Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького
календарно-тематическое планирование (литература, 5 класс) по теме

 

 

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе.

Данное планирование уроков литературы в 5 классе построено в соответствии с "Программой для общеобразовательных учреждений. Литература. 5 - 11 классы" под редакцией Г.И. Беленького.

Планирование рассчитано на 68 часов.

Учебник: Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия для общеобраз. учреждений: в 4 частях / [авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац]; под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2008.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalend.-tem._plan._5_kl._liter.snezhnevskaya.docx47.36 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

уроков литературы в 5 классе (68 часов).

Учебник: Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия для общеобраз. учреждений: в 4 частях / [авт.-сост.:                      М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац]; под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2008.

№ урока

Тема урока

Тип урока

Количество часов

Домашнее задание

Примечание

1

I часть учеб

ника

Введение. «Книга – твой друг».

О художественной литературе и чтении.

Вводный урок

1

Проект «Путешествие в Книгоград» на

стр. 6-7 (по вариантам).

Проверка будет осуществляться еженедельно

2

Мифы. Мифы Древнего Египта.  «Путешествие Солнечной ладьи».

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания на с. 13

Проиллюстрировать понравившийся сюжет

3

Мифы Древней Греции. "Олимп". "Ночь, луна, заря и солнце".

Урок изучения нового материала

1

С. 14-18, подготовиться к пересказу.

3

"Орфей и Эвридика". "Пигмалион".

Урок комплексного применения знаний

1

Подготовиться к пересказу

Проиллюстрировать понравившийся сюжет

4

"Подвиги Геракла" ("Рождение героя", "Выбор пути", "Геракл освобождает Прометея").

Урок комплексного применения знаний

1

Вопросы и задания на с. 31-32. Пересказ мифа, найденного самостоятельно.

Найти значение крылатых слов и выражений

5

Урок внеклассного чтения. Мифы Древней Греции.

Урок комплексного применения знаний

1

6

Гомер. О бессмертном поэте древности. "Одиссея" (отрывок из IX песни поэмы).

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания на с. 43

Чтение по лицам отрывка

7

Мифы древних славян. 

Персонажи славянских мифов.

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания на с. 48.

Изображение мифологических персонажей древних славян (№4).

8

Устное народное творчество. Понятие об УНТ. Сказки. Сказка и миф.

Урок изучения нового материала

1

№4, №5 на с. 53. Прочитать египетскую сказку «Коршун и кошка» и русскую «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», подгот. к пересказу.

Иллюстрирование по желанию.

9

Виды сказок. Сказки о животных. Бытовые сказки.

Урок изучения нового материала

1

С. 58-64, выучить теорию

10

Виды сказок. Волшебные сказки. (Показ иллюстраций к волшебным сказкам). Сказка "Белая уточка".

Урок изучения нового материала

1

С. 64-67 – выучить теорию, подготовиться к внекл. чтению сказки "Царевна-лягушка".

Учащиеся учатся рассказывать сказку.

11

Поразмышляем над самостоятельно прочитанной сказкой "Царевна-лягушка". Итоги изучения сказок. (Урок внеклассного чтения).

Урок комплексного применения знаний

1

Сочини продолжение сказки, с. 72-73.

Р/Р

12

О легенде и предании. Предания "О граде Китеже", "Атаман Кудеяр", "Про Никитушку Ломова".

Урок изучения нового материала

1

С. 73-74 – выучить теорию. Вопросы и задания на с. 77.

Р/Р

13

Загадки.

Урок изучения нового материала

1

С. 77-80 – выучить теорию. Попробуйте сочинить загадку (с. 82-83).

Р/Р

14

Пословицы и поговорки.

 Урок изучения нового материала

1

С. 83-85 – выучить теорию. Вопросы и задания на с. 89-90.  Запись пословиц на любую интересную тему (тематический подбор пословиц).

Объяснить  и проиллюстрировать пословицы.

Иллюстрирование (межпредметная связь).

15

Пословицы и поговорки народов мира. Соколов В. "Пословица". Итоги изучения малых жанров фольклора.

Урок комплексного применения знаний

1

Выполнить задания на с. 92-93.

Творческое задание: сочинить рассказ по пословице(выполняется на уроке).

16

На весёлой ярмарке. О пьесе и народном кукольном театре. Комедия "Петрушка Уксусов". Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.

Урок изучения нового материала

1

Прочитать комедию «Петрушка Уксусов». Вопросы №1-№4. Ученики готовятся к кукольному спектаклю (с. 103), разыгрывается действие по свободному выбору. Кукол делают группами.

Термины: драматическое произведение или пьеса, комедия.

17

!!!

Кукольный спектакль "Петрушка Уксусов". 

(Пригласить в качестве зрителей учащихся других классов.)

