Методическая разработка урока литературы в 5 классе. "Традиционное и новое в сказке А.П.Платонова «Волшебное кольцо»
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Пуликова Елена Витальевна

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по учебнику Курдюмовой Т.Ф.

Сопоставление одноименных русской народной сказки и литературной сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_otkrytyy_ur_po_platonovu_word.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

                     Конспект урока по литературе в 5 классе.

 Тема урока: «Традиционное и новое в сказке А.П.Платонова «Волшебное кольцо»

    1.Оргмомент. Формулировка проблемы. 

   Андрей Платонович Платонов – писатель первой половины 20 века. (Показывается портрет писателя). Для детей он переложил некоторые народные сказки и составил из них сборник «Волшебное кольцо». (Показывается  сборник). « Переложить» - многозначное слово. Одно из его значений – «изложить в другой форме, рассказать по-другому».

    Вы уже прочитали русскую народную сказку «Волшебное кольцо» и сказку А. Платонова с таким же названием. Мы поговорим сегодня именно об этих произведениях. (Показываются две книги: «Русские народные сказки» и сборник Платонова).

?-Как вы думаете, почему мы будем работать сразу с двумя текстами? На какие вопросы это поможет нам ответить?

?- А зачем нам нужно знать: чем авторская сказка похожа на народную, а чем отличается от неё? (Чтобы понять задачу Платонова, понять: зачем он обратился к жанру народной сказки, о чем хотел поговорить с читателем языком сказки? Писатели - мудрые люди, а быть собеседниками таких людей и интересно, и полезно).

2.Формулировка темы урока, целей урока.

   Наша задача сегодня – разобраться: что взял писатель от фольклора, а какие авторские, оригинальные (необычные) моменты внёс в эту сказку. А ещё важно понять: зачем ему это понадобилось.

Сообщается тема урока: «Традиционное и новое в сказке А.П.Платонова «Волшебное кольцо»

?- Что значит «традиционное»? («Традиционное», т.е. сохранившееся от старины, от других поколений, от народной сказки).

3.Ход урока.

  Беседа: Какие виды народных сказок вам известны? К какому виду сказок относится сказка «Волшебное кольцо»? Докажем это. Что сближает сказку Платонова с фольклором?

 Индивидуальная работа: Назовите черты народной волшебной сказки, взятые Платоновым в свою новую сказку? ( Зачин, магическое число 3, волшебные помощники, вредители, испытание, волшебный предмет, запрет и его нарушение, чудеса, концовка-победа добра). Балл за каждый верный ответ.

  А теперь подумаем, чем  отличаются эти сказки? Давайте сначала разберёмся с их сюжетом.

?- Что такое сюжет?

  Запись на доске:  Сюжет - (от фр.- предмет, содержание)        последовательность, ход событий в худож. произведении.

   Работа в группах: В каждой команде выбирается консультант, который направляет работу. Разобраться нам поможет план. Составьте назывной план, состоящий из 9 пунктов. Пользуйтесь учебником. (Каждая команда делает по два пункта и последний). Для удобства текст разделён учителем на части (командам раздаются их страницы).

1.стр.43-44                               1 (Жизнь Семёна и его матери).

2.стр.44-45                               2 (Спасение животных)

3.стр.46-47                                3(Получение волшебного кольца)

4.стр.47-49                                4(Новая жизнь)

5.стр.50-53                                5(Сватовство, хитрость царя и женитьба)

6.стр.53-54                                6(Искушение Аспида)

7.стр.55                                       7 (Потеря кольца и тюрьма)

8.стр.56-58                                8 (Спасение Смёна)

9.стр.58-59                                 9 (Победа добра)

   Учитель слушает ответы и записывает план на доске. При этом за выполнение       без ошибок команде выставляется 1 балл.

      Работа в группах: План народной сказки составлен заранее. (Он раздаётся командам). Сравните оба плана. Это вам поможет найти различия в содержании двух сказок. Прокомментируйте различия . (Каждой команде нужно прокомментировать по 3 пункта плана народной сказки. При необходимости можно зачитывать доказательства из текста).

 За правильные ответы командам присуждаются баллы.

                                                            План народной сказки.

