Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького
    календарно-тематическое планирование (литература, 5 класс) по теме

     

     

    Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе.

    Данное планирование уроков литературы в 5 классе построено в соответствии с "Программой для общеобразовательных учреждений. Литература. 5 - 11 классы" под редакцией Г.И. Беленького.

    Планирование рассчитано на 68 часов.

    Учебник: Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия для общеобраз. учреждений: в 4 частях / [авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац]; под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2008.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kalend.-tem._plan._5_kl._liter.snezhnevskaya.docx47.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Календарно-тематическое планирование

    уроков литературы в 5 классе (68 часов).

    Учебник: Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия для общеобраз. учреждений: в 4 частях / [авт.-сост.:                      М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац]; под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2008.

    № урока

    Тема урока

    Тип урока

    Количество часов

    Домашнее задание

    Примечание

    1

    I часть учеб

    ника

    Введение. «Книга – твой друг».

    О художественной литературе и чтении.

    Вводный урок

    1

    Проект «Путешествие в Книгоград» на

    стр. 6-7 (по вариантам).

    Проверка будет осуществляться еженедельно

    2

    Мифы. Мифы Древнего Египта.  «Путешествие Солнечной ладьи».

    Урок изучения нового материала

    1

    Вопросы и задания на с. 13

    Проиллюстрировать понравившийся сюжет

    3

    Мифы Древней Греции. "Олимп". "Ночь, луна, заря и солнце".

    Урок изучения нового материала

    1

    С. 14-18, подготовиться к пересказу.

    3

    "Орфей и Эвридика". "Пигмалион".

    Урок комплексного применения знаний

    1

    Подготовиться к пересказу

    Проиллюстрировать понравившийся сюжет

    4

    "Подвиги Геракла" ("Рождение героя", "Выбор пути", "Геракл освобождает Прометея").

    Урок комплексного применения знаний

    1

    Вопросы и задания на с. 31-32. Пересказ мифа, найденного самостоятельно.

    Найти значение крылатых слов и выражений

    5

    Урок внеклассного чтения. Мифы Древней Греции.

    Урок комплексного применения знаний

    1

    6

    Гомер. О бессмертном поэте древности. "Одиссея" (отрывок из IX песни поэмы).

    Урок изучения нового материала

    1

    Вопросы и задания на с. 43

    Чтение по лицам отрывка

    7

    Мифы древних славян. 

    Персонажи славянских мифов.

    Урок изучения нового материала

    1

    Вопросы и задания на с. 48.

    Изображение мифологических персонажей древних славян (№4).

    8

    Устное народное творчество. Понятие об УНТ. Сказки. Сказка и миф.

    Урок изучения нового материала

    1

    №4, №5 на с. 53. Прочитать египетскую сказку «Коршун и кошка» и русскую «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», подгот. к пересказу.

    Иллюстрирование по желанию.

    9

    Виды сказок. Сказки о животных. Бытовые сказки.

    Урок изучения нового материала

    1

    С. 58-64, выучить теорию

    10

    Виды сказок. Волшебные сказки. (Показ иллюстраций к волшебным сказкам). Сказка "Белая уточка".

    Урок изучения нового материала

    1

    С. 64-67 – выучить теорию, подготовиться к внекл. чтению сказки "Царевна-лягушка".

    Учащиеся учатся рассказывать сказку.

    11

    Поразмышляем над самостоятельно прочитанной сказкой "Царевна-лягушка". Итоги изучения сказок. (Урок внеклассного чтения).

    Урок комплексного применения знаний

    1

    Сочини продолжение сказки, с. 72-73.

    Р/Р

    12

    О легенде и предании. Предания "О граде Китеже", "Атаман Кудеяр", "Про Никитушку Ломова".

    Урок изучения нового материала

    1

    С. 73-74 – выучить теорию. Вопросы и задания на с. 77.

    Р/Р

    13

    Загадки.

    Урок изучения нового материала

    1

    С. 77-80 – выучить теорию. Попробуйте сочинить загадку (с. 82-83).

    Р/Р

    14

    Пословицы и поговорки.

     Урок изучения нового материала

    1

    С. 83-85 – выучить теорию. Вопросы и задания на с. 89-90.  Запись пословиц на любую интересную тему (тематический подбор пословиц).