Урок комплексного применения знаний

1

Подготовиться к выставке творческих работ (с. 104) по разделу «Устное народное творчество»

(индивидуальные задания).

Выставка проходит по плану

(с. 104) на внеклассном занятии.

18

II часть учеб

ника

Сказочные события и герои в литературе.

Литературные сказки.

Урок изучения нового

1

II часть учеб

ника

Вопросы и задания на с. 7-9.

Выучить термин «литературная сказка».

Подгот. к викторине (с. 7-9).

19

Пушкин А. С. (1799-1837). О поэме "Руслан и Людмила". "Пролог"(«У лукоморья дуб зелёный…).

Урок изучения нового материала

1

Выучить наизусть вступление к поэме («У лукоморья дуб зелёный…) (№ 3, с. 25).

Термины: поэма, пролог, эпилог. 

20,

21

 Р/Р

"Руслан и Людмила" (отрывки из поэмы).  Учимся читать выразительно (с. 27-28).

Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы (Песнь пятая).

Урок изучения нового материала

Урок  развития речи

1

1

Вопросы и задания на с. 26-27.

Выучить наизусть Песнь пятую (с. 21-25). Отрывок распределяется на несколько человек или на класс (ученики показывают умение читать выразительно).

Нарисовать иллюстрации к прологу поэмы.

Объяснение значений непонятных слов.

22

О стихотворной речи. Стих, ритм, стопа. Стихотворный размер. Рифма.

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания на с. 32-33.

23

Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875).

1

Прочитать текст на с. 33-39; вопросы и задания на с. 39.

Вспомнить сказки Андерсона.

24,

25,

26.

Х.К. Андерсен. Сказка «Снежная королева». Приключения в семи сказках. 

Победа самоотверженной любви и дружбы над рассудочностью (преобладание рассудка над чувством) и эгоизмом в сказке «Снежная королева».

Выражение авторского отношения к героям в их портретах (по сказке «Снежная королева»).

Урок изучения нового материала

Урок закрепления знаний

Урок комплексного применения знаний

1

1   = 3

1

Вопросы и задания на с.68-70

Словарные слова:

добро, зло, красота, гармония.

27

Х. К. Андерсен. Сказка "Истинная правда" (урок внеклассного чтения).

Урок комплексного применения знаний

1

Вопросы и задания на С. 72.

Перечитать сказки Андерсона.

Устные высказывания, участие в диалоге.

28

СКАЗКИ О ГОНИМОЙ ПАДЧЕРИЦЕ.

Шварц Е. Л. Сказки о гонимой падчерице. Сказочник-драматург (О Шварце Е. Л.). Шарль Перро "Золушка". 

Урок изучения нового материала

1

Прочитать сценарий кинокомедии Е.Л. Шварца «Золушка», с. 83-109 (к следующему уроку прочитать до с. 93).

Кино-

сценарий Шварца «Золушка».

29

Шварц Е. Л. Кинокомедия "Золушка".

Урок изучения нового материала

1

Дочитать кинокомедию Е.Л. Шварца «Золушка» до конца (с. 109). Чтение по ролям.

30

Шварц Е. Л. Кинокомедия "Золушка" (продолжение).

Урок закрепления знаний

1

Вопросы и задания на

с. 109.

Показ фрагмента из кинофильма

31

Шварц Е. Л. Музыкальная кинокомедия "Золушка" (продолжение).

О пьесе и театре (с. 110).

Урок комплексного применения знаний

1

Подготовка к спектаклю «Золушка» (отрывок из киносценария        Е.Л. Шварца «Золушка»). Рекомендации на    с. 111.  Репетиции проводятся во внеклассное время.

Словарные слова: ремарка, действующее лицо, драматург.

Индивидуальные задания

32

!!!

Р/Р

Показ спектакля «Золушка». (Пригласить в качестве зрителей учащихся других классов.)

О читательском дневнике (с. 111-112).

Урок развития речи

1

Прочитать статью «О читательском дневнике»

(с. 111-112).

Написать отзыв о прочитанном произведении (темы на стр. 113).

Развитие речи учащихся.

33

Павел Петрович Бажов (1879-1950). Путь писателя к сказу. Сказ «Каменный цветок».

Урок изучения нового материала

1

Дочитать сказ до конца.

34

П.П. Бажов «Каменный цветок». Воплощение в сказке народных представлений о любви, добре и справедливости. Своеобразие языка сказа.  

Урок закрепления знаний

1

Прочитать два других сказа: «Горный мастер», «Хрупкая веточка» (произведения взять в библиотеке). Вопросы и задания на     стр. 131.

35

Бажов П. П. "Горный мастер", "Хрупкая веточка".

Урок внеклассного чтения

1

Вопросы и задания на     стр. 131.

36

Литературные сказки. Об отличии литературной сказки от сказки народной. Итоговый урок.