1.Зачин. ( В некотором царстве, в некотором государстве жил да был старик со старухою, и был у них сын Мартынка. ) Потеря кормильца.

2.Спасение собаки и кота.

3.Три года у попа на службе и спасение заколдованной царевны-змеи.

4.Награда - волшебное кольцо. Запрет на разглашение тайны кольца.

5.Сватовство. Наказ царя. Свадьба.

6.Коварство жены.

7.Жестокая участь Мартынки.

8.Помощь верных животных.

9.Мышиный король и Король раков.

10.Обман кота. Договор Васьки и Журки

11.Спасение Мартынки. Страшная смерть царской дочки.

12.Концовка. ( А Мартынка и теперь живет, хлеб жует.)

Выводы: На доске составляется кроссворд во время ответов:

1)Семён

2)Зачин

3)Скарапея

4)Запрета нет

5)Характеры

6)Наказ

7)Аспид

8)Чудеса

9)Концовка

  1. Зачин дополнен деталями бедной жизни крестьян. Пенсия за отца - копеечная.
  2. Змею невзлюбила мать. Что может обозначать имя змеи? 
    - Обратимся к толковому словарю под редакцией С.Ожегова. 
    Скарабей: 1.навозный жук, обитающий на юге Европы, севере Африки и передней Азии. 
    2.изображение священного жука на монетах, камнях, а так же монета, камень с таким
    изображением. 
    Вывод: значит, ключ к имени змеи Скарапея в том, что это священное, волшебное животное и не случайно, именно она даёт Семёну волшебный предмет.
     
    Нет наказа – не раскрывать тайну кольца.
  3.  Нет в сюжете службы у попа.
  4. Зато есть детали о том, как Семён устроил быт, позаботился о матери. Мартынка не наделён ярким характером, он даже глуповат.
  5. Яркий характер матери. Учит сына житейской мудрости. Даёт свой наказ.
  6. Подробное описание жизни царя, взгляда богатых на жизнь. Царица согласилась на свадьбу, потому что её в машине растрясло.
  7. Искушение Аспида (Молодца из Молодцев). - Знаете ли вы, что может обозначать его имя?
    Обратимся к Энциклопедическому словарю и определим значение слова. 
    Аспиды – семейство ядовитых змей. Укусы их могут быть смертельны для человека, особенно 
    опасна очковая змея, или кобра.

Почему такое говорящее имя? Кто в мировой литературе тоже искушал героев? (Искушать-соблазнять, прельщать). 
Способ проверки характеров героев.

  1.  Нет Мышиного и Рачьего королей. В потере кольца виноваты сами звери (у них не было согласия).
  2.  Семён не возвращает жену-обманщицу и не просит её наказать. Она наказала себя сама, выбрав Аспида.
  3. Открытая концовка. Жизненная.

?:Что убрал из своей сказки автор? А что добавил? Что является главным для А. Платонова?

За ответы даются баллы.

Вывод: Платонов взял за основу сюжет народной сказки. Самыми распространенными на Руси являются сказки о змееборце, о тридевятом царстве, о волшебном кольце, о чудесном избавлении от несчастий.  Что-то убрал, а что-то придумал. У Платонова главное внимание уделяется не чудесам, а характерам героев, их поступкам. Характеры у него яркие, как в жизни. Это достигается добавлением в текст реальных деталей, а также введением новых персонажей. Это делает сюжет интересней. Платонов взял у народной сказки лучшее и добавил в неё современное звучание. Наполнил сказочную форму важным для себя содержанием. Привычным языком сказки поговорил с детьми на серьёзные темы.

 ?: На какие?

 О важных вещах, о которых  предлагает задуматься Платонов, мы поговорим более подробно на следующем уроке.

 Физминутка

Начинаем!  Все готовы?

Отвечаем! «Все готовы!»

Начинаем! Все здоровы?

Я не слышу? «Все здоровы!»

Становитесь по порядку

На весёлую зарядку.

