Рабочая программа Литература Восточной Сибири
календарно-тематическое планирование (литература, 5 класс) по теме

Крупская Светлана Анатольевна

     Рабочая программа согласована с основными Программами по литературе, рекомендованными  Министерством общего и профессионального образования  РФ, стандартами основного общего образования по литературе и составлена в рамках программы обеспечения Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений и специальных (коррекционных) учреждений Иркутской области, утверженного приказом Департамента образования Иркутской области за №  619-дпр от 07.05.2007 года «О региональном базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области на 2007\2008, 2008\2009 учебные годы».

    УМК состоит из книги для ученика «Писатели Восточной Сибири. Хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ» (34 часа в 5, 6 классах,  методических рекомендаций для учителя. Автором этих пособий является О.Н.Шахерова, ВостСибкнига, 2007 год..

Изучение Литературы Восточной Сибири проводится единым блоком в рамках регионального курса в течение двух лет в 5 и 6 классе –  по 1 часу  в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каледарно-тематическое планирование. 5 класс.

№ урока

Тема, подтема.

Кол-во часов

Дата проведения урока

Контроль знаний

Работа по развитию речи.

Сведения по теории литературы, глоссарий.

Мультимедиа, интернет и другие средства обучения.

Устное народное творчество (13 часов).

1

Русская народная сказка «Бурка, каурка и синегривый конь»

Знакомство с произведением русского фольклора Сибири.

1

Сопоставление фольклорной сказки и сказки литературной П.Ершова «Конек - Горбунок» - актуализация знаний.

1.Художественный пересказ сказки.

2.Словесное рисование.

Фольклор, устное народное творчество, зачин, концовка, фольклорист-собиратель.

1.Иллюстрационный материал к сказке.

2.Фотографии сказителей.

2

Нравственная основа сказки. Устойчивость  и основа волшебной сказки « Бурка, каурка и синегривый конь», связанная  с памятью народов о жизни в древние времена  и служащая  средством  сохранения памяти.

1

Выборочный диктант: записать несколько слов и оборотов, характеризующих речь байкальского сказителя.

Коллективная работа над вопросами для анализа волшебной сказки.

Свойства композиции волшебной сказки.

1.Иллюстрационный материал к сказке.

2.Книга В.П.Зиновьева «Русские сказки Забайкалья».

3

Русская народная сказка «Митя».

Знакомство с произведениями русского фольклора Сибири. Знакомство с содержанием сказки.

1

Выразительное чтение сказки с соблюдением особенностей местного говора.

Работа с тестом на выявление восприятия сказки.

Историческая судьба жанра.

1.распечатки тестов по теме.

2.Книга Е.И.Шастиной «Сказки и сказочники лены-реки».

4

Русская народная сказка «Митя». Урок-расследование « Что можно услышать у сказочника – сказителя помимо содержания сказки?»

1

Членение сказки на эпизоды, составление цитатного плана (групповая работа, а позже самостоятельная после получения начальных навыков выполнения задания).

Начало работы над сюжетом собственной сказки на основе выбранного сюжета.

Сюжет, композиция.

1.Иллюстрации уч-ся к сказке «Митя» и к сказке. Сочиненной по собственному сюжету.

2.Фотографии сибирских сказителей.

5

Бурятская народная сказка «Упрямый парень».

Знакомство с произведением бурятского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель.

1

Перечислить приметы волшебной сказки, имеющиеся в изучаемом произведении.

Чтение сказки учителем, ответы на вопросы на выявление глубины её восприятия.

Бурятский эпос, раскрытие понятия «миф».

Иллюстрации «Жизнь народа Бурятии», «Природа Бурятии» (поисковая система Яндеккс).

6

Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке «Упрямый парень». Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.

1

Тест на выявление восприятия сказки «Упрямый парень».

Знакомство с мифологическими героями бурятского эпоса – Змеем, основными мифологическими мотивами – огнем и водой.

Истоки словесного искусства.

1.Распечатки тестов на выявление восприятия сказки.

2.Мифлогогический словарь.

7

Бурятская народная сказка «Желто-пестрая змея и охотник»  как волшебная сказка. Жанровое своеобразие волшебных сказок.

1

Самостоятельные ответы на вопросы учебника-хрестоматии «Писатели Восточной Сибири».