Урок комплексного применения знаний

1

Проекты по разделу «Сказочные события и герои в литературе» (с.134-135).

Назначается день проверки.

Индивидуальные задания.

Формы проектов: малая конференция, викторина, спектакль.

Темы в уч. сформулированы.

37

Басни.

Иван Андреевич Крылов (1769-1844). «Звери мои за меня говорят».

Басня «Волк на псарне».

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания на стр. 143, 145.

38

Басни Крылова И. А. "Демьянова уха", "Квартет", "Волк и Ягненок".

Готовясь к радиоспектаклю.

Урок изучения нового материала

1

Выучить наизусть басню "Квартет" (с. 148-149).

39

Басни Эзопа. Басня "Лисица и виноград" в пересказе Л.Толстого, переложении Жана де Лафонтена и И.А. Крылова. 

ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "БАСНИ"

Чтение басни наизусть.

Урок развития речи

1

ПРОЕКТЫ ПО РАЗДЕЛУ «БАСНИ» (стр. 155-156 учебника). Выберите один из проектов: оформление афиши, сочинение басни.

Сочинение. Придумываем басню.

40

III часть учеб

ника

ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ ЖИЗНЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ

М.Ю. Лермонтов (1814-1841). История одного стихотворения. "Бородино".

Урок изучения нового материала

1

III часть учеб

ника

Подготовиться к выразительному чтению наизусть.

Объяснение значений непонятных слов.

41

"Бородино". Эпитет и сравнение. О теме и идее художественного произведения.

Бородино". "Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын…". Стихотворения Лермонтова о войне 1812 года.

Чтение наизусть стихотворения «Бородино».

Урок изучения нового материала

1

Выучить термины на с. 10-12: эпитет, сравнение, тема, идея.

Словарные слова: Эпитет, сравнение, метафора, звукопись, диалог, монолог, риторическое восклицание, авторская позиция

42

Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842). Поэт из народа. Стихотворение "Косарь". Близость стихотворений А. В. Кольцова народной лирической песне. Стихотворения поэта по выбору учащихся.

Урок изучения нового материала

1

Подготовиться к выразительному чтению.

43

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883). Верность "Аннибаловой клятве".

"Муму". Главы 1 и 2 (стр. 21-33).

Урок изучения нового материала

1

Прочитать 3 и 4 главы (стр. 33-39), составить 4 вопроса к прочитанным главам.

Вопросы и задания к гл. 1, 2, на с. 49-50 (в классе). Пересказы эпизодов (по выбору)

44

И.С. Тургенев. Рассказ "Муму" (продолжение).

Главы 5, 6, 7 (стр. 39-49).

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания на стр. 50-51.

45

Соч.

РР Классное сочинение по предложенным темам на стр. 51.

Урок развития речи

1

Прочитать статью на стр. 51-54, ответить на вопросы.

46

Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Из воспоминаний внука Толстого Л. Н. "Как я помню Льва Николаевича и чему он меня учил". Из истории рассказа "Кавказский пленник".

Рассказ "Кавказский пленник" (быль). 

Глава 1.

Урок изучения нового материала

1

Прочитать 2-6 главы.

Объяснение значений непонятных слов.

47

Толстой Л.Н. "Кавказский пленник" (быль). Главы 2-6.

Урок изучения нового материала

1

Творческое задание на стр. 83.

48

О сюжете и героях. Теоретико-литературная статья (с. 84-86).

Урок изучения нового материала

1

Выучить термины: эпизод, сюжет, экспозиция, конфликт, завязка сюжета, развитие событий, кульминация, развязка, финал.

49

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888).

Человек обостренной совести. Из воспоминаний офицера Сахарова В. П., однополчанина Гаршина В. М.

Рассказ "Сигнал" (с. 90-98).

Урок изучения нового материала

1

Прочитать рассказ «Сигнал», ответить на вопросы на стр. 99.

Чтение по ролям.

50

В.М. Гаршин "Сигнал". Анализ рассказа. Причина разного отношения героев к жизни. Нравственное превосходство Семена. Раскаяние Василия.

Урок закрепления знаний

1

Подготовить краткий пересказ.

51

Леонид Николаевич Андреев (1871-1919).

О жизни писателя. Из воспоминаний Корнея Чуковского о Леониде Андрееве. Рассказ "Кусака".

Урок изучения нового материала

1

Прочитать рассказ «Кусака» (с. 104-111), ответить на вопросы на стр. 111-112.

52

Кусака в мире людей (анализ рассказа "Кусака"). Роль пейзажа в рассказе.

Урок закрепления знаний

1

Сочинить продолжение рассказа,

(задание на стр. 112).

53

Александр Иванович Куприн (1870-1938).

Судьба писателя. Путь в литературу. Из воспоминаний дочери А.И. Куприна Ксении.

