Методическая разработка урока литературы в 10 классе Интеллектуальная игра «М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки»
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Разработка урока-обобщения в котором через игровую форму расширяются знания обучающихся о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрываются особенности его художественного мира как писателя-сатирика.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m.e._s-shchedrin_i_ego_skazki_-_kopiya.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы в 10 классе

Интеллектуальная игра

«М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки»

Автор разработки:

Солодченкова Юлия Константиновна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории  

Цель урока –  через игровую форму урока расширить знания обучающихся о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть особенности его художественного мира как писателя-сатирика.

Задачи:

Предметные:

  1. обобщить, закрепить и систематизировать знания о жизни и творчестве               М.Е. Салтыкова-Щедрина;
  2. обеспечить усвоение учащимися особенностей произведений писателя-сатирика.

Метапредметные: 

  1. развивать речь обучающихся, пополнить их словарный запас
  2. создать условия для развития коммуникативной компетенции: умение отвечать на вопросы, составлять развернутый ответ, отстаивать свое мнение,  сотрудничать с участниками группы;

Личностные:

  1. создать творческую атмосферу, способствующую формированию и развитию личности ( вовлечение в работу, предоставление возможности высказаться, поделиться своими знаниями и др.)
  2. работать  над  целостной   системой   нравственных   отношений   с людьми;
  3. воспитывать  критического  отношения  к  себе,   к  обществу;
  4. воспитывать     активную     жизненную     позицию,     негативное отношения к приспособленчеству, к пессимизму.

Дидактический тип урока:  урок обобщения

Форма урока: урок-игра

Используемые технологии:

  • игровая;
  • сотрудничества.

Методическое и материально-техническое обеспечение урока:

  • компьютер, мультимедиа-проектор, экран;
  • мультимедийная презентация к уроку;

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны  :

углубить знания о творчестве Салтыкова-Щедрина.

уметь проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности.

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания.

 

Используемая при подготовке урока литература:

  1. Литературные викторины. Л.Л. Бельская. М., Просвещение, 2007.
  2. Лыссый Ю.И. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В 2 ч. М., Мнемозина, 2011.
  3. Русская литература XIX века. 10 кл. Профильный уровень. В 2 ч., под ред. Г.А. Обернихиной, М., Дрофа, 2006.

План-конспект урока

I. Организационный момент

(психологический настрой на учебную деятельность) 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приветствует учащихся, убеждается в готов-ности учащихся к уроку.

Демонстрируют готовность к работе.

II. Мотивация

(определение темы, постановка цели)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Сообщает тему и цель занятия, представляет команду знатоков.

Знакомятся с правилами игры.

В доме этого писателя всегда было очень много гостей и посетителей, и с  каждым из них он всегда много разговаривал. Лишь в последние месяцы жизни, прикованный к постели, писатель уже  никого не принимал. А когда слышал, что к нему кто-то пришел, то просил: «Передайте, пожалуйста, что я очень занят – умираю».

- Что вы можете сказать об этом человеке, судя о нем только вот по этим словам в последние месяцы жизни?

- Можете ли вы предположить, что же это за писатель? Почему вы так решили?

Верно. Это Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - мастер сатиры. Даже внешний облик Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина поражает нас драматическим сочетанием мрачной суровости и затаенной, сдержанной доброты. Острым резцом прошлась по нему жизнь, испещрила глубокими морщинами. Неспроста сатира издревле считалась наиболее трудным видом искусства. «Блажен незлобивый поэт», — писал Некрасов. Но иную участь он пророчил сатирику:

Его преследуют хулы:

Он ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья.

       Судьба сатирика во все времена была тернистой. Внешние препятствия в лице вездесущей цензуры заставляли его выражать мысли обиняками, с помощью всякого рода иносказаний — «эзоповым» языком. Сатира часто вызывала недовольство и у читателей, не склонных сосредоточивать внимание на болезненных явлениях жизни. Но главная трудность была в другом: искусство сатиры драматично по своей внутренней природе. На протяжении всего жизненного пути сатирик имеет дело с общественным злом, которое постоянно испытывает его душевные силы. Лишь стойкий человек может выдержать это каждодневное испытание, не ожесточиться, не утратить веры в жизнь, в ее добро и красоту.  Именно таким и был М.Е. Салтыков-Щедрин и именно ему и  его творчеству будет посвящено наше сегодняшнее занятие – интеллектуальная игра «Литература в вопросах и ответах». И состоять оно будет из трех разных игр.

-Вы же играть любите? Готовы?

III. Работа по теме урока

Игра

(развитию познавательной активности и творческого мышления учащихся)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Выступает в роли ведущего: зачитывает вопрос, комментирует ответ.

В ходе обсуждения дают ответ на поставленный вопрос.

