Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Анжела Владимировна Желтышева

 

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1) Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 8-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2006

2) Государственного стандарта общего образования,

3) Федерального компонента образовательного стандарта по литературе,

4) Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе,

5) Оценки качества подготовки выпускников основной школы по литературе: Сборник. 5-9 кл. /Сост Э.А.Красновский. – М.: Дрофа, 2000

6) Примерных программ основного общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_rp.doc346.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование

Серовский городской округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1


с углубленным изучением отдельных предметов  «Полифорум»


Утверждено на

педсовете МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов «Полифорум» Пр. №1 от « 29 » августа  2011 г

Руководитель ПТО Баранова Н.В.

Рабочая программа

по литературе

5 класс

Анжелы Владимировны Желтышевой

на 2011 – 2012 учебный год

г.Серов

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1) Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 8-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2006

2) Государственного стандарта общего образования,

3) Федерального компонента образовательного стандарта по литературе,

4) Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе,

5) Оценки качества подготовки выпускников основной школы по литературе: Сборник. 5-9 кл. /Сост Э.А.Красновский. – М.: Дрофа, 2000

6) Примерных программ основного общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения)

В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы). ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература»: на этапе основного общего образования: в 5-8 классах по 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

Федеральный компонент образовательного стандарта по литературе

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ЗУН, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Цели.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.

5-6 классы

На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

     Формы, методы, технологии обучения

- использование элементов причинно-следственного анализа;

-  определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

- обучение умению обоснованно развёртывать суждения, давать определения на самостоятельно подобранных конкретных примерах публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия);

 - выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;

- учить понимать язык художественного произведения;

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение, устное словесное рисование, инсценирование произведения;

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста на всех этапах изучения литературы;

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с изменением лица рассказчика), ответов на вопросы;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства.

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения учащихся по данной учебной  программе

- написание сочинений по литературным произведениям;

- творческие задания, их проверка: различные виды пересказов, ответы на вопросы (устные и письменные);

- составление планов  будущего сочинения;

-  написание отзывов о произведениях;

- создание рассказа - характеристики одного из героев или группы героев;

- создание оригинального произведения (сказки, частушки, рассказа…)

- проверка заученных наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- тестирование;

- контрольные вопросы;

- самостоятельные работы.

Нормы оценки знаний, умений и навыков по литературе

                                                            Оценка устных ответов учащихся.

При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном  о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической  литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

                 

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Оценка творческих работ

        Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия тема;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

правильное оформление сносок;

соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;

целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

        При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Оценка дополнительных заданий

        При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:

- “5” – если все задания выполнены;

- “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий;

- “3” – за работу, в которой правильно выполнено не менее половины работы;

- “2” – выставляется за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

       

 Требования к уровню подготовки выпускников

     

Учащиеся должны знать:

авторов и содержание изученных художественных произведений;

основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления);

роды литературы: эпос, лирика, драма;

жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка;

стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация;

фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой;

сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (литературные представления).

Учащиеся должны уметь:

воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, конкретному произведению;

выявлять основную нравственную проблематику произведения;

определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно - следственные связи между ними;

прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах проявление авторского отношения к изображаемому;

различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);

выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;

написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т.д.;

создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.

Цель ГИА по литературе - выявить уровень владения специальными умениями по предмету, названными в Федеральном компоненте образовательного стандарта по литературе:

• воспринимать и анализировать художественный текст;

• выделять смысловые части художественного текста;

• определять род и жанр литературного произведения;

• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героям;

• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

• выявлять авторскую позицию;

• выражать свое отношение к прочитанному;

• владеть различными видами пересказа;

• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В связи с этим на уроках литературы в 6 классе используются такие виды деятельности, как

слушание,

беседа,

работа с книгой (составление плана текста, цитирование, рассматривание иллюстраций, подбор материала из художественного произведения, самостоятельный анализ части и целого художественного произведения),

практические работы,

составление таблиц,

комментированное чтение,

рассказывание,

пересказ с элементами анализа текста,

анализ эпизода,

составление плана к выступлению, к сочинению,

досказывание произведения,

художественное рассказывание,

художественное иллюстрирование,

заполнение кроссвордов по различным источникам

творческие задания по личным впечатлениям,

создание отзывов.