    Объяснить  и проиллюстрировать пословицы.

    Иллюстрирование (межпредметная связь).

    15

    Пословицы и поговорки народов мира. Соколов В. "Пословица". Итоги изучения малых жанров фольклора.

    Урок комплексного применения знаний

    1

    Выполнить задания на с. 92-93.

    Творческое задание: сочинить рассказ по пословице(выполняется на уроке).

    16

    На весёлой ярмарке. О пьесе и народном кукольном театре. Комедия "Петрушка Уксусов". Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.

    Урок изучения нового материала

    1

    Прочитать комедию «Петрушка Уксусов». Вопросы №1-№4. Ученики готовятся к кукольному спектаклю (с. 103), разыгрывается действие по свободному выбору. Кукол делают группами.

    Термины: драматическое произведение или пьеса, комедия.

    17

    !!!

    Кукольный спектакль "Петрушка Уксусов". 

    (Пригласить в качестве зрителей учащихся других классов.)

    Урок комплексного применения знаний

    1

    Подготовиться к выставке творческих работ (с. 104) по разделу «Устное народное творчество»

    (индивидуальные задания).

    Выставка проходит по плану

    (с. 104) на внеклассном занятии.

    18

    II часть учеб

    ника

    Сказочные события и герои в литературе.

    Литературные сказки.

    Урок изучения нового

    1

    II часть учеб

    ника

    Вопросы и задания на с. 7-9.

    Выучить термин «литературная сказка».

    Подгот. к викторине (с. 7-9).

    19

    Пушкин А. С. (1799-1837). О поэме "Руслан и Людмила". "Пролог"(«У лукоморья дуб зелёный…).

    Урок изучения нового материала

    1

    Выучить наизусть вступление к поэме («У лукоморья дуб зелёный…) (№ 3, с. 25).

    Термины: поэма, пролог, эпилог. 

    20,

    21

     Р/Р

    "Руслан и Людмила" (отрывки из поэмы).  Учимся читать выразительно (с. 27-28).

    Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы (Песнь пятая).

    Урок изучения нового материала

    Урок  развития речи

    1

    1

    Вопросы и задания на с. 26-27.

    Выучить наизусть Песнь пятую (с. 21-25). Отрывок распределяется на несколько человек или на класс (ученики показывают умение читать выразительно).

    Нарисовать иллюстрации к прологу поэмы.

    Объяснение значений непонятных слов.

    22

    О стихотворной речи. Стих, ритм, стопа. Стихотворный размер. Рифма.

    Урок изучения нового материала

    1

    Вопросы и задания на с. 32-33.

    23

    Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875).

    1

    Прочитать текст на с. 33-39; вопросы и задания на с. 39.

    Вспомнить сказки Андерсона.

    24,

    25,

    26.

    Х.К. Андерсен. Сказка «Снежная королева». Приключения в семи сказках. 

    Победа самоотверженной любви и дружбы над рассудочностью (преобладание рассудка над чувством) и эгоизмом в сказке «Снежная королева».

    Выражение авторского отношения к героям в их портретах (по сказке «Снежная королева»).

    Урок изучения нового материала

    Урок закрепления знаний

    Урок комплексного применения знаний

    1

    1   = 3

    1

    Вопросы и задания на с.68-70

    Словарные слова:

    добро, зло, красота, гармония.

    27

    Х. К. Андерсен. Сказка "Истинная правда" (урок внеклассного чтения).

    Урок комплексного применения знаний

    1

    Вопросы и задания на С. 72.

    Перечитать сказки Андерсона.

    Устные высказывания, участие в диалоге.

    28

    СКАЗКИ О ГОНИМОЙ ПАДЧЕРИЦЕ.

    Шварц Е. Л. Сказки о гонимой падчерице. Сказочник-драматург (О Шварце Е. Л.). Шарль Перро "Золушка". 

    Урок изучения нового материала

    1

    Прочитать сценарий кинокомедии Е.Л. Шварца «Золушка», с. 83-109 (к следующему уроку прочитать до с. 93).

    Кино-

    сценарий Шварца «Золушка».

    29

    Шварц Е. Л. Кинокомедия "Золушка".