Словесное рисование героев сказки.

Героический миф, жанровое своеобразие волшебной сказки.

Мифологический словарь.

http://galileo-tv.ru/

(поиск ответов на вопросы по сказке)

8

Бурятские народные социально-бытовые сказки

 « Как хан узнал себе цену» и сказки о животных «Жаворонок и обезьяна». Общее в русских народных  и бурятских народных сказках.

1

Доказательство принадлежности  сказки к тому или иному типу (волшебная сказка, сказка о животных).

Выводы об общих чертах русской и бурятской сказки, выявление причин их схожести.

Тема и идея волшебной сказки, типы сказок.

Иллюстрации к бурятским сказкам (сеть Интернет).

9

Тофаларские народные сказки.

Знакомство с произведениями тофаларского фольклора Сибири. Осознание нравственных ценностей, заложенных в сказках «Три мальчика» и «Тер-Окыш – долина цветов» и сказок о животных. Сопоставление фабулы сказки «Три мальчика» с фабулой  «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С.Пушкина.

1

Сопоставление фабулы сказки фольклорной и сказки литературной (А.С.Пушкин)

Пересказ тофаларских сказок.

Тофаларский фольколор, тофалары, малая народность, малочисленная народность.

Фабула сказки.

1.Географическая карта Иркутской области

 ( Нижнеудинский район.

2.Портрет А.С.Пушкина.

3.Иллюстрационный материал к сказкам.

10

Эвенкийские народные сказки «Тывунгай-молодец и Чолбон-Чокулдай»

Знакомство с произведениями эвенкийского фольклора Сибири. Нравственная основа сказки.  

1

Изображение «верхнего и нижнего мира» в представлении уч-ся.

Вопросы на выявление эмоциональной реакции обучающихся ( групповая работа).

Шаманский миф, изображение верхнего и нижнего мира, камлание, оборотничество.

1.Мифлогический словарь.

2.Листы бумаги 10 х10 или 20 х 20 для выполнения творческого задания.

11

Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке «Тывунгай-молодец и Чолбон-Чокулдай». Мифологическая основа шаманского мифа. Единая основа волшебных сказок.

1

 Выводы о наличии в эвенкийской сказке элементов шаманского мифа.

Ответы на вопросы на выявление точности восприятия и глубины понимания содержания сказки.

Мифологическая основа шаманского мифа.

1.Мифологический словарь.

2.Иллюстрации уч-ся к сказке.

12-13

Эвенкийская народная сказка «Умусликэн».

Знакомство с произведениями эвенкийского фольклора Сибири. Основа волшебной сказки

 « Умусликэн» - героический миф. Художественный мир эвенкийской сказки в иллюстрациях.

2

1.Доказательство по определению вида эвенкийской сказки.

2.Фрагментарное иллюстрирование сказки и создание коллективной творческой работы с соблюдением необходимой последовательности в соответствии с сюжетом сказки (территория «верхнего» и «нижнего» мира).

Вопросы на выявление восприятия сказки и по выявлению её художественных особенностей.

1.Лист ватмана для выполнения творческого задания.

2.Листы А-2 для выполнения творческого задания.

Человек и природа (5 часов).

14

Рассказ Семена Устинова «Любопытный бурундук» .

Знакомство с произведениями современного иркутского ученого и писателя, в котором описываются повадки, внешний вид. Образ жизни бурундука, отношение к зверьку человека. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты.

1

Вопросы на воссоздание воображения:

  1. Вспомнить свои наблюдения за бурундуками в природе;
  2. Устный рассказ по своим воспоминаниям.

Вопросы на выявление эмоциональной реакции, вопросы на выявление точности восприятия, вопросы на осмысление содержания.

Рассказ, антитеза, олицетворение, повторение понятия «эпос».

1.Цветные фотографии и репродукции бурундука в природе.

2.Диск MP3 «Байкал- жемчужина Сибири» (бурундук в природе – видеофрагмент).

3.detstvo.irkutsk.ru

15

Рассказ Алексея Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий» Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе. Основные темы рассказа.

1

Вопрос на воссоздающее воображение: если бы вам пришлось доказать мысль о недопустимости лесных пожаров, как бы вы это сделали? Использовать информацию, полученную из рассказа.