5 класс

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа

Программа

Базовый учебник

Методическое обеспечение

Дидактическое

обеспечение

Программа общеобразовательных

учреждений  5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной

Допущено Министерством образования и науки РФ

2010

Литература. 5 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я. Коровина и др.

1) Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2005

2) Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я.Коровиной «Литература: 5 класс» / О.А.Еремина – М.: Издательство «Экзамен», 2006

3) Занимательные материалы по литературе.  5 класс. / Сост. Н.И.Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005

4) Литература 5 кл. Поурочные планы. / Составитель: Скоркина Н.М.Издательство «Учитель – АСТ».

5) Курдюмова Т.Ф. Изучение литературы в 5 классе: Метод. рекомендации. – М.: Просвещение, 1996

6) Коровина В.Я. Литература: 5 кл.: Метод. советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский; Под ред. В.И.Коро-вина. – М.: Просвещение, 2001

6) Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод. пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998

7) Турьянская Б.И. Материалы к урокам литературы в 5, 6, 7 классах. – М.: Русское слово, 1996

8) Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003

9) Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М. ВАКО, 2004  

10) Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам) /авт.-сост. Т.М.Амбушева и др. – Волгоград: Учитель, 2009

10) Литература. 5-9 классы: активные формы обучения/ авт. – сост. Л.И.Тареева и др. – Волгоград: Учитель, 2008

11) Еремина О.А. Поурочное планирование по ДРЛ: 5-9 классы/ О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен, 2004

1) Шаталова О.В. Дидактические материалы по литературе: 5-й Кл.: к учебнику В.Я.Ко-ровиной и др. «Литература. 5-й класс» / О.В.Шаталова. – М.: «Экзамен», 2006

2) Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5-й класс: к учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5 класс» / Н.А.Миронова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006

3) Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003

4) Литература. 5 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. /Авт. – сост.: Е.В.Званская, О.В.Суханова. – Ярославль: Академия развития, 2011

Введение. (1 час)

УНТ. (6 часов)

ДРЛ (1 час)

РЛ XVIII века ( 1 ч)

РЛ XIX века ( 29 ч)

РЛ XX века ( 17ч)

Зарубежная литература (10ч)

Резерв (3 часа)

Учебно-тематический план курса

Раздел, кол-во часов, тема урока

Тип, форма

урока

Формы

контроля

Составляющие качества образования

Примечания

П.-И.

Д.-К.

Ц.-О.

Введение. (1 час)

1. Роль книги в жизни человека и общества.

Вводный урок, слово учителя, беседа, работа с книгой

Знать: о роли книги в жизни человека, своеобразие нового предмета «литература», структуру учебника - хрестоматии

Уметь: пользоваться учебником

Развитие навыков ведения дискуссии

Еремина, 26

Золотарева, 10, 251

Скоркина, 3

Коровина, 4

УНТ. (6 часов)

2. Что такое фольклор? Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

Сообщение, беседа, игра, чтение статьи учебника, обсуждение

Контрольные вопросы

Тв.: уметь создавать письменное оригинальное произведение;

дифф.  таблица «Жанры детского фольклора»

Знать: фольклор, жанры фольклора, их отличительные признаки

Уметь: определять жанр произведения

Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок

Еремина, 38

Золотарева, 27-31, 45-50, 258

Турьянская, 9

Скоркина, 13, 15

Курдюмова, 18

Коровина, 9

Демиденко, 13-26

Дидакт. мат., 8-14

Амбушева, 14

3. Сказка – вид народной прозы. Волшебная сказка «Царевна - лягушка». Образ невесты - волшебницы.

Слово учителя, беседа, работа по учебнику

Дифф. – рисунок к сказке, составление и запись памятки «Как рассказывать сказку»

Знать: жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки

Уметь: пересказывать сказку, охарактеризовать героев сказки

Развитие воображения и речи уч-ся

Еремина, 48, 50, 53

Золотарева, 37, 262

Турьянская, 11, 12

Скоркина, 9

Курдюмова, 15

Коровина, 10

Амбушева, 17

4. Художественный мир сказки «Царевна - лягушка».

Беседа, работа по тексту

Инд. - рассмотреть иллюстрации, рассказать о том, какой эпизод изображен; выразительное чтение в лицах (эпизоды встреч Ивана-царевича с животными)

Тест (ГИА, 8)

Знать: особенности волшебной сказки, героев, отражение в ней народных идеалов

Уметь: мотивировать ответ, выразительно читать

Развивать воображение и речь уч-ся

Еремина, 56

Золотарева, 262, 264

Дидакт.мат., 14-17

5. «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо» - волшебная сказка героического характера.