    Урок изучения нового материала

    1

    Дочитать кинокомедию Е.Л. Шварца «Золушка» до конца (с. 109). Чтение по ролям.

    30

    Шварц Е. Л. Кинокомедия "Золушка" (продолжение).

    Урок закрепления знаний

    1

    Вопросы и задания на

    с. 109.

    Показ фрагмента из кинофильма

    31

    Шварц Е. Л. Музыкальная кинокомедия "Золушка" (продолжение).

    О пьесе и театре (с. 110).

    Урок комплексного применения знаний

    1

    Подготовка к спектаклю «Золушка» (отрывок из киносценария        Е.Л. Шварца «Золушка»). Рекомендации на    с. 111.  Репетиции проводятся во внеклассное время.

    Словарные слова: ремарка, действующее лицо, драматург.

    Индивидуальные задания

    32

    !!!

    Р/Р

    Показ спектакля «Золушка». (Пригласить в качестве зрителей учащихся других классов.)

    О читательском дневнике (с. 111-112).

    Урок развития речи

    1

    Прочитать статью «О читательском дневнике»

    (с. 111-112).

    Написать отзыв о прочитанном произведении (темы на стр. 113).

    Развитие речи учащихся.

    33

    Павел Петрович Бажов (1879-1950). Путь писателя к сказу. Сказ «Каменный цветок».

    Урок изучения нового материала

    1

    Дочитать сказ до конца.

    34

    П.П. Бажов «Каменный цветок». Воплощение в сказке народных представлений о любви, добре и справедливости. Своеобразие языка сказа.  

    Урок закрепления знаний

    1

    Прочитать два других сказа: «Горный мастер», «Хрупкая веточка» (произведения взять в библиотеке). Вопросы и задания на     стр. 131.

    35

    Бажов П. П. "Горный мастер", "Хрупкая веточка".

    Урок внеклассного чтения

    1

    Вопросы и задания на     стр. 131.

    36

    Литературные сказки. Об отличии литературной сказки от сказки народной. Итоговый урок.

    Урок комплексного применения знаний

    1

    Проекты по разделу «Сказочные события и герои в литературе» (с.134-135).

    Назначается день проверки.

    Индивидуальные задания.

    Формы проектов: малая конференция, викторина, спектакль.

    Темы в уч. сформулированы.

    37

    Басни.

    Иван Андреевич Крылов (1769-1844). «Звери мои за меня говорят».

    Басня «Волк на псарне».

    Урок изучения нового материала

    1

    Вопросы и задания на стр. 143, 145.

    38

    Басни Крылова И. А. "Демьянова уха", "Квартет", "Волк и Ягненок".

    Готовясь к радиоспектаклю.

    Урок изучения нового материала

    1

    Выучить наизусть басню "Квартет" (с. 148-149).

    39

    Басни Эзопа. Басня "Лисица и виноград" в пересказе Л.Толстого, переложении Жана де Лафонтена и И.А. Крылова. 

    ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "БАСНИ"

    Чтение басни наизусть.

    Урок развития речи

    1

    ПРОЕКТЫ ПО РАЗДЕЛУ «БАСНИ» (стр. 155-156 учебника). Выберите один из проектов: оформление афиши, сочинение басни.

    Сочинение. Придумываем басню.

    40

    III часть учеб

    ника

    ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ ЖИЗНЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ

    М.Ю. Лермонтов (1814-1841). История одного стихотворения. "Бородино".

    Урок изучения нового материала

    1

    III часть учеб

    ника

    Подготовиться к выразительному чтению наизусть.

    Объяснение значений непонятных слов.

    41

    "Бородино". Эпитет и сравнение. О теме и идее художественного произведения.

    Бородино". "Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын…". Стихотворения Лермонтова о войне 1812 года.

    Чтение наизусть стихотворения «Бородино».

    Урок изучения нового материала

    1

    Выучить термины на с. 10-12: эпитет, сравнение, тема, идея.

    Словарные слова: Эпитет, сравнение, метафора, звукопись, диалог, монолог, риторическое восклицание, авторская позиция

    42

    Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842). Поэт из народа. Стихотворение "Косарь". Близость стихотворений А. В. Кольцова народной лирической песне. Стихотворения поэта по выбору учащихся.