Рассказ "Белый пудель"

Урок изучения нового материала

1

Дочитать рассказ "Белый пудель" (с. 117 -151).  Вопросы № 1, № 2.

54

А.И. Куприн. "Белый пудель".

Сюжет и конфликт рассказа.

Урок закрепления знаний

1

Вопросы № 3-№ 6.

55

А.И. Куприн.  "Белый пудель". Характеры персонажей.

Урок закрепления знаний

1

Вопросы № 7-№ 8.

Характеристика персонажа

А.И. Куприн. "Белый пудель". Пейзаж в рассказе.

Рассказы А.И. Куприна о детях.

Урок закрепления знаний

1

Подготовиться к выразительному чтению отрывка.

Повторить все изученные термины.

56

IV часть учеб

ника

ПОЭЗИЯ ПРИРОДЫ

Пушкин А. С. Стихотворение "Обвал".

Урок изучения нового материала

1

IV часть учеб

ника

Вопросы и задания на с. 6.

57

Федор Иванович Тютчев (1803-1873). Стихотворения

"Как хорошо ты, о море ночное…" и "Есть в осени первоначальной…".

Урок изучения нового материала

1

Одно из стихотворений Тютчева выучить наизусть и научиться выразительно читать.

58

Аполлон Николаевич Майков (1821-1897).

Стихотворения "Пейзаж", "Ласточки".

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания на с. 12.

59

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942). Стихотворение "Где б я ни странствовал".

Николай Иванович Рыленков (1909-1969). Стихотворение "Все в тающей дымке". 

Урок изучения нового материала

1

Задания по выбору:

1. Выучите наизусть понравившееся  стихотворение о природе.

2. Словесное рисование картин природы (задание на с. 15).

60

Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968). Певец Мещёры. "Мещерская сторона". Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Очерки "Обыкновенная земля" (с. 18-19), "Мшары",  (с. 20-24), "Леса" (с. 25-27).

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания после каждого очерка.

Выучить термин очерк.

Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. Очерк.

61

К.Г. Паустовский. Очерки "Луга" (с. 28-30), "Мой дом" (с. 30-32), "Бескорыстие"        (с. 32-33).

Урок изучения нового материала

1

Подготовиться к выразительному чтению.

62

Евгений Иванович Носов (1925-2002). "Это и называется у нас - Человек". Рассказы

"Тридцать зёрен", "Как ворона на крыше заблудилась",

«Как патефон петуха от смерти спас»      (с. 35-45). 

Урок изучения нового материала

1

Написать сочинение о животных (задание на с. 45).

63

«ИДЁТ ВОЙНА НАРОДНАЯ, СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА!..»

Стихи о Великой Отечественной войне (Константин Симонов, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Муса Джалиль, Сергей Орлов, Расул Гамзатов,

Урок изучения нового материала

1

Выучить наизусть стихотворение о Великой Отечественной войне (задание на с. 58).

64

Василий Макарович Шукшин (1929-1974). Рассказ "Жатва".

Урок изучения нового материала

1

Подготовиться к беседе по рассказу.

Вопрос № 5 на с. 65.

Устные высказывания, участие в диалоге.

65

РАССКАЗЫ О ТВОИХ СВЕРСТНИКАХ

Юрий Павлович Казаков (1927-1982). Путь в литературу. 

Рассказ "Тихое утро" (с. 68-80).

Урок изучения нового материала

1

Дочитать рассказ «Тихое утро».

Вопросы и задания на с. 80.

66

Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997). "Правда факта и слово художника". Рассказ "Мститель".

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания на с. 88.

67

Рэй Дуглас Брэдбери (род. в 1920 г.). "Многогранный талант". 

Рассказ "Мальчик-невидимка" (с. 89-99).

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания на с. 99-100.

68

О рассказе. Теоретико-литературная статья.

Итоговый урок.

Проверка техники чтения.

Урок изучения нового материала

1

Взять список книг для чтения летом.

Термины: рассказ, сюжет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс по программе Коровиной ФГОС

Календарно-тематическое планирование составлено на основе: Рабочие программы  , Литература  , предметная линия под редакцией В.Я.Коровиной, 5-9 классы, Москва,  Просвещение» 2012 г, ФГО...

Календарно-тематическое планирование по литературе, 8 класс по учебнику Г. И. Беленького

Календарно-тематическое планирование по литературе, 8 класс по учебнику Г. И. Беленького рассчитано на 70 часов...

Календарно-тематическое планирование по литературе. 7 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Меркин)

Календарно - тематическое планирование по литературе 7 класс по учебнику Г.С.Меркина. Рассчитан на 105 часов . Из расчета 3 часа в неделю....

Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Меркин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе.  8 класс.       По программе—105 часов , 3 часа в неделю     (Автор учебника Г.С. Мерки...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...