Беседа, чтение, пересказ

С/Р (Еремина, 63) или

Тест (ГИА, 12)

Тв. - нарисовать свои иллюстрации к сказке

Дифф. - художественный пересказ фрагмента

Знать: жанровые особенности волшебной сказки

Уметь: видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты; строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа

Развивать навыки художественного пересказа

Еремина, 59-63

Золотарева, 269, 272

Коровина, 18

Дидакт.мат., 17-19

6. Сказка о животных «Журавль и цапля». Народные представления о справедливости. Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле.

Урок внеклассного чтения, рассказ, беседа, пересказ

Тест (ГИА, 15, 16)

Знать: отличие сказки о животных и бытовой сказки от волшебной

Уметь: определять вид сказки, опираясь на ее жанровые особенности

Развивать навыки самостоятельной работы

Демиденко, 37

Турьянская, 15

Коровина, 30

Скоркина, 11

Амбушева, 26

7. Итоговый урок по фольклору

Урок-игра

развернутый ответ на вопрос «Чему учит сказка?»

инд. - работа с иллюстрациями, выразительное чтение

Развивать творческие способности, познавательную активность детей

Золотарева, 57, 393 (тест)

Еремина, 65-73

Демиденко, 43, 56

Скрипкина, 4-7

Еременко, 4, 73

Лейфман, 16, 20-22, 25-31

Миронова, 6-11

ДРЛ (1 час)

8. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Герои летописного сказания «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Слово учителя, чтение, беседа

Тест (ГИА, 18)

Дифф. - пересказ статьи учебника

Знать: причины появления письменности у восточных славян и возникновении ДРЛ

Уметь: читать произведение ДРЛ; охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы

Приобщение уч-ся к культуре Древней Руси

Коровина, 36

Еремина, 74-78

Золотарева, 275, 277

Миронова, 11

Демиденко, 69

Лейфман, 32

Дидакт.мат., 20

ДРЛ (Еремина), 23

РЛ XVIII века ( 1 ч)

9. М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру».

Слово учителя, чтение и обсуждение стихотворения

тест

Знать: некоторые факты из биографии: детство, годы учения

Уметь: выразительно читать

Миронова, 13

Демиденко, 89

Коровина, 37

Золотарева, 278

Еремина, 79

Дидакт.мат., 22

Турьянская, 125

РЛ XIX века ( 29 ч)

10. Роды и жанры литературы. Истоки басенного жанра. И.А.Крылов: детство, начало литературной деятельности.

Рассказ учителя, беседа, работа по учебнику

Дифф. - сообщения об Эзопе, Лафонтене, Сумарокове

Наизусть басни (по выбору),

викторина (Еремина, 95)

Тест (ГИА, 21)

Тв.: уметь создавать письменное оригинальное произведение

Знать: роды и жанры литературы, особенности басни как литературного жанра, факты биографии Крылова

Уметь: определять идейно - смысловую нагрузку в баснях

Уметь: охарактеризовать эпоху Крылова

Общечеловеческие ценности, утверждаемые в баснях

Коровина, 38, 44

Курдюмова, 23

Турьянская, 27

Золотарева, 59, 60, 64, 280

Еремина, 83-87

Дидакт.мат., 24-25

Амбушева, 59

11. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора.

Урок чтения и изучения, беседа, анализ

Знать: историю создания басни, ее содержание

Уметь: выразительно читать по ролям, наизусть; находить мораль

Приобщение уч-ся к истории России

Еремина, 87

Дидакт.мат., 26

Амбушева, 63

12. «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Волк и ягненок»: осмеяние пороков: жадности, невежества, хитрости, глупости.

Чтение и обсуждение, чтение, разбор басен

Знать: содержание басен Крылова и их моральный аспект

Уметь: понимать иносказательный подтекст басен и их мораль;

уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов

Развивать творческие способности уч-ся

Миронова, 16

Скрипкина, 28

Демиденко, 105, 115

Лейфман, 34

Золотарева, 63

Еремина, 91-96

Скоркина, 31

Дидакт.мат., 27-28

Турьянская, 31

Еременко, 35

Амбушева, 65-69

Тареева, 5

13. В.А.Жуковский: детство и начало литературного творчества. Сказка «Спящая царевна».