Вопросы на выявление эмоциональной реакции, вопросы на выявление точности восприятия, вопросы на осмысление содержания.

Жанр рассказа, авторская позиция в рассказе, пейзаж,  пейзажная зарисовка.

1.Цветные репродукции или фотографии, на которых изображены деревья, кустарники, тайга, пожар в тайге.

2.Фотография А.Смирнова.

16-17

Рассказ Валентина Распутина «В тайге над Байкалом» .

Первый жизненный опыт мальчика – главного героя рассказа. Ценность красоты окружающего мира, способность человеческого духа жить единой с природой жизнью, напитываться энергией красоты и природной мощи.

2

1.Рассказ о жизни на берегу Байкала до и после строительства Иркутской ГЭС.

Вопросы на выявление эмоциональной реакции, вопросы на выявление точности восприятия, вопросы на осмысление содержания.

1.Видеофильм

« Байкал».

2.Портреты В.Распутина разных периодов жизни.

3.репрдукции и картины природы Байкала.

4.images.yandex.ru

18

Валентин Распутин «В тайге над Байкалом».

Закрепление понятий олицетворение и антитеза. Выявление средств художественной выразительности, авторской позиции  в рассказе В.Распутина.

1

Итоговые вопросы и задания по разделу «Человек и природа».

Словесное рисование картин природы Байкала с использованием олицетворений и сравнений, слов для подсказки стр.50-51 методического пособия О.Н.Шахеровой

« Писатели Восточной Сибири».

Олицетворение, сравнение, эпитет, метафора

Фотографии уч-ся, привезенные из путешествий по озеру Байкал.

detstvo.irkutsk.ru

Стихи для детей (5 часов).

19-20

Стихотворение Георгия Граубина Художественный мир стихов «До нашей эры», « Свободный час»,

« Если не нравимся», «Русский язык», «Каникулярия» или «Тайна стихотворений» Г. Граубина. Понятия: противоречие, на котором строится стихотворение, ритм  и рифма.

2

1.Составить рассказ о разных системах обучения от имени  мальчика из государства Урарту.

2.Начало работы над одним из четверостиший.

Групповая работа уч-ся со стихотворениями Г.Граубина «Свободный час», « Если не нравимся» по предложенному алгоритму.

Противоречия, стихотворный ритм,  рифма.

1.Портрет Г.Граубина.

2.Алгоритм анализа стихотворения (распечатки для каждого уч-ся).

3.Иллюстрация к стихотворениям Г.Граубина.

21

Стихотворение Иннокентия Луговского «Кто разбил лед?»

 Художественный мир стихотворения. Понятия: эпиграф, аллитерация, ассонанс.

1

Перевести грачиный крик на человеческий язык: подобрать однокоренные слова к словам «кража», «Брать», написать стихотворение с внутренней рифмой, в которой повторить выделенные звуки.

Тренировка в подборе рифм.

Словарь вводимых понятий: эпиграф, аллитерация, ассонанс.

1.Портрет И. Луговского.

2.Подбор журналов «Сибирячок» с произведениями И. Луговского (1991-2011 год).

22-23

Стихотворения  Юрия Черных «Весёлый разговор» и «Необычные гости». Тайна окружающего мира. Своеобразие художественного мира стихов. Закрепление понятий ритм и рифма.

2

Выразительное чтение стихотворений Юрия Черных (зачетная работа).

Турнир «веселых рифмачей». Написание своего стихотворения «Необычные гости».

1.Портрет Ю.Черных.

2.images.yandex.ru

Проза для детей (10 часов).

24

Рассказ Анатолия Шастина «Пример для подражания»

Знакомство с  содержанием.   Об истиной и ложной воспитанности. Осмысление нравственной основы рассказа. Понятия: авторская позиция, ирония.

1

Ответ на вопрос:

 « Можно ли считать название рассказа прямым выражением авторской позиции?».

Вспомнить случай из жизни, в котором проявилось истинное значение слова и дела. Составить короткий рассказ об этом случае от первого лица.

Авторская позиция, ирония.

1.Портрет А.Шастина.

2.Иллюстрационный материал к рассказу.

25-26

Сказка Юрия Самсонова «Мешок снов».