  1. «Солнышко»  ( Ноги на ширине плеч. Руку - вправо, руку - влево, руки - вверх, руки- вниз. При этом играем пальчиками ).
  2. «Одеваемся» (Один рукав – до противоположного плеча, второй рукав. Одеваем свитер – подключаем плечи.)
  3. «Поправим причёску» (С правой руки – назад за голову. С левой. И так далее. Затем – то же вперёд. И потом – в обратную сторону. По 4 раза.)
  4. «Выжмем тряпку» (Руки – перед собой. По-очереди – вверх и вниз, кулачки крутим рядом. Потом – то же – в стороны.)
  5. «Завяжем шнурки»(Две руки к ступне – коленку выше. Чередуем).
  6.  «Зовём соседа» (С наклоном тянемся в сторону, поворачивая корпус. Потом – в другую. Потом вперёд.)
  7. «Полетаем» (Машем руками – вверх – вниз, скрещивая перед собой. Потом - в стороны и обнимаем себя).
  8. Закончили-Потянулись - поклонились.

Поздравляю – всё в порядке!

Вот и всё – конец зарядке.

Работа с термином « деталь». На доске:

Деталь - реальная выразительная подробность.(«Реальная», т.е. правдоподобная, взятая из жизни, верно изображающая действительность). Народные сказки чаще всего лишены конкретных деталей.

Дифференциация:(по 2 человека от группы выполняют работу (направляющий не задействован): Найдите и выпишите детали из сказки Платонова (сначала привожу пример: деталь про бедность и пенсию-стр.43-44). Ищут детали на стр.47, 48, 50, 52, 53, 54, 55. За деталь-балл. (На выполнение – 2 минуты)

  Работа в группе (одновременно с поиском деталей): Понаблюдаем за языком сказок. Сравним  отрывок из народной сказки с отрывком из сказки Платонова. Найдите отличия в речи и прокомментируйте. Сначала подчёркивают в тексте. (Каждая команда даёт по одному ответу). Есть ли в языке сходства? Верный ответ-балл. (На выполнение – 2 минуты)

Проверка: сначала -  о деталях, потом - о языке сказок.

Вывод 1: В авторской сказке позиция автора выражается в деталях. Они делают сказку современной (показывают, что она написана сравнительно недавно и в ней затронуты важные в наши дни темы).

Чтение: Сначала выразительно прочитаем отрывки вслух.

                                                   Из народной сказки

- Не бойся! - провещала ему змея. - Иди теперь за тридевять земель, в тридесятое государство - в подземельное царство; там мой батюшка царствует. Как придешь к нему на двор, будет он давать тебе много злата, и серебра, и самоцветных каменьев, ты ничего не бери, а проси у него с мизинного перста колечко. То кольцо не простое: если перекинуть его с руки на руку - тотчас двенадцать молодцев явятся, и что им ни будет приказано, все за единую ночь сделают.

Отправился добрый молодец в путь-дорогу. Близко ли, далеко ли, скоро ли, коротко ли, подходит к тридесятому царству и видит огромный камень. Тут соскочила с его шеи змея, ударилась о сырую землю и сделалась по-прежнему красною девицей.

                                                  Из сказки Платонова

    Поползла змея по дороге, а Семен следом пошел. Долго шел он за змеею — день и ночь, день и ночь. Обступили их темные дебри. Подумал Семен: куда он идет и как назад вернется?

    А змея утешает его:

   — Не бойся ничего, сейчас доползем, это уж змеиное царство началось, видишь? А я змеиного царя дочь, и сейчас мы увидим моего отца. А теперь слушай. Вот когда я скажу ему, как ты меня спас, он поблагодарит тебя и даст тебе много золота, а ты золото не бери, а попроси одно золотое кольцо, что у отца на пальце. Кольцо это волшебное. Отец для меня его бережет, а я хочу тебе его подарить.

Вывод 2: У Платонова нет постоянных эпитетов, общих сказочных мест (путешествующих  из сказки в сказку сказочных выражений), в этом отрывке нет устаревших слов, нет повторов (путь-дорога), нет уменьшительно-ласкательных суффиксов. Сходства: порядок слов (непрямой),  напевность речи и сказовая интонация.

?:Какую цель преследовал Платонов, сознательно убрав эти черты языка народной сказки?

Индивидуальная работа: А с помощью каких языковых средств автор делает своих героев живыми: передаёт их характеры, их образ жизни, время, в которое они живут? При ответе используйте текст.