Чтение, пересказ, анализ

Инд.: пересказ эпизода «Спасение царевны»

Отрывок из сказки наизусть

Тест (ГИА, 25)

Знать: историю создания сказки, отличие литературной сказки от народной

Уметь: выразительно читать и составлять план

Еремина, 96-99

Золотарева, 68, 70, 72

Турьянская, 17

Скоркина, 17

Курдюмова, 26, 107, 109

Коровина, 47

Дидакт.мат., 28

Демиденко, 41

Амбушева, 69

14. Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев.

Выразительное чтение, анализ

тест

Знать: особенности жанра баллады,  содержание баллады

Уметь: кратко пересказать сюжет, давать характеристику героям; уметь определять роль пейзажа  в балладах В. А. Жуковского

Уметь создавать письменное оригинальное произведение

Еремина, 101

Золотарева, 70, 281

Скоркина, 19

Лейфман, 37

Миронова, 18

Дидакт.мат., 32

Коровина, 48

Амбушева, 72

15. Детство А.С.Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне».

Рассказ учителя, беседа

Стихотворение «Няне» наизусть

Знать: факты биографии Пушкина, стихотворение как поэтизацию образа няни Арины Родионовны

Уметь: отвечать на вопросы, читать выразительно

Еремина, 109

Золотарева, 73, 85

Скоркина, 35

Лейфман, 51

Дидакт.мат., 35

Амбушева, 99

16. Поэма «Руслан и Людмила» (Пролог). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок

Слово учителя, чтение, беседа

Тв.: нарисовать пролог

Пролог наизусть

Знать: поэтические средства художественной выразительности

Уметь: определять роль Пролога в поэме,  работать с художественным текстом

Еремина, 110

Золотарева, 75

Турьянская, 33

Скоркина, 32

Курдюмова, 30

Коровина, 49

Дидакт.мат., 35

Еременко, 36

17. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил.

Чтение и обсуждение

Дифф.: числовая символика в сказке

Тест (ГИА, 29)

Знать: содержание сказки, истоки рождения сюжета, систему образов сказки

Уметь: описывать и характеризовать центральные образы

Народная мораль, нравственность – красота внутренняя и внешняя, победа добра над злом, гармоничность

Еремина, 114, 119-136

Золотарева, 82, 283, 286

Скоркина, 20

Дидакт.мат., 37

Коровина, 51

Амбушева, 102

18. Сопоставление «Сказки о мертвой царевне…» А.С.Пушкина с народной и сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна»

Урок - сравнительный анализ

Тест

Тв.: сочинение «История сказочного героя»

Знать: сюжеты сказок, их отличительные особенности

Уметь: проводить сравнительный анализ по заданным параметрам; уметь определять сходство и различия сказок Пушкина, Жуковского

Понимать и находить «бродячие» сюжеты сказок, владеть навыком развернутого ответа на проблемный вопрос

Еремина, 117

Золотарева, 289

Турьянская, 20

Коровина, 62

Лейфман, 45

Демиденко, 131

Миронова, 20

19. «Чудесный мир сказок Жуковского и Пушкина».

Урок-игра

Знать: содержание изученных произведений

Уметь читать выразительно, отвечать на вопросы

Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности

Еремина, 136

Демиденко, 43-44, 129, 134-140

Скрипкина, 9

Русская литературная сказка (1 ч)

20.

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».

Вс.Гаршин «Attаleа Princeps».

Урок внеклассного чтения, комбинированный

Тест

Тест (ГИА, 37, 41)

Знать: содержание и сюжет сказок

Уметь пересказывать

Еремина, 99

Турьянская, 40-43

Скоркина, 36

Миронова, 26

Золотарева, 396

Дидакт.мат., 41, 42

Лейфман, 83

21. М.Ю.Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино».

Слово учителя, беседа, чтение

«Бородино» наизусть

Дифф.: историческая справка о Бородинском сражении

Знать: факты биографии поэта, условия, в которых формировался характер, первое представление о своеобразии лирики Лермонтова

Уметь: определять композицию произведения

Воспитание уважения к великому прошлому России

Еремина, 139

Золотарева, 93, 123

Скоркина, 44

Курдюмова, 43

Коровина, 64

Лейфман, 54

Дидакт.мат., 43

Турьянская, 48

Амбушева, 130

22. «Бородино»: художественный анализ текста.