«Верите ли Вы, что…?»

      Итак, приступим. Первая игра по типу «Веришь – Не веришь». Ваша задача согласиться или не согласиться с предложенным утверждением. За каждый правильный ответ команда получает 100 баллов. За неправильный  - наказывать не будем, но пожурим и направим на путь истинный.

- Верите ли Вы что, М.Е. Салтыков-Щедрин родился и провел детство в имении Спасское-Лутовиново?

(Михаил Салтыков родился в старой дворянской семье, в имении родителей, селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. С детства его окружал особый мир: скопидомство, страсть к накопительству, жестокость. Сам писатель вспоминал об этом так: «В семействе нашем царствовало не то, чтобы скупость, а какое-то упорное скопидомство. Всегда казалось мало, и всего было жаль…» В разговорах с современниками он не раз упоминал о безрадостном детстве: «А знаете, с какого момента началась моя память? Помню что меня секут… секут как следует, розгою… Было мне тогда, должно быть, года два, не больше…»

Название села Спас-Угол напоминает название имения Спасское-Лутовиново, в котором прошли детские годы другого известного нам писателя  Ивана Сергеевича Тургенева. Казалось бы, может быть простое совпадение. Но…  Многое объединяло этих двух писателей: как безрадостная пора детства, так и творческий диалог  на протяжении всей их активной творческой жизни, по-разному воплощавшийся в их произведениях.)

- Верите ли Вы что, М.Е. Салтыков-Щедрин учился в том же самом учебном заведении, что и А.С. Пушкин?

(Десяти лет от роду Михаил Салтыков поступил в Московский дворянский институт, а два года спустя был переведён, как один из лучших учеников, казённокоштным воспитанником  в Царскосельский лицей. В лицее, под влиянием свежих еще тогда пушкинских преданий, каждый курс имел своего поэта; в XIII-м курсе эту роль играл Салтыков. Но вскоре он понял, что у него нет призвания к поэзии, перестал писать стихи и не любил, когда ему о них напоминали.) 

- Верите ли Вы что, М.Е. Салтыков-Щедрин за участие в кружке Петрашевского был сослан в Вятку?

(Михаил Евграфович был сослан в Вятку в апреле 1848 года за повесть "Запутанное дело", помещенную им в мартовской книжке "Отечественных записок" того же года. В этой повести юного автора  цензура усмотрела дерзкую аллегорию состояния России, - и автор в наказание был послан на службу в Вятку.

Но что же связывало писателя с М.В. Петрашевским? Во-первых, лицейская дружба. А во-вторых, будучи воспитанным на идеях революционно-демократического крыла русских литераторов, Щедрин после окончания лицея некоторое время примыкал к кружку петрашевцев. Ссылка в Вятку некоторым образом спасла Салтыкова от более сурового наказания, т.к. в 1849 году правительство жестоко расправилось с кружком Петрашевского. Нет сомнения, что Салтыкову, не будь он арестован и выслан до разгрома кружка, пришлось бы изведать все ужасы пребывания в тюрьме или на каторге. Память о Петрашевском Салтыков-Щедрин сохранил на всю жизнь.)

- Верите ли Вы что, М.Е. Салтыков-Щедрин был вице-губернатором Вятки?  

(Стремясь принять личное участие в проведении крестьянской реформы Салтыков-Щедрин принимает назначение на пост вице-губернатора в Рязани, а потом в Твери. Его задача, как он сам определял, - «не дать в обиду мужика». Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров.)

- Верите ли Вы что, в Петербурге есть улица и библиотека имени Салтыкова-Щедрина?  

(К сожалению, только в прошлом. Нынешняя улица Кирочная с 1932 по 1998 год носила имя М. Е. Салтыкова-Щедрина. Российская национальная библиотека с 1932 года до 27 марта 1992 года именовалась Государственная публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина.)

- Верите ли Вы что, М.Е. Салтыков-Щедрин завещал похоронить себя рядом с И.С. Тургеневым?  

(Писатель умер 28 апреля (10 мая) 1889 года. Он был похоронен 2 мая, как пожелал, на Волковском православном кладбище рядом с И.С. Тургеневым. В 1936 году могила писателя была перенесена с Волковского кладбища на Литераторские мостки)

- Что же мы вспомнили в ходе игры?

- Какую роль сыграли эти события в судьбе Салтыкова-Щедрина?

- Пусть команды зададут друг другу еще по одному вопросу «Верите ли Вы, что…?» из биографии писателя.

