Урок литературы в 5 классе "Сказка Б. Шергина "Волшебное кольцо". Особенности языка сказки"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Урок литераты в 5 классе по программе Т.Ф. Курдюмовой и презентация к данному уроку.
Тема: Сказка Б. Шергина «Волшебное кольцо”. Особенности языка сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_5_klasseprezentaciya.zip | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Литература 5 класс
Дата __________
Тема: Сказка Б. Шергина «Волшебное кольцо”. Особенности языка сказки.
Цели урока: показать возможность создания разных произведений на один и тот же сюжет, выявить сходство и различие двух сказок разных авторов;
показать учащимся победу дружбы и справедливости над происками жадности и корысти, как автор сохраняет приметы народной сказки, сочетая их с собственной яркой писательской стилистикой;
развитие навыков слушания художественного текста, развитие внимания к народному слову;
воспитание взаимопонимания, доверия, дружбы, взаимовыручки.
Тип урока: изучение нового материала.
План урока:
1. Вступительное слово учителя.
2. Сообщение ученика о Борисе Викторовиче Шергине.
3. Лабораторная работа пятиклассников.
4. Беседа.
5. Просмотр фрагмента мультфильма.
6. Обучение выразительному чтению.
Оборудование: видеозапись мультфильма “Волшебное кольцо”, учебник-хрестоматия ч. II.
Словарная работа: диалектные слова.
Ход урока
I. Объявление темы и цели урока. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами приступаем к изучению сказки Б.В. Шергина «Волшебное кольцо». Но прежде чем перейти к её изучению, познакомимся с биографией автора
II. Изучение нового материала.
Сообщение ученика о Б.В. Шергине (1893 – 1973)
В самом конце девятнадцатого века в семье Виктора и Анны Шергиных родился сынишка Боря, будущий художник, рассказчик былин, замечательный русский писатель-сказочник.
Борис Викторович Шергин родился 16 июля (28 по новому стилю) 1893 года в Соломбале — пригороде Архангельска. Его детство, юность и молодость прошли на берегах Северной Двины, одной из трех рек, впадающих в Белое море, которое называли еще Студеным Дышащим морем. Отец писателя был корабельным мастером. В доме Шергиных часто бывали мореходы. Мальчик любил слушать их рассказы и пение былин, которые передавались устно от отцов к детям, от дедов к внукам. Шергин запомнил их на всю жизнь, а впоследствии они составили основу его литературных произведений.
Окончив классическую гимназию, Борис едет в Москву, где учится в Художественно-промышленном училище - знаменитой Строгановке. Но ни живопись, ни каллиграфия, ни даже иконы (коих писано будет множество) так и не стали главными.
Накопленный к двадцати годам преизрядный запас слов просился, рвался на бумагу. И уже первый опыт — скромный отчет о концерте знаменитой пинежской сказительницы Марии Дмитриевны Кривополеновой — был успешен. Известность же пришла с книгой 1924 года “У Архангельского города, у корабельного пристанища”. В этом сборнике, украшенном самим писателем, веселый голос звучал еще негромко. Собственно, Шергин лишь изложил поморские старины, рассказанные матерью.
— У писателя есть несколько книг, составленных из былин, — “Илья Муромец”, “Авдотья Рязаночка” и другие. Интересен и сборник русских пословиц “Древний молодец”. Борис Викторович справедливо считал, что русский язык — бесценное богатство. Для детей Шергин написал двенадцать сказок, создав свой фольклорно-литературный жанр. Сюжет народной сказки «Волшебное кольцо» стал основой одной из них.
III. Лабораторная работа
Вы уже прочли эту сказку дома. Она может показаться точной копией платоновской сказки. Но это далеко не так. И на сегодняшнем уроке нам предстоит убедиться в этом в ходе лабораторной работы.
Лабораторная работа состоит из трех частей: двух фактологических и одной литературно-стилистической.
В первой части школьники, сравнивая тексты обеих сказок, находят не менее девяти фактических отличий, а во второй части находят сходства сюжета и смысловой роли произведений.
Лабораторная работа
“Волшебное кольцо” А. П. Платонова и Б. В. Шергина
Часть 1. Различие.
А. П. Платонов | Б. В. Шергин |
1. Главный герой — Семен. | Главный герой — Иван. |
2. Двенадцать молодцев из волшебного кольца. | Три молодца из волшебного кольца. |
3. Видение прекрасной девицы во сне. | Желание Ивана сватать царскую дочь без объяснений. |
4. Строительство хором до сватовства. | Строительство хором вместе с мостом по требованию царя. |
5. Аспид приемный сын змея-царя, искуситель царевны. | Безымянный жених из Парижа |
6. Новое место жительства царевны неизвестно. | Новое место жительства царевны — Париж. |
7. Собака и кошка безымянные. | Собака — Белая, кошка — Машка. |
8. Обращение молодцев из кольца в финале к Семену — «дорогой старый хозяин». | Обращение молодцев из кольца в финале к Ивану — «новый хозяин». |
9. Сватовство к девушке-сироте. | Женитьба на деревенской девушке без намека на ее сиротство. |
Часть 2. Сходство.