Урок-анализ

Тест

Тест (ГИА, 44)

Знать: содержание стихотворения, сюжет, героев, их поступки

Уметь: наблюдать за развитием сюжета и поведением героев

Показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство Лермонтова в создании батальных сцен

Золотарева, 126, 127, 399

Еремина, 146

Дидакт.мат., 44

Скрипкина, 60

Еременко, 38

Миронова, 27

Амбушева, 133

23. Н.В.Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности. Народные предания – основа повести «Заколдованное место».

Чтение и обсуждение

Инд.: выставка книг Гоголя

Тв.: приготовить рассказ о своем заколдованном месте

Знать: своеобразие первого сборника Гоголя, героев и сюжет повести

Уметь: охарактеризовать повествовательную манеру писателя, приводить примеры из текста; уметь доказывать, что “Заколдованное место” – это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль

Золотарева, 97,105, 291

Еремина, 149

Дидакт.мат., 46

Коровина, 69

Амбушева, 153

24. Реальность и Фантастика в повести «Заколдованное место»

Чтение и обсуждение, викторина

Тест

Тест (ГИА, 47)

Знать: особенности повести: сочетание реальности и фантастики, трагического и комического

Золотарева, 105, 292

Еремина, 152

Дидакт.мат., 47

Лейфман, 57

Миронова, 29

25. Н.А.Некрасов: детство и начало литературной деятельности. Картины природы и жизни народа в стихотворении «На Волге».

Рассказ учителя, обучение чтению

Знать: черты личности поэта, нашедшие отражение в стихотворении

Уметь: находить эпитеты и сравнения

Уметь сравнивать произведения разных видов искусства (литературы и живописи): стихотворение с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»

Золотарева, 293

Еремина, 155

Дидакт.мат., 48

Коровина, 73

26. Поэтический образ русской крестьянки в отрывке «Есть женщины в русских селеньях…» из поэмы «Мороз, Красный Нос».

Чтение и изучение

Дифф.: найти иллюстрации картин с изображением русских женщин

Отрывок из поэмы наизусть

Знать: об образах русской женщины, воссозданных Некрасовым

Уметь: выразительно читать текст;  уметь охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты, сравнения

Поэтический образ русской женщины

Золотарева, 296

Еремина, 159

Дидакт.мат., 50

Лейфман, 62

Миронова, 31

27. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».

Урок внеклассного чтения

Отрывок  «Однажды в студеную, зимнюю пору…» наизусть

Тест (ГИА, 50)

Знать: содержание стихотворения

Уметь: определять тему и основную мысль художественного текста

28. И.С.Тургенев: детство, начало творческой деятельности. Рассказ «Муму». Знакомство с героями.

Рассказ учителя, обучение чтению

Знать: обстоятельства, объясняющие появление рассказа, историко-культурный контекст рассказа

Уметь: понимать роль портрета и пейзажа в рассказе,  охарактеризовать литературного героя,

сопоставлять поступки героев, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме

Отражение истории России в литературе

Золотарева, 107, 110, 299

Еремина, 161

Турьянская, 52

Дидакт.мат., 51

Коровина, 74

Курдюмова, 36

Скоркина, 50

Амбушева, 170

29. История отношений Герасима и Татьяны.

Урок-беседа

Дифф. - подготовить рассказы о Татьяне (1) и о Капитоне (2)

Знать: об отношении героя к Татьяне: его доброту, заботу, великодушие

Духовные и нравственные качества главного героя

Золотарева, 115, 302

Еремина, 166

Коровина, 78

Скоркина, 51

30. Герасим и Муму.

Беседа

Инд.: пересказ эпизода «Муму в доме барыни»; выразительное чтение эпизода «Встреча Герасима с Муму после разлуки»

Тв.: рисунки к понравившимся эпизодам

Тест

Тест (ГИА, 59)

Знать: сюжет рассказа

Золотарева, 116, 303, 305, 397,

Еремина, 169, 172

Дидакт.мат., 52-54

Демиденко, 230

Скрипкина, 17

Еременко, 48

Лейфман, 67

Миронова, 34

31. Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против барства и рабства.

