Методическая разработка по сравнительному граждановедению «Мозаика гражданского образования»
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Квачева Галина Ивановна

Урок литературы, победитель конкурса "Мозаика гражданского образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mozaika_grazhdanskogo_obrazovaniya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РКЦелинный район,

МОУ «Партизанская средняя школа»

Методическая разработка

 по сравнительному граждановедению

«Мозаика гражданского образования»

урок литературы

7 класс

Тема: «Конь узнается при горе, а друг при беде».

Учитель: Квачева Г.И.

2005 г.

План урока.

  1. Тема урока – Конь узнается при горе, а друг при беде.

  1. Цель урока – На основе фольклорных и литературных произведений найти             доказательство значимости, преданности, верности лошади на Руси.

Задачи – Познакомить с некоторыми культовыми обрядами на Руси, связанными с лошадью; на сравнительном анализе различных жанров отметить гуманистическую направленность литературы; донести до детских сердец мысль о том, что «красота спасет мир» и доброта «к братьям нашим меньшим».

  1. Оформление – плакаты с изображением лошадей, рисунки детей, пословицы, поговорки.

  1. Дополнительный этап – чтение былин, эпоса «Джангар», заучивание стихотворений, чтение литературных произведений по данной теме.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

Русская литература отличается гуманистической направленностью. Классикой, т.е. признанными вершинами в литературе, стали те произведения, которые пронизаны уважительным отношением ко всему живому. В русской литературе много произведений, героями которых стали животные. Это очень добрые книги.

Пришвин, Бианки воспитывают в детском сердце доброту. Эту же цель преследует ряд фольклорных произведений как русского, так и калмыцкого народов.

В центре вашего внимания сегодня будут произведения о лошади.

(Ученик читает отрывок стихотворения наизусть)

Жадно, весело он дышит

Свежим воздухом полей,

Сизый пар кипит и пышет

Из пылающих ноздрей;

Полон сил, удал на воле,

Громким голосом заржал,

Встрепенулся конь – и в поле

Буроногий поскакал!

Скачет, блещущий глазами,

Дико голову склонил;

Вдоль по ветру он волнами

Черну гриву распустил.

Учитель:  Эти отрывком стихотворения Николая Михайловича Языкова мы начнем урок, который посвящен верности, дружбе, преданности, но не человека к человеку, а той бескорыстной любви могучих и умных, все видящих, все замечающих и все понимающих животных – лошадей к своему хозяину.

  1. Актуализация знаний учащихся:
  1. По балладе А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Учитель:  Необходимость в таком разговоре возникла при изучении баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге», в основе которой легло предание фольклорного происхождения о смерти князя Олега. Давайте вспомним с вами, как это произошло? (чтение отрывков из песни)

Каким вы видите Олега в «Песне…»?

Учащиеся:  

- добрый – трогательная любовь к коню;

- щедрый – предлагает коня;

- гордый – привыкший к власти;

- воинственный и жестокий – «Селы и нивы… обрек он мечам и пожарам»;

- в разговоре с кудесником он груб.

Учитель:  Могучий воин размышляет, как обойти судьбу. Что происходит?

Учащиеся:

- Меняет коня, что несовместимо с воинской честью. Отвергнуты смелость, верность, преданность. По отношению к своему коню он проявляет предательство;

- С годами Олег не изменился: та же властность, то же презрение к кудеснику, насмешливость. Наступив на череп коня, он бросает вызов судьбе, якобы одержав победу над кудесником.

Учитель:  Чтобы доказать, насколько беспрецедентен был поступок Олега, насколько он не совместим с воинской честью, мы обратимся сначала к истории, а затем доказательство этому попытаемся найти в фольклорных и литературных произведениях.

  1. По изучению истории и культовых обрядов о лошадях:

(сообщения учащихся)

- Историки полагают, что приручение лошади произошло около семи тысяч лет до нашей эры. Лошадь стала верным помощником людей буквально во всем – переездах, перевозках, работах на пашне. А также в ратном деле. Люди уже не могли обходиться без многократной помощи этих добрых и сильных животных. Они стали их настоящими, преданными друзьями.

- То огромное значение, которое имела лошадь в жизни наших предков, нашло отражение в создаваемых ими культах и обрядах.

- Из истории мы знаем, что у древних славян существовал обычай – на могиле умершего богатого человека закалывали его любимого коня и закапывали рядом. Веря в загробную жизнь, люди хотели, чтобы и там оставался с ними верный помощник и друг.

- У разных народов существовали свои традиционные жертвоприношения. Славяне посвящали своему богу Святовиду лошадь – белую, самую красивую и грациозную. Для этого при храмах держали по несколько коней «достойных седла богов».

- Культ древних славян был связан с конем, и существует придание о священном табуне лошадей, охраняющем Русь от поганых. Но с принятием христианства на Руси он был уничтожен дядей князя Владимира Добраном (Добрыней). Это было сделано для того, чтобы укрепить власть князя, ибо конь олицетворял языческих богов, а теперь христианство будет охранять Русь.