    Урок изучения нового материала

    1

    Подготовиться к выразительному чтению.

    43

    Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883). Верность "Аннибаловой клятве".

    "Муму". Главы 1 и 2 (стр. 21-33).

    Урок изучения нового материала

    1

    Прочитать 3 и 4 главы (стр. 33-39), составить 4 вопроса к прочитанным главам.

    Вопросы и задания к гл. 1, 2, на с. 49-50 (в классе). Пересказы эпизодов (по выбору)

    44

    И.С. Тургенев. Рассказ "Муму" (продолжение).

    Главы 5, 6, 7 (стр. 39-49).

    Урок изучения нового материала

    1

    Вопросы и задания на стр. 50-51.

    45

    Соч.

    РР Классное сочинение по предложенным темам на стр. 51.

    Урок развития речи

    1

    Прочитать статью на стр. 51-54, ответить на вопросы.

    46

    Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Из воспоминаний внука Толстого Л. Н. "Как я помню Льва Николаевича и чему он меня учил". Из истории рассказа "Кавказский пленник".

    Рассказ "Кавказский пленник" (быль). 

    Глава 1.

    Урок изучения нового материала

    1

    Прочитать 2-6 главы.

    Объяснение значений непонятных слов.

    47

    Толстой Л.Н. "Кавказский пленник" (быль). Главы 2-6.

    Урок изучения нового материала

    1

    Творческое задание на стр. 83.

    48

    О сюжете и героях. Теоретико-литературная статья (с. 84-86).

    Урок изучения нового материала

    1

    Выучить термины: эпизод, сюжет, экспозиция, конфликт, завязка сюжета, развитие событий, кульминация, развязка, финал.

    49

    Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888).

    Человек обостренной совести. Из воспоминаний офицера Сахарова В. П., однополчанина Гаршина В. М.

    Рассказ "Сигнал" (с. 90-98).

    Урок изучения нового материала

    1

    Прочитать рассказ «Сигнал», ответить на вопросы на стр. 99.

    Чтение по ролям.

    50

    В.М. Гаршин "Сигнал". Анализ рассказа. Причина разного отношения героев к жизни. Нравственное превосходство Семена. Раскаяние Василия.

    Урок закрепления знаний

    1

    Подготовить краткий пересказ.

    51

    Леонид Николаевич Андреев (1871-1919).

    О жизни писателя. Из воспоминаний Корнея Чуковского о Леониде Андрееве. Рассказ "Кусака".

    Урок изучения нового материала

    1

    Прочитать рассказ «Кусака» (с. 104-111), ответить на вопросы на стр. 111-112.

    52

    Кусака в мире людей (анализ рассказа "Кусака"). Роль пейзажа в рассказе.

    Урок закрепления знаний

    1

    Сочинить продолжение рассказа,

    (задание на стр. 112).

    53

    Александр Иванович Куприн (1870-1938).

    Судьба писателя. Путь в литературу. Из воспоминаний дочери А.И. Куприна Ксении.

    Рассказ "Белый пудель"

    Урок изучения нового материала

    1

    Дочитать рассказ "Белый пудель" (с. 117 -151).  Вопросы № 1, № 2.

    54

    А.И. Куприн. "Белый пудель".

    Сюжет и конфликт рассказа.

    Урок закрепления знаний

    1

    Вопросы № 3-№ 6.

    55

    А.И. Куприн.  "Белый пудель". Характеры персонажей.

    Урок закрепления знаний

    1

    Вопросы № 7-№ 8.

    Характеристика персонажа

    А.И. Куприн. "Белый пудель". Пейзаж в рассказе.

    Рассказы А.И. Куприна о детях.

    Урок закрепления знаний

    1

    Подготовиться к выразительному чтению отрывка.

    Повторить все изученные термины.

    56

    IV часть учеб

    ника

    ПОЭЗИЯ ПРИРОДЫ

    Пушкин А. С. Стихотворение "Обвал".

    Урок изучения нового материала

    1

    IV часть учеб

    ника

    Вопросы и задания на с. 6.

    57

    Федор Иванович Тютчев (1803-1873). Стихотворения

    "Как хорошо ты, о море ночное…" и "Есть в осени первоначальной…".