Урок Р/Р, подготовка к написанию сочинения

сочинение

Знать: правила написания сочинения на основе литературного произведения

Воспитывать

уважение к себе

Золотарева, 118, 297, 306

Еремина, 176

Турьянская, 54

Скоркина, 51

Амбушева, 183

32. Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

Рассказ учителя, обучение чтению

Инд.: рассказ о писателе с опорой на статью учебника

Знать: о творческом пути писателя, истории создания рассказа

Уметь: работать с текстом художественного произведения

Воспитание толерантности

Золотарева, 308

Еремина, 179

Дидакт.мат., 54

Коровина, 79

33. Жилин и Костылин – два характера, две судьбы

Урок - анализ

Дифф.: найти в толковом словаре значения слов «жила» и «костыль», попытаться сделать вывод о значении фамилий героев

Тест (ГИА, 71)

Знать: приемы создания образа

Уметь: отбирать материал для сопоставительного анализа

Утверждение гуманистических идеалов

Золотарева, 312, 313

Еремина, 181

Скрипкина, 19

Лейфман, 71

Миронова, 36

34. Картины природы в рассказе. Краткость и выразительность языка Толстого.

Урок Р/Р, анализ худ. текста

Тв.: рисунки к понравившимся пейзажным зарисовкам

Знать: роль пейзажных зарисовок в рассказе

Уметь: работать с языком художественного произведения

Воспитание любви к слову

Еремина, 183-189

Дидакт.мат., 55

Коровина, 83

35.Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. Рассказ «Хирургия».

Рассказ учителя, практикум

Инд.: рассказ о писателе с опорой на статью учебника

Знать: проблематику рассказа: осмеяние глупости и невежества героев

Уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя  внимание на речи героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации

Золотарева, 315

Еремина, 189

Дидакт.мат.,57

Лейфман, 75

Коровина, 84

36. Юмористические рассказы А.П. Чехова.

Урок внеклассного чтения, комбинированный

Тест (ГИА, 75)

Знать: содержание рассказов

Уметь: инсценировать, выразительно читать, иллюстрировать

Золотарева, 317

Еремина, 193

Миронова, 38

Коровина, 85

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе (1 час)

37. Поэтический образ природы. Образы природы в русской поэзии XIX века.

Урок-анализ

(концерт, защита творческих работ)

Творческий отчет (форма любая),

1 стихотворение наизусть,

Тест (ГИА, 68, 78)

Дифф.: словарик эпитетов

Тв.: рассуждение «Какое стихотворение понравилось больше и почему?»

Знать: стихотворения поэтов XIX века о природе

Уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение

Воспитание любви к природе, Родине

Золотарева, 119, 319

Еремина, 194-204

Дидакт.мат.,60

Еременко, 51

Лейфман, 78

Миронова, 40

Коровина, 89

Курдюмова, 38

Скоркина, 55

38. Итоговый урок по литературе XIX века

Урок-зачет

Знать: тексты изученных произведений

Уметь: определять автора по отрывку, ориентироваться в опорных теоретических  понятиях

Золотарева, 135

Дидакт.мат.,65

РЛ XX века ( 17ч)

39. И.А.Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе

Чтение и обсуждение

Тест (ГИА, 81)

Знать: содержание рассказа, особенности раскрытия темы

Уметь: отвечать на вопросы

Развитие навыков анализа стиля писателя

Курдюмова, 58

Коровина, 90

Золотарева, 137, 322

Дидакт.мат.,70

Лейфман, 88, 91, 92

Миронова, 45

40. В.Г.Короленко: детство писателя, начало литературной деятельности. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».

Рассказ учителя, обучение чтению

Инд.: рассказ о писателе с опорой на статью учебника

Знать, уметь: охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести; понять и объяснить смысл названия повести «В дурном обществе», определять позицию автора;

дать развернутый ответ на один из вопросов: 1) Каким вы представляете себе Васю (Валека, Соню, Марусю, Тыбурция…)?

2) Какой эпизод запомнился больше и почему?

3) Как вы понимаете слова Тыбурция: «Может быть это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?

Взаимопонимание – основа отношений в семье

Еремина, 205

Коровина, 91

Золотарева, 324

Дидакт.мат.,72

Еременко, 48

Амбушева, 238

41. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.

Беседа, практикум

Тест (ГИА, 84)

Дифф. - пересказ, близкий к тексту «История с куклой»

Воспитание милосердия по отношению к больным и обездоленным

Золотарева, 326

Еремина, 213

Лейфман, 88, 89, 90, 93

Миронова, 47

Амбушева, 240-244

42. Простота и выразительность языка повести. Подготовка к сочинению.

Урок Р/Р

сочинение

Еремина, 217-222

Золотарева, 327

Дидакт.мат., 73

Скрипкина, 70

Амбушева, 244

43. С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

Рассказ учителя, обучение чтению

1 стихотворение наизусть

Тест (ГИА, 100)

Знать: особенности изображения темы Родины и природы в стихах Есенина

Уметь: читать и анализировать поэтический текст

Обращение к слову, образному строю, художественным приемам, ритму

Скоркина, 80

44. П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Образы героев в сказе.