«Своя игра»

       Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина всегда было направлено на обличение пороков общества. Его талант прекрасно справлялся с теми задачами, которые ставила перед ним эпоха. Взявшись за социальное обличение, он очень талантливо и виртуозно это делал. Выбрав форму сказок, писатель наполнил традиционную народную форму новым содержанием. Салтыков-Щедрин прекрасно владел эзоповым языком, в иносказательной форме которого заключена многозначность, так нужная писателю, чтобы передать весь абсурд и несостоятельность изображаемой ситуации.

       Вторая наша игра и будет посвящена сказкам Салтыкова-Щедрина. Перед вами всем вам знакомое игровое поле «Своей игры» с 4 категориями вопросов и 5 уровнями сложности, т.е. цена вопросов может быть от 100 до 500 баллов. Каждая команда по очереди будет выбирать категорию и цену вопроса. Начнем с отстающих.

Категория «Сказки». Вспомните название сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.

100. «… на воеводстве». («Медведь на воеводстве». Воеводство - область, управляемая воеводой.)

200. «Самоотверженный…». («Самоотверженный заяц». Самоотверженность  - положительное психологическое, социальное и морально-политическое качество личности, которое выражается в способности к подчинению своих интересов и жертвованию ими (вплоть до жертвы собственной жизнью).

300. «… - меценат». («Орел - меценат». Меценат - лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.) 

400. «… - челобитник». («Ворон - челобитник». Челобитчик - тот, кто подает челобитную; проситель, истец.)

500. «… - идеалист». («Карась – идеалист». Идеалист - тот, кто всецело предан каким-либо высоким идеалам и руководствуется ими в своем поведении, жизни; тот, кто склонен идеализировать действительность, считать ее лучшей, чем она есть.) 

Категория «Слова». Каково значение слова?

100. «Не дозволит измельчать и выродиться в снетка». Каково значение слова снеток?

  • кусочки теста, сваренные в кипящем бульоне, молоке
  • мелкая промысловая рыба семейства корюшек
  • горячий напиток из воды, меда и пряностей

200. «Лучины не стало мужику в светец зажечь…». Каково значение слова светец?

  • литая подставка для лучины
  • подставка для свечи или свечей
  • светлая комната

300. «Поднялся мякинный вихрь». Каково значение слова мякина?

  • набитый пухом или пером продолговатый мешок
  • отходы при обмолоте и очистке зерна хлебных злаков
  • болотистая местность

400. «Чтобы он фанфаронства свои прекратил и поступлению в казначейство податей препятствий не чинил». Каково значение слова фанфарон?

  • тот, кто преданно служит кому-, чему-либо, увлеченно занимается чем-либо
  • льстивый человек
  • легкомысленный хвастун, бахвал

500. «Смотри, сынок,  - говорил старый пескарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!». Каково значение слова жуировать?

  • предаваться наслаждениям, удовольствиям; вести праздную жизнь
  • говорить весело, пересыпая речь шутками, остротами
  • проявлять геройство (обычно пренебрегая необходимой осмотрительностью,   осторожностью, бесшабашно рискуя жизнью)

Категория «Крылатые выражения». Закончите крылатые выражения.

100. Жил - дрожал, … (и умирал дрожал).

200. Однако, брат, … (глупый ты помещик!)

300. Коли хочешь жизнью жуировать, … (так гляди в оба!)

400. У умных родителей, … (родился сын дурак.)

500. Правда не ворона, … (за хвост не ухватишь.)

Категория «Где эта улица, где этот дом»

100. На какой улице жили два генерала в Петербурге? (На Подьяческой.)

200. «… жил-был один помещик». Где? (В некотором царстве, в некотором государстве.)

300. «Когда люди, звери, птицы и рыбы спят, он будет моцион делать, а днём – станет … сидеть и дрожать». Где? (В норе.)

400. «Пошёл направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Пошёл к ручью. Видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит». Где? (На острове.)

500. В сказке «Как один мужик двух генералов прокормил» генералы в газете прочитали, что в одном городе прежде чем варить уху, рыбу высекли. Назовите город. (Вятка.)

  • Интересна ли вам была данная игра?
  • Что вспомнили?
  • Что захотелось перечитать?
  • Какую категорию вопросов вы могли бы добавить в игровое поле?

«Кто хочет стать миллионером»

        Мы уже убедились, что ярким и доступным для читателя примером безнравственности общества в творчестве Салтыкова-Щедрина стали сказки. Казалось бы, такой литературный жанр как сказки предназначен для детского понимания добра и зла, но сказки Салтыкова-Щедрина проникнуты иронией, в них заключена проблема русского общества, которую автор хотел разрешить на простом примере, высмеивая в отдельных моментах поступки своих героев.

  • Перед вами иллюстрации к двум сказкам. Назовите их.
  • Верно. Помните ли вы, о чем эти сказки? Что между ними общего?