Вывод: Диалоги, монологи, устаревшие и просторечные слова (хоромы, брехунья). Стилизация под народную крестьянскую речь.

   Дифференциация (ищут 3 человека и выписывают): А какие слова и выражения придуманы самим автором? (самосильная машина, лето состарилось, Молодец из Молодцев, в женихах-то как в сору каком  роемся, пища не естся, и брага не пьётся, угрузла в перине). Рифмованные строки? (стр.46,55) Баллы за верные ответы.

    Дифференциация (ищут 3 человека и выписывают номера страниц): Есть в сказке и юмор-умение подмечать в жизни смешное. Найдите смешные моменты? Зачитайте.(стр.47,52,53,57,58).Баллы за верные ответы.

    Работа с термином «Афоризм». Афоризм – читаем определение на стр. 247. Ищем афоризмы Платонова. (на поиск - 1 минута)(стр.45, 49, 50, 58) Баллы за верные ответы. 

?:На каком лексическом явлении построены  афоризмы: «Добро из добра явилось», «Мост построен по доброте»? (Слово «добро»- многозначное). Объясните их значение. А в народных сказках народная мудрость передаётся в каких выражениях? (Пословицы и поговорки: «Эй, сынок - отвечает старуха,- рубил бы ты дерево по себе – лучше бы вышло»).

Вывод: Добро 1.Всё положительное, хорошее, полезное.

                            2.Имущество, вещи (разг.)

              По доброте = «добротно, качественно, на совесть»

4.Рефлексия.

Подведём итоги урока.

Составление кластеров.

Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графического размещения материала, позволяющий сделать наглядными свои мысли процессы. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Составьте кластеры: «Из фольклора» и «Новое», выбирая нужные таблички. (Выполняется на доске). Чего больше? О чём это говорит? Почему взял этот сюжет? О чём ещё захотел поразмышлять?

?- Какая информация вам была знакома?

?- А что узнали нового?

?- Какие остались вопросы, в чём бы хотелось разобраться поподробнее?

 Вывод: К работе над сказками А. Платонов обратился в конце своей жизни, когда долго болел. Для себя он черпал в сказке надежду на победу добра, справедливости. Ведь волшебные сказки - это место, в котором всегда живёт счастье. Мудрость наших предков восхищала его: «Сказка-ложь, да в неё намёк – добрым молодцам урок!» Писателю хотелось, чтобы жанр сказки продолжал жить и развиваться. А для этого необходимо по-новому взглянуть на её сюжет. Нужно рассказать её заново, на новый  лад, добавить в неё правдоподобие. И Платонов нашёл способ сделать это. Всё своё умение и писательский опыт он использовал, чтобы древний текст зазвучал современно.

5.Выставление оценок.(Подсчёт балов).

 6.Выдача домашнего задания. Д.З.: (раздаю распечатки и поясняю).

1.Подберите пословицы, подходящие по содержанию к сказке «Волшебное кольцо» А. Платонова. Запишите их в тетрадь.

2.Подготовьте ответы на вопросы третьего уровня (стр. 59). Можно записать в тетради план ответа.

3. По желанию. Прочитать сказку Б. Шергина «Волшебное кольцо» и посмотреть мультфильм с таким же названием.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литература в 7 классе "Культурный контекст "Сказки о золотом петушке" А. С. Пушкина"

Меня давно привлекает идея создания культурологических комментариев к литературным произведениям. Я считаю этот методический прием актуальным, познавательно развивающим.Предложенный Вашему вниманию ма...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». («Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб») Класс: 5Предмет: литература  Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия ...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме " Правда в рассказе А.П.Платонова " В прекрасном и яростном мире".

Я  хотела  на  данном  уроке  показать   один  из  способов  идейно-художественного анализа  произведения,  а  именно:  как   стил...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....

Методическая разработка урока литературы в 10 классе Интеллектуальная игра «М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки»

Разработка урока-обобщения в котором через игровую форму расширяются знания обучающихся о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрываются особенности его художественного мира как писателя-сати...

Методическая разработка по литературе. Презентация по теме: А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".

В презентации представлены задания и разнообразный иллюстративный материал, который учителя словестности могут использовать в работе с учениками  при изучении  сказки А.С. Пушкина "Сказ...