Рассказ учителя, обучение чтению, беседа

Инд.: рассказ о писателе с опорой на статью учебника

Тест (ГИА, 93)

Знать: особенности стиля Бажова

Уметь: пересказывать сказы Бажова

Развитие внимания к народному слову. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству

Коровина, 96

Золотарева, 333

Еремина, 229-238

Дидакт.мат.,81

Демиденко, 45

Еременко, 22

Лейфман, 109

Миронова, 52

45. К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

Рассказ учителя, обучение чтению, беседа, работа в группах

Тест (ГИА, 104)

Тв.: сочинение – миниатюра «О чем я хочу спросить Фильку?»

Дифф.: прочитать сказки «Волшебное кольцо» А. Платонова и Б. Шергина

Знать: содержание сказки

Уметь: определять тему произведения, выделять проблемы

Развивать познавательную активность и инициативу

Курдюмова, 50

Золотарева, 140-144

Еремина, 238-246, 251

Турьянская, 55-61

Дидакт.мат., 83

Демиденко, 47

Лейфман, 106

Миронова, 55

Скоркина, 57

Амбушева, 275

46. С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы.

Рассказ учителя, обучение чтению, беседа

Тв.: нарисовать принцессу, двенадцать месяцев, учителя (на выбор)

Знать: особенности драматической сказки

Уметь: читать драматическое произведение

Работать над развитием воображения, фантазии детей

Коровина, 99

Золотарева, 337, 341

Еремина, 252

Дидакт.мат., 87

47. Художественные особенности драматической сказки Маршака. Юмор в сказке.

Урок Р/Р

тест

Еремина, 256-260

Дидакт.мат., 88-93

Скрипкина, 35

Лейфман, 113

Миронова, 57

48. А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя.

Рассказ учителя, обучение чтению, беседа

Инд.: рассказ о писателе с опорой на статью учебника

Тест (ГИА, 113)

Знать: содержание рассказа

Уметь: воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев, разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы

Коровина, 103

Золотарева, 342, 344

Еремина, 269-276

Дидакт.мат., 93

Лейфман, 88, 89, 90, 92

Миронова, 59

49. В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения.

Рассказ учителя, обучение чтению, беседа

Дифф.: выбрать эпизоды, описывающие общение Васютки с природой

Знать: своеобразие творчества Астафьева

Уметь: определять значение картин природы, характеризовать героя, объяснять смысл названия рассказа

Курдюмова, 83

Коровина, 105

Золотарева, 210, 346

Еремина, 276

Турьянская, 83

Дидакт.мат., 94

Скоркина, 88

Амбушева, 310

50. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций.

Урок-анализ

Тест (ГИА, 117)

Тв. - сочинение-миниатюра «Как и почему человек должен относиться к природе?»

Знать: как раскрывается поведение и характер героя в худож. произведении

Воспитание стойкости и мужества, умения выстоять в необычных жизненных условиях

Золотарева, 212, 349

Еремина, 279-285

Дидакт.мат., 95

Лейфман, 92, 93, 95

Миронова, 61

51. Сочинение «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение (негодование)?» (По произведениям Короленко, Паустовского, Маршака, Платонова, Астафьева)

Урок Р/Р

сочинение

Уметь работать с планом, писать сочинение

«Ради жизни на Земле…» (1ч)

52. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Рассказ учителя, беседа

1 стихотворение наизусть,

Тест

Дифф.: запись на CD песен о войне

Знать о раскрытии темы войны в поэзии

Уметь читать выразительно

Развитие патриотического чувства

Коровина, 109

Золотарева, 209, 355, 357

Еремина, 288-296

Дидакт.мат., 98

Лейфман, 100

Миронова, 64

Скоркина, 95

Произведения о Родине и родной природе (1ч)

53. Поэтическое восприятие окружающего мира природы в стихотворениях поэтов XX века: И.Бунина, А.Прокофьева, Д.Кедрина, Н.Рубцова, Дон-Аминадо.  

Урок-концерт, исследование

Творческий отчет,

1 стихотворение наизусть,

тест

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение)

Развитие любви к поэзии

Золотарева, 186, 352, 354

Еремина, 296-305

Дидакт.мат.,101

Лейфман, 103

Миронова, 66

Писатели улыбаются (1ч)

54. Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон».

