-были А Платонова "Неизвестный цветок"...

Разработка урока литературы по сказке А.Погорельского

Создание на уроке литературы мини-проекта в рамках изучения одного произведения....

Презентация к уроку литературы по сказкам Пушкина " Что за прелесть эти сказки ! "

В этой презентации дети познакомятся со сказками А.С.Пушкина....