Да и само слово князь – конязь (в первоначальном значении – старший в дружине, который имеет коней и воинское оснащение, князь – защитник Земли.)

31 августа на Руси отмечался конский праздник – Флора и Лавера – лошадников. Лошадей по общему и неизменному правилу кормят в полную сыть и ни в коем случае на них не работают, даже на скачках седлать лошадей не принято. В этот день пекли печенье с изображением конского копыта.

  1. По знанию былинных произведений:

Учитель: Ну а теперь поищем доказательства значимости, верности, преданности лошади в многочисленных сказаниях и былинах, дошедших до нас. Вспомним, например, былину о Микуле Селяниновиче, у которого была кобылка соловенькая (туловище было покрыто золотистыми волосами, а  хвост и грива – белые, умевшая и хорошо в поле работать, и, если надо было, резвой быть).

(выступления учащихся)

- Много места отводится в былинах сивке бурке. В одной из них – «Дюк Степанович» - герою понадобился конь «не ради красы – басы да молодецкие забавы, а ради поездки богатырские, и вот какого он выбирает:

Выходил – то Дюк да на широкий двор,

На ту конюшню на стоялую,

Выбирал коня да себе неезжалого,

Выбирал он бурушка косматого,

Да шерсть у бурушка по три пяды,

А грива у бурушка до трех локот,

А хвост у бурушка до трех сажен,

А хвост и грива до сырой земли,

Хвостом следы да он запахивает.

- В былинах народ наделяет лошадь прямо – таки фантастическими качествами. Так в «Илье Муромце и Соловье-разбойнике» сказано:

Его добрый конь да боготырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холма на холм стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерки промеж ног пускать.

- Лошадь обладает и даром речи. В былине «Иван Гостиный сын» она «произносит» целый монолог: «Гой еси, хозяин мой ласковый! Ни о чем ты, Иван, не печалуйся…» (и обещает все сделать для своего всадника и слово свое сдерживает).

- Зато и цены богатырскому коню не было. «Своему – де я добру коню цены не знай, да я цены не знай бурку, не ведаю».

  1. По знанию эпоса «Джангар»:

Учитель: Наше доказательство преданности, верности коня не было бы полным, если бы мы не обратились к известному калмыцкому эпосу «Джангар» в котором с особой любовью поведано о сильных быстроногих скакунах, на которых богатыри еще не раз защищали свою родину от иноземных захватчиков. Академик Соловьев указывал, что в «Джангаре» и в русском былинном эпосе имеется очень много общего. Особенностью калмыцкого эпоса является любовное отношение героев к коню. Едва ли найдется еще другой какой либо эпос, где бы столько внимание было уделено коню, уходу за ним, его повадкам, его красоте, его боевым качествам. Не только люди являются героями «Джангара» и кони, прославленные калмыцкие кони, сильные и выносливые, решают зачастую исход сражений. Народ наделил их  в эпосе даром речи и мудростью, они драгоценные сокровища кочевого богатыря, его верные друзья и в горе и радости. Вот как описывается конь Джангара:

(чтение учащимися отрывков из эпоса)

- Аранзал в крестце собрал

Всю грозную красоту свою,

Аранзал в глазах собрал

Всю зоркую остроту свою,

Аранзал в ногах собрал

Всю резвую быстроту свою.

- А вот другое описание:

Сказывают: у прославленного скакуна

Шея лебяжья, кара – куланья спина,

А величавая грудь Алтаю равна.

Челки подобны мягким купавам речным:

Уши подобны кувшинным ручкам резным,

Очи пронзительней кречетовых очей:

Крепость резцов превосходит крепость клещей;

Редки шаги: копыта – державам земным

Гибель несут…

- Особенно впечатляюще звучит хвалебная песня о беге легендарного Аранзала – коня Джангара. Калмыки слушали ее, затаив дыхание:

На расстоянии целого дня

Передние ноги выбрасывал конь,

На расстоянии суток вперед

Задние ноги выбрасывал конь.

Лишь подбородком касаясь травы,

Он над серебряной степью летел,

Вытянувшись золотою стрелой,

Как будто заяц степной мелькал.

Выброшенная из – под копыт земля

Падала рядом и падала там,

Где, превращаясь в курган Болзатын,

Светилась, оставленная позади…

О скачущих по привольной степи красно-рыжих конях Джангара в эпосе говорится:

Под лунным небом они неслись,

Мильоны, трильоны тех табунов,

Под солнечным небом они неслись,

Мильоны, трильоны тех табунов.