Рассказ учителя, беседа

Тв. - сочинение- миниатюра «Мои любимые игры в детстве»

Знать, что такое юмор

Уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; уметь придумывать и рассказывать забавные истории

Коровина, 107

Золотарева, 350

Еремина, 305

Дидакт.мат., 104

55. Итоговый урок по русской литературе

К/Р (тест)

К/Р (тест)

Развитие интереса и любви к литературе

Золотарева, 358

Дидакт.мат.,106

Зарубежная литература (10ч)

56. Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя.

Рассказ учителя, беседа

Инд.: рассказ о писателе с опорой на статью учебника

Знать творчество Стивенсона, особенности его произведения

Уметь видеть драматический характер баллады; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздает поэт,
Уметь находить художественные средства, помогающие автору передать свое настроение, уметь определить их роль

Подвиг героя во имя сохранения традиций предков

Еремина, 105-108

Золотарева, 359, 361

Дидакт.мат.,110

Лейфман, 124

Коровина, 111

Егорова, 4

57-58. Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.

Урок внеклассного чтения

Дифф.: пересказ понравившегося эпизода

Тв.: сочинение «Я на обитаемом острове…»

Знать: факты биографии и творчества,  

Уметь: характеризовать поведение и характер героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; пересказывать эпизоды произведения

Знать, что в наше время обозначают слова «робинзон» и «робинзонада»

Еремина, 309

Золотарева, 221, 222-227, 363

Турьянская, 80

Дидакт.мат.,111

Лейфман, 127

Коровина, 115

Курдюмова, 87

Скоркина, 89

Егорова, 6

Амбушева, 313

59. Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

Рассказ учителя, беседа

Тв.: нарисовать тролля и его учеников, главных героев, сказочника и Снежной королевы

Знать: своеобразие Андерсена-сказочника, жанровые и композиционные особенности сказки

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев, сравнивать сказки Андерсена, доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг, понимать и объяснять смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки «Снежная королева»: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!»

Золотарева, 365, 373, 376

Еремина, 260

Турьянская, 21

Дидакт.мат.,113

Коровина, 121

Егорова, 15

Амбушева, 40

60. «В поисках Кая».

Урок-путешествие

Итоговый  вопрос «Почему все, кто встречаются с Гердой, помогают ей?»

Золотарева, 367, 368, 378

Еремина, 262

Дидакт.мат.,114

Амбушева, 42-47

61. Наши любимые сказки Андерсена.

Урок-игра

Тв.: сочинить свою сказку о любви, добре, зле

Золотарева, 370, 381, 382

Еремина, 265

Лейфман, 118

Скоркина, 25

Амбушева, 48

62. Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о красоте.

Чтение и обсуждение

Знать, как реализуется в худож. произведении тема красоты

Уметь отвечать на вопросы

Развитие внимания, интереса к литературе, навыков сотрудничества

Еремина, 265-269

Дидакт.мат, 116

Лейфман, 124

Коровина, 127

63. М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Образ главного героя.

Урок внеклассного чтения, игра

Тв.: кроссворд

Иметь представление о личности и творческой деятельности М.Твена

Уметь: составлять словесный портрет героев, оценивать и анализировать поступки героев

Дружба. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным

Золотарева, 233-239, 384

Еремина, 311-313

Дидакт.мат.,119

Еременко, 63

Лейфман, 127

Курдюмова, 90

Скоркина, 92

Егорова, 27

Амбушева, 324

64. Дж.Лондон. «Сказание о Кише». Становление характера героя.

Чтение и обсуждение

Инд.: рассказ о писателе с опорой на статью учебника

тест

Знать: биографию Дж. Лондона, особенность его произведений

Уметь: объяснить смысл названия рассказа, понимать и объяснять специфику жанра «сказание», характеризовать образ героя

Взросление подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших

Золотарева, 386, 387

Еремина, 286

Турьянская, 141

Дидакт.мат.,121

Лейфман, 127

Миронова, 71

Коровина, 118

Егорова, 11

Амбушева, 334

65. Итоговый урок.

Урок-праздник

Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение;

 Уметь: объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям

Еремина, 313-318

Дидакт.мат, 123

Скрипкина, 159

Еременко, 26, 30, 78, 81, 87

Скоркина, 97, 99

Егорова, 32

66.

РЕЗЕРВ

67.

68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...