  Щедрость и жадность, подлинная  доброта и красота. Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: фольклорная и литературная сказка авторская позиция.

2

Доказательство, что «Мешок снов» произведение современного автора.

Описать сон, который бы вы хотели попросить у старушки.

Фольклорная и литературная сказка, авторская позиция.

1.Портрет Ю.Самсонова.

2.Иллюстрации уч-ся к сказке «Мешок снов».

3.images.yandex.ru

27-28

Фантастический рассказ Геннадия Михасенко « Тетя Атиса». Краткий очерк жизни Г. Михасенко. Знакомство содержанием рассказа.

2

Работа с вопросами на выявление темы и её развития.

1.Конкурс на лучшего рассказчика.

1.Портрет Г.Михасенко.

2.Распечатки вопросов на выявление темы и её развития для каждого уч-ся.

2.Мультимедийная презентация «Жизнь и творчество Г.Михасенко. Писатель, сибиряк, сказочник».

29-30

Фантастический рассказ Геннадия Михасенко « Тетя Атиса». Становление характера юного героя. Осмысление нравственной основы рассказа. Понятия: конфликт, фантастика. Художественная деталь. Анализ рассказа.

2

Тест по сказке Г.Михасенко « Тетя Атиса»

2. Пересказ рассказа от лица тети Атисы.

Конфликт, фантастика, художественная деталь.

1.Иллюстрационный материал к произведению.

2.Распечатки тестов по сказке «Тетя Атиса» (можно включть тест в мультимедийную презентацию к уроку № 1  по теме).

31

Рассказ Марка Сергеева «Для чего нужна нам сила, или Как не стать посмешищем» (1 час).

Знакомство с фрагментом радиобеседы Марка Сергеева на тему «Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем». Осмысление нравственной основы рассказа через поговорки или пословицы разных народов.

1

Выписать  важные, по мнению автора, советы автора в свою тетрадь. Пригодятся ли они в жизни?

Толкование пословиц и поговорок народов мира, использованных автором в рассказе.

Нравственная основа рассказа, идея, тема.

1.Портрет М.Сергеева.

32

Рассказ Геннадия Машкина « Лютня». Знакомство с рассказом Г.Машкина «Лютня» об открытии школьниками сущности характера и поведения своего учителя. Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: конфликт и художественная деталь.

1

Работа с вопросами на выявление темы и её развития.

Рассказ о поездке от имени  учителя Петра Демьяновича.

Конфликт и художественная деталь (закрепление понятий)

1.images.yandex.ru

2.edu.ru›modules.

3. vostok-sibir.ru

4.Портрет Г.Машкина.

33

Итоговая беседа по курсу «Писатели Восточной Сибири».

Итоговый тест по курсу «Литература Восточной Сибири».

Рассказ уч-ся «Моё открытие сибирской литературы».

1.Распечатки тестов.

2.Иллюстрации уч-ся  к наиболее понравившимся произведениям. Изученных в курсе «Литература Восточной Сибири».

34

Резервный урок.

Итого за год 34 часа.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по программе « Писатели Восточной Сибири» в 6 классе

Тема: Стихотворения декабристов периода ссылки. Биография Александра Одоевского. Анализ стихотворений « Утро», « Из детских всех воспоминаний» Цели: -дать представление о жизни и творчестве декабрис...

Рабочая программа по литературе Восточной Сибири 5 класс

Рабочая программа создана на основе методического пособия под редакцией Шахеровой.О.Н....

Рабочая программа по литературе Восточной Сибири 6 класс

Рабочая программа создана на основе методического пособия под редакцией Шахеровой.О.Н....

Рабочая программа по Литературе Восточной Сибири для 5 класса

Автор учебника Шахерова О. Н. Хрестомати для 5-6 классов....

Рабочая программа по Литературе Восточной Сибири для 6 класса

Автор учебник О.Н. Шахерова для 5-6 классов....

Рабочая программа по литературе Восточной Сибири.

Рабочая программа и тематическое планирование по литературе Восточной Сибири 6 класс 2015-2016г....

Рабочая программа Литература Восточной Сибири 5 класс ФГОС

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №  12 г. Нижнеудинск»   Рассмотрена на заседании Методического советаПротокол №  1«27» ...