    Урок изучения нового материала

    1

    Одно из стихотворений Тютчева выучить наизусть и научиться выразительно читать.

    58

    Аполлон Николаевич Майков (1821-1897).

    Стихотворения "Пейзаж", "Ласточки".

    Урок изучения нового материала

    1

    Вопросы и задания на с. 12.

    59

    Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942). Стихотворение "Где б я ни странствовал".

    Николай Иванович Рыленков (1909-1969). Стихотворение "Все в тающей дымке". 

    Урок изучения нового материала

    1

    Задания по выбору:

    1. Выучите наизусть понравившееся  стихотворение о природе.

    2. Словесное рисование картин природы (задание на с. 15).

    60

    Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968). Певец Мещёры. "Мещерская сторона". Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Очерки "Обыкновенная земля" (с. 18-19), "Мшары",  (с. 20-24), "Леса" (с. 25-27).

    Урок изучения нового материала

    1

    Вопросы и задания после каждого очерка.

    Выучить термин очерк.

    Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. Очерк.

    61

    К.Г. Паустовский. Очерки "Луга" (с. 28-30), "Мой дом" (с. 30-32), "Бескорыстие"        (с. 32-33).

    Урок изучения нового материала

    1

    Подготовиться к выразительному чтению.

    62

    Евгений Иванович Носов (1925-2002). "Это и называется у нас - Человек". Рассказы

    "Тридцать зёрен", "Как ворона на крыше заблудилась",

    «Как патефон петуха от смерти спас»      (с. 35-45). 

    Урок изучения нового материала

    1

    Написать сочинение о животных (задание на с. 45).

    63

    «ИДЁТ ВОЙНА НАРОДНАЯ, СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА!..»

    Стихи о Великой Отечественной войне (Константин Симонов, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Муса Джалиль, Сергей Орлов, Расул Гамзатов,

    Урок изучения нового материала

    1

    Выучить наизусть стихотворение о Великой Отечественной войне (задание на с. 58).

    64

    Василий Макарович Шукшин (1929-1974). Рассказ "Жатва".

    Урок изучения нового материала

    1

    Подготовиться к беседе по рассказу.

    Вопрос № 5 на с. 65.

    Устные высказывания, участие в диалоге.

    65

    РАССКАЗЫ О ТВОИХ СВЕРСТНИКАХ

    Юрий Павлович Казаков (1927-1982). Путь в литературу. 

    Рассказ "Тихое утро" (с. 68-80).

    Урок изучения нового материала

    1

    Дочитать рассказ «Тихое утро».

    Вопросы и задания на с. 80.

    66

    Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997). "Правда факта и слово художника". Рассказ "Мститель".

    Урок изучения нового материала

    1

    Вопросы и задания на с. 88.

    67

    Рэй Дуглас Брэдбери (род. в 1920 г.). "Многогранный талант". 

    Рассказ "Мальчик-невидимка" (с. 89-99).

    Урок изучения нового материала

    1

    Вопросы и задания на с. 99-100.

    68

    О рассказе. Теоретико-литературная статья.

    Итоговый урок.

    Проверка техники чтения.

    Урок изучения нового материала

    1

    Взять список книг для чтения летом.

    Термины: рассказ, сюжет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс по программе Коровиной ФГОС

    Календарно-тематическое планирование составлено на основе: Рабочие программы  , Литература  , предметная линия под редакцией В.Я.Коровиной, 5-9 классы, Москва,  Просвещение» 2012 г, ФГО...

    Календарно-тематическое планирование по литературе, 8 класс по учебнику Г. И. Беленького

    Календарно-тематическое планирование по литературе, 8 класс по учебнику Г. И. Беленького рассчитано на 70 часов...

    Календарно-тематическое планирование по литературе. 7 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Меркин)

    Календарно - тематическое планирование по литературе 7 класс по учебнику Г.С.Меркина. Рассчитан на 105 часов . Из расчета 3 часа в неделю....

    Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Меркин)

    Календарно-тематическое планирование  по литературе.  8 класс.       По программе—105 часов , 3 часа в неделю     (Автор учебника Г.С. Мерки...

    Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

    Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

    Календарно -тематическое планирование уроков литературы в 5классе по программе В.Коровиной

    Конспекты уроков, презентации, контрольные работы, планирование....