(В сказке "Дикий помещик" Щедрин как бы обобщил свои мысли о реформе "освобождения" крестьян, содержащиеся во всех его произведениях 60-х годов. Он поставил необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян-крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства. Этот помещик, как и генералы из сказки о двух генералах, не имел никакого представления о труде. Брошенный своими крестьянами, он сразу превращается в грязное и дикое животное. И жизнь эта, в сущности, – продолжение его предыдущего хищнического существования.    Внешний человеческий облик дикий помещик, как и генералы, приобретает снова лишь после того, как возвращаются его крестьяне. Народ - созидатель богатства, а правящие классы лишь потребители этого богатства).

       Перейдем к финальной игре нашего занятия «Кто хочет стать миллионером» и вспомним сюжеты этих двух сказок. Одна команда будет играть по сказке «Дикий помещик», другая – по «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

100. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1. В результате кораблекрушения

2. По щучьему велению, по моему хотению

3. С помощью волшебника

4. Прилетели на ковре самолете

200. В чём мужик варил суп?

1. В котелке

2. В кокосовой скорлупе

3. В пригорошне

4. В чане

300. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

1. «Московская правда»

2. «Московское обозрение»

3. «Вестник Москвы»

4. «Московские ведомости»

400. Как генералы отыскали на острове мужика?

1. По запаху мякинного хлеба

2. По следам, оставленным на песке

3. По его крикам

4. По звукам балалайки

500. Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

1. Пуговица

2. Орден

3. Тапочки

4. Платок

600. Из чего мужик сделал силки для птиц?

1. Из собственной рубахи

2. Из собственных лаптей

3. Из собственных волос

4. Из лески

700. Кем мужик работал в Петербурге?

1. Поваром

2. Кузнецом

3. Извозчиком

4. Маляром

800. В каком виде два генерала прибыли на остров ?

1. В ночных рубашках

2. В мундирах

3. В шубах и валенках

4. Раздетые

900. Как генералы вернулись домой?

1. Заснули и проснулись дома

2. Мужик построил корабль

3. Так же как и попали на остров

4. Их случайно спасли

1000. Чем наградили генералы мужика?

1. Бутылкой пива

2. Медалью

3. Рюмкой водки и пятаком

4. Плетьми

«Дикий помещик»

100. Как звали слугу помещика?

1. Иван

2. Санька

3. Сенька

4. Петр

200. Какое золотое слово вычитал помещик в газете «Весть»?

1. Даёшь

2. Вперёд

3. Старайся

4. Долой

300. Чем в своей жизни был очень недо-волен герой сказки «Дикий помещик»?

1. Маленькой пенсией

2. Отсутствием детей

3. Отсутствием жены

4. Обилием мужиков

400. Кого звал помещик в гости?

1. Медведя

2. Генералов-соседей

3. Губернатора

4. Судью

500. Чем дикий помещик угощал всех гостей?

1. Колбасой

2. Пряником

3. Вареньем

4. Ягодами и грибами

600. С кем помещик охотился за зайцем?

1. С кабаном

2. С лисой

3. С медведем

4. С волком

700. Какой способ прогулки помещик «считал самым приличным и удобным»?

1. Верхом на лошади

2. В телеге

3. В карете

4. На четвереньках

800. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал?

1. Оброс волосами

2. Сидел на печи

3. Надел тулуп

4. Беспробудно

900. Что помещик, одичав, не успел-таки приобрести?

1. Когтей

2. Хвоста

3. Звериной силы

4. Шерсти

1000. Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика к помещику?

1. Губернское начальство

2. Сам помещик

3. Соседи

4. Царь

IV. Подведение итогов

(подведение итогов игры)

Деятельность учителя

Деятельность зрителей.

Подводит итоги игры. Вручение призов команде и лучшему игроку.

Выбирают лучшего игрока.

        Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только попристальнее вглядеться в окружающую действительность. Не зря сам М.Е. Салтыков-Щедрин сказал: «Литература изъята из законов тления. Она одна не признаёт смерти». Поразмышляйте об этом и напишите дома сочинение-эссе “О существовании героев Салтыкова-Щедрина в наше время”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме «М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том …». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика».

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по произведению М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик..."  к УМК под редакцией В.Я.Коровиной...

Методическая разработка урока литература в 7 классе "Культурный контекст "Сказки о золотом петушке" А. С. Пушкина"

Меня давно привлекает идея создания культурологических комментариев к литературным произведениям. Я считаю этот методический прием актуальным, познавательно развивающим.Предложенный Вашему вниманию ма...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». («Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб») Класс: 5Предмет: литература  Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия ...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Конспект урока литературы, 5 класс (интеллектуальная игра)

Разработка тематического внеклассного мероприятия по теме  «В гостях у сказок Г.Х. Андерсена» (интеллектуальная игра)», 5 класс...

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...