Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала по В.Ф.Шаталову на уроках литературы
видеоурок по литературе (11 класс) по теме

Гордеева Эвелина Вячеславовна

В течении ряда лет я преподавала предметы гуманитарного цикла в физико- математических и информационно- технологических классах. Мышление у этих детей особое: исследования психологов показали, что даже внутренняя речь протекает у них с использованием схем. Преподавание русского языка и литературы с использованием традиционных методик, таким образом, будет для подобных детей неэффективным, а деятельность учителя- малорезультативной. Учитывая, что  число таких детей в ряде школ составляет 60-70%, можно говорить о том, что перестройка учебного процесса- необходимость. Я заметила, что обучить «физиков» литературе и русскому языку на отличном уровне тем не менее возможно: для этого необходимо лишь использовать родственные математике технологии обучения. И здесь технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала по В.Ф.Шаталову оказалась едва ли не идеальной. Все материалы для удобства даны в виде презентаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon analiz_dramaticheskogo_proizvedeniya.ppt291 КБ
Office presentation icon vse_o_zhanre.ppt1.56 МБ
Office presentation icon sintaksicheskie_figury.ppt1.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АНАЛИЗ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. История создания драматического произведения. Время написания Истоки и особенности авторского замыла История создания Период творчества драматурга 2. Жанр драматического произведения. Драма (в узком смысле слова) Комедия Трагедия Жанр

Слайд 2

3. Идейно-тематическое единство драматического произведения Тематика Проблематика Идейное содержание 4. Характеристика драматического действия Сюжетные линии в драматическом произведении Характеристика действия Особенности конфликта Этапы развития сюжета Особенности композиции

Слайд 3

5. Система образов в драматическом произведении. Характеристика драматических персонажей. Система образов драматического произведения Внесценические персонажи Второстепенные персонажи Герои-антиподы главному герою Главная героиня произведения Главный герой произведения

Слайд 4

6. Авторское отношение к изображаемому. Способы выражения авторской позиции. Прямые Способы выражения авторской позиции в драматическом произведении Речь персонажей Система образов (расстановка в пьесе действующих лиц) Особенности конфликта Косвенные Название Ремарки «Говорящие» фамилии персонажей (в классицистической драме) Монологи или диалоги героя, разделяющего точку зрения писателя Эпиграф


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жанры древнерусской литературы Название Краткая характеристика Пример художественного произведения Житие Жизнеописание светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью «Житие Александра Невского» Хожение Жанр путешествия, в котором рассказывается о поездке к святым местам или описывается какое-либо путешествие «Хожение за три моря» Афанасия Никитина Поучение Жанр назидательного характера , содержащий дидактическое наставление «Поучение Владимира Мономаха» Воинская повесть Повествование о военном походе «Сказание о Мамаевом побоище» Летопись Историческое произведение, в котором повествование велось по годам «Повесть временных лет» Слово Художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона

Слайд 2

Разновидности жанров (по отношению к разным родам литературы) Жанры (по отношению к разным родам литературы) Лирические Эпические Драматические Лиро-эпические

Слайд 3

Название Характеристика Эпические жанры Роман Вид повествовательной литературы; развернутое во времени и пространстве произведение, в центре которого эпическое повествование о судьбе одного или нескольких персонажей, круг жизненных явлений, данных в развитии: -большой объем -несколько сюжетных линий -судьба нескольких персонажей во взаимосвязи Разновидности романа по тематике и содержанию: - рыцарский (жанр средневековый куртуазной литературы XII-XIV веков; судьба рыцаря, его необыкновенные приключения в сочетании с любовной линией); - пасторальный (судьбы людей, близких к природе); - плутовской (динамичный сюжет, пародийные элементы); - роман-эпопея (крупное эпическое повествование, где на фоне важнейших исторических событий разворачивается жизнь множества персонажей); - исторический (повествование разворачивается на фоне какого-либо исторического периода); - семейно-бытовой (в центре - перипетии семейных взаимоотношений); - приключенческий (в центре - повествование о приключениях персонажей); - психологический (исследование внутреннего мира персонажей); - социальный (исследование социальных проблем); - философский (размышления героя над основными вопросами бытия); - роман-путешествие (эпическое повествование разворачивается на фоне путешествия героя).

Слайд 4

Название Характеристика Эпические жанры Повесть Эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение. Автобиографическая повесть Автобиография Художественное произведение, в котором автор описывает свою жизнь, переработав материал; велика доля художественного вымысла; по-новому переосмысливаются события собственной жизни Последовательное прозаическое описание основных событий собственной жизни Л. Н. Толстой «Детство» Автобиография С. А. Есенина

Слайд 5

Повесть Название Характеристика Эпические жанры -средний объем -одна сюжетная линия -судьба одного героя, одной семьи -ощутимость голоса повествователя -преобладание хроникального начала в сюжете Рассказ Малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Рассказ = новелла (широкое понимание, новелла как разновидность рассказа) -маленький объем -один эпизод -одно событие в жизни героя Новелла Малая форма эпической литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не вытекает из хода повествования. Новелла ≠ рассказ (узкое понимание, новелла как самостоятельный жанр)