С гривами в бриллиантовый цвет,

С хвостами, сверкающими, как жечуга,

С глазами – то солнце в них, то луна,-

Летели, оранжеволосые, вдаль…

Услышав эти слова, калмык не мог усидеть на одном месте: вся его жизнь была связана с конем. О коне-скакуне у калмыков много и другихвеличальных песен, сказок, восхваляющих повестей и легенд, пословиц и поговорок. Вечно будут жить в народе и звучать такие калмыцкие песни, как, например: «Серолысый иноходец», «Волчеуший чалый», «Темнолысый скакун», «Лыско» и другие.

  1. Образ лошади в литературных произведениях:

Учитель: Изображение лошади в литературных произведениях используется писателями для того, чтобы по-новому увидеть привычные явления и чтобы обнажить суть, главное в личности человека.

(примеры учащихся)

Вот описание красавицы кобылицы у Н.С.Лескова: «Кобылица была, точно, дивная, ростом не великонька, в подобье арабской, но стройненькая, головка маленькая, глазок полный, яблочком, ушки сторожкие; бочка самые звонкие, воздушные, спинка как стрела, а ножки легкие, точеные, самые уносистые. Я как подобной красоты любитель, то никак глаз от этой кобылицы не отвлеку».

А вот призведение А.П.Чехова «Тоска». Это один из самых печальных его рассказов. Он об одиночестве человека. О том, что никому нет дела до горестей маленького человека. Только лошадь готова выслушать и, кажется, понять его.

У В.В. Маяковского есть очень доброе стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Оно о том, о чем мы говорили.

(чтение стихотворения)

«Все мы немного лошади,

Каждый из нас по-своему лошадь»

Особенное отношение к лошади проявляется и в том, что часто обрах лошади, коня, жеребенка опоэтизирован, обласкан. Нежный, доверчивый, кроткий образ появился и в стихотворениях С.Есенина

(чтение стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…»)

«Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани»

  1. Рефлексия урока.

Учитель: Чем запомнился вам этот урок?

Учащиеся:

Мы нашли доказательства верности, преданности лошади в фольклорных и литературных произведениях.

Человек чувствует родственность с этим умным, трудолюбивым, терпеливым, кротким животным.

Убедились в беспрецедентном поступке Олега.

Образ лошади является символом верности, преданности на протяжении многих веков и актуален в наше время для всех народов мира.

  1. Итог урока.

И в заключение урока я бы хотела обратиться к современности, к нашим дням, и напомнить вам о том, что в нашей Республике, именно в Целинном районе, в совхозе «Чагорта» в 1976 году была основана конеферма: 9 кобылиц и 3 жеребца- производителя прекрасной ахалтекинской породы – таково начало ее родословной. С тех пор прошло без малого 20 лет. С сентября 1976 года работает на конеферме Григорий Бадмаевич Чемидов. Сегодня на конеферме 96 лошадей, из них – 40 конематок. Лошадей ахалтекинской породы, при том, чистейшей,- в мире единицы. Всего-навсего 400 скакунов. А в «Чагорте» - 40 конематок – 10% от общего количества. В прошлом году в Пятигорске на «Ахалтекинском митинге» из 4-х скачек конники их «Чагорты» выиграли 3 заезда. В таких хозяйствах как наша «Чагорта», что занимаются разведением чистопородных лошадей у нас в Республике не много. А если и разводят, отдают предпочтение дончакам или лошадям буденновской породы. Их можно использовать для нужд хозяйств. Ахалтекинские – ведь только для верховой езды. А еще для того, чтобы каждый из нас дошел до мысли: «красота спасет мир». И доброта «к братьям нашим меньшим».

(выставление оценок)

  1. Домашнее задание и его обсуждение.

Написать сочинение-миниатюру «Мое отношение к лошадям».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Педагогический совет "Модель Гражданского образования в гимназии!

Представлен опыт работы в ОУ по проблеме гражданского образования...

Правовая культура, одна из составляющих гражданского образования школьников.

Слово «культура» в переводе с латинского - это «возделывание», «выращивание». Недаром трудясь над огромным растением, добиваясь повышения уровня его плодородия, употребляют понятие «окультуриват...

Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания. Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания

    Я убеждена, что общественные науки существуют не для того, чтобы их изучать в подростковом возрасте, а для того чтобы учёные-обществоведы, используя научные знания о социуме, ввод...

Собственная методическая разработка программы "Танцевальная мозаика"

Обучение по данной программе позволяет пробудить интерес детей к новой художественной деятельности и позволяет частично решить проблему занятости свободного времени младших школьников. Ритмикой и танц...

Методическая разработка командного конкурса "Мозаика России"

Методическая разработка командного конкурса "Мозаика России" . Тема конкурса: "Республики, входящие в состав РФ"Конкурс "Мозаика России" посвящен Дню толерантности. Прово...

Методическая разработка урока по теме "Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав"

Место урока в системе уроков курса11 класс. Раздел «Гражданское право». Тема «Право собственности и другие вещные права».Тип урока: урок освоения нового знания.Основные понятия...