Крестьянское происхождение главных героев сказок.
Одни и те же животные.
Сохранение имени Скарапея для змеи.
Скромность желаний главного героя сразу же после получения волшебного кольца.
Желание получить в жены царскую дочь.
Беспрекословное выполнение условий царя.
Предательство жен.
Выручка друзей-животных.
Возвращение к народу в финале сказок: сватовство и женитьба на девушках из крестьянских семей.
Общность нравственных оценок.
Часть 3. Литературно-стилистический анализ сказок А. П. Платонова и Б. В. Шергина.
Задание:
Выписать наиболее яркие, по-вашему, народные слова из текста сказки Б. В. Шергина, подобрать к ним современные синонимы; определить, что придают тексту такие слова.
№ п/п | Фольклорные слова и выражения из сказки Б. В. Шергина | Их литературные аналоги из сказки А. П. Платонова или словаря |
Двоима | Вдвоем | |
Шшенка | Щенок | |
Матка | Мать | |
Извошык | Извозчик | |
Нать | Надо | |
Обуй-ко глаза | Открой глаза | |
Анбар | Амбар | |
Эдаку | Такую | |
Амператор | Император | |
Отдаите | Отдадите | |
Жоних | Жених | |
Зерькала | Зеркала | |
Ланпы | Лампы | |
Зашшурили | Зажмурили | |
Пальте | Пальто | |
Дак | Так | |
Хахаль | Жених | |
Хозейка | Хозяйка | |
Молодуха | Молодая жена | |
Бякнула | Сказала |
—Почему, как вам кажется, Шергин с такой любовью сохраняет нелитературный язык рассказчиков народных сказок из северных районов России?
IV. Просмотр фрагментов мультфильма. (Реж. Л. Носарев, СССР, 1979 г. текст читает Л. Леонов)
Беседа.
— Что удалось создать в мультфильме актёру Л. Леонову?
— Какие нравственные законы утверждаются в этой сказке?
— Какая из трёх сказок вам ближе? Почему?
V. Обучение выразительному чтению.
Начало сказки — диалог Ваньки с мужиком.
Выразительное чтение по ролям.
VI. Подведение итога урока.
Учитель: Все вы помните старинное русское выражение: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”:
— Какой урок из этих трёх сказок вы вынесли как современные читатели?
У: Русские народные сказки делятся на волшебные, бытовые, сказки-анекдоты, сказки-загадки... Если следовать этой градации, к какому типу сказок вы отнесли бы “Волшебное кольцо”?
V. Домашнее задание.
Придумать свой вариант фрагмента сказки «Кошка и собака плывут через реку» (см. задание № 6 стр. 46 учебника-хрестоматии ч II.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Великая сила любви в сказке Снежная королева Г.Андерсена"
Это презентация поможет в проведении урока литературы по творчеству Г.Андерсена...
Урок литературы в 5 классе по теме:"Духовный смысл сказки" с использованием технологии РКМЧП
РКМЧП-это педагогическая технология, позволяющая через активное восприятие текстовой информации включиться в осознанный мотивированный процесс ее усвоения и применения в личной практике....
Урок литературы в 5 классе «Добро и зло в сказках». (По стандарту ФГОС)
Урок литературы разработан по стандарту ФГОС. Ребята сами определяют тему, цели; на примере русской народной и литературной сказок постигают суть понятий ДОБРО и ЗЛО. Работают с текстом сказок, отраба...
Урок литературы в 5 классе «В.А.Жуковский. Волшебная сказка «Спящая царевна»
Цели: 1) активизировать и актуализировать знания учащихся по творчеству В.А.Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала; организовать работу по ознакомлению со сказкой...
Методическая разработка урока литературы в 5 классе. "Традиционное и новое в сказке А.П.Платонова «Волшебное кольцо»
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по учебнику Курдюмовой Т.Ф.Сопоставление одноименных русской народной сказки и литературной сказки....
Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Два мира сказки "Снежная королева"».
Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Два мира сказки "Снежная королева"».Дата: 23 ноября 2017Тип урока: комбинированныйЦель урока: учить анализировать текст худож...
Урок литературы в 6 классе: Что такое счастье? (по сказке В. Гауфа "Холодное сердце")
Тип урока: урок внеклассного чтения.Технологическая карта составлена с указанием формируемых УУД и личностных результатов....