Слайд 6

Название Характеристика Эпические жанры Очерк Жанр малой формы эпической литературы, основными чертами которого являются документальность, достоверность, отсутствие единого, быстро развивающегося конфликта, развитая описательность изображения. Затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием. Виды очерка Публицистический Художественный Документальный Выражает злободневный интерес к определенному состоянию или тенденциям развитиям социальной жизни Творчески типизирует характеры в нравоописательном аспекте Жанр публицистики, точно воспроизводящий реальные факты и явления Путевой Мемуары Лирико-философский

Слайд 7

Название Характеристика Эпические жанры Басня Эпический жанр; небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием Лирические жанры Стихо- творение Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами Элегия Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму Эпиграмма Небольшое по объему сатирическое стихотворение Сонет Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета); в катернах повторяются только две рифмы, в терцетах – две или три Эпитафия Надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему Песня Жанр письменной поэзии, выражающий определенное идейно-эмоциональное отношение; основа для последующих музыкальных обработок

Слайд 8

Название Характеристика Лирические жанры Гимн Торжественная песнь, принятая как символ государственного или социального единства Военные Религиозные Государственные Виды гимнов Ода Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение Виды оды Хвалебная Праздничная Плачевная Послание Стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу

Слайд 9

Название Характеристика Лирические жанры Романс Небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть положено на музыку Лиро-эпические жанры Баллада Вид лиро-эпической поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания Поэма Большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя Драматические жанры Трагедия Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель Комедия Вид драмы, в котором характеры, ситуации представлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни

Слайд 10

Название Характеристика Разновидности комедии по характеру содержания: - комедия положений (источник смешного-события, хитроумная интрига); - комедия характеров (источник смешного-четко типизированные характеры героев); - комедия идей (источник смешного-идея писателя); - трагикомедия (смех пронизан сознанием несовершенства человека и его жизни); - фарс (западноевропейская народная комедия XIV-XVI веков, обладающая основными признаками народных представлений: массовостью, сатирической направленностью, буффонадой) Драма Литературное произведение, которое изображает серьезный конфликт, борьбу между действующими лицами Водевиль Вид драмы, легкая пьеса с песнями-куплетами, занимательной интригой, романсами и танцами Интерме-дия Небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между действиями основной пьесы, а иногда в тексте самой пьесы. Интермедии бывают нескольких видов: Самостоятельный жанр народного театра в Испании; Галантно-пасторальные сцены в Италии; Вставная комическая или музыкальная сцена в спектакле в России


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Название синтаксической фигуры Краткая характеристика Пример из поэтического текста Риторическое восклицание Синтаксический прием; восклицательное предложение, Передающее эмоционально- экспрессивное отношение к изображаемому … И, содрав гонорар неумеренный, Восклицал мой присяжный: «Перед вами стоит гражданин Чище снега альпийских вершин!.. » (Н. А. Некрасов) Риторическое обращение Синтаксический прием; обращение, не содержащее указания на конкретного адресата Здравствуй, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст… (А. С. Пушкин) Повтор Стилистическая фигура; повторение в поэтическом тексте одних и тех же слов или выражений Я ищу прозрачности, А не призрачности, Я ищу признательности, А не признанности. (С. И. Кирсанов) Градация Повторение семантически близких слов, которые постепенно усиливая друг друга, создают и художественно усиливают один образ «В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, и еще лучше любили повеселиться ». (Н. В. Гоголь)

Слайд 2

Название синтаксической фигуры Краткая характеристика Пример из поэтического текста Антитеза Стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении понятий, образов Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой… (А. С. Пушкин) Инверсия Стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи « Швейцара мимо он дверей скользнул по мраморным ступеням…» (А. С. Пушкин) Плеоназм Стилистическая фигура; повторение однородных слов и оборотов, имеющее различные стилистические функции в зависимости от контекста «Горьким смехом моим посмеются» (Н. В. Гоголь) Алогизм Несовместимость, нелогичное сочетание понятий, сознательное нарушение логических связей в произведении Пил мертвую! не спал ночей по девяти! Все отвергал законы! совесть! веру! (А. С. Грибоедов)

Слайд 3

Название синтаксической фигуры Краткая характеристика Пример из поэтического текста Анаколуф Стилистический прием, синтаксическая несогласованность частей предложения как неосознанное нарушение языковой нормы; широко применяется в юмористических и сатирических жанрах А звери из лесов сбегаются смотреть, Как будет океан и жарко ли гореть… (И. А. Крылов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

"Технология " создания опорных схем-конспектов  на уроках литературы....

Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова на уроках русского языка

Описание опыта работы по технологии  В.Ф. Шаталова "Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей  учебного материала" на уроках русского языка....

Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет.  7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

Из книги В.Ф.Шаталова "Опорные конспекты по кинематике и динамике" описание технологии+ личные разработки опорных конспектов по физике для уроков(см. приложение) и аттестации...

Курсовая работа «Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) на уроках русского языка в 5 классе»

Цель использования технологии:Формирование учебных компетентностей: критического мышления, коммуникативной компетентности.Задачи:Показать влияние СЛС на критическое и логическое мышление учеников, на ...

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

Шаталов Виктор Федорович - народный учитель СССР, профессор Донецкого  университета социального образования. Разